Как выбрать велосипед взрослому человеку

В зависимости от типа велосипеда

При даче технической характеристике байка нельзя точно указать, с какой скоростью он может ехать. Это не автомобиль или мотоцикл, где скоростные характеристики зависят от мощности двигателя. При этом есть прямая зависимость скорости движения на велосипеде от типа «железного друга».

Дорожный велосипед

Байки такого типа предназначены для повседневной жизни, для езды по городу: в магазин на работу, на дачу или рыбалку. Их задача максимально комфортно и безопасно доставить своего седока из пункта «А» в пункт «Б». Конструктивная особенность рамы, высокая посадка, большие колёса с мелкими протекторами не подразумевают скоростную езду по бездорожью или треку.

Городской велосипед

Городским байком (urban bike) принято понимать агрегаты, чьи технические и ценовые характеристики полностью соответствуют требованиям среднего городского жителя. К таким велосипедам можно отнести односкоростные облегчённые «фиксиры».

У него отсутствует свободный ход, педали крутятся, если крутить заднее колесо.

Шоссейный велосипед

Как понятно из названия этот тип предназначен для скоростной езды по шоссе или дороге с твёрдым покрытием. В идеале асфальтовом покрытии.

Рама шоссейника короткая и высокая, а изогнутый руль («бараньи рога») является одной из его отличительных особенностей. Шоссейник изготовляется из лёгких металлических сплавов, это позволяет облегчить и увеличить прочность конструкции.

Узкие колёса снабжены дополнительными звёздочками, 9-11 штук, которые отвечают за переменность передач. Все эти особенности позволяют поддерживать оптимальную среднюю скорость шоссейного велосипеда.

MTD велосипед горный

Этот тип можно смело назвать внедорожником или байком повышенной проходимости. Он предназначен для передвижения по пересечённой местности. Такие машины выбирают люди, которые предпочитают агрессивную езду по плохим дорогам.

Комфортную езду в некомфортных условиях на подобной технике обеспечивают:

  • прочная и лёгкая алюминиевая или карбоновая рама,
  • низкая посадка,
  • амортизационная вилка с ходом сто миллиметров,
  • дисковые тормоза,
  • большие и надёжные колёса с большими протекторами.

На таком «железном коне» можно достаточно быстро передвигаться в условиях бездорожья, в этом байкеру помогают возможность выбирать скоростной режим за счёт переключения передач, их может быть от 11 до 30 штук. Конструктивные решения трансмиссии для подобного типа велосипедов обеспечивают надёжное переключение передач при любых нагрузках и любых загрязнениях.

О скоростных свойствах горного байка можно посмотреть на видео:

Велосипед-гибрид

Сочетания свойств горного городского и шоссейного велосипедов породило на свет промежуточный вариант байка. Этот симбиоз позволил объединить лучшее качества этих машин и найти компромисс для большей части велосипедистов.

Это облегчённый вариант горного байка и вместе с тем управления трансмиссией и дисковые тормоза взяты именно от велосипеда класса MTD. Его ходовые характеристики гораздо выше, чем у классического городского велика. Гибрид будет ехать быстрее городского или тяжёлого дорожного.

Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)

Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Это, скорее, спортивный снаряд.

Визитная карточка – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама шоссейного велосипеда довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или карбон. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда составляет порядка 7-10 кг.

Колеса с очень узкими (18-28 мм) и гладкими покрышками высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче. Характерная особенность современных – манетки, интегрированные в тормозные ручки. До недавнего времени, тормоза только клещевого типа, но теперь иногда и дисковые.

Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для триатлона и разделочные велосипеды, но это уже исключительно для спорта.

На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость заметно выше, чем на гибридном или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на зернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден снизить скорость.

Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность, что плохо для движения по городу. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта или по битому асфальту. На большинство шоссейных велосипедов достаточно сложно установить дополнительное оборудование.

Как правильно сидеть на велосипеде

Посадка велосипедиста зависит от типа велосипеда. Для горного велосипеда характерна интенсивная динамичная езда на большой скорости. Для нее предусматривается так называемая низкая посадка, когда велосипедист легче преодолевает сопротивление ветра и не тормозит сам себя.

Принято считать, что правильная посадка та, при которой удобно и к которой человек привык. Это не совсем так, поскольку можно привыкнуть к посадке совершенно не подходящей для катания – в особенности длительного, поскольку за короткий промежуток времени сложно прочувствовать все нюансы и тонкости. Так, посадка зависит от конструкции велосипеда и того, чего человек хочет добиться в движении. К тому же, на положение тела прямо влияет размер велосипеда и то, насколько он подходит конкретному человеку. Поэтому заботиться о правильной посадке для катания необходимо уже в момент покупки байка, чтобы не стать обладателем неудобного велосипеда и не жалеть о потерянных напрасно деньгах.

Посадка велосипедиста на сиденье предполагает с одной стороны надежность и комфорт, а с другой – возможность корректировать положение тела в процессе движения, например на спусках или крутых подъемах, когда необходимо смещать центр тяжести и облегчать себе задачу. В идеале каждый хороший велосипед предполагает возможность регулировки высоты и наклона руля и сиденья, поэтому можно создать себе комфортные условия даже экспериментальным путем, пробуя различные варианты на практике.

Существуют параметры положения руля и сиденья для различных видов езды, на которые можно опираться при поиске правильной посадки. Так, если езда предполагает высокий скоростной режим, гонку, то седло должно находиться выше руля на сантиметр и более. Езда по сложному ландшафту требует, чтобы сиденье было выше руля не более чем на один сантиметр. Для прогулочных поездок положение сиденья и руля могут быть равными или даже сиденье может быть опущено ниже.

Как ни странно, но главными критериями при выборе правильной посадки велосипедиста должны быть субъективные ощущения человека. Так, корпус должен иметь устойчивость, мышцы спины и шеи не напрягаться, ноги прочно опираться на педали, руки удобно сгибаться в локтях и так же излишне не напрягаться. При этом велосипед должен быть полностью управляемым, так как некомфортная напряженная езда чаще всего приводит к авариям и травмам.

Каждый опытный велосипедист, пересаживаясь а новый для себя байк, сразу же чувствует, правильно ли он сидит и нуждается ли сиденье и руль в дополнительной настройке

Но если вы не профессионал или только-только начали кататься, то стоит обращать свое внимание на любые мелочи и найти то положение, в котором вам будет удобно ехать и не стеснятся задавать вопросы опытным людям

Что должен «уметь» велосипед для леса и города

Чтобы определиться с функциональным назначением такого велосипеда, необходимо чётко представлять, что асфальтовое покрытие проезжей части, тротуаров, велосипедных дорожек, а также грунтовые дороги и натоптанные тропинки в лесу не потребуют от транспортного средства какой-либо сверхмощности. Поэтому велосипед для города и леса должен быть:

  • лёгким;
  • маневренным;
  • способным развить хорошую скорость;
  • безопасным с точки зрения комплектации.

Требования к качеству сборки, разумеется, актуальны, как и при выборе любой другой модели. У городских байков должны быть идеально отлаженные тормоза, крепкая рама, современная система передач. При этом, учитывая то, что байк будет использоваться для продолжительных прогулок, желательно, чтобы он соответствовал росту райдера, имел комфортное седло, а также прочные обода (на случай непредвиденных лесных сюрпризов).

Что касается амортизации, то здесь разумно выбирать промежуточный вариант МТБ, удовлетворяющий существующим требованиям к велосипедам данного класса и относительно лёгкими компактными моделями. Всем этим критериям как нельзя лучше соответствуют хардтейлы или велосипеды с жёстким задним подвесом («тяжёлым хвостом»), оснащённые передней амортизационной вилкой.

Туристические велосипеды

Туристический велосипед (или Туринг от англ. Touring Bike) – это велосипед предназначенный для путешествий. Это может быть как велосипед изначально разработанный производителем для туристических поездок, так и самостоятельно модифицированный байк (например, по концепции байкпакинга – равномерного распределения вещей по нескольким маленьким сумкам) какого-то другого типа. Чаще всего под словом туринг понимают дорожный туристический велосипед (как на фото выше), но вообще к турингам относятся и другие туристические типы (для смешанной местности, складные, экспедиционные, тандемы, лигерады и пр.).

BMX

BMX (от англ. Bicycle MotoCross или Bike MotoCross – велосипедный мотокросс) – это гонки и трюковые стили катания (стрит, скейт-парк, дёрт и т.д.) на BMX-велосипедах. Велосипеды для BMX имеют жёсткую и прочную раму, ригидную вилку, одну передачу, руль с характерной перекладиной (кроссбар/crossbar) и чаще всего 20-дюймовые колёса. Могут использоваться гиророторы, пеги (трубки на втулках), башгарды (защита звезды), фрикостеры (специальные втулки, чтобы не вращать педали при езде накатом назад) и т.д.

Тандем

Велосипед-тандем (англ. Tandem – расположение гуськом) – это велосипед для нескольких человек (обычно 2-4), сидящих друг за другом. При езде на скорости свыше 25-30 км/ч основной силой, препятствующей движению, является сопротивление воздуха. В шоссейных гонках или командном тайм-триале спортсмены часто едут «спрятавшись» от встречного потока воздуха за ведущим велогонщиком («на колесе»), т.к. это экономит до половины прикладываемых усилий. В тандеме используется тот же принцип, что позволяет ехать на нём быстрее (или с меньшими усилиями), чем на других одноместных видах велосипеда.

Лигерад

Лигерад (от нем. Liegerad – лежачий; или по англ. Rekumbent) – велосипед, на котором райдер едет в полулежачем положении. Это значительно уменьшает лобовую площадь и дает существенный выигрыш в скорости. Для сравнения: если на треке велосипедист может максимально разогнаться примерно до 80 км/ч, то рекорд скорости на лигераде в закрытом корпусе – 144 км/ч.

Электрический велосипед

Электрический велосипед (англ. E-Bike) – это велосипед с электрическим приводом. Движение может осуществляться как полностью за счёт электропривода, так и в режиме помощника (e-MTB, e-road bike и др.). Обычно мотор интегрируется в кареточный узел рамы, либо устанавливается так называемое мотор-колесо (мотор находится во втулке). Мотор-колесо можно поставить на велосипед любого вида, сделав его электрическим.

По российскому законодательству электровелосипеды мощностью от 250 Вт до 4 кВт считаются мопедами и для управления ими формально требуется наличие водительского удостоверения.

Помимо вышеперечисленных видов велосипедов, есть и другие, некоторые довольно сложно отнести к какой-то определённой категории, а есть с довольно специфическим назначением (например, для циклобола – минифутбола на велосипедах). Но к сожалению… или к счастью, на этом мы пока остановимся

Как езда на велосипеде влияет на фигуру

  • Езда на велосипеде сжигает около 300 калорий в час. Как показывают исследования, чтобы добиться снижения веса, надо сжигать минимум 2000 калорий в неделю с помощью физических упражнений.
  • Велосипед позволяет контролировать и снижать вес. Как и любой вид спорта, велосипед разгоняет метаболизм и благотворно влияет на состояние гормональной системы.
  • На велосипеде намного проще, чем в беге, соблюдать низкую интенсивность работы, что позволяет с большей эффективностью использовать жиры в качестве источника энергии.
  • При тренировке на велотренажёре намного проще повышать и понижать интенсивность. Так что можно провести полноценную интервальную тренировку, она станет отличным жиросжигателем.
  • Велосипед позволяет развивать мышцы, что также способствует жиросжиганию.
  • Всё это достижимо при здоровом и умеренном питании.

Складной велосипед (folding bike)

Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.

Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20″ или 24″, но есть и 16″, и 26″. Примером могут служить Author Simplex или почти все велосипеды Dahon. Совсем экзотические конструкции типа Strida мало превосходят по размерам сложенную детскую коляску, но существенно уступают прочим в ходовых качествах.

Недостатки подавляющего большинства складных велосипедов – плохая накатистость и эффективность, обусловленная маленьким размером колес и высокой посадкой.

Бюджетные модели

Начать обзор хардтейлов целесообразно с самых недорогих, но при этом проверенных брендов и моделей в ценовой категории до 30 тыс. рублей. Оговоримся сразу, что «велосипеды из супермаркетов» рассматриваться не будут.

1.Giant Rincon LTD 26

Этот стильный велосипед оснащён 21 скоростью, он имеет приятную стартовую цену: от 15-16 тысяч рублей. Гианты хорошо зарекомендовали себя среди велолюбителей: они просты в обслуживании, довольно дёшевы в ремонте. Тормоза Shimano начального уровня отлично ведут себя на ровных поверхностях, небольшом бездорожье, а вот более серьёзные неровности рельефа им уже не под силу. Фиксированная неподвижная вилка – ещё один нюанс, который устроит не каждого. В остальном велосипед идеально подойдёт для летних прогулок любой продолжительности.

2.Cube Aim 26 DISC

Немецкие Кубы славятся своей надёжностью и неприхотливостью. Их конёк – испытанная на гористой местности рама. Данная модель имеет хорошую базовую комплектацию навесного оборудования. За счёт укороченной трубы рамы ездоку обеспечена суперкомфортная посадка в седле.

Есть отзывы о том, что на байке установлены не самые лучшие педали. Этот недостаток легко исправить, заменив детали на более совершенные. Цена этой испытанной лошадки – от 22 тысяч рублей.

3.Authot Meteor

Чуть дороже обойдётся покупка велосипедов от чешской компании Author. К примеру, модель Authot Meteor оснащена дисковыми тормозами c хорошей гидравликой, двумя переключателями Shimano, двойными ободами, крепкой алюминиевой рамой и мягкой вилкой. Это чудо сборки и дизайна весит чуть больше 13 кг, а стоит около 27 тысяч рублей.

4.Smart Machine 90

Велосипед, разработанный и собранный в России, оснащён 21 скоростью, дисковыми тормозами с гидравликой, облегчённой алюминиевой рамой, удобным седлом, учитывающим анатомические особенности человека. У него на переднем колесе установлена стабильная вилка с 100-миллиметровым ходом.

По лёгкости и оснащению модель идеально подходит для загородных прогулок. Цена, как у предыдущего велосипеда, – 27 тысяч рублей.

О велосипедах

Самыми массовыми считаются горные велосипеды, которые появились в 70-е годы. Их появление связано с улучшением качества материалов, изобретениями в тормозных и механических устройствах.

Среди горных байков выделяется несколько подтипов. У всех моделей много общего: • жёсткий руль; • тормоза на оба колеса; • часто два переключателя трансмиссии.

Чаще всего покупают алюминиевые модели хардтейлов с амортизационной передней вилкой. Они рассчитаны на среднюю посадку, оснащаются дисковыми тормозами и дополнительным оборудованием: багажник, крылья и прочее.

На скорость велосипеда оказывают влияние такие факторы: • аэродинамическое сопротивление; • состояние покрытия дроги; • сила и направление ветра; • технические характеристики байка.

Опытные велосипедисты советуют способы улучшения технических характеристик байка.

Новый дорогой/дешевый или б/у байк?

Какой лучше купить велосипед для начала? На мой взгляд, лучше брать самый доступный из предлагаемых. Возможно даже, б/у вариант среднеценового сегмента. Это актуально для совсем новичков, которые не знают, чего именно хотят. Кто даст гарантию, что вы не забросите катание через месяц-другой? А хорошие велосипеды нынче дороги, ценники начинаются от 60 тысяч минимум и выше!

Но поскольку велосипед не столь популярен, как iPhone, продавать даже немного б/у экземпляр вы будете, скорее всего, долго за ту сумму, за которую хотите продать. Придется снижаться и продавать с большой финансовой потерей. Оно вам нужно?

Вред и противопоказания

Весь вред от велосипеда может быть только от неправильно подобранного уровня нагрузки, питания и процесса восстановления.

При неправильной экипировке у велосипедиста могут появиться натёртости, болевые ощущения. При неграмотном питании и недостаточном восстановлении возможно развитие перетренированности, нарушений сна, метаболизма, анемии. Такие ошибки можно допустить в любом виде спорта.

Противопоказания к езде на велосипеде связаны с общими проблемами со здоровьем, которые мешают безопасно управлять им.

  • Нарушение координации и проблемы с реакцией
  • Проблемы с сердечно-сосудистой системой, в особенности серьёзные заболевания
  • Ломкость костей
  • Заболевания хрящевой ткани и болезни суставов
  • Анемия и риски потери сознания из-за неё
  • Нарушения функции сосудов головного мозга

Факторы, влияющие на скорость

На скорость передвижения влияют различные факторы. Именно по этому один и тот же участок дороги можно проехать с разной скоростью и за разное время.

Именно поэтому каждый велосипедист должен их внимательно рассмотреть и учитывать.

Подготовка велосипедиста

Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости велосипедиста.
Опыт велосипедиста больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда.
При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержаться на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.На небольших расстояниях около 10 км развивать среднюю скорость 18 км/ч может каждый, включительно и подростки от 12-14 лет. Более опытный велосипедист, проезжающий не одну тысячу километров в год, аналогичную дистанцию проедет в два раза быстрее. У него выше физическая сила, лучше техника езды и, как правило, более качественный велосипед. Такие люди благодаря натренированной выносливости могут удерживать скорость около 30 км/ч, на дистанции 100 км по шоссе. На такие расстояния средний велосипедист (который катается примерно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день) крайне редко выезжает, или не ездит вовсе.

Давление в покрышках

Самый легко исправимый фактор – это давление в покрышках. Чем оно выше, тем лучше накат и легче набирать скорость.

При езде по шоссе и городским дорогам можно накачивать шины до упора, а вот для грунтовых дорог давление лучше снижать.

Кстати, общая твёрдость велосипеда тоже влияет на лёгкость наката. Имеются в виду велосипедные подвески. Учтите, что за мягкость езды на двухподвесном (и даже одноподвесном) велосипеде придется расплачиваться повышенной сложностью набора скорости.

Шины

Следующий фактор – это ширина покрышки и форма её протектора.

Прежде всего, стоит учитывать, что в толстых колёсах реальная нужда появляется только на откровенном бездорожье. В городских условиях работает закон «чем тоньше покрышка, тем лучше». Поэтому при выборе велосипеда стоит чётко отдавать себе отчёт о том, как он будет использоваться.

Что касается протектора, то для города подходит почти голая резина, для грунтовки – шипованная. Обратная ситуация чревата огромными проблемами при езде.

Вес и размер колёс

Чем больше размер колеса, тем более выгодная конверсия энергии при езде.

Для города оптимальным вариантом будут 29-дюймовые колёса. Для экстремальной езды – 24-дюймовые колёса. 

Относительно веса колеса можно сказать следующее: не столько диаметр влияет на вес, сколько качество комплектации. Втулка, спицы, обод из алюминия будут весить намного меньше стальных. 

Стоит отдавать себе отчёт в том, что ничто так не влияет на динамику разгона, как вес колёс.

«Восьмерка» колёс

«Восьмёрка» — это деформация колёс. Она появляется из-за удара на колесо и исправляется подтягиванием спиц. Небольшие «восьмёрки» на колесе можно устранить. Для этого нужно обратиться в мастерскую.
«Восьмёрка», как и любой другой дефект» влияет на скорость.

Общая геометрия велосипеда и аэродинамика

Важна длина рамы и посадка ездока на ней (т.е. надо правильно отрегулировать велосипед). Например, при низко опущенном седле и широкой конфигурации руля ехать будет не только сложно, но еще и опасно для здоровья.
Самой аэродинамичной является конструкция шоссейных велосипедов. Они отличаются низкой посадкой ездока, при которой его тело находится примерно параллельно поверхности земли, узким рулём и длинной рамой. Его противоположностью являются узкоспециализированные велосипеды BMX, предназначенные строго для трюков.

Туринг (touring, туристический велосипед)

Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.

Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама из высококачественной хромомолибденовой стали обычно длиннее, что повышает плавность хода и гасит вибрации, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.

Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами и резиной пошире. Другое отличие – увеличенный диапазон передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного или гибридного.

Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньше зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.

Но из крупных производителей их всего по 1-2 модели собирают только Fuji, Trek, Kona и Cannondale.

Другие типы велосипедов

Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные и т. д. по используемым комплектующим и назначению.

Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с лежачей на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.

Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные и четырехколесные велосипеды, велорикши и т. д.

Заключение

Созданный своими руками велосипед-тандем может стать надёжным транспортным средством для совместных семейных прогулок. Причём на собранном агрегате могут ездить не только два, но и четыре человека, что сделает поездку ещё более интересной и увлекательной.

Несмотря на то что, на первый взгляд, гибкая рама парного велосипеда не может уверить владельца в своей долговечности, так как на поворотах конструкция изгибается примерно на 5°, сделанные своими руками тандемы на протяжении нескольких лет могут безотказно служить своим хозяевам. Увеличить срок эксплуатации велосипеда-тандема может качественная сборка, которая исключает различного рода люфты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: