Виды спорта на велосипеде

Шоссейные велосипеды

Шоссейный велосипед Trek Madone 6.2

Дорожный (или шоссейный) велосипед предназначен для езды на больших скоростях (около 70 км/ч) по ровным заасфальтированным дорогам. В самых известных соревнованиях «Тур-де-Франс», «Джиро Италии» и «Paris-Roubaix» участники управляют именно шоссейными велосипедами.

Отличается от других видов жесткостью конструкции, облегченными деталями, небольшой толщиной колес, развитыми аэродинамическими свойствами, большим количеством передач и рулем в форме бараньих рогов.

По весу шоссейные велосипеды являются самыми легкими: некоторые модели достигают показателей в 6 кг. Этого удается добиться с помощью использования сверхлегких материалов, таких как карбон или алюминий, а также высоколегированной стали. Максимальный вес для шоссейника — 11 кг.

Количество спиц меньше, по сравнению с другими видами, доходит примерно до двадцати штук, так как прочность отходит на второй план перед скоростью.

Рама изготавливается из смешанных материалов. Наиболее распространен алюминий или сталь со вставками из карбона.

Презентабельная модель , стоимостью около 500 тысяч долларов привлекает своей уникальностью.

Трансмиссия

Одной из важнейших составляющих любого велосипеда является трансмиссия – это набор компонентов, которые образуют единую систему, служащую для передачи мышечных усилий велосипедиста на заднее колесо (благодаря чему при вращении педалей велобайк и приводится в движение).

Большинство современных велосипедов комплектуется многоскоростной трансмиссией – ее основное преимущество перед односкоростным механизмом состоит в том, что она имеет возможность переключения передач, тем самым позволяя легче забираться в горку или ускоряться на ровных участках местности. Многоскоростная система, как правило, включает в себя: набор передних звезд («система»); набор задних звезд («кассета»); шатуны с педалями и кареткой; цепь; ручки управления переключением («манетки»); переключатели передач (передний и задний).

Велосипедные трансмиссии бывают двух «основных» типов:

«Звездочная» – именно звездочки играют первостепенную роль для велосипеда, поскольку без них он попросту не поедет. Односкоростные байки оснащаются двумя звездами – ведущей и ведомой, а вот многоскоростные модели могут похвастать целыми наборами звезд спереди («система») и сзади («кассета» или «трещотка»). Причем количество и размеры «шестеренок» во втором случае определяют ходовые качества «железного коня» в различных дорожных условиях – правильное передаточное отношение позволяет существенно уменьшить энергозатраты на поездку и сделать катание более комфортным.

Такая трансмиссия отличается неплохой надежностью (особенно при должном обслуживании, которое, кстати, не занимает много времени) и широким выбором вариантов исполнения (начиная от любительских и заканчивая спортивно-профессиональными). Главный же недостаток «звездочной» системы – необходимость в регулярном обслуживании (поскольку все компоненты ничем не прикрыты): чистка, смазка, подтягивание и т.д.

Планетарная – еще один распространенный тип трансмиссии для велосипедов, представляющей собой планетарную втулку, внутри которой находится шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения.

Подобные системы применяются только на городских или дорожных байках, не предназначенных для серьезных нагрузок, из-за приличного веса и низкого количества скоростей (как правило, не больше семи). Кроме того, они стоят достаточно дорого и не могут быть отремонтированы или обслужены в домашних условиях. Есть у планетарной трансмиссии и положительные качества: скрытый от внешних воздействий механизм, отличающийся долговечностью; не требует постоянного обслуживания; визуально выглядит компактно «как односкоростная система».

Велосипеды с планетарной трансмиссией – отличный выбор, в первую очередь, для городских жителей, которые часто катаются на двухколесном транспорте и преодолевают на нем значительные расстояния преимущественно по прямым дорогам, без большого количества подъемов и спусков. Кроме того, они подойдут для тех велосипедистов, кто не имеет возможности или просто не любит постоянно возиться с цепями и кассетами (проводя их техническое обслуживание).

Байки со «звездочными» системами – более универсальные: в зависимости от варианта исполнения, их можно эксплуатировать практически во всех условиях, в том числе и по пересеченной местности, изобилующей горными участками.

Передаточный механизм на велосипедах с многоскоростными трансмиссиями контролируется манетками (или по-другому – шифтерами) – это механическое устройство смены передач, располагающееся на рулевой колонке или раме.

На современных «двухколесниках» встречаются два типа манеток:

  • Грипшифтовые – смена скоростей происходит путем изменения натяжения тросиков за счет вращения «барабана» вперед-назад вокруг руля.
  • Триггерные – переключение осуществляется с помощью выступающих рычажков (натяжного и сбрасывающего), которые повышают и понижают передачи.

И те, и другие шифтеры имеют свои преимущества и недостатки: первые, например, более легкие в управлении и позволяют быстро менять скорость, но при этом занимают много пространства на руле и не блещут надежностью (особенно на бюджетных моделях); вторые же – имеют понятный принцип работы и не допускают случайного переключения передачи, однако при падении велосипеда могут быть легко повреждены из-за выступающих деталей.

В мире есть всего несколько ведущих производителей элементов велотрансмиссий, в том числе манеток – это Shimano, SRAM и Microshift. Если шифтеры несут на себе данные «имена» – это уже хорошо (остальные лучше просто игнорировать). При этом каждый из брендов предоставляет широчайший выбор манеток, начиная от простейших и заканчивая спортивно-профессиональными.

Модельные ряды производителей МТБ

Specialized

Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.

Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.

Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.

За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.

Cannondale

Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.

О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.

Giant

А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.

Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.

Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki.com.ua

Felt

Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.

Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.

Как проходят чемпионаты мира по велоспорту

На международной арене за соревнования отвечает Международный союз велосипедистов (UCI) со штаб-квартирой в Швейцарии. На уровне стран за развитие велоспорта отвечают национальные организации, как, например, в нашей стране Федерация велосипедного спорта России.

Чемпионаты мира по велоспорту (UCI) проводятся ежегодно с новой страной на каждый год, но, если говорить о частях света, то центр велосипедной жизни – это Европа, и именно европейским странам выпадает честь проводить у себя ЧМ. На весь последующий год победителю ЧМ даётся право выступать в белой майке с цветными полосами на груди, так называемой «радужной майке».

Гонка на выбывание – один из этапов мужского омниума на чемпионате мира 2016

Разумеется, чемпионы выявляются в каждом из многочисленных видов велоспорта. Так, мировые первенства бывают не только на шоссе или треке, но и по велокроссу, BMX, маунтинбайку и т.п.

В нашей стране Федерация велосипедного спорта России проводит национальные чемпионаты на шоссе, треке, в горном велоспорте и BMX.

Чемпионат России по шоссейному велоспорту проводится в дисциплинах:

  • Критериум
  • Многодневная гонка
  • Индивидуальная гонка
  • Групповая гонка
  • Смешанная эстафета
  • Командная гонка
  • Парная гонка
  • Индивидуальная гонка на время в гору

Чемпионат России по велоспорту на треке проводится в дисциплинах:

  • Гит с ходу 1000 м (мужчины), 500 м (женщины)
  • Командная гонка преследования 3 км
  • Мэдисон
  • Командный спринт
  • Спринт
  • Кейрин
  • Гит с места 1000 м (мужчины)
  • Командная гонка преследования 4 км
  • Омниум
  • Индивидуальная гонка преследования 4 км (мужчины), 3 км (женщины)

Чемпионат России по горному велоспорту проводится в дисциплинах:

  • Олимпийский кросс-кантри
  • Марафонский кросс-кантри
  • Гонка в гору
  • Критериум
  • Элиминатор
  • Эстафета

Чемпионат России по BMX проводится в дисциплинах:

  • Гонка на время
  • BMX-рейс
  • Фристайл

Как защитить себя от травм при падении?

У каждого велосипедиста свой стиль катания: кто-то любит неспешные прогулки в парках, а для кого-то больший интерес представляет экстрим, но в любом случае нельзя пренебрегать средствами защиты головы, ног и рук во время катания. Для безопасной езды на велосипеде обязательно используйте защитную экипировку.

  • Шлем. Выбирайте легкий и прочный шлем, который будет плотно прилегать к голове. Отрегулируйте шлем на затылке так, чтобы он не натирал голову и не был слишком свободным. Надевайте шлем перед каждой поездкой.
  • Наколенники и налокотники. Особенно пригодятся для любителей даунхилла и фрирайда. Выбирайте их по своим параметрам. Защита не должна сползать, но и в то же время не стеснять движений.
  • Защитные перчатки. Есть простые модели для летнего сезона и утепленные для зимы. Уберегут руки от натирания рулем, ударов и царапин при падении.

Аксессуары к велосипеду

Аксессуаров к велосипеду неимоверное количество, причем некоторые призваны для реализации дизайнерских фантазий, другие для комфорта, третье – расширяют штатные возможности. Итак, что Мы можем дополнительно установить на велосипед?

Для ночных поездок можно установить велофару, задний свет. Кроме того, в качестве колпачков на ниппеле колес можно установить светодиоды, чтобы Ваши колеса светились неоновым светом.

Буквально сегодня читал новость, что компания Volvo выпустила специальный спрей, которым можно обрызгать раму или другие компоненты велосипеда, и он будет светится белым светом.

Если Вы любитель все измерить, тогда можете установить на велосипед велокомпьютер, который подсчитает: сколько Вы проехали, какая максимальная скорость, сколько времени были в пути и другие показатели.

Для дальних поездок, можно установить на велосипед багажник или корзину, в которые будет удобно поместить ношу, тем самым освободив плечи от дополнительного груза.

На некоторых велосипедах можно установить флягодержатель, что также удобно для транспортировки воды.

Также существуют специальные подседельные или подрамные сумочки для негабаритного багажа.

Для длительных поездок, отлично будет обзавестись велоперчатками.

Если нужно, на велосипед можно установить подножки, крылья.

Если велосипед планируется оставить без присмотра возле магазина, обязательно обзаведитесь велозамком, т.к. кража велосипедов на сегодняшний день, к сожалению, поставлена на конвеер, хотя эти люди в свое время заплатят всемеро, как пишет Священное Писание (Притчи 6:31).

Конечно же, никто еще не отменил звонки и зеркала, которые также можно установить на велосипед.

Если Вам не нравится цвет велосипеда, его можно перекрасить, для чего продаются специальные краски.

Ручки для руля (грипсы) и седла тоже можно сменить на те, что Вам больше нравятся.

Выбор экипировки

Некоторые основные правила должен знать каждый, кто желает себя попробовать в этом виде зимнего спорта.

Выбирать снаряжение необходимо с учетом выбранного вида горнолыжной езды, поскольку экипировка для разных типов движения может сильно отличаться как по размеру, так и по конфигурации. Лыжи для конькового типа не подходят экстремальным прогулкам по альпийским склонам, как и крупные фриски не годятся для классической езды. Неправильный тип принесет неудобства и испортит впечатление от спорта.

При превышении веса лыжника средних значений, стоит приобрести жесткие лыжи, дабы выровнять нагрузку.

Касаемо лыжных палок есть нюанс: палки для классики должны быть на 25 см больше. Коньковому типу подойдут те, что на 10 см крупнее классических.

При приобретении инструментов лучше свериться с таблицей:

Длина беговых лыж и палок, см.

Рост лыжника Для классического хода Универсальные Для конькового хода Палки для классического хода Палки для конькового хода
150 170-180 170 165 120 130
155 180 170-180 170 125 165
160 185 180 175 130 140
165 190 185 180 135 145
170 195 190 185 140 150
175 200 195-200 190 145 155
180 205 200-205 190-195 150 160
185 205-210 205 195 155 165
190 210 205 195 160 170
195 210 205 195 165 175

Выбор велосипеда

Обычно ученики думают, что для начала можно взять в аренду или у друзей на время обучения. А уже потом, если получится, приобрести собственный.

Такая точка зрения имеет право на жизнь, но лучше не настраивать себя на поражение. Да и друзья могут дать неподходящий под ваши параметры транспорт. Очень часто падения и неудачи связаны с тем, что велосипед вам просто не подходит.

При выборе подходящего велосипеда нужно учитывать ваш рост. В таблице ниже вы найдете рекомендованные параметры.

На всякий случай проконсультируйтесь с продавцом в магазине, чтобы точно не прогадать.

Помимо высоты, нужно понять, сколько скоростей вам нужно. Односкоростные стоят меньше, но при этом вам придется прикладывать больше усилий, чтобы заехать на гору. Многоскоростные позволяют регулировать нагрузку, переключая цепь на звезды разного размера.

Если вы планируете кататься для удовольствия во дворе дома или по ровной дороге, тогда нет смысла в многоскоростном велике. А вот если планируете ездить по гористой местности, вам приходится возможность переключать скорость.

Велоспорт в Олимпийских играх

В Олимпийских играх первые соревнования по велосипедному спорту прошли в 1896 году. Спортсмены соревновались в дисциплинах:

  • спринт;
  • гит на 333,3 метра;
  • заезд на 10 километров;
  • заезд на 100 километров;
  • велокросс продолжительностью 12 часов;
  • шоссейная гонка.

Фото 7. Победитель Летних Олимпийских игр в спринте по велогонкам Николь Кук

Побороться за первые места прибыли порядка девятнадцати спортсменов из пяти стран мира. План соревнований, который используется до сих пор, утвердили еще в 1928 году. Женщины стали соревноваться за первенство на гонках начиная с 1984 года. Спортсмены готовятся к Олимпийским играм, как физически, так и комплектуя велосипед, ведь каждый вид соревнований требует определенной модели транспортного средства.

Фото 8. Шоссейный велогонщик Денис Меньшов, двухкратный победитель Гранд Туров Вуэльта Испании (2005, 2007) и Джиро д’Италия (2009)

Олимпийские игры продолжают расширять уровень категорий и вводит новые соревновательные дисциплины:

  • Маунтинбайк (езда на горных велосипедах);
  • Триатлон;
  • Гонки на треке.

Фото 9. Четырёхкратный чемпион мира в индивидуальной шоссейной гонке на время с раздельным стартом Фабиан Канчеллара

В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее спортсмены соревновались в восемнадцати дисциплинах, связанных с велосипедной ездой. Этот вид спорта становится популярнее и доступнее для людей в отдаленных регионах.

Мышцы ног

Каждый вид активности имеет свой собственный набор первичных мышц, отвечающих за большую часть работы конкретного движения. Первичные, или мускулы движущей силы, являются первыми, к которым обращается организм, когда возникает потребность в воспроизведении конкретного действия. Для велосипедиста они расположены преимущественно в нижней части тела в области ног.

Езда на велосипеде — это циклическое упражнение, состоящее из двух основных и двух переходных фаз:

  • Основная фаза — это силовая фаза, которая включает в себя нажатие на педаль, используя в основном мышцы ягодиц, бедер и икр.
  • Вспомогательная фаза — это восстановление. Оно состоит из использования подколенных сухожилий, а также сгибателей бедер

С того момента, как происходит нажатие на педаль в первый раз, и до того момента, когда нога возвращается на вершину цикла, она получает тщательную и полноценную тренировку.

Квадрицепсы (четырехглавые мышцы)

Это крупные мускулы, расположенные в передней части бедра. Они активизируются, когда происходит нажатие на педаль, которое способствует выработке импульса. Использование квадрицепсов необходимо для увеличения силы и скорости движения на велосипеде.

Насколько будут развиваются квадрицепсы будет зависеть от образа жизни, питания и стиля езды на велосипеде. Вообще говоря, велопрогулки на большие расстояния не накачают ваши квадрицепсы. Такой режим, скорее всего, проявит их рельеф, так как путешествуя на велике на дальние расстояния, будет сжигаться много калорий, снижая уровень жира в организме (если вы не будете при этом увеличивать потребление калорий).

Однако, если специализироваться на спринтах или трековом велоспорте, это приведет к увеличению размера квадрицепсов. Однако они не так эффективно качаются, как во время силовой тренировки в тренажерном зале, которой следует дополнять велотренировки.

Подколенные сухожилия

Подколенное сухожилие — это собирательный термин, который часто используется для обозначения задних мышц бедра. Они состоят из полумембранозных, полутендинозных и двуглавых мышц бедра и ряда других, охватывающих бедро, пересекающих как бедро, так и колено. Они начинаются чуть ниже ягодиц, где прикрепляются к седалищной кости (нижняя часть бедра) и соединяются с верхней частью костей голени (большеберцовая и малоберцовая кости). Задняя мускулатура бедра влияют на сгибание колена и выпрямление бедра. Подколенные сухожилия работают сильнее всего, когда нога тянется вверх от нижней части хода педали.

Икроножные мышцы

Так называемые «икры» играют меньшую роль в толкающем движении педалирования, но они все еще работают вместе с подколенными сухожилиями и квадрицепсами. Икроножная и камбаловидная (часть трёхглавой мышцы голени) используются для стабилизации лодыжек и ног во время толкающего движения.

Ягодичные мышцы

Помимо подколенных сухожилий и квадрицепса, ягодицы являются еще одной основной мышечной единицей, используемой во время езды на велосипеде. Во время велосипедных прогулок в горку ягодицы будут работать так же интенсивно, как бедра и икры. Ягодицы состоят из трех мышц, включая большую, среднюю и малую. Большая ягодичная — это самая большая среди них, а также самая важная во время езды на велосипеде. Вот почему у велосипедистов часто бывают очень подтянутые ягодицы.

Правильная техника педалирования

Кроме правильной посадки нужно усвоить основные принципы педалирования, что очень важно при езде на велосипеде, поэтому стоит раз и навсегда запомнить несколько основных правил катания на велосипеде и всегда их придерживаться, так как это дает возможность не подвергать лишним нагрузкам организм и сохранить здоровье коленей. Если слишком легко ехать, то сразу же переключайтесь и наоборот

Это залог правильной нагрузки на ноги велосипедиста при этом дает возможность задействовать максимальное колличество групп мышц. Не соблюдение правил переключения передач может привести к серьезным проблемам со здоровьем

Если слишком легко ехать, то сразу же переключайтесь и наоборот. Это залог правильной нагрузки на ноги велосипедиста при этом дает возможность задействовать максимальное колличество групп мышц. Не соблюдение правил переключения передач может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Итак, давайте разберем как правильно крутить педали на велосипеде (техника кругового педалирования):

  • Дыхание — частота дыхания должна быть на одном уровне, старайтесь следить за этим. Дыхание должно производиться только носом, так как при езде пыль поднимается вверх и она должна фильтроваться именно носом;
  • Педали необходимо крутить, а не давить на них, что обеспечит максимальную трату энергии организмом. Это обеспечит правильное и неприрывное круговое вращение. Вращать педали нужно постоянно безпрерывно и с одинаковой скоростью. Педалирование на контактных педалях, которые передают максимальную энергию велосипедиста при вращении педалей, позволит вам приобрести навык правильной езды на велосипеде быстрее всего. Достигается за счет давления на педаль во всех зонах – т.е. обеспечивается давление вниз и тянущие движение вверх.

    Правильность педалирования измеряется с помощью частоты вращения педалей. Это понятие еще называется «каденс». Частота вращения должна составлять не менее 80 оборотов в минуту (для профессионалов – более 100 оборотов). Для контроля этого показателя желательно приобрести велокомпьютер с измерением каденса, который будет показывать колличество оборотов и останется только привыкнуть к такому педалированию. Измерение происходит за счет установки геркон на раму и магнита на шатун. Наиболее идеальный вариант для считывания вращения педалей подходит велокомпьютер SIGMA BC 1609 (цена от 30 $) помимо этого он оснащен всеми нужными характеристиками и идеально подходит для тренировки.Низкий показатель каденса приведет к быстрой усталости и может вызвать артрит коленей, поэтому для получения максимальной пользы от катания на велосипеде рекомендуется тренировать свои связки и колени ежедневно. Перед тем, как садиться на велосипед обязательно нужно размять связки путем приседаний и прочих упражнений ног.

  • Следите за положением коленей, при вращении они должны быть параллельны друг другу и смотреть вперед, а тело расслабленым для сохранения физических сил.

Стили катания на горных велосипедах

Многие производители велосипедов классифицируют свои велосипеды по следующим стилям катания на горных велосипедах, чтобы помочь вам решить, какой тип велосипеда вам подходит.

Трасса: Это, пожалуй, самый распространенный стиль катания на горных велосипедах, потому что эта категория не основана на каком-либо конкретном виде гонок. Если вы заинтересованы в том, чтобы встретиться с друзьями на местной тропе и покататься на смеси подъемов и спусков, то этот стиль для вас

Велосипеды этой категории уделяют равное внимание веселью, эффективности и разумному общему весу.

Езда по пересеченной местности: Этот стиль верховой езды обычно подразумевает быструю езду с акцентом на мастерство скалолазания. Расстояния варьируются от нескольких км   и велосипеды, как правило, ориентированы на малый вес и эффективность.

Всегорье/эндуро: Думайте о всегорье/эндуро как о езде по тропе  с большими подъемами, более длинными спусками и более техническими функциями-как искусственными, так и естественными

Велосипеды для катания в горах/эндуро предназначены для хорошей работы на крутых спусках, а также достаточно легки и проворны, чтобы крутить педали в гору. Термин «эндуро» происходит из мира гонок и описывает соревнование, в котором предусмотрены этапы спуска и несвоевременные этапы подъема. Победителем становится тот, у кого будет самое быстрое общее время на спусках. Езда на эндуро стала очень популярной, и этот термин теперь часто используется как синоним всегорья, независимо от того, участвуете вы в гонках или нет.

Спуск/парк: Этот тип катания в основном выполняется на велосипедных стоянках с лифтовым обслуживанием (часто в теплое время года на горнолыжном курорте). Вы ездите на больших, прочных велосипедах и носите шлемы и бронежилеты. Велосипеды могут похвастаться более прочными компонентами и меньшим количеством передач, а подвеска имеет больший ход (количество движения в подвеске). Все это поможет вам покорить трамплины,  альпинарии и деревянные лестницы. Учитывая, что вы все время находитесь на постоянном спуске, вам не нужно много крутить педали, но вы все равно получаете серьезную тренировку, потому что постоянно реагируете на быстро приближающуюся местность.

Езда на велосипеде с толстыми шинами: Представьте себе велосипед, о котором вы всегда мечтали в детстве: с гигантскими шинами, которые могут проехать практически через все. Велосипеды с толстыми шинами-это велосипеды с шинами шириной не менее 3,7 дюйма (и может достигать 5 дюймов или более). Они обеспечивают отличное сцепление со снегом и песком. Езда на велосипеде с толстыми шинами не ограничивается этими условиями и зарекомендовала себя как быстрорастущее дополнение к всесезонной езде по тропе. Велосипеды с толстыми шинами могут быть отличным выбором для начинающих горных байкеров, потому что они подходят для  пересеченной местности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: