Зачем проводить тюнинг дизеля
Многие автомобилисты зададут вполне ожидаемый вопрос — зачем это делать, ведь дизеля и так славятся своей мощностью? Ответ простой — для улучшения тяговых характеристик при подъемах и на обгонах, когда имеется груз. Это больше относиться к грузовому транспорту, а для легковых автомобилей — улучшения и увеличение мощности, которая не требует механического вмешательства.
Итак, рассмотрим, основные причины, по которым большинство автомобилистов проводят чип тюнинг дизеля:
- Улучшение мощностных характеристик. Тюнинг считается успешным, если показатели мощности возросли на 30-35%.
- Улучшения тяговых характеристик. Этот показатель характерный для грузового автотранспорта, а также для микроавтобусов. При установке модуля и прошивки электронного блока управления происходит изменение крутящего момента, а также режима впрыска, что позволяет улучшить тягу.
- Уменьшения расхода горючего. В данном случае, лучше всего проводить монтаж чипа, поскольку непосредственное воздействие и контроль ЭБУ за впрыском должно проводиться постоянно. Как показывает практика, обрыв провода управления ведущему к модулю сбивает характеристики впрыска, и двигатель просто заливает горючим.
- Улучшение динамических качеств. Это проводится, обычно, с улучшение мощностных характеристик, но может делаться и отдельно от них. Эта доработка позволяет лучше и быстрее набирать разгон, что положительно при обгонах.
Когда, все характеристики рассмотрены, можно перейти непосредственно к самому процессу проведения чип тюнинга дизеля.
Популярные прошивки для чип-тюнинга авто
Опытные мастера именитых сервисных центров, которые оказывают услугу чип-тюнинга, всегда пользуются профессиональными приложениями. Хорошая программа позволяет перепрошить ЭБУ так, что производительность силового агрегата увеличится в разы. Конечно же, если автомобилист обратиться за помощью к официальному дилеру, его не будут беспокоить вопросы относительно того, какие прошивки для чип-тюнинга лучше остальных имеющихся в интернет-пространстве. Однако, если владелец транспортного средства не привык доверять свой автомобиль незнакомым людям и хочет сделать самостоятельно прошивку своего движка, он должен знать, какие программы для чип-тюнинга лучше использовать. Правильно подобранный программный продукт позволит качественно сделать диагностику мотора и ЭБУ, а также в дальнейшем перепрошить его, чтобы внести в «мозги» движка существенные коррективы. Прежде всего, автомобилисту необходимо решить вопрос относительно типа программы, так как на веб-ресурсах можно найти как редакторы прошивок, так и загрузчики приложений, а также продукты для диагностики силового агрегата авто.
Прошивки для чип-тюнинга могут быть совершенно разными. Например, приложение ECUSafe пользуется у автомобилистов-самоучек, проводящих самостоятельно такую процедуру, особенной популярностью. Это нехитрое программное приложение обладает интуитивно-понятным интерфейсом, правда, все опции имеют названия исключительно на английском языке. Вместе с тем ECUSafe обладает множеством преимуществ, которые заключаются в огромном функционале. Этот продукт можно назвать оптимальным решением, позволяющим провести качественный чип-тюнинг при минимальных затратах. Программа ECUSafe позволяет отключить датчик кислорода, проверить сажевый фильтр и диагностировать многие другие элементы системы.
Такие прошивки для чип-тюнинга автомобилей, как ELMConfig, являются первоклассными загрузчиками, посредством которых можно как активировать дополнительные функции ЭБУ силового агрегата, так и отключить некоторые сторонние свойства. ELMConfig позволяет сделать полную диагностику мотора на разных автомобилях. Простота обращения с программным продуктом обусловлена его русификацией и удобным интерфейсом. Правда, некоторые специалисты отмечают несовместимость формата программы ELMConfig с форматами других типичных приложений.
Если автолюбителю нужен чип-тюнинг, прошивки наподобие OpenBox помогут надёжно и качественно перепрограммировать ЭБУ на автомобилях отечественных и зарубежных изготовителей.
Весьма удобно делать чиптюнинг посредством приложения Combiloader, которое относится к типу наиболее известных универсальных программных продуктов. В Combiloader предусмотрены различные функции диагностики, разобраться в функционале может даже новичок, который впервые имеет дело с подобными приложениями.
Есть программы для чип-тюнинга, которыми активно пользуются не только автомобилисты-любители, но и маститые профессионалы. К таким приложениям относится продукт Galletto, помогающий в проведении качественной перепрошивки ЭБУ. Galletto выполнена на русском языке, с её помощью можно проверить и модернизировать дизельные версии большинства силовых агрегатов (TDI, JTD) и многие современные бензиновые моторы.
Установка дополнительных функций
По такому же принципу чипование производится и на других моделях автомобилей, неважно, будет это Киа, Тойота или Шевроле. После установки новой версии можно изменить конфигурацию ЭБУ, например, добавить/ убрать такие функции, как автоблокировка замков дверей при движении, опускание и подъем стекол с брелока
Также компьютерная программа может управлять другими дополнительными опциями:
- автоматическим включением обогрева лобового или заднего стекла после запуска двигателя;
- контролем давления в шинах (на автомобилях с ESP);
- функцией Bluetooth;
- изменением фаз газораспределения;
- Eco Mode и прочее.
На новой машине опции активированы заводом-изготовителем не все, с помощью компьютерной программы произвести апгрейд того дополнительного оборудования, которое установлено на автомобиле, достаточно просто.
Нужно ли перепрошивать блок управления двигателем
Если автомобиль ведет себя нормально (умеренно расходует топливо, хорошо разгоняется, не троит), может быть, и не стоит вмешиваться в электронную систему ДВС, особенно, если водителя все устраивает. Чип-тюнинг выполняется в основном лишь в тех случаях, когда работа двигателя напрягает, есть неполадки или сбои:
- машина не сразу реагирует на педаль газа;
- разгон вялый, при увеличении оборотов появляются рывки;
- не хватает динамики, особенно под нагрузкой (например, если включается кондиционер);
- забившийся катализатор (сажевый фильтр) создает проблемы.
Чипуют ЭБУ нередко при отключении катализатора, и в основном на тех авто, где устанавливается не менее двух кислородных датчиков (один перед катализаторной банкой, другой – сразу после нее). Так как после врезки пламегасителя вместо катализатора меняется состав выхлопных газов (увеличивается токсичность), лямбда-зонд, находящийся за пламегасителем, фиксирует превышение CO в выхлопе, на панели приборов авто высвечивается ошибка. Избавиться программно от нее можно только с помощью перепрошивки блока, обычно в таких случаях устанавливают программу с адаптацией мотора под Евро-2.
Плюсы чип-тюнинга
Улучшится динамика автомобиля.
Снизится время разгона. Идти на обгон станет безопаснее.
Можно корректно отключить катализатор или сажевый фильтр, убрав ошибки двигателя без ухудшения качества смеси.
Машина перестает «тупить» при включенном кондиционере.
Повышается тяга на низких оборотах.
Переключение передач становится более мягким, исчезают провалы.
Педаль газа становится чувствительнее: улучшается реакция двигателя на нажатие, исчезает «задумчивость» машины.
Уменьшается турбояма на турбированном двигателе.
Улучшается работа на холостых оборотах.
Всегда можно вернуть стоковую прошивку.
Основной плюс для каждой модели и владельца свой. Некоторых больше всего раздражает «тупизна» электронной педали газа, кому-то не хватает тяги на низах, кто-то добивается более плавной работы коробки передач.
Отзыв владельца Митсубиси Паджеро Спорт после чип-тюнинга от АДАКТ:
Стоимость чип-тюнинга
Профессиональный Chip Tuning выполняется в специализированных автотехцентрах, подобные предприятия есть в каждом городе Российской Федерации. Чипование производится на различных моделях машин с бензиновыми инжекторными или дизельными ДВС, которые оснащены ЭСУД (электронной системой управления двигателем).
Цена перепрограммирования бывает разной и может заметно отличаться, она зависит от разных факторов:
- от типа автосервиса и его ценовой политики;
- региона и конкретного местоположения;
- оснащенности предприятия;
- конкретной модели автомобиля;
- марки, типа и объема двигателя;
- сложности и объема проводимых работ.
Нет ничего удивительного в том, что в таких крупных городах как в Москве или Санкт-Петербурге стоимость работ будет выше, чем в каком-нибудь районном центре или пригороде. Также сменить перепрошивку электронного блока получится дешевле у частного мастера, чем на станции техобслуживания. Цена обычно находится в пределах от 3000 и до 30000 рублей, если работы проводятся в комплексе (например, дополнительно удаляется сажевый фильтр, устанавливается прямоточная выпускная система), ремонт на технически сложном дорогом автомобиле (Mercedes S-класса, Bentley и т. д.) может обойтись еще дороже.
3 Советы и рекомендации для желающих сделать чип-тюнинг самостоятельно
Существуют множество других программ для различных блоков управления на разные модели автомобилей иностранного производства, однако они более узкоспециализированные. Все вышеперечисленные программы проверены, как говорится, временем и действиями.
Для того, чтобы разобраться в интерфейсах программ и провести качественную диагностику, а затем и перепрограммирование ЭБУ на своем автомобиле самостоятельно, необходимо знать некоторые дополнительные сведения и обладать определенным оборудованием.
Как правило, такое оборудование есть в специализированных тюнинг-мастерских, кроме того, специалисты хорошо знают возможности каждой из применяемых программ и подберут наиболее оптимальный вариант программного обеспечения для перепрошивки ЭБУ на вашем автомобиле. Использование программ без определенных знаний может дать негативный эффект и повредить «электронные мозги» в виде электронного блока двигателя. Также ни в коем случае не стоит делать перепрошивку без предварительной диагностики двигателя.
2 Популярные программы для самостоятельного чип-тюнинга автомобиля
Как правило, опытные тюнеры используют профессиональные программы для перепрошивки ЭБУ и других процедур, позволяющих повысить производительность мотора. Однако в том случае, если вы хотите провести чип-тюнинг самостоятельно, то не лишним будет знать о некоторых популярных программах, которые позволяют провести как диагностику двигателя и ЭБУ, так и полностью перепрошить блок управления и произвести дополнительные изменения в системе двигателя. Различают редакторы прошивок, загрузчики программы и программы для диагностики двигателя автомобиля.
Программа ECUSafe распространена среди любителей проводить чип-тюнинг своими руками. Данная программа имеет понятный и качественный интерфейс на английском языке, большой функциональный набор и отлично подходит для новичков и тех, кто собирается получить максимальный эффект от чип-тюнинга при минимальных затратах. Среди функций программы отключение датчика кислорода, сажевого фильтра и многое другое.
Программа ELMConfig – отличный загрузчик, с помощью которой можно не только активировать или удалить некоторые функции блока управления, но и произвести качественную диагностику двигателя на различных моделях автомобилей. Программа обладает удобным интерфейсом, разобраться с которым сможет каждый, так как она полностью русифицирована. Правда, при ее использовании может возникнуть проблема, которая заключается в том, что формат программы не совместим с форматами других программ и загрузчиков.
Программа OpenBox так же одна из самых надежных и популярных и служит для перепрограммирования различных блоков управления как отечественного, так и иностранного производства.
Combiloader, пожалуй, самая известная из универсальных программ для чип-тюнинга, которые обладают и функциями диагностики. Она проста в понимании, с отличной базой и понятным для простых пользователей интерфейсом.
Galletto – еще одна программа, которая пользуется определенной популярностью как у профессиональных тюнеров, так и у простых автолюбителей, желающих провести качественную перепрошивку ЭБУ. Программа полностью русифицирована и поддерживает самые новейшие дизельные версии двигателей из серии TDI, JTD, а также новейшие бензиновые двигатели.
Все представленные выше программы – альтернативные специализированные редакторы, которые способны отображать только достоверные данные и таблицы. Такие программы содержат в себе базу данных различных штатных ЭБУ и их калибровочных данных. При этом они позволяют сохранять коррекцию прошивок в специальный файл, чтобы при необходимости вернуть базовую прошивку для ЭБУ.
Как производится чип-тюнинг блока управления двигателем
Изменить программу ЭБУ можно не только, обратившись к профессионалам, но и самостоятельно, правда, для этого нужно:
- обладать всеми необходимыми знаниями (очень хорошо разбираться в компьютерных программах);
- найти нужную перепрошивку (в зависимости от версии можно ее купить или отыскать бесплатно в интернете);
- приобрести микросхему (ПЗУ) и K-Line адаптер для подсоединения к электрической схеме автомобиля;
- смастерить самостоятельно или купить готовый программатор.
Как сделать чип-тюнинг, рассмотрим на примере автомобиля Форд Фокус:
подключаем компьютер или ноутбук к бортовой сети, включаем компьютерное устройство;
запускаем программу ElMConfig, она есть в свободном доступе;
в меню выбираем модель автомобиля, в поле «скорость» устанавливаем значение Auto;
нажимаем кнопку «Открыть порт», попадаем на страницу с параметрами, выбираем нужный модуль (в данном случае PCM);
при переходе в раздел «Конфигурация» программа показывает данные автомобиля – VIN, тип кузова, КПП, мощность генератора и т. д.,
для того чтобы попасть на страницу прошивок, необходимо перейти в подраздел «Процедуры», затем нажать на кнопку «Страница 2»;
дальше нажимаем «Загрузить прошивку из HEX/PHF/BIN- файла», выбираем необходимый нам вариант (не забыв найти среди предлагаемого программного обеспечения нужную модель авто);
программа предлагает сохранить конфигурацию (данные об автомобиле), и с этим соглашаемся, нажимая «Да».;
затем переходим по иконке « записать текущую прошивку в PCM», программа опять предлагает на выбор два варианта – «да или нет»;
выбираем «Да», перед прошивкой включаем зажигание, но двигатель не запускаем
Для перепрограммирования без сбоев очень важно, чтобы компьютер не ушел в спящий режим, не выключился из-за разряженной батареи;
во время прошивки сначала стирается старая запись, а затем уже записывается новая программа. Скорость записи зависит от типа адаптера, в среднем загрузка может идти от 2 до 5 минут.
Прошивку можно выбрать по своему усмотрению: если катализатор с лямбда-зондом установлены и работают нормально, устанавливаем программу под Euro-4, если катализатор удален – Euro-2. Установить, чипованный автомобили или нет, очень сложно, так как у программы будет оригинальный идентификатор. Если после перепрошивки эксплуатировать машину в том же режиме, двигатель станет экономичнее. Но, как правило, более отзывчивая на нажатие педаль газа и увеличенная мощность двигателя провоцируют агрессивный стиль езды, в этом случае сэкономить на горючем уже вряд ли получится.
Также следует знать, что существует стандартный (для рядовых пользователей) и спортивный чип-тюнинг. «Спортивную» программу использовать на автомобиле заводского изготовления не следует, так как при такой перепрошивке нужно будет устанавливать спортивные распределительные валы, облегчать маховик, поршневую группу и т. д. При стандартном чиповании нет какой-то особой перегрузки двигателя, мотор работает в щадящем режиме, на ресурс ДВС изменение программы ЭБУ практически не влияет.
Позитивные и негативные качества чип тюнинга
Теперь, когда все процессы рассмотрены, можно перейти к рассмотрению вопроса — какие плюсы и минусы установки чип тюнинга на дизель. Конечно, начнем с приятного:
- Увеличение мощности.
- Уменьшения расхода топлива.
- Улучшения КПД и работы основных узлов.
- Повышение динамики.
- Работа спрыска становиться стабильнее.
Но, как и в любом случае, там, где есть плюсы, найдется и ряд минусов:
- Повышается механический износ деталей, а именно: поршневой группы и коленчатого вала.
- Повышается температура двигателя, что принуждает владельца автомобиля делать доработку системы охлаждения.
- Некачественное топливо или засоренные форсунки могут привести к преждевременной поломке топливного насоса высокого давления.
Что такое чип-тюнинг?
Электронный блок управления (ЭБУ) в автомобиле — это его «мозги». Он содержит микропроцессор и память, которые ответственны за приём и передачу сигналов к мотору и от него. ЭБУ получает сигнал и передаёт его к другим системам, таким как система зажигания, впрыска топлива и т. д. Параметры, которые забиваются в память ЭБУ с завода-изготовителя, как правило, имеют очень усреднённые параметры. Ведь изначально заводские параметры зажаты в строгие рамки и нормы по экологическим показателям выбросов, а нацелены минимизировать износ ресурса двигателя и других систем.
Чип-тюнинг оптимизирует функционирование электронного блока управления посредством внесения изменений в работу управляющих программ. Он регулирует, оптимизирует такие показатели, как плавность хода, мощность, крутящий момент и многие другие параметры.
Чаще всего под чип-тюнингом подразумевают перепрошивку микросхемы электронного блока управления при помощи специального программного обеспечения. Однако существует и альтернативный способ — монтаж специальных регулирующих боксов на ЭБУ.
Чиповка дизельного двигателя отличается от аналогичной процедуры для бензинового
Чип тюнинг как неизбежность
Решили вы увеличить мощность своего двигателя, и сделать это по науке. Вы установили на двигатель новую головку с распредвалом, которые дают лучшие характеристики, заменили турбину на более производительную, заменили топливные форсунки на более производительные с последующей заменой топливного насоса, так как у стандартного не хватит мощности на прокачивание новых форсунок.
Это правильный путь, но такой мотор, после внесенных вами изменений скорее всего не сможет даже завестись. Чип тюнинг такого мотора это жизненная необходимость, ведь блок управления должен научиться управлять мотором с оборудованием, отличным от штатного.
Как же определить прибавила ли автомашина в мощности?
Традиционно многие водители в нашей стране перед чиповкой замеряют секундомером скорость разгона автомобиля с места, чтобы в последующем после чип-тюнинга повторить замер для определения прибавки мощности автомобиля. Но, к сожалению, подобные замеры не достоверные, так как добиться совершенно одинаковых условий при разгоне практически не возможно. Ведь для этого необходимы одинаковые погодные условия, одинаковый уровень и качество топлива, и многое другое.
Самое надежное проверить автомобиль на специальном стенде, который определяет реальную мощность автомашины. Но, к сожалению это процедура не дешевая. Стоимость в среднем по России от 3500 до 7000 рублей. Но для того, чтобы достоверно определить прибавила ли автомашина мощности с помощью чиповки, необходимо провести замер силы до модернизирования электронного оборудования управления двигателем, и после, а это уже совсем не маленькая сумма.
Для того, чтобы сэкономить денежные средства на определение мощности автомобиля можно применить специальные устройства определяющие мощность автомобиля при разгоне. К примеру одним из самых популярных приборов замеряющий динамические характеристики автомобиля стал прибор Sprint SG-2.
Его стоимость от 365 долларов США. С помощью него можно сделать точные замеры динамических возможностей автомобиля. По сравнению с измерениями на электронном дорогом стенде, этот прибор гораздо дешевле. Плюс ко всему многие автосервисы в России предлагают за небольшую плату сделать замеры разгона автомобиля или просто сдают устройство в аренду. Так, что советуем Вам обязательно перед и после чиповки сделать замеры, чтобы обезопасить себя от недобросовестных мастеров, занимающиеся чип-тюнингом. И помните, что если Вам за ранее обещают большую прибавку крутящего момента и мощности автомобиля за небольшие деньги, то почти наверняка это обман.
Также не верьте тому, что после чип-тюнинга электронного блока у Вас существенно снизиться расход топлива. Конечно, добиться снижения потребления топлива возможно, но, как правило, на небольшие значения, которые не сэкономят Вам большие деньги.
Если благодаря чипованию Вашему автомобилю прибавят немного мощности, то расход топлива возможно уменьшить на минимальные значения.
Почему же различные специалисты чип-тюнинга заявляют о том, что благодаря модернизации программного обеспечения автомобиля можно существенно уменьшить потребления топлива? Все дело в том, что на расход топлива играет огромное количество внешних факторов, что не позволит Вам предъявить претензии к мастеру после проведение чиповки. Это субъективный фактор. Все зависит от манеры управлением автомобилем. И часто бывает так, что водитель после чип-тюнинга непроизвольно меняет свой стиль езды, на более агрессивную, что в итоге увеличивает расход топлива.
Доказать в таком случае что чиповка некачественная практически не возможно.
Единственное, что необходимо знать, что если после чипования автомобиля Вы не поменяли стиль, манеру езды, тип заправляемого бензина, заправку, а также не изменилось время года и другие внешние факторы, а расход топлива остался прежним или даже увеличился, то с вероятностью в 99 процентов, работы по чип-тюнингу были проведены не качественно.
Мифы о чип-тюнинге
- На двигатель ставится левый чип.Работой электронного блока управления двигателем (ЭБУ) управляет специальное программное обеспечение. Изменяется только управляющая программа. Она заливается через диагностический разъем, никаких внешних модификаций не делается.
- После прошивки увеличивается расход топлива.ПО от АДАКТ оптимизирует работу двигателя и иногда снижает расход топлива. Некоторые клиенты говорят об увеличении, но происходит это из-за смены стиля езды. Когда автомобиль становится динамичней, лучше идет на обгон и прекрасно ведет себя на трассе — зачем его сдерживать?
- Ничего не меняетсяПрочитайте отзывы клиентов и посмотрите графики замеров. Приезжайте на прошивку и ощутите разницу. Даем 10 дней на тест-драйв. Если не понравится, полностью вернем деньги и восстановим оригинальную программу.