Как поднять безрезьбовую колонку руля на велосипеде
Современный тип руля у продающихся байков. Уровень высоты будет регулироваться при помощи специальных проставочных колец. Их можно добавить или убрать в зависимости от нужной задачи.
Как же поднять руль на подобном виде велосипеда? Опишем нужную последовательность.
- Демонтируются гайка на крышке.
- Болты, выполняющие крепежную роль, откручиваются для освобождения рулевой оси.
- Вынимаем и руль, и вынос.
Фото 3. Структура безрезьбовой колонку руля на велосипеде
- В зависимости от поставленной цели, добавляем или снимаем кольца.
- Ставим вынос на прежнее место.
- Закручиваем, закрепляем и фиксируем.
При всех этих действиях не забываем регулировать руль относительно переднего колеса с соблюдением симметрии. Если произошло простое смещение, то нужно просто ослабить фиксаторы, выровнять руль и все вернуть на место.
Регулировка безрезьбового руля
Чтобы настроить руль на велосипеде с безрезьбовым типом крепления, необходимо сначала ослабить центральный шестигранный болт. Затем извлечь 2 болта, идущих перпендикулярно раме велосипеда, и располагающихся на руле со стороны велосипедиста. Это позволит вам снять руль с выноса.
Следующим шагом будет определение оптимальной высоты руля и его установка. Зафиксировать руль в нужном положении вам помогут проставочные кольца. Чтобы уменьшить высоту, их необходимо убрать, а чтобы увеличить – добавить. Если у вас нет нужного количества деталей, их всегда можно докупить в магазине. Лишние кольца можно надеть на вынос поверх руля и закрепить центральным болтом.
Надев руль, необходимо зафиксировать центральный болт. Не стоит его затягивать, иначе вы не сможете повернуть рулем. Также остерегайтесь повреждения хрупких деталей.
После этого можно приступать к затягиванию двух шестигранных болтов, фиксирующих руль на выносе. Но перед этим внимательно проверьте, чтобы руль стоял четко перпендикулярно колесу. Затянув болты, прокатитесь на велосипеде. Если вы чувствуете, что руль немного болтается, ослабьте боковые болты и немного подтяните центральный шестигранный болт. После этого зафиксируйте боковые крепления.
Дополнительные регулировки руля
Первое, что можно отрегулировать – это угол наклона руля. Делается это с помощью шестигранника – им просто ослабляются болты на выносе, что дает возможность прокручивать трубу руля до необходимого положения. Такая регулировка необходимо для горного велосипеда с высоко поднятыми, сложными рулями – положение рук велосипедиста нужно будет менять достаточно часто.
Отдельно стоит упомянуть вынос – это ключевой элемент рулей с безрезьбовой колонкой. Существует несколько видов выноса:
- вертикальный вынос – с его помощью увеличивают высоту руля горного велосипеда;
- горизонтальный вынос – позволяет компенсировать длину рамы при регулировке руля;
- угловые выносы – они помогают располагать различные обвесы, гаджеты на транспортном средстве.
Угол наклона и вынос
Кроме высоты, руль можно настраивать по другим параметрам. В первую очередь это относится к безрезьбовым колонкам, так как они предназначены для модульного изменения и тонкой настройки. Резбовые варианты почти всегда цельные и к дополнительным к высоте настройками не приспособлены.
Угол наклона легко изменяется с помощью шестигранника. Ослабляя болты на выносе, трубу руля можно «прокручивать» до нужного положения. Особенно часто это требуется при работе с поднятыми и сложными туристическими рулями, так как под каждые условия положение рук можно изменять.
Отдельный вопрос – это вынос. Собственно, в таком процессе, как регулировка, это ключевой элемент для безрезбовой сборки руля. Выносы существуют самые разные:
- вертикальные для увеличения высоты;
- горизонтальные для компенсации длины рамы;
- угловые для удобной установки дополнительных гаджетов и вспомогательных аксессуаров.
Единственное, не следует забывать, что выносы бывают различных типов и размеров и могут не подойти к имеющимся у вас аксессуарам.
Регулировка руля на детском велосипеде
Трудно встретить ребенка, который не мечтает с самого детства иметь собственный велосипед. Конструкция практически на всем подобном транспорте для малышей предполагает возможность изменения положения руля как по высоте, так и по наклону. Следует отметить, что процесс регулировки в первую очередь направлен на то, чтобы малыш испытывал комфорт и удобство во время передвижения
Важно также обеспечить его безопасность. Поэтому велосипед обязательно следует тестировать на каждом этапе
В основном все изделия, предназначенные для детей, имеют похожую конструкцию. Перед тем, как поднять руль на детском велосипеде, следует ослабить центральную фиксирующую гайку. Если ребенок предпочитает во время езды находиться в согнувшемся состоянии, то элемент следует сместить повыше. В том случае, когда малыш чувствует дискомфорт и ударяется о руль, достаточного будет изменить его наклон
Важно во время изменения положения детали уделить особое внимание уровню зажатия соединений. Ведь от них зависит последующая эксплуатация велосипеда
Оптимальная высота
Она зависит от человека и типа велосипеда. Например, на шоссейных моделях высота руля должна быть чуть ниже уровня сидения. За счет этого снижается сопротивление воздуха, а спортсмен быстрее набирает максимальную скорость и дольше удерживает ее. При этом корпус велосипедиста располагается практически горизонтально.
На горных агрегатах, которые являются наиболее популярным и универсальным видом велосипедов, седло и руль должны располагаться на одинаковом уровне. При этом корпус человека должен быть наклонен на 45-50, а руки слегка согнуты в локтях. Такая позиция является менее травмоопасной и позволяет максимально комфортно преодолевать неровности дорожного полотна.
На городских велосипедах, предназначенных для спокойной прогулочной езды по городским паркам, руль должен быть немного выше уровня седла. Но нельзя допускать чрезмерно высокого расположения, чтобы велосипедист не сидел вертикально. При такой посадке серьезной нагрузке подвергается промежность, а это нередко оборачивается половой дисфункцией или геморроем.
В одной из наших статей мы подробно рассказывали о профилактике геморроя при езде на велосипеде.
Решив, нужно ли отрегулировать руль на велосипеде в вашем случае, можно приступать к работе. Но перед этим стоит определить, какой тип руля установлен на вашем «железном коне».
Как поднять резьбовую колонку руля на велосипеде
Подобная модель существует на велосипедах советского производства и недорогих современных моделях. Модель надежна и проста, значительно снижает вес велобайка. Недостатком станет невозможность изменения угла наклона.
Структура состоит из специального клина фиксатора, который закрепляется гайкой. Фиксирует местоположение центральный болт, расположенный вверху.
Алгоритм действий по поднятию руля.
- Переднее колесо зажимается ногами. Болт выноса ослабляется подходящим по размеру ключом.
- Крутим руль в стороны, медленно поднимая вверх. Если застрял — немного постучать молотком.
Фото 2. Структура резьбового руля
- Затем вытаскиваем фиксатор из рулевой трубы. Его нужно протереть и хорошо смазать.
- Устанавливаем подходящую высоту руля
- Вставляем фиксатор и закрепляем все детали.
Можно наслаждаться ездой.
Для чего нужна регулировка высоты
Любое положение рулевой колонки смещает центр тяжести велогонщика. К примеру, изменяя вес с помощью низкой посадки руля можно добиться существенного увеличения тяги. К тому же контроль всего тела при преодолении подъемов значительно улучшится.
В то же время, если руль посадить сильно низко, то процесс контроля нивелируется. Поэтому стоит освоить механизм регулировки руля самостоятельно, для подбора подходящей позиции.
Проанализируем ситуации регулирования в зависимости от вида велосипеда.
- Шоссейная модель. С ориентацией на его предназначение руль всегда располагается низко. Максимально чего можно добиться – это уровень седла. Так иногда поступают родители для постановки лучшей (как им кажется) позиции для своего чада.
- Марка «форвард». Руль тяжело поддается регулированию. Намного проще купить новый вынос или заменить изделие, на модификацию со встроенной подъемной функцией. В принципе наши умельцы при помощи самодельных приспособлений научились регулировать и эту модель руля.
Фото 1. Строение руля у горного велосипеда
- Горный велосипед. Расположение подобно шоссейному варианту. Для улучшения характеристик стоит заменить вынос. При этом обязательно следует учесть и высоту седла велосипеда.
Изменение высоты выноса на резьбовой рулевой колонке
Если на велосипеде установлена резьбовая рулевая колонка, то на нем используется вынос, конструктивно выполненный со штырем, вставляемым внутрь штока вилки. В этом случае регулировка высоты руля происходит простым подъемом или опусканием штыря выноса внутри штока вилки.
Алгоритм действий такой:
- Расслабьте верхний болт. Только не нужно выкручивать его совсем, раскрутите его на 5-7 оборотов, чтобы головка болта вышла из выноса примерно на свою высоту.
- После этого, не очень сильно ударьте пару раз по болту молотком, чтобы он опустился снова вниз.
Что при этом происходит?
Внизу на этом болте закреплен клин с насечками, которые при закручивании болта врезаются во внутренние стенки штока вилки. Когда болт выкручивается, клин не всегда сам отходит от стенок штока. Ударами молотка Вы сбиваете его с «насиженного места» и после этого вынос можно двигать вверх-вниз.
Установите нужную высоту руля.
Закрутите верхний болт.
Проверьте, чтобы руль не болтался и плавно поворачивался. Если есть люфт в вертикальной плоскости, затяните потуже верхний болт.
Важный нюанс при установке высоты руля на таком выносе.
Шток выноса нельзя вытаскивать выше специальной ограничительной метки, нанесенной на нём. Обычно там пишут «Insert into», «Stop» или «MAX».
При правильной установке её не должно быть видно из рулевой трубы.
Если такой метки нет, то в рулевой трубе должно остаться хотя бы треть штока выноса и он не должен шататься и люфтить при нагрузке.
Как поднять руль на детском велосипеде
Чтобы руль можно было поднимать, родители покупают велосипед с функцией регулировки высоты и наклона руля. Дети не должны касаться коленями его частей, для этого тоже регулируют высоту и наклоны.
Как поднимают руль на разных типах велосипедов:
- На шоссейном. На шоссейных байках руль должен находиться довольно низко, не зависимо от того, для кого он предназначен: для ребенка, или для взрослого. Его допустимая область расположения – на уровне седла. Такое правило установлено ввиду того, что это положение тела – наиболее выгодное для быстрой езды. Некоторых родителей не устраивает езда ребенка в такой позе, и поэтому ему приобретают стандартный детский велосипед.
- На байках марки форвард. Сложность регулировки руля в велосипедах этой марки заключается в том, что гораздо легче не поднять его, а заменить вынос руля на идентичный, но с большим наклоном (или на руль с функцией подъёма). Некоторые велосипедисты приноровились менять положение руля на байках этой марки с помощью гайки.
- На горном. Высота руля идентична шоссейному – он должен быть расположен на уровне седла. Установить правильную высоту на горном байке можно с помощью регулируемого выноса велосипеда. Обязательно нужно учитывать положение седла, поскольку комбинаций может быть несколько.
Для регулировки высоты рулевой системы руль сначала разбирают. Другого способа для изменения его положения не существует. Фиксируется руль детского велосипеда по бокам двумя болтами и по центру одним.
Центральный болт исключает возникновение люфта в области рулевой колонки. Остальные болты фиксируют руль на определённой высоте, и не дают его положению измениться, поэтому сначала откручивают именно их. Только после этого руль получится переместить на необходимую высоту.
Каждый детский велосипед на рулевой системе имеет метки-ограничители, за пределы которых руль нельзя устанавливать. Этот же способ подходит и для опускания руля в некоторых детских моделях. Но зачастую каждая рулевая система имеет определённый способ изменения его положения.
С безрезьбовой рулевой колонкой
В безрезьбовой рулевой колонке нет резьбы, и потому вилка устанавливается с распоркой, которая находится в штоке.
Для изменения положения руля в байке с безрезьбовой рулевой колонкой существует следующий алгоритм действий:
- Сначала выбирают вынос с большим подъёмом или с функцией регулировки выноса. Это необходимо для изменения высоты по мере необходимости.
- Далее заменяется заводская вилка на новую. В ней должен быть более длинный шток.
- Для вилки докупаются приставочные кольца. Их монтаж будет под вынсом.
- После устанавливают саму рулевую систему, слегка прикрутив крышку якоря, проворачивают руль до необходимого положения, и затягивают все болты.
Если нет возможности приобрести вынос с большим подъёмом и заменить вилку, то увеличить высоту руля с безрезьбовой рулевой колонкой можно следующим образом:
- открутить шестигранником якорный болт (некоторые его называют «крышкой», расположен в верней части трубы);
- открутить стягивающие болты;
- медленно и аккуратно снять руль и вынос;
- на трубе установить дополнительные проставочные кольца (для снижения уровня руля их можно будет снять);
- завершить работу установкой выноса, закручиванием стягивающих и якорного болтов, не перетягивая руль для исключения механического повреждения деталей.
С резьбовой рулевой колонкой
У резьбовой колонки вилка держится с помощью внутренней резьбы в верхней области чашки и контргайки. Внутри трубы имеется две чашки с шариковыми подшипниками, удерживаемые шайбой. Этот тип крепления используется на детских и взрослых профессиональных велосипедах. Их производители используют резьбовую колонку с целью уменьшения веса байка, но чаще она встречается в очень дешевых велосипедах.
Рулевая труба устанавливается внутрь резьбовой колонки и затягивается болтами. При регулировке высоты руля нужно быть осторожным – можно испачкаться смазкой, расположенной в области механизма.
Алгоритм увеличения высоты руля с резьбовой колонкой состоит из следующих действий:
- Сначала ослабляется крепёжная гайка в нижней части над рамой.
- При необходимости эти же действия можно выполнить со стопорной гайкой.
- Поднимают руль на необходимую высоту, в некоторых случаях требуется удлинитель.
- Завершается работа затягиванием крепёжной и стопорной гаек.
Использование выноса руля с изменяемым углом наклона.
Существуют разные конструкции выносов, позволяющие менять высоту руля путем наклона самого выноса. Причем они существуют как для резьбовых, так и безрезьбовых рулевых колонок.
На рисунке ниже показаны некоторые из таких вариантов.
Есть у этих вариантов пара нюансов:
- Цена их значительно выше, чем обычных жестких конструкций.
- Есть и еще одно «но». В некоторых моделях, особенно этим грешат дешевые «китайцы», сила зажима движущихся частей конструкции слаба. Это приводит к постоянной необходимости поднастройки высоты заново, так как при постоянных и регулярных толчках, возникающих во время езды, вынос потихоньку опускается вниз. А при попытке затянуть болты «со всей дури» просто срывается резьба.
Изменение высоты выноса на безрезьбовой рулевой колонке
Если на велосипеде установлена безрезьбовая рулевая колонка, то вынос одевается на шток вилки, и для изменения высоты установки руля, потребуются специальные проставочные кольца или проставки.
Кроме названия «проставки» ещё их называют: «удлинитель штока велосипедной вилки» или «адаптер руля велосипеда»
Если на велосипеде уже стоят проставочные кольца под или над выносом, то можно просто поменять их местами с выносом, таким образом, подняв или опустив руль.
Если колец нет, нужно их приобрести исходя из нужной высоты подъема. Обычно кольца бывают толщиной от 5 до 30 мм.
Если длины штока вилки по высоте не хватает – придется покупать специальный удлинитель штока (проставку).
Последовательность действий при изменении высоты руля для безрезьбовой рулевой колонки:
- Зафиксируйте велосипед.
- Выкрутите верхний болт, фиксирующий крышку, и снимите её
- Ослабьте болты на задней стороне выноса.
- Снимите вынос вместе с рулем.
- В зависимости от того нужно Вам опустить руль или поднять его — уберите или, наоборот, добавьте нужное количество проставочных колец.
Если нужно высоко поднять руль и штока вилки не хватает — поставьте дополнительную проставку для удлинения штока, и уже на нее крепите кольца и вынос.
Проследите, чтобы расстояние между верхним краем выноса (последнего кольца) и штоком вилки было не менее 3-5 миллиметров, иначе не получится без люфтов зафиксировать крышкой всю конструкцию.
Поставьте верхнюю крышку и закрутите болт на ней. Не нужно затягивать его «со всей пролетарской ненавистью». Его главная задача выбрать весь люфт рулевой колонки.
После того, как вся конструкция стянута болтом на крышке, выровняйте вынос вдоль колеса и крепко закрутите задние крепежные болты на нём.
Как проверить, что вынос установлен правильно и без люфтов?
Зажмите одной рукой тормоз переднего колеса. Второй рукой возьмитесь за вынос и покрутите ей руль вперед-назад.
Если чувствуется, что шток вилки двигается внутри рулевой колонки нужно чуть –чуть ослабить задние болты на выносе и подтянуть посильнее болт на крышке рулевой колонки, крепче стянув кольца и выбрав оставшийся люфт. После этого снова затяните болты на выносе.
Настройка угла наклона и выноса
Как описывалось ранее, угол наклона можно регулировать только у велосипеда без резьбы в рулевой колонке. С точки зрения здоровья и комфорта, настрой ка угла также важна, как и настройка выноса.
Выполняем следующие действия для подбора подходящего угла:
- ослабляем болты креплений;
- подбираем нужный нам угол наклона;
- производим обратное крепление.
Существует также три типа регулировки выноса.
- Вертикальный вариант. Он предполагает уже описанную настройку высоты.
- Горизонтальный вариант. Служит для небольшого удлинения всего велосипеда.
- Угловой вариант. При нем устанавливаются дополнительные аксессуары или гаджеты.
Можно ли ставить на шоссейный велосипед контакты от горного байка
Технически — нет проблем, к тому же, вам не придется покупать отдельный комплект шоссейных велотуфель, которые, к слову, немало стоят.
Но если пойти по этому пути, то вы лишите себя огромной части удовольствия, которое дарит шоссер. Шоссейные контакты ощущаются абсолютно иначе, чем мтб контакты.
У них практически отсутствует люфт в соединении шипа и педали, то есть небольшой свободный ход имеется только в сторону движения пяткой наружу, для выстегивания.
Это дает ощущение полной слитности с велосипедом, особенно остро это чувствуется в подъемах в гору и ускорениях. Категорически рекомендую не экономить на еще одной паре туфель и педалей, раз уж вы раскошелились на целый шоссейный велосипед.
Нижний хват и его особенности
Расположение рук в нижнем хвате обеспечивает самый высокий контроль велосипедом. Такое положение идеально для агрессивной езды на спусках, при встречном потоке ветра, катании в группе, когда нужно «сидеть на колесе» у впереди едущего велосипедиста или выполнять «хлесткие» обгонные маневры. Хват оптимален как при размеренном ускорении, так и во время спринтов – рывков на коротких дистанциях.
В нижнем хвате корпус выносится вперед, посадка становится более низкой и аэродинамичной. Перераспределение нагрузки обеспечивает лучшее сцепление с дорожным покрытием, а положение рук гарантирует полный контроль над тормозными рычагами. Именно поэтому нижний хват считают не только самым агрессивным, но и наиболее безопасным: его используют в том числе на плохом дорожном покрытии с неровностями и выбоинами.
Такая позиция имеет много сильных сторон, но она не лучший вариант для крейсерской езды. Продолжительное катание в таком положении может пойти в ущерб комфорту велосипедиста: возможны затекания шеи, боли в спине, сбивчивость дыхания. Особенно это свойственно новичкам, имеющим несовершенную технику.
Способы изменения высоты
Вариантов исполнения рулевой колонки бывает несколько, отчего и регулировки происходят иначе.
Резьбовая рулевая колонка
В велосипедах, имеющих резьбовую рулевую колонку – металлическую трубу, выдвигаемую из рамы, регулировка осуществляется следующим образом:
- первым делом в верхней части выноса (кронштейна) ослабляется болт посредством использования шестигранного ключа. Доставать полностью вынос из рамы не нужно;
- с помощью гаечного ключа ослабляется контргайка, расположенная на стыке рамы и кронштейна;
- потихоньку, легкими поворачиваемыми (прокручиваемыми) движениями расшевеливается руль и постепенно отсоединяется от рамы;
- стыкующиеся элементы очищаются, протираются обезжиривателем, чтобы избежать в дальнейшем его застревания в раме велосипеда;
- руль устанавливается на место, производится его регулировка по высоте, после чего он надежно закрепляется на нужном уровне верхним болтом. Для этого не требуются никакие инструменты. Кронштейн легко фиксируется руками. Применение инструментов может привести к тому, что в дальнейшем могут возникнуть сложности с расслаблением гайки и болта.
Безрезьбовая рулевая колонка
В велосипедах, не оснащенных резьбовыми рулевыми колонками регулировка руля по высоте происходит несколько иначе. Чаще всего необходимо приобретать другой кронштейн – подлиннее либо покороче, исходя из того, какой элемент изначально был установлен – с чересчур близким или, наоборот, далеким расположением. Также проблему можно решить путем добавления дополнительных проставочных колец под вынос руля, увеличивающих расстояние от рамы велосипеда до выноса. А при необходимости, их можно снять в любой момент. Но в случае с проставочными кольцами необходимо учитывать то, что шток вилки при сборке велосипеда обрезается под определенное количество колец. И если изначально не была предусмотрена возможность установки колец под вынос, то без каких-либо ухищрений сделать это уже не удастся. Если же этот момент был предусмотрен, то должны быть установлены проставочные кольца над выносом, которые вам и нужно в последствии переставить под него.
Во время регулировки очень важно настроить такую высоту, чтобы она была комфортной для велосипедиста, а не просто находилась на правильной позиции. Чтобы проверить удобство расположения руля, нужно прибегнуть к чьей-либо помощи
Пока пользователь проверяет, садясь на велобайк, насколько комфортнее стало сидеть на седле, держать руль, второй человек должен придерживать велосипед.
Итак, регулировка руля происходит в несколько этапов:
- Используя шестигранный ключ нужно раскрутить вертикально расположенный болт, который закручен в колпачке (топкэпе) рулевой колонки. Он прижимает между собой вилку, рулевую колонку и вынос;
- Ослабить болты выноса, которые фиксируют его на штоке вилки, чтобы руль вместе с выносом можно было отсоединить от рамы велосипеда;
- Аккуратно, не спеша снять руль, внимательно следя, чтобы не повредились провода;
- Убрать либо добавить проставочные кольца, используемые для достижения необходимой высоты;
- Поставить вынос с рулем обратно – на добавленные элементы;
- Слегка подтянуть болты на выносе, но не затягивать;
- Закрутить болт в топкэпе, стянув таким способом между собой элементы рулевой колонки;
- Выполнить регулировку так, чтобы вынос руля размещался по центру, в соответствии с передним колесом;
- Подтянуть болт на топкэпе и закрутить болты на выносе;
- Проверить, насколько хорошо выполнена регулировка рулевой колонки, поворачивающей переднее колесо. Для этого нужно встать таким образом, чтобы рама транспортного средства оказалась между ног, и немного прокатить его взад-вперед. При появлении ощущений, словно под руками что-то шатается, нужно ослабить болты по бокам и лучше закрутить верхний болт и потом снова зажать боковые болты.
Хват «на ручках»
Это крейсерское положение, в котором на шоссейнике проводят большую часть поездки. В такой позе ладони комфортно размещаются на шифтерах (моноблоках), а пальцы естественно контролируют тормоза и механизм переключение передач. Посадка тела получается более прямой и комфортной, но при этом сохраняет свою скоростную агрессивность. Аэродинамичность в сравнении с нижним хватом – ниже, но при этом намного лучше, чем на горном велосипеде. Хват «на ручках» удобен на подъемах и при езде стоя.
Основным преимуществом такого положения является его эргономика. Кисти и запястья находятся в естественном состоянии параллельно бедрам, в результате чего не затекают и не устают. Но все это работает только при условии правильной установки шифтеров. Моноблоки должны располагаться строго перпендикулярно земле. Их устанавливают у начала изгиба руля, так чтобы они были плюс-минус параллельны земле. Они могут быть немного поднятыми вверх, но никогда опущенными вниз – это неправильно.
Хват «на ручках» хуже приспособлен для скоростных спусков, выполнения обгонов и других силовых маневров. Поскольку центр тяжести в таком положении завышен, с этим хватом нежелательно входить в повороты на большой скорости. Также следует быть максимально внимательным, особенно на плохой дороге т.к. соскользнувшая с шифтера рука может привести к аварийной ситуации.