Когда и зачем нужна смазка велосипеда?

Какие смазочные материалы рекомендуется использовать в подшипниках скольжения

Выбранные типы смазки должны иметь должную степень вязкости и маслянистости. Последняя характеризует способность смазки формировать устойчивую плёнку на трущихся поверхностях, которая исключает их прямой контакт. Вязкость также является весьма важным показателем смазочных материалов, описывающим их объёмное свойство, обеспечивающее противодействие относительному перемещению относительно друг друга смазочных слоёв.

Данные материалы подразделяют на:

  • жидкие, чаще именуемые маслами;
  • пластичные (обозначаемые как мази);
  • твёрдые, представляющие собой различные покрытия и порошки; 
  • газообразные (различные газы).

Основными материалами являются масла, обладающие малыми коэффициентами трения (внутреннего), отлично охлаждающие и очищающие поверхности трущихся элементов. они легко подводятся к нужным местам, однако требуют соответствующих уплотнений, исключающих утечку. Смазки делят на органические (дефицитные и дорогие) и минеральные (наиболее востребованные). Последние производятся посредством нефтеперегонки (например, масла индустриальные).

Твёрдые виды смазочных материалов используются в узлах с существенным давлением и незначительными скоростями перемещения деталей, подвергающихся смазке. Смазки пластичные используются в подшипниках скольжения, эксплуатируемых с малыми частотами вращения при воздействии нагрузок ударного характера.

Вязкость подразделяют на:

  • динамическую (абсолютную), характеризующую сопротивление сдвигу слоёв жидкости на молекулярном уровне;
  • кинематическую (относительную), оцениваемую временем, за которое жидкость истекает при фиксированной температуре сквозь отверстие заданного сечения.

Все сорта существующих масел различают также по их назначению. Они нормализованы согласно действующим стандартам.

Чем нельзя смазывать

Не все густые по консистенции составы пригодны для того, чтобы смазывать подшипники. К примеру привычный солидол не компенсирует трение при значительных температурных перепадах. Аналогично, нельзя пользоваться и такими видами смазывающих составов:

  • графитный антиадгезив. Хорошо переносит нагрузки, но имеет в составе абразивные частицы, оказывающие разрушительное воздействие на металл;
  • смеси, имеющие в своем составе цинк и железо. Вернее, они имеют ограниченную область использования. Такие смазки можно применять для подшипников качения, входящих в состав промышленного оборудования, но не для авто;
  • составы на основе вазелина или силикона. Эти средства теряют рабочие свойства, если температура превышает 60 градусов. Если речь идет о подшипниковых узлах и связанных с ними высокоскоростных режимах эксплуатации, силиконового смазочного материала явно недостаточно;
  • средство «Шрус-4», применяемое для шарнирных механизмов;
  • углеводородные смазки. Они обладают хорошими консервирующими качествами, но при значительной нагрузке и высокой температуре не всегда сохраняют свои качества;
  • антиадгезивы с кальциевыми и натриевыми соединениями. Они неплохо компенсируют трение, но защитить от коррозии не способны.

Компоненты, которые содержит та или иная автосмазка, указаны на упаковке. Поэтому, прежде чем купить смазывающее средство, необходимо ознакомиться с его компонентами

Не менее важно помнить о недопустимости смешивания составов различных типов. Перед нанесением новой смеси остатки старой тщательно удаляют

Деталь очищается и промывается. Чаще всего в бензине.

Какие смазочные материалы можно использовать?

Любой начинающий байкер перед тем, как смазать велосипед, должен знать, что <strongсмазки в зависимости от предназначения делятся на несколько типов>:

  1. Специальное жидкое масло – обеспечивает бесперебойную работу цепей любых видов, тормозов и амортизационных систем.
  2. Двухкомпонентная аэрозольная смазка – используется для обработки резьбы и тросов; основное преимущество состоит в возможности работы в труднодоступных местах при помощи распыляющего эффекта. Содержание керосина позволяет открутить заржавевшие или загрязненные узлы. Наиболее известные марки: LM40 и LM47.
  3. Пластичная смазка – смазывание и уплотнение соединений.
  4. Смазочный материал с содержанием кальция – обработка разборных узлов, хорошо держится на поверхности деталей. Популярные марки: «Солидол» и «Униол».
  5. Литийсодержащая смазка – многоцелевой материал с активными присадками для обработки подшипников, имеет водоотталкивающие свойства. Самые известные марки: «Литол-24», «Фиол» и «Lithium Grease».

Тросы

Байк имеет несколько тросиков, которые передают усилие с манеток и рукояток тормозов на передний и задний переключатель, а также на дисковые тормоза или на V – brake. Если между рубашкой и тросиком скопилась грязь, или поверхности сухие, то управление может «заедать». Это ведет к несвоевременному переключению передач и даже к невозможности экстренного торможения.

Смазываем тросики велосипеда

Для смазки в места входа-выхода тросика из рубашки необходимо нанести пару капель смазки, после чего «поработать» рычагом манетки или рукояткой тормоза. Это позволяет смазать равномерно и на значительную глубину.

Виды смазок

Перед походом в магазин рекомендуется выбрать оптимальный по качеству вариант для смазки, чтобы не тратить лишних денег и времени. Часто используются пластичные смазки, предназначенные для уменьшения трения в узлах. Благодаря своему составу они не стекают с вертикальных поверхностей, удерживаются в негерметичных подшипниках. По свойствам делятся на:

  1. Консервационные – для предотвращения коррозии металлов и механизмов;
  2. Антифрикционные – для снижения износа и трения в подшипниках.

В классификацию входит ещё несколько пунктов, но они не имеют отношения к подшипникам и созданы для канатов и резьбовых систем.

В категории пластичных смазок выделяются:

  1. Кальциевые смазки – обыкновенный солидол, гидратированная смазка, сгущённая кальциевым мылом, которая обладает высокой вязкостью и плохой вымываемостью, так что используется больше в автомобильной промышленности. К кальциевым смазкам относится ЦИАТИМ 221, загущенная термостойкая, изначально создаваемая для обработки подшипников. Позволяет работать механизмам при температуре окружающей среды от -60 до + 150С. Обладает водостойкими свойствами, сохраняет рабочие свойства при ошпаривании и кипячении.
  2. Литиевые смазки являются разновидностью пластичных, загущенных с помощью литиевого мыла и стеариновой кислоты. Представляет из себя эмульсию в виде вязкого геля, обладающую термостойкостью, хорошей адгезией к металлам и не вызывающую коррозии.

ЦИАТИМ 203 является более ранним аналогом вышеуказанной смазки и имеет меньшую рабочую температуру – от -50 до +90С. Также имеет более низкие качественные характеристики, однако для обычного использования велосипеда разницы не имеет и влияет только на работу серьёзной техники – самолётов, автотранспорта и т.д.

Литол-24 превосходно подходит для всех типов подшипников, используемых в велосипедах. Обладает высокой стабильностью, водостойкостью, не упрочняется при нагревании. Температура работы от – 40 до +120С. Обладает антикоррозийными и консервационными свойствами.

Графитная смазка является нефтяным маслом, сгущённым кальциевым мылом с добавлением графита. По эффекту похожа на солидол, с той разницей, что в густой масляной основе присутствует графит

Важно! Этот состав не подходит для использования в подшипниках из-за наличия графита, способствующего повреждению мелких элементов. Применяется в тракторах, танках и других тяжелых тихоходных устройствах.

Тефлоновая смазка является прекрасным антифрикционным материалом с низким коэффициентом скольжения. Прекрасно подходит для смазки велосипедных подшипников в умеренном количестве.

Силиконовая смазка обладает прекрасным водонепроницаемым и водоотталкивающим свойством, что прекрасно подходит для использования её в подшипниках колёс и каретках. Изготовлена посредством сгущения силиконового масла. Сохраняет и не разрушает резину, что помогает использовать её в закрытых подшипниках, контактирующих с прокладками. Предохраняет, но не избавляет от коррозии.

Аэрозольные смазки подойдут для быстрой обработки здесь и сейчас, когда результат нужен в ближайшие минуты. Это действенный способ, однако, не отменяет необходимости использовать другие виды смазок с более основательным подходом к процессу, включая дополнительно разборку, чистку, мойку и деталей.

Использование смазок в сфере авторемонта

Удобная эксплуатация автомобиля зимой не может обойтись без повседневного ухода  и предотвращения процессов замерзания. Для этих целей применяется целая линейка зимней автохимии. Эти средства характеризуются способностью выдерживать воздействие широкого диапазона низких температур, быть антистатичными и гигроскопичными, а также работа с ними отличается комфортом и быстротой. Поэтому, силиконовая смазка считается многофункциональным средством для разных погодных условий, с помощью которого возможно:

  • Смягчить уплотнители дворников, замков, багажника, капота, дверей, а также обработать молдинги, салонные коврики, диски колес и различные элементы из резины;
  • Предупредить примерзание дверей автомобиля;
  • Смазать звенья в цепях квадроциклов и мотоциклов;
  • Возвратить свойства эластичности внутренним и наружным тросовым соединениям (предупредив заломы);
  • Защитить стальные соединения от ржавчины и воздействия негативных погодных проявлений;
  • Исключить скрип и трение соприкасающихся элементов;
  • Убрать прикипание болтов и гаек, крепежей на люке бензобака и т.п.;
  • Возвратить промерзшим на морозе частям динамику;
  • Разблочить застывшие механизмы замков;
  • Вернуть блеск и цвет потускневшим пластмассовым деталям.

Рассматриваемая смазка состоит из эфирных и нефтесодержащих компонентов, а также из молекул силикона. Она способна отлично проникать в резьбовые сочленения и полости, создавая мягкий и не липкий слой между деталями, предупреждая трение. Силиконовые масла, находящиеся в основе состава, проникают в структуру материала и умягчают ее соединение, возвращая ей былую пластичность. Благодаря нефтесодержащим субстанциям, создается гидроустойчивый слой, который вытесняет влагу из самых мельчайших резьбовых полостей. Полимерный защитный слой соединенных силиконовых молекул, придает поверхности исключительную скользкость и водоотталкивающие свойства. Так смазка выполняет свой функционал. При этом, она не меняет консистенцию даже при изменении температуры – не растекается в жару  и не загустевает в холод. Она пожаробезопасна, ее возможно использовать на механизмах, выдающих искру. Субстанция не включает в себя воду, что говорит о невозможности испарения или замерзания. Не липнет и быстро высыхает.

Эту смазку стоит отличать от WD – средства полностью различны по функционалу и составу. Силиконы не отличаются повышенным проникновением – они обладают более густой основой благодаря маслам, и в основном направлены на создание умягчающего эффекта. WD же работает аки «незамерзайка», при этом вырабатывая влагу и испаряясь. Силиконы же напротив образуют водоотталкивающий слой, который не проводит электроток.

Применять смазки-силиконы очень легко – достаточно распылить/размазать тончайшим слоем по обрабатываемому основанию и выждать, пока средство впитается. Нанесение возможно лишь на обезжиренную, сухую и чистую поверхность. Для работы с различными мелкими полостями, типа замочных скважин, необходимо использовать специальные насадки. Продукт идеально работает с пластиком, резиной и металлами.  Пока холода не окончены, смазки-силиконы очень актуальны для автолюбителей. Их главная функция – предотвращение примерзания дворников и дверей. Нанесение ее необходимо лишь на отдельные части данных элементов автомобильной конструкции и тогда масляная основа проникнет в структуру, вернет ей былую эластичность, попутно придав свойства смягчения. Созданный же полимерный слой между влажной атмосферой  (даже снегом) и поверхностью, позволит без труда использовать автомобиль и в самое холодное время года.

Периодичность смазки велосипеда

Наверное, все сойдутся во мнении, что наиболее эксплуатируемой частью велосипеда является цепь. Соответственно, именно она и требует смазки в первую очередь.

Люди, которые могут себе позволить не заморачиваться смазкой как таковой, и смазкой цепи в частности, просто отдают велик на профилактику профессионалам.

Тем же, кто обслуживает велосипед самостоятельно, нужно знать, что по мнению специалистов цепь необходимо смазывать каждые 100 км пробега при сухих и теплых погодных условиях. В зимнее время и дождливую погоду — после каждой поездки.

Здесь также будет уместно отметить, что производители разделяют смазку на сухую (Dry) и мокрую (Wet), а также на жидкую и вязкую.

Мокрую рекомендуют использовать в сырую погоду, а сухую — соответственно в сухих условиях. Жидкими смазками обычно смазывают цепь, а вязкими — подшипники и тросы.

Что же касается остальных узлов, механизмов и трущихся деталей велосипеда, то их будет достаточно смазывать всего лишь раз в году.

Разновидности велосипедных втулок

Качественная и надежная втулка способна свести к минимуму трение во время движения велосипеда. Это, в свою очередь, приводит к улучшению показателей наката. Существуют самые различные втулки, в зависимости от той или иной характеристики:

  • места расположения;
  • способа фиксации;
  • типа тормоза;
  • применяемого сырья;
  • количества спиц;
  • габаритов.

У двухколесных транспортных средств помимо передней есть еще задняя втулка велосипеда. Причем первая устроена проще, поскольку ответственна только за крепление и вращение колеса. На задней втулке еще закреплена трещотка и кассета. Способов фиксации втулок всего два. Первый из них самый простой и в то же время дешевый – всего две гайки для ключа на 16. Другой способ еще проще, но уже дороже – использование эксцентрика. Чтобы снять колесо, нужно потянуть ручку механизма. Процесс проходит в считанные секунды. Эксцентрики применяются при производстве практически любого современного велосипеда.

Что касается тормозной системы, то некоторые задние втулки велосипеда совместимы лишь с ободными тормозами вида V-brake. Существуют втулки и под барабанную разновидность тормозов. Но в наши дни такое явление очень редкое и встречается не на каждом городском велосипеде. Чем надежнее втулка, тем дольше ее ресурс. Но тут есть свои особенности применения каждого материала. Стальные конструкции стоят недорого, но подвергаются коррозии. Алюминиевые аналоги, напротив, обходятся дороже, но более стойки к появлению ржавчины. Таким образом, здесь все упирается в финансовые возможности.

Количество спиц колес, согласно распространенному стандарту, может быть 32 или 36. меньшее число делает колесо легче, но менее жестким. И наоборот, чем больше спиц, тем колесо тяжелее и прочнее

При этом важно, чтобы и обод, и втулка были рассчитаны на одинаковое число спиц

Относительно размеров втулок – все зависит от их диаметра. Чем он больше, тем прочнее деталь, но и вес тоже будет большим. Диаметр задней втулки велосипеда стандартной комплектации равен 9 или 10 мм. При более интенсивном и экстремальном использовании двухколесного транспорта подойдут изделия с диаметром 14-15 мм. А что касается длины, то у передних втулок она равняется 108-110 мм. В то время как задние имеют большую длину – от 135 до 146 мм.

Пошаговая инструкция

Смазка для цепи должна лечь на трущиеся внутренние части под роликами. Поверхность снаружи смазывать не стоит — так она не будет накаливать грязь, пыль, пачкать одежду. После смазки цепь снаружи должна остаться сухой. Полностью просушенной она должна быть и перед началом смазывания. В зависимости от используемого средства и желания сделать работу как можно более качественно, используют разные способы нанесения смазочного вещества:

  1. Добавляя его в каждое звено цепи, точнее, добавляя по капле масла на каждый ролик в ней, не затрагивая внешнюю часть. Метод трудо- и временезатратный, но очень эффективный.
  2. Прокручивая цепь и одновременно капая на нее смазку. Это намного быстрее, но масло попадет на ролики весьма неравномерно.
  3. Сняв цепь и проварив ее в масле — позволяет средству проникнуть в самые труднодоступные места. Вынув из разогретого вещества и тщательно вытерев, цепь устанавливают на место.

Пошаговая инструкция для первого, приведенного выше, метода:

  1. Чтобы правильно смазать цепь велосипеда, ее переносят с больших звездочек на средние, это делает ее более натянутой, упрощая работу.
  2. Дабы не пропустить место начала нанесения масла, первое обработанное звено помечают кусочком изоленты, скотча.
  3. На каждый ролик и валик тонким слоем наносят смазку. Они должны быть обработаны сверху и снизу. Если используется масло, для точного «попадания» используют масленку или шприц. На всю длину обычно уходит 100–120 капель. Педали вращают против часовой стрелки.
  4. Дойдя до места начала, следует продолжать вращать педали назад в течение пары минут, чтобы смазочный материал распределился более равномерно.
  5. Чистой тканью с цепи вытирают излишки масла как можно тщательнее. Для этого ее оборачивают тканью и, придерживая рукой, вращают еще минуту-две.

Переключить цепь на средние звездочки для образования прямой линии, протереть тряпкойСмазку наносить каплямиОбработать каждый валик и ролик, вращая при этом педали против часовой стрелкиНе переключая скорость, продолжать вращать педали несколько минутКогда смазка проникла внутрь валиков цепи, чистой тряпкой убрать ее излишки снаружи

Чтобы смазать вилку велосипеда (порядок действий примерно одинаков для моделей разных фирм):

  • очищают вилку от внешнего мусора, снимают колесо;
  • из штоков выкручивают болты, снимают регулятор;
  • снимают тормозную систему, затем выдергивают «штаны» (часть велосипедной вилки, где крепится колесо);
  • протирают штоки от смазки, снимают с сальников кольца стопора;
  • протирают «штаны» изнутри;
  • на сальники наносят густую смазку, а в каждую «штанину» наливают немного масла (желательно с содержанием солидола);
  • все собирают в обратном порядке;
  • смазывают с помощью аэрозоля внутреннюю часть вилки.

После этого велосипед готов к катанию. Обычно «ноги» вилки смазывают после каждых 150–200 км пробега. Сальники, разобрав, — каждые 700 км. Масло в амортизаторе полностью меняют раз в год.

Каретку называют в велосипеде главной осью. Ее состояние влияет не только на скорость, но и на легкость хода. Она состоит непосредственно из оси, подшипников, чашечки. В отличие от цепи, для смазки каретки нужна густая субстанция. Смазывать каретку необходимо, предварительно хорошо промыв все ее элементы керосином.

Втулки колес содержат подшипники двух видов: промышленные в картриджах и открытые насыпные. Промподшипники, заключенные в картриджи, обычно эксплуатируются без обслуживания, поскольку при необходимости просто меняются. У насыпных любым дегризером удаляются грязь, старое масло и добавляется новое, также густое (силиконовая смазка в этом случае не подойдет). Таким образом, потратив немного времени, можно своими руками, не отдавая в мастерскую, регулярно смазывать трансмиссию и ходовую часть велосипеда, поддерживая его в отличном состоянии.

Вилку смазывают после каждых 150–200 км пробегаДля смазки каретки нужна густая субстанцияНасыпные подшипники также обрабатывают густым маслом, промышленные — смазке не подлежат, их нужно полностью менять

Чем смазывать разные детали

Какую именно смазку использовать – полемика между поклонниками велоспорта не стихает. Более экономные владельцы велобайков считают, что фирменная продукция – всего лишь маркетинговый ход, можно приобрести аналоги чуть ли не на порядок дешевле. Что ж, бережливость еще никто не отменял, хотя экономия получается мизерная. Практика показывает, что смазочные материалы для велика расходуются экономно, поэтому рисковать и покупать сомнительную продукцию от не менее сомнительных производителей как-то страшновато. Покупать материалы с хорошими отзывами от маститых компаний гораздо безопаснее.

Теперь разберемся, какие велосмазки применять для различных деталей велосипеда.

Цепь

Когда возникает необходимость в этой процедуре – решает сам владелец велобайка. Или он сам опытным путем устанавливает периодичность или ждет того момента, пока цепь издает характерный стрекочущий звук (сигнал к тому, что пора смазывать). Если цепь «пересохла» в пути, это не повод для паники и для того, что нужно немедленно смазывать ее. Пара-тройка десятков километров на состояние велика не повлияют, но постоянно ездить с несмазанной цепью нельзя. Для велосипедной цепи есть 2 вида смазок: для сырой и сухой погоды.

Смазка для сухой погоды жидкая, она не липнет и не притягивает грязь и песок. Смазывать цепь велосипеда нужно примерно через каждые 100 км. Она хорошо смывается водой, поэтому весной и во время осенних дождей бесполезна. В этот период применяется велосмазка погуще – для дождливой погоды. Смазывать таким составом надо через каждые 150-200 км.

Для более эффективной очистки и смазки цепи велобайка применяют специальное приспособление – цепемойку. Вначале цепь пропускают через моющий состав (в этом качестве можно использовать уайт-спирит, керосин). Далее заменяют в резервуаре моющее вещество на смазывающий состав и производят непосредственно велосмазку. В продаже имеются разные виды цепемоек. Все зависит от ваших финансовых возможностей.

Виды смазок для цепи.

  • Составы с воском;
  • Силиконовые смазывающие вещества.

Подробнее как смазывать цепь велосипеда читайте в советах от нашего эксперта — как правильно смазывать цепь велосипеда.

Подшипники

Периодически их нужно тоже смазывать – хотя бы в пределах доступности. Идеальна в этом отношении скользкая литиевая велосмазка, срок службы которой около года. Перед смазыванием подшипники очищают при помощи керосина. Смазку наносят в чашечки, а затем вжимают туда «шарики».

Тормозной трос, переключатель скоростей

Для смазки троса достаточно по 1 разу капнуть маслом на входе и выходе, затем несколько раз нажать на переключатель скоростей и подкрутить педали велосипеда. Использовать для этого можно жидкие масла или смазывать составами, которые продаются в виде аэрозолей.

Каретка

В современных моделях великов каретку смазывать не нужно, так как ее подшипники размещены внутри картриджа. К сожалению, эти самые картриджи не всегда хорошо защищены от влаги и загрязнений. Лучший в плане надежности так называемый «квадрат». Это картридж с осью и подшипниками в виде неразборной конструкции. Рабочий ресурс такой системы составляет 5-15 тыс. км, и вряд ли кто-то додумается разбирать ее, чтобы смазать.

Новые модели интегрированных кареток, в идеальном варианте, не должны требовать никакой велосмазки, но реалии таковы, что после езды по плохим дорогам раздается характерный хрустящий звук. По-хорошему, такую каретку надо заменить, но можно поступить и по-другому: поддеть крышечку, тщательно вычистить «внутренность», а затем уже смазывать ее. Можно проделать этого, не дожидаясь появления скрипа. Например, после усиленной эксплуатации велосипеда в летнее время.

Рулевая колонка

В большинстве моделей великов рулевая колонка выполнена интегрированной (промышленные подшипники, скрытые в картридж). Но, если приходится путешествовать по бездорожью и под дождем, заглянуть в рулевую не помешает. Даже если картридж неразборной, попробуйте, как уже рассказывалось выше, добраться до подшипников и смазать их.

Втулки колес

Есть втулки открытого типа и с подшипниками, заключенными внутрь картриджей. С насыпными (открытыми) подшипниками все понятно. Алгоритм здесь несложный: удалить загрязнения и остатки старой смазки и нанести новый состав. С промоподшипниками желательно потупить еще проще: заменить их.

Вилка

Техобслуживание вилки велобайка – достаточно непростая процедура, поэтому желательно доверить ее механикам. Что же касается регулярного проведения ухаживающих процедур, то желательно перед каждой поездкой смазывать силиконовым составом ножки вилки. Естественно, при обслуживании вилки велосипеда нужно снять колесо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: