Нюансы выбора и эксплуатации одноколесных велосипедов, лучшие модели

Характеристика

Уницикл — одноколесный велосипед, на котором райдер балансирует. Иногда этот транспорт называется моноколесом или моноциклом, но суть от этого не меняется. Высота сидушки в таких устройствах определяется типом рамы и диаметром колеса.

Вес райдера не имеет значения. Но для людей с массой тела более 100 кг лучше выбирать модели в горном исполнении или для фристайла. Они оснащаются упрочненными конструкциями рам и не боятся нагрузок.

Давление в шинах зависит от выбора стиля и модели одноколесного велосипеда. Для электроунициклов нормальными считаются показатели 2,3-2,7 атмосфер. Для классических моделей ориентиром всегда служит информация на покрышке — там указываются минимальные и максимальные значения с литерами PSI — фунт/сила на дюйм в квадрате. Если обозначение BAR, расчет ведется в атмосферах.

Так, если для человека массой в 50 кг хватит давления в колесах MUni 2,38-2,59 атмосфер, для райдера весом 105 кг нормой будет уже 3,06-3,27. Для шоссейного эти показатели всегда выше, минимальные значения варьируются в диапазоне 6,5-9 атмосфер.

Одноколёсные велосипеды (моноциклы)

О существовании велосипеда с одним колесом знают многие, и не только велосипедисты. Одноколесный велосипед прославился на цирковой арене – акробаты, жонглеры и клоуны умело разъезжают и выполняют всевозможные трюки на этих велосипедах. У моноцикла есть даже неофициальное название «цирковой велосипед».

Однако в последнее время он перестал «принадлежать» только циркачам и выкатился в широкие массы на улицы. Количество счастливых обладателей унициклов неуклонно растет, а если учесть его использование в спорте, то в недалеком будущем эта незатейливая конструкция может составить неплохую конкуренцию двухколесным аналогам.

Как сделать из двухколесного велосипеда одноколесный?

Сделать моноцикл можно на основе расширения передней вилки.

Необходимые компоненты:

Порядок действий:

  1. Снять вилку и расширить её у основания. Рекомендуемая ширина — 130 мм.
  2. Очистить каретку от лишних деталей, оставить необходимо только подседельную трубу.
  3. Подготовить сварку для соединения деталей.
  4. Вверху вилки сделать отверстие, диаметром, как каретка.
  5. Выравнивание линии цепи. Ровнять ее следует по линии осей каретки.
  6. Соединив обе детали, их следует сварить.
  7. Создание фиксированной передачи.
  8. Педали прикрепить по обе стороны от колеса. Втулку следует надежно прикрепить при помощи обода, спиц, шатуна.
  9. Для того чтобы сделать фиксированную передачу, можно заварить трещотку.
  10. Для того чтобы цепь не слетала, следует добавить дропауты. Их приваривают внизу, а вверху прикручивают болтами.
  11. Седло должно идеально подходить под тело человека. В таких конструкциях основная нагрузка идет на спину, поэтому удобная посадка играет не малую роль.

Классификация мотор-колёс по конструкции

Редукторные

Такие приспособления имеют в своём распоряжении шестерни, расположенные непосредственно в корпусе устройства. Характерной особенностью подобной разновидности является малый вес (2-2,5 кг), а также скромные размеры. Планетарный редуктор даёт легковесному электродвигателю высокое значение тяги, что влечёт за собой возможность достойно соперничать с более мощными безредукторными движками. Редукторные мотор-колёса по КПД переигрывают прямоприводные изделия, а вот по износоустойчивости уступают им. Из-за наличия обгонной муфты, редукторные вариации предлагают весьма низкий коэффициент трения и кроме того, наблюдается экономный расход электроэнергии.

Электробайки оснащённые редукторными мотор-колёсами могут предложить ограниченную до 30-40 км/ч максималку, это что касается стандартных комплектов. Тут всё дело в том, что при езде на высоких скоростных режимах, будет срываться смазывающий материал с шестерен планетарного редуктора. Как следствие, повышенный износ и сокращение ресурса агрегата. Так что, если вам не требуются сверхскорости электрического байка и не нужна избыточная масса велосипеда, данная разновидность мотор-колеса является оптимальным вариантом.

Каким разновидностям электровелосипедов больше всего подходит редукторное мотор-колесо? Чаще всего его устанавливают на серийные городские, прогулочные, а также спортивные электровелосипеды. Мотор-колесо на 500 W, может разогнать электровело до 40 км/ч.

Безредукторные (бесщёточные)

Это прямоприводные движки, отличающиеся великолепной надёжностью и долговечностью, простотой конструкции, нулевым люфтом, тихоходностью и повышенной жёсткостью при нагрузках. Вдобавок, данные модификации могут функционировать как генератор, при замедлении. Они вырабатывают рекуперативную энергию, которая рассеивается в приводе и снова поступает к аккумуляторной батарее. Однако в этом случае имеет место и немаловажный нюанс: для задействования функции рекуперативного торможения, требуется чтобы контроллер предоставлял возможность выполнения такой функции электромотором. Редукторные модификации, в роли генератора к сожалению выступать не могут.

Но в то же время, девайсы имеют не малую массу и габариты. Так, масса прямоприводных мотор-колёс в сравнении с редукторными, может быть в два раза большей при одной и той же мощности. Куда ставят безредукторные вариации? Чаще всего они находят своё место на электровеликах повышенной грузоподъёмности, скоростных модификациях, а также скутерах.

Использование веломобилей

У велосипедных конструкций с 4 колёсами есть отдельное название – веломобиль. Кому может понадобиться такая экзотичная вещь? Разберём подробнее:

  • Пожилые люди – веломобиль не требует удержания равновесия, может останавливаться в любой момент, что, без сомнений, будет очень по нраву старикам и болеющим.
  • Пары – если тандем можно назвать «спортивным инвентарём», то на четырёх колёсах и с двумя креслами можно отдыхать, как многие из нас отдыхают, арендуя педальный катамаран на море.
  • Взрослые с детьми – можно поставить одно или два детских кресла, и перевозка детей будет намного более безопасной.
  • Спортсмены – несколько производителей продвигают свои модели для участия в кросс-кантри и триале. Веломобиль устойчив и имеет хорошее сцепление с самой мягкой почвой.
  • Путешественники – они часто выбирают трайки (крупные трёхколёсные велосипеды), но есть и хорошие самодельные варианты с размещением водителя полулёжа. На дальних расстояниях обычная компоновка велосипеда далеко не идеальна, а вот свободный набор модулей, большой объём груза и просто достаточное пространство четырёхколёсной конструкции – идеальный выбор.

Как видим, несмотря на кажущуюся экзотичность, такой вид велосипедов не просто достоин права на существование, но и может серьёзно заинтересовывать определённые классы райдеров.

Четырёхколёсный прототип Джованни Фонтана

В 1418 году Джованни Фонтана построил первое в мире транспортное средство, приводимое в движение мышечной силой человека. Это была четырёхколесная тачанка, имеющая передачу на задние колеса через веревку между деревянными шкивами.

1493 годом датированы эскизы примитивного велосипеда, который, предположительно, был начерчен Леонардо да Винчи, как считали до 1974 года. Дальнейшее изучение чертежей показало, что они не были нарисованы рукой да Винчи. Предположение о том, что эти эскизы выполнил ученик да Винчи после того, как оригинальный чертеж был потерян, также считается ложным. Тест на возраст был выполнен, но библиотека в Милане, принадлежащая Ватикану, скрывает, очевидно, неугодный результат, поэтому эксперты считают эти эскизы недействительными.

Детали и строение уницикла

Конструкция одноколесного велосипеда складывается из колеса, шатунов, рамы, педалей и седла. Отличие колеса уницикла от велосипедного в прямой передаче — ось и втулка объединены, поэтому вращение педалей напрямую передаётся колесу. Рама похожа на вилку двухколесного байка, крепление для седла расположено в верхней части рамы. Руль не направляет движение, а помогает контролировать моноцикл в качестве дополнительной точки опоры.

Дополнительное оборудование:

  • Багажник
  • Клаксон
  • Фары
  • Крыло
  • Светоотражатели
  • Тормоз

Седла унициклов отличаются от велосипедных, их эргономика рассчитана на вертикальную посадку водителя. Фиксаторы для стоп отсутствут, ввиду частых соскакиваний при потере равновесия.

Превращаем велосипед в уницикл

Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.

Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:

Велосипед минус переднее колесо, ромб и руль = уницикл

Для работы потребуются:

  • ключи для снятия руля и вилки;
  • съемники шатунов и каретки;
  • резка по металлу;
  • наждачка;
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.

Приступаем к работе: 1. Полностью освободить раму: снять вилку, колеса, шатуны, цепь.

2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.

Из этого собирается уницикл

3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.

4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.

5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо разобрать каретку.

6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.

Сварной шов проверить обязательно

7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.

8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.

9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.

Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.

История появления

Существуют различные теории появления унициклов. Если верить самой популярной, то одноколесный велосипед появился в конце XIX века.

Каждый хотя бы раз видел на картинках странные велосипеды с большим передним колесом и маленьким задним. Это пенни-фартинг. Именно он и является родоначальником уницикла.

Основной вес тела при езде на пенни-фартингах был на переднем колесе, из-за чего на кочках заднее колесо очень сильно подбрасывало. Велосипедисту приходилось держать равновесие чтобы не упасть, пока заднее колесо опять не опустится на землю.

Спустя время, некоторые поняли, что при должной сноровке заднее колесо ни к чему. Его решили вовсе убрать вместе с рулем. Именно так и появились первые унициклы.

Диаметр колеса был большой, поэтому для езды на унициклах требовалась сноровка. Этим воспользовались ловкие циркачи, которые быстро превратили езду на одноколесном велике в цирковое представление.

Со временем внешний вид уницикла изменялся, стало использоваться колесо меньшего диаметра, а умельцев, которые смогли покорить это чудо техники, становилось все больше.

Строительство

Ступица одноколесного велосипеда

У унициклов есть несколько основных частей:

  • Колеса (которая включает в себя шину , трубы, обод, спицы, втулку и ось)
  • Эти шатуны (которые крепятся на педали к ступице колеса)
  • Ступица (соединяет спицы с центральной точкой, а также передает крутящий момент на колесо)
  • Педали
  • Вилка -style кадр
  • Подседельный штырь
  • Седло (сиденье одноколесного велосипеда)

Колесо обычно похоже на велосипедное колесо со специальной ступицей, сконструированной таким образом, что ось является фиксированной частью ступицы. Это означает , что вращение кривошипов непосредственно управляет вращением колеса ( так называемый прямым приводом ). Рама находится на верхней части осевых подшипников, в то время как кривошипы прикрепляются к концам оси, а подседельный штырь скользит в раму, позволяя регулировать высоту седла.

Преимущества уницикла

Одноколесный велосипед способен стать не только находкой для опытных любителей велоспорта, которым уже недостаточно адреналина. Использоваться такой вариант может для удобного передвижения в условиях многонаселенного города с загруженным трафиком.

Помимо прочего, современные унициклы обладают следующими преимуществами:

  • такие велосипеды максимально компактны, что позволяет удобно размещать их в любом свободном углу;
  • при необходимости из уницикла можно сделать импровизированный прицеп для велосипеда одноколесный, надежно присоединив его к двухколесной модели с помощью подручных средств;
  • с унициклом можно без проблем зайти в гости, посещать магазины, кафе, развлекательные заведения, офисные помещения, не только брать его с собой, но и пользоваться им в метро, заносить в общественный транспорт (причем оплачивать проезд с моноциклом не требуется, так как расценивать его можно в качестве отдельной части полноценного велосипеда);
  • одноколесный велосипед абсолютно безопасен для своего владельца, необходимо хорошенько постараться, чтобы получить повреждение или травму даже на этапе обучения катанию на уницикле;
  • ввиду высочайшей маневренности и незначительной массы, одноколесные модели велосипедов безопасны для пешеходов;
  • при желании можно сделать одноколесный велосипед своими руками, воспользовавшись старыми запчастями от обычного, двухколесного.

Как устроена велосипедная втулка

Впервые веловтулка была испробована на велосипеде. Его работа состояла в обеспечении кручения колес, а его основой были шариковые подшипники. Самыми популярными стали:

  • Шариковые;
  • Сепараторные;
  • Закрытые или промышленные.

Втулка, которая устанавливается спереди это самый простой механизм. Она состоит из корпуса, оси, которая крепится к дропаутам, крепления и подшипников, имеет вставки для защиты, еще их называют пыльниками.

Передняя втулка

На всех байках этот механизм одинаков. Может отличаться только материал, из которого изготавливают детали, их вес, прочность, уровень защиты и тип подшипников качения.

Веловтулки переднего колеса легче задних и не такие сложные в понимании. А всё потому, что спереди нагрузка меньше, чем сзади, а передние детали легче снимать и монтировать самостоятельно. Сложность конструкции заднего колеса связана со свободным ходом.

Разновидности велосипеда с одним колесом

Изначально такие велосипеды встречались лишь на выступлениях в цирке. Постепенно любители экстрима стали пробовать выполнять трюки на необычном транспорте, и выходить на различные поверхности.

Спрос на моноциклы заставил производителей выпускать модели с новыми особенностями и возможностями, отсюда появились:

  • конструкции для фристайла и триала;
  • для езды по бездорожью;
  • дорожные.

На трюковых велосипедах раму выполняют из более прочных материалов, уделяя особое внимание каретке, устанавливая двойной обод и широкие колеса. Усиленные конструкции применяют для занятий фристайлом и триала

Установленный диаметр колес- 20 дюймов.

Унициклы для передвижения по бездорожью подразумевают наличие колес диаметром 24 дюйма. Агрессивная резина необходима для того, чтобы передвижение по неровной поверхности было максимально комфортным. В таких конструкциях устанавливают тормоза. Для того чтобы водитель не ощущал вибраций при езде по кочкам, устанавливают специальные седла на пружинах.

Как научиться кататься на уницикле

Самое главное при езде на уницикле – это научиться держать равновесие. Причем необходимо чувствовать себя уверенно как на низкой, так и на большой скорости. Первые шаги самые тяжелые, поэтому главное начать.

Стараться поехать на уницикле впервые без опоры практически не реально. Конечно, если есть продвинутые навыки езда на обычном велосипеде, то будет куда проще научиться ездить и на одноколесном.

Те, кто без проблем могут стоять на месте на байке или ехать на заднем колесе, будут чувствовать себя увереннее и на уницикле. Те же, кто сел на это чудо впервые придется обзавестись терпением.

Главная сложность – это подобрать подходящую опору. Как вариант можно учиться ездить вдоль забора. Главный минус заключается в том, что не везде получится найти подходящие условия. Кроме этого при езде вдоль ограды не получится научиться поворачивать.

Второй способ – езда с палками. Понадобятся две длинные палки, на которые можно будет упираться во время езды. Такой способ более эффективен, поскольку нет ограничений по месту езды.

Стили катания

Джесс Ригель измельчает рельс, навык уличного моноцикла

Поездка на автомобиле 36er в Велосипедный тур Five Boro

Традиционно уницикл считался цирковое искусство который был исполнен на мероприятиях, чтобы развлечь публику в цирк или во время парадов, карнавалы или же уличные фестивали. Недавние разработки в области прочности и долговечности деталей велосипеда (и, следовательно, одноколесного велосипеда) привели к появлению множества новых видов деятельности, включая испытания одноколесного велосипеда и горный одноколесный велосипед. Возможно, сейчас моноцикл стал не только развлечением, но и соревновательным спортом и развлечением.

Основные типы моноциклинга:

Фристайл
Пожалуй, самая старая форма моноцикла, традиционный фристайл, основанный на производительности. Фристайл-трюки и движения основаны на различных способах езды на одноколесном велосипеде и объединении этих движений в одну длинную плавную линию, которая эстетически приятна. Соревнования очень похожи на фигурное катание.
Комедия
Наряду с фристайлом это стиль исполнения моноциклинг. Часто используется клоуны и другие артисты циркового искусства. Комедия на одноколесном велосипеде преувеличивает воспринимаемую сложность езды на одноколесном велосипеде для создания комедийного представления.
Trials unicycling
Trials unicycling специально нацелен на преодоление препятствий. Аналогично катанию на триал-байке.
Уличный уницикл
Уличный одноколесный велосипед как стиль подразумевает, что гонщики используют комбинацию объектов, встречающихся в урбанизированных условиях (таких как выступы, поручни и лестницы), для выполнения самых разных трюков. Многие трюки похожи на те, что выполняются в других экстремальных видах спорта, таких как BMX и скейтбординг.
Внедорожный или горный моноцикл (сокращенно MUni)
Муни ездит по пересеченной местности и в последние годы превратился в разновидность моноцикла.
Путешествие или поездки
Этот стиль сконцентрирован на дистанционной езде. С колесом диаметром 29 или 36 дюймов (740 или 910 мм) можно легко достичь крейсерской скорости от 10 до 15 миль в час (24 км / ч) или более.
Плоская земля
По состоянию на 2009 год Этот стиль моноциклинга похож на фристайл, поскольку различные трюки и движения выполняются на ровной поверхности. Флэтленд, однако, не имеет элемента производительности фристайла, но вместо этого имеет трюки, аналогичные трюкам BMX и скейтбордингу.

Стили езды и виды спорта на одноколесном велосипеде

Усовершенствование моделей позволяет использовать одноколесные велосипеды в широких пределах. Именно поэтому их можно использовать не только на тротуарах и дорогах, но и на более серьезных площадках.

Выделяют следующие дисциплины, где используется уницикл:

  1. Триал — высокие скорости и множество препятствий. Для стойкости в таких условиях, моноциклы должны обладать прочностью, выносливостью, а также иметь тормоз.
  2. Фристайл. Техника, где выполняются различные прыжки, петли и другие трюки. Данная дисциплина является одной из самых захватывающих.
  3. Off Road monocycle. Езда по крутой местности, со склонами и впадинами. Такой вид развлечения также пользуется особой популярностью, так как не предъявляет особых требований к велосипеду.
  4. Туризм. Отдельные модели, приспособленные к путешествиям и туризму. Они оснащены отделом для сумок. На таких конструкциях можно преодолевать расстояние до 150 км.
  5. Стрит. Относится к цирковым видам и подразумевает выполнение трюков, обход препятствий и прыжки на тротуарах.

Помимо одиночных дисциплин, одноколесный велосипед используется в таких играх, где на поле находится вся команда.

Хоккей на таких велосипедах очень травмоопасный вид спорта, так как действие разворачивается на льду. Правила игры без изменений, на поле применяют клюшки и шайбу, которую забивают в ворота. Такие игры регулярно проводят Великобритания, Германия и Швейцария.

В баскетболе участники передвигаются по зале на велосипеде. Игра усложняется постоянным движением. Все передачи и броски осуществляются в обычном режиме. Моноциклы для баскетбола имеют 24-дюймовое колесо и облегченные педали. Такие игры активно практикуют в Германии, Великобритании и Франции.

В игре «униполо» используют велосипед вместо лошадей. Размер поля немного меньше, а также изменена форма клюшки.

Стили катания

Джесс Ригель измельчает рельс, навык уличного моноцикла

Поездка на автомобиле 36er в Велосипедный тур Five Boro

Традиционно уницикл считался цирковое искусство который был исполнен на мероприятиях, чтобы развлечь публику в цирк или во время парадов, карнавалы или же уличные фестивали. Недавние разработки в области прочности и долговечности деталей велосипеда (и, следовательно, одноколесного велосипеда) привели к появлению множества новых видов деятельности, включая испытания одноколесного велосипеда и горный одноколесный велосипед. Возможно, сейчас моноцикл стал не только развлечением, но и соревновательным спортом и развлечением.

Основные типы моноциклинга:

Фристайл
Пожалуй, самая старая форма моноцикла, традиционный фристайл, основанный на производительности. Фристайл-трюки и движения основаны на различных способах езды на одноколесном велосипеде и объединении этих движений в одну длинную плавную линию, которая эстетически приятна. Соревнования очень похожи на фигурное катание.
Комедия
Наряду с фристайлом это стиль исполнения моноциклинг. Часто используется клоуны и другие артисты циркового искусства. Комедия на одноколесном велосипеде преувеличивает воспринимаемую сложность езды на одноколесном велосипеде для создания комедийного представления.
Trials unicycling
Trials unicycling специально нацелен на преодоление препятствий. Аналогично катанию на триал-байке.
Уличный уницикл
Уличный одноколесный велосипед как стиль подразумевает, что гонщики используют комбинацию объектов, встречающихся в урбанизированных условиях (таких как выступы, поручни и лестницы), для выполнения самых разных трюков. Многие трюки похожи на те, что выполняются в других экстремальных видах спорта, таких как BMX и скейтбординг.
Внедорожный или горный моноцикл (сокращенно MUni)
Муни ездит по пересеченной местности и в последние годы превратился в разновидность моноцикла.
Путешествие или поездки
Этот стиль сконцентрирован на дистанционной езде. С колесом диаметром 29 или 36 дюймов (740 или 910 мм) можно легко достичь крейсерской скорости от 10 до 15 миль в час (24 км / ч) или более.
Плоская земля
По состоянию на 2009 год Этот стиль моноциклинга похож на фристайл, поскольку различные трюки и движения выполняются на ровной поверхности. Флэтленд, однако, не имеет элемента производительности фристайла, но вместо этого имеет трюки, аналогичные трюкам BMX и скейтбордингу.

Нюансы использования

Разные типы одноколесного велосипеда служат для неспешных прогулок или экстремального катания по внедорожью. В зависимости от стиля езды, а также вида спорта назначение транспорта меняется:

  1. Туризм. Модели придутся по вкусу любителям долгих путешествий. Актуальны унициклы с большим диаметром колес — 29–36 дюймов. Велосипеды могут разгоняться до 15 км/ч.
  2. Стрит. Трюковые унициклы служат для катания по городу, преодоления лестниц, бордюров, перил и прочих препятствий.
  3. Фристайл. Цирковой велосипед предполагает использование трюков, связок, элементов хореографии.
  4. Флэтленд. Разновидность фристайла, сочетает в себе компоненты скейтбординга и BMX.
  5. Триал. Представляет собой преодоление различных препятствий на уницикле.
  6. Off-road. Горные модели велосипедов обеспечивают динамичную езду, спуск по склонам. Благодаря высокой маневренности модели могут преодолевать наиболее сложные дистанции.
  7. Уникросс. Есть модели, рассчитанные на гоночный стиль езды, способные быстро разгоняться.

Чтобы освоить катание на одноколесном велосипеде, придется тренироваться всего несколько дней. Проще это сделать людям, которые умеют ездить на традиционном транспорте и могут держать баланс, не касаясь руля. Специалисты рекомендуют оттачивать навыки катания внутри помещения либо на улице с использованием опоры. Сначала учатся передвижению по прямой, затем — преодолению препятствий и набору скорости.

Катание на уницикле должно быть безопасным. Для этого используют специальную защиту для головы, суставов, голеней. Перчатки предотвращают травмирование ладоней в момент падения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: