В чем разница?
Чтобы понять, как стоит действовать в ситуации износа подобной детали стоит сперва разобраться в том, что такое кассета и трещотка. У всех современных велосипедов на задней оси присутствует сразу несколько звезд, вот это и называется велосипедной кассетой. Крепление всех деталей между собой осуществляется шлицевым путем. Почему так? На каждой кассете (с внутренней стороны) есть шлицы или небольшие выступы, благодаря которым и происходит процесс крепления. Шлицы соединяются с задней втулкой (ее барабаном), на которых также присутствуют аналогичные выступы. Подобный способ сцепления считается максимально практичным, поскольку именно от этого будет зависеть нормальное функционирование велосипеда. Как происходит надежное крепление:
- шлицы при проворачивании стопорят кассету;
- наличие гайки предотвращает смещение втулки.
Несколько лет назад все велосипеды были оснащены трансмиссией, деталью которой считается трещотка. Сегодня такая система практически не используется, поскольку на рынке все больше стало появляться велосипедов с кассетами. Отличием такого механизма от кассетного является то, что в трещотке все звезды между собой соединяются вместе с втулкой – храповой механизм. Название такой детали произошло из-за того, что в процессе обратного вращения произносится некий звук – треск. Увидеть сейчас трещотки можно на моделях велосипедов более старого образца и модели.
Как можно разобрать и снять трещотку на велосипеде
Трещотка велосипеда, в народе также известная под названием ореха, — храповой механизм, который позволяет надежно передавать вращающий момент через цепь от педалей и в то же время свободно двигаться накатом без необходимости безостановочно крутить педали. Собран этот механизм как единая часть со втулкой заднего колеса. Состоит, собственно, из самого храповика в виде зубчатого барабана с двумя собачками и неразборной кассеты звездочек.
Нехитрое обслуживание трансмиссии велосипеда сводится к её очистке от грязи и травы, которая забивается между звездочками.
Снять трещотку с велосипеда потребуется в следующих случаях:
- Для регулировки затяжки подшипников втулки заднего колеса. Можно ничего не снимать, но с открученной кассетой звездочек намного легче вынуть шарикоподшипники, определить степень износа чашки, смазать узел.
- По возможности, чтобы заменить сломанные собачки. Хотя настолько мелкие детали по отдельности не продаются, и чаще всего потребуется покупать весь узел в сборе, но их можно вынуть из старой трещотки. К сожалению, бывают случаи, когда в результате преждевременной кончины собачек барабан со звездочками либо заклинивает, либо он начинает свободно вращаться в обе стороны.
- Когда предельно изнашиваются зубья у наименьших звезд или в случае разламывания одной из них.
- Для установки спицы во втулку заднего колеса с правой стороны, на замену поломанной.
В чем разница?
Чтобы понять, как стоит действовать в ситуации износа подобной детали стоит сперва разобраться в том, что такое кассета и трещотка. У всех современных велосипедов на задней оси присутствует сразу несколько звезд, вот это и называется велосипедной кассетой. Крепление всех деталей между собой осуществляется шлицевым путем. Почему так? На каждой кассете (с внутренней стороны) есть шлицы или небольшие выступы, благодаря которым и происходит процесс крепления. Шлицы соединяются с задней втулкой (ее барабаном), на которых также присутствуют аналогичные выступы. Подобный способ сцепления считается максимально практичным, поскольку именно от этого будет зависеть нормальное функционирование велосипеда. Как происходит надежное крепление:
- шлицы при проворачивании стопорят кассету;
- наличие гайки предотвращает смещение втулки.
Несколько лет назад все велосипеды были оснащены трансмиссией, деталью которой считается трещотка. Сегодня такая система практически не используется, поскольку на рынке все больше стало появляться велосипедов с кассетами. Отличием такого механизма от кассетного является то, что в трещотке все звезды между собой соединяются вместе с втулкой – храповой механизм. Название такой детали произошло из-за того, что в процессе обратного вращения произносится некий звук – треск. Увидеть сейчас трещотки можно на моделях велосипедов более старого образца и модели.
Долговечность кассеты
Замена кассет происходит при большом износе звездочек. У велосипедистов есть правило “3 цепи”. После смены велосипедной цепи 3 раза, необходимо поменять кассету, за это время износ достаточно существенный.
Алюминиевую кассету рекомендуется менять каждую 1000км, из стали 3-7 тыс. км в зависимости от вида эксплуатации велосипеда, титановые можно сменить через 2-3 тыс.км.
Сначала проводят механическую очистку кассеты специальной щеточкой. Предварительно все снимают с велосипеда. Далее промывают, можно использовать все моющие средства, стиральный порошок. После мытья хорошо протереть сухой тряпочкой и смазать все звездочки и цепь.
для смазки использовать специальные составы, пылеотталкивающие. Аккуратно смазать все узлы и собрать все в обратном порядке.
Чистка, смазка и замена поврежденных частей позволит эксплуатировать велосипед без проблем. В пути не будет неприятных остановок, для ремонта и замены комплектующих.
Вторая модель
Данный вариант инструмента более популярен, чем предыдущая модель.
Здесь уже 24 зуба, и имеется флажок реверса, переключая который получаем обратный ход инструмента.
В данной модели еще имеется функция фиксации головки, которая не позволяет снять/одеть головку.
Когда мы хотим одеть головку, нам нужно нажать кнопку с обратной стороны инструмента.
Шарик в посадочном квадрате впадает внутрь, и мы можем надеть головку.
После этого мы убираем палец с кнопки, и головка фиксируется, и просто так она уже не слетит, даже если трясти инструмент.
Для снятия головки необходимо нажать на ту же кнопку в центре инструмента, которую называют функцией сброса.
Функция быстрого сброса заключается в том, чтобы нажатием на кнопку мы смогли легко освободить головку.
РОЖКОВЫЙ ключ с трещоткой: то чего не может быть
Все работающие руками любят хороший инструмент. Те кто работает руками много — знают что инструмент должен быть не только хороший, но и разнообразный — больше шансов не запариваться с трудной гайкой, а просто взять другой, более подходящий к ситуации инструмент. Совершенно случайно увидел ключ, о котором давно шутили, что «накидные с трещоткой есть, а рожковых нет еще?» — и вот, есть уже. Естественно, что колебания были только в том, какой размер взять на пробу. Взял на 10. Особо писать о таком простом инструменте как-бы и нечего, так что обзор будет коротким, в нем будет несколько плохих фоток и пара видосиков с грязными руками.
Пришел в бумажном пакете с пупыркой, сам ключик в пакетике, китаец положил заодно и брелок — спасибо.
Изготовлен ключ ну прям очень качественно — приятно взять в руки. нигде ни дефектика, ни царапинки (на фото я уже им поработал, так что потёртости появились). Не знаю как там качество стали, но внешний вид — на уровне лучших мировых образцов
В компании коллег выглядит так:
Сам механизм выглядит так:
Темная деталька внутри зева чуть подпружинена и скользит туда-сюда, заклинивая головку болта в одном положении, и давая провернуться в другом.
Как это работает.
к сожалению, я не профессиональный видеоблогер и у меня нет ни фотоаппарата ни видеокамеры с хорошим качеством, ни помощника с прямыми руками.
Видосики откручивания и прикручивания крыла на сеатике:
ВНИМАНИЕ! на видео есть момент где ключ проскакивает. это НЕ проблема ключа! это во-первых и в главных крашеный болт, с которого скололась краска и попала под ключ, рассыпалась и ключ проскочил
во-вторых не исключено что я его при этом еще и недоотвёл, потому что снимать видосики глядя в экран и крутить второй рукой болт — то ещё удовольствие. там еще видно что я ключом на болт с трудом попал. это тоже потому что координировать движения через камеру неудобно, а не потому что я бухой.
Впечатления: Ну с внешним видом и качеством изготовления, думаю, понятно. Сегодня пробовал им покрутить немножко. Инструмент своеобразный и непривычный — но всё работает. Причем усилия выдерживает на уровне «я б так М6 не тянул. тем более рожковым». При этом каждый нормальный механик должен понимать, что рожковый ключ — он как-бы не для силовых работ.
Думаю, что надо бы приобрести и другие размеры — не помешает в местах, куда накидным с трещоткой не влезть.
Из минусов можно пока назвать разве что цену, которая, впрочем, как за эксклюзив — не такая и высокая. не уверен, как он поведёт себя если его в грязь окунуть — может наверно и подклинить. Но ИМХО любая трещотка не рассчитана на работу в грязи. Опять же, неясно что там с материалами, но судя по качеству изготовления и цене — наверно не будут делать из совсем уж овна.
Как визуально отличить кассету от трещотки
Если Вы держите в руках и она не установлена на велосипеде, то проще всего посмотреть: если на задней стороне есть резьба – значит это трещотка, нет резьбы, а есть выемки в центре – это кассета.
Если она уже установлена на велосипеде – посмотрите снаружи на центр блока звезд. На трещотке два маленьких углубления, одно напротив другого, с помощью которых можно открутить крышку, за которой находятся подшипники. На кассете можно увидеть плоскую гайку со шлицами, с помощью которой звезды прижимаются к барабану.
Можно посмотреть по маркировке, нанесенной на первой, самой большой звезде, вбив её в любом поисковике, и выяснить в интернете, что это: кассета или трещотка.
Если никак определить тип не удается, можно считать так:
- если на велосипеде до 18 скоростей – то в 99% случаев там стоит трещотка;
- если 21 скорость – 95% это трещотка, кассеты на 7 скоростей – достаточно редкий случай;
- если скоростей больше 24 – кассета.
Меняем звездочки на заднем колесе велосипеда
Трансмиссия играет очень важную роль в работе всего велосипеда, поэтому вы должны внимательно следить за износом отдельных ее частей. Особенно это касается звездочек заднего колеса, которые со временем выходят из строя. Изношенную звездочку необходимо как можно быстрее заменить, и сделать это не составит особого труда.
Необходимый набор инструментов
Перед тем как приступить к процессу замены, обзаведитесь необходимыми инструментами, которые могут вам пригодиться. Это:
- Хлыст
- Сьемник кассеты
- Рожковой и разводной гаечные ключи
Как правильно разобрать кассету?
Для начала снимите с велосипеда заднее колесо. Сделать это очень просто. Ключом отвинтите гайку и сбросьте цепь. Обладателям горных моделей достаточно просто надавить на специальное крепление и колесо будет демонтировано. Далее на шлицевую гайку кассеты устанавливаем съёмное приспособление. Здесь нам понадобится хлыст, который предотвратит проворачивание кассеты. Во время того, как разводным ключом вращаем съёмник, удерживаем хлыстом наибольшую звезду.
Процесс демонтажа и замены звездочки
При помощи гайки откручиваем кассету и снимаем ее с колеса. Внимательно осматриваем звезды и определяем какая из них пришла в негодность. Начинайте с самых маленьких и заканчивайте наибольшими. Трансмиссия велосипеда создана таким образом, что вы имеете возможность заменить только изношенные звезды, а не всю кассету целиком. Поэтому, осмотрев кассету, вы извлекаете из нее отработанные детали и заменяете их на новые. Вытащить звезду из кассеты очень легко, этому способствует специальные заклепки. Главное внимательно запомните порядок расположения звезд, чтобы не запутаться с их установкой обратно. В комплектации некоторых байков вы можете обнаружить так называемых «пауков». Это группа из нескольких звезд, которые неразрывно связаны между собой. В таком случае вам придется заменить всего паука. Многие велолюбители сталкиваются со следующей проблемой. После замены нескольких звезд ощущается большой дискомфорт в работе цепи. Это связано с тем, что цепь уже прошла определенный пробег, износилась и теперь ей трудно взаимодействовать с новыми деталями. Поэтому специалисты рекомендуют осуществлять одновременную замену цепи и износившихся звездочек. Это значительно минимизирует сложности в работе трансмиссии вашего байка.
Что вы должны знать о синглспиде?
Если вы являетесь обладателем односкоростного велосипеда, процесс замены задней звезды будет упрощен до минимума. Вам достаточно просто разжать стопорное кольцо. Если родное кольцо пришло в негодность, его необходимо немедленно заменить, даже если вы в ближайшее время не собираетесь производить замену звезд. В противном случае цепь потеряет свою фиксацию, а это грозит люфтом. Процесс замены кольца очень прост, вам не нужно производить малейших силовых манипуляций. Поэтому если вы говорим об односкоростном велосипеде, здесь все очень легко и понятно. Однако обладатели таких моделей должны осуществлять процесс демонтажа кассеты только в том случае, если произошел износ одной или нескольких наибольших звезд. Если из строя начала выходить маленькая звездочка – это не повод для беспокойства. На чем бы вы ни катались, помните, что и простейший дорожный велик и суперскоростной байк нуждаются в исправной работе трансмиссии. Сильно изношенная цепь и звезды не дадут вам проехать даже пару метров. Внимательно следите за механикой и своевременно осуществляйте замену изношенных запчастей. Исправный байк – главный залог вашей безопасности и классной, беспроблемной езды!
Конструктивные особенности инструмента
Конструкция пневмоинструмента достаточно проста, из-за чего сложностей не возникает даже у неопытного мастера.
В нем отсутствуют детали, которые обладают свойством перегорать:
- платы;
- хрупкие элементы.
В основу работы инструмента заложит трещеточный механизм. Каждый раз он подвержен модернизации, из-за чего его крутящий момент автоматически повышается. Современные модели обладают многочисленными функциональными возможностями. При необходимости допускается использование в качестве механизированного накидного ключа.
Имеющиеся конструктивные особенности пневматической трещетки предоставляют возможность эксплуатации с помощью адаптера, тем самым сформировав ключ любого размера. Наличие удлинителя, который вставляется в отверстие головки, позволяет использовать классические накидные виды.
Рукоятка бокового пневмоинструмента изготавливается из высококачественного материала, что позволяет существенно снизить суммарный вес инструмента и тем самым упростить работу. Это увеличивает производительность труда в несколько раз.
Инструментарий
Для того чтобы работать с данными деталями, необходимо иметь специальные инструменты. Такими являются:
- Молоток.
- Тряпка, которая должна быть плотной и безворсовой.
- Тоненький кернер, для разбора трещотки.
- Для раскрутки втулки нужен ключ рожковый. Размер должны быть 14-15 миллиметров.
- Смазка не литиевого происхождения.
Также нужен будет съемник для такой детали, как трещотка. Он может быть как гаечный, так и разводной. Он должен быть 27 миллиметровый. Лучше всего конечно использовать ключ накидного применения. Это связано с тем, что при прокрутке ключ не будет соскакивать с граней.
Кассета велосипеда – назначение, принцип работы, разнообразие моделей
Велосипедная кассета — это узел, состоящий из набора задних звезд трансмиссии и разделителей между ними (в некоторых конструкциях). Кассета фиксируется на задней втулке колеса. Для ее установки используется шлицевая посадка, для закрепления – фиксирующая гайка (стопорное кольцо).
Звезды (все или отдельные, в зависимости от конструкции) присоединяются к крепежному элементу, имеющему пазы, а на корпусе втулки есть выступы соответствующей конфигурации, что обеспечивает правильную установку кассеты. В современных моделях велосипедах кассета выполняет ту же функцию, что в старых или дешевых велосипедах — трещотка. Кассета является более сложным, качественным и функциональным узлом.
Кассета участвует в передаче усилия, прилагаемого велосипедистом к вращению педалей, от цепи на заднюю втулку, при этом изменяет передаточное число трансмиссии. Это узел, от которого зависит скорость велосипеда. Количество звезд в кассете соответствует числу скоростей (передач). Кассета может состоять из разного числа звезд, от 7 до 11, звезды, в свою очередь, различаются диаметром и количеством зубцов.
С помощью заднего переключателя скоростей цепь перебрасывается на разные звезды кассеты. При этом изменяется передаточное отношение, то есть соотношение между числом зубцов передней (ведущей) звезды, входящей в состав системы, и задней (ведомой), входящей в состав кассеты.
Чем больше передаточное отношение, тем выше скорость можно развить, но и усилий при этом приходится затрачивать больше. Понижающая передача, когда на ведущей звезде зубцов меньше, чем на ведомой, используется для тяжелых участков, с рыхлым грунтом или крутыми подъемами, обычно кратковременно. Перекидывая цепь на разные звезды, можно выбирать оптимальную скорость для каждого отрезка маршрута.{banner_m-001}
Велосипедные кассеты различаются пор ряду критериев:
- по числу звезд и их диапазону
- по совместимости с системой втулки и типом велосипеда
- по конструкции
- по материалу
Количество и диапазон звезд отражаются в маркировке кассеты. Так, маркировка 11-36Т 10-speed означает, что кассета состоит из 10 звезд, наименьшая имеет 11 зубцов, самая большая – 36.
Количество звезд в кассете может варьироваться от 7 до 11, но наиболее распространены сегодня кассеты на 8-10 звезд, семискоростные кассеты используются в старых моделях, а на 11 звезд выпускаются только фирмой Campagnolo и совместимы только с втулками этой системы. От количества и диапазона звезд зависит тип велосипеда, на который кассета может устанавливаться.
Для шоссейных велосипедов используются кассеты с количеством зубцов на меньшей звезде 11, на большей 22-27. Для горных меньшая звезда в кассете должна иметь 11-12 зубьев, наибольшая – 28-36. Кассеты с маркировкой 12-27Т считаются переходными. Кассеты на 11 звезд используются только в шоссейных велосипедах с навесным оборудованием Campagnolo. На маркировке обычно также указывается, с какой системой навесного оборудования данная кассета совместима.
Простота установки/демонтажа кассеты и трещотки на втулку
Положительным моментом для трещотки является необходимость только лишь одного инструмента для демонтажа, для этого используется такой съемник со шлицами и гранями под ключ.
Для того, чтобы ее установить на втулку, инструмент и вовсе не требуется, она накручивается вручную и дозатягивается уже в процессе езды. Но вот чтобы снять ее — прийдется попотеть, особенно если вы любите вкручивать на подъем. Возможно даже понадобится помощь друга и большой рычаг на ключ.
А вот с кассетой дело обстоит так: для установки необходим тот самый съемник со шлицами, а для снятия еще и хлыст.
Но если это все у вас есть — то проблем при снятии не должно возникнуть, и чрезмерных усилий применять не придется.
Итог: если в первую очередь вам необходимо качество, а стиль езды требует использования надежных деталей, следует смотреть в сторону хороших фирменных втулок под кассету. А если же велосипед будет использоваться для легких неспешных прогулок по ровным дорогам, и вы не видите смысла тратиться на велосипед — можно обойтись и дешевой втулкой под ту же кассету, либо трещотку. Но втулки под трещотку — это определенно самый низкий уровень надежности.
Интересное познавательное видео по теме
Снятие трещотки и кассеты
Процесс этот нельзя отнести к простому ремонту. Здесь пригодятся определенные знания и навыки. Кроме того, не обойтись и без соответствующего инвентаря.
Нужные инструменты
Специальный съемник и разводной ключ – без этого демонтаж не выполнить. Кроме того, понадобится старая и чистая ветошь – в этой работе без грязи не обойтись. Под рукой желательно иметь небольшую емкость для шариковых подшипников. Если механизм совсем старый – только замена. Если детали прикипели – понадобится специальная жидкость WD-40.
Демонтаж: инструкция
Чтобы процесс прошел гладко и без сюрпризов, желательно придерживаться определенного алгоритма действий:
Снять заднее колесо и опереть его на какую-нибудь поверхность.
Отвинтить все крепления, которые держат механизм у оси колеса.
Надеть съемник на гайку втулки и слегка пристукнуть молотком, если входит с недостаточной плотностью.
Установив разводной либо гаечный ключ на съемник и двигаясь против часовой стрелки, частыми и короткими рывками открутить трещотку
Если дело не сдвигается с мертвой точки, стоит удлинить рычаг.
Убрать подручные инструменты и снять звезды трещотки, после чего против часовой стрелки раскрутить самую маленькую.
Соблюдайте осторожность: в процессе съема из втулки могут посыпаться подшипники (их крайне нежелательно растерять).. После демонтажа необходимо тщательно очистить каждый элемент и смазать велосипедным маслом
Подшипники с темными пятнышками или деформированной поверхностью желательно заменить на новые
После демонтажа необходимо тщательно очистить каждый элемент и смазать велосипедным маслом. Подшипники с темными пятнышками или деформированной поверхностью желательно заменить на новые.
Съем трещотки с велосипеда
Правильно увидеть неисправность, когда трещоточный механизм на самом велосипеде, не всегда удастся, поэтому лучшим решением будет ее разобрать.
Просто так извлечь трещоточный механизм не получится, поэтому нам потребуется специальный инструмент – съемник. При помощи этого нехитрого приспособления трещотка быстро снимется со своего законного места.
Инструмент для демонтажа и закрепления трещотки
Перед тем, как приступить к ремонту трещотки, следует правильно определить, в какую сторону откручивать гайку. Не нужно сильно налегать в ту или другую сторону, иначе можно свернуть резьбу втулки. Если резьба правая, свинчивать нужно против, а одевать – по ходу часовой стрелки.
За гайкой располагается ряд шариков, которые могут сами выпасть из механизма. Их необходимо аккуратно снять, прочистить от грязи и отложить в сторону. Разобранное устройство очищается от излишков смазки и посторонних частиц бензином или растворителем.
То же касается и трансмиссионных звезд. Если звезды всей системы не поношены, а проблема в резьбовом колечке, его следует вытащить из барабана и заменить. Попутно меняются собачка и пружинка.
После переборки трещотка снова надевается на втулку заднего колеса. Для этого нужно аккуратно поставить шарики подшипников в их посадочные места, прочно установить механизм и затянуть ключом на втулке. Если трещотка не работает и наблюдается переброс цепи на холостом ходу, скорее всего, нужна новая запчасть.
Установка новой трещотки на велосипед:
- Снять старый механизм. Без съемника этого не получится, не забываем специальный ключик.
- Осмотреть ось задней втулки.
- Монтировать новую деталь на втулку.
При слишком высокой выработке трансмиссионного механизма рационально будет поставить новую запчасть. В большинстве же случаев проблема неисправности трещоток решается методом простой переборки и очистки от загрязнений. Наконец, не забываем смазывать вновь собранные детали.
На свои велосипеды производители могут устанавливать односкоростную или многоскоростную трансмиссию. В случае с последней категорией узлов на заднем колесе устанавливают трещетку или кассету. Кассеты имеют более высокую стоимость, так как трещотка используется преимущественно в моделях бюджетного класса.
Разобрать их в домашних условиях достаточно просто. В этой статье вы ознакомитесь с главными особенностями процесса и узнаете, как снять трещетку с колеса велосипеда быстро и с минимальными усилиями.
Как снимать трещотки с велосипеда?
В самую первую очередь нужно снять заднее колесо. Далее необходимо снять ось из колеса втулки. Сильно подпереть колесо в стену, которое стоит вертикально. Что касается покрышки, то ее можно, в принципе, не снимать. Ведь если ее не будет, то можно будет расцарапать обод колеса на момент ремонта. Также с покрышкой намного удобнее работать.
Далее нужно установить съемник и крутить ключом, который в размерах большой. Крутить нужно резко и рывками, тогда легче выкрутить трещотку. Нельзя крутить съемник по часовой стрелке, так как втулка правая. Удобнее установить ключ ровно горизонтально. Таким образом, удобно и легко крутить и давить.
Чтобы поделить трещотку на две детали для ремонта, обязательно нужно взять кернер и молоточек. Если у Вас кернера нет, то можно взять обычный гвоздь или саморез. Заменитель кернера должен быть как можно длиннее и крупнее. Далее механизм трещотки разбирается с помощью прокручивания гайки, которая является конусной. Крутить нужно по часовой стрелке, так как резьба является левосторонней.
«Торпедо» ставят на велосипеды, которые предназначены для одной скорости. То есть, это такие велосипеды: детские, дорожные, раскладные или для детей подросткового возраста. В основном такой тип звездочек установлено на современные велосипеды. Втулки данного происхождения имеют одну звезду. Крепеж производится с помощью шлицев на конусы.
Трещотку и кассету на велосипеде при поломке менять не проблематично для велосипедиста.
Инструментарий
Для того чтобы работать с данными деталями, необходимо иметь специальные инструменты. Такими являются:
- Молоток.
- Тряпка, которая должна быть плотной и безворсовой.
- Тоненький кернер, для разбора трещотки.
- Для раскрутки втулки нужен ключ рожковый. Размер должны быть 14-15 миллиметров.
- Смазка не литиевого происхождения.
Также нужен будет съемник для такой детали, как трещотка. Он может быть как гаечный, так и разводной. Он должен быть 27 миллиметровый. Лучше всего конечно использовать ключ накидного применения. Это связано с тем, что при прокрутке ключ не будет соскакивать с граней.
Как снять заднюю трещотку?
Перед тем как снять заднюю трещетку, надо вынуть заднее колесо из рамы. Для этого поднимите его, переключите задний переключатель на последнюю скорость (при этом помните, что по завершении процедуры замены вам нужно будет проверить и правильно настроить передний переключатель), а затем раскрутите эксцентрик или гайки (в зависимости от конструкции втулки). Далее аккуратно вытяните колесо из рамы, которая также должна быть подобрана по росту.
Следующим этапом является снятие оси из втулки колеса. Возьмите два разводных ключа – одним удерживайте гайку в неподвижном положении, вторым – раскручивайте другую гайку.
Перед раскручиванием трещетки рекомендуем поставить колесо в вертикальном положении и упереть его в стену. Покрышку снимать не надо. Возьмите в руки съемник, сделанный своими руками или купленный в магазине, воткните его в грани упорной гайки. Не забывайте, что в упорной гайке правая резьба, поэтому крутить ключ надо против часовой стрелки.
Совет! Обязательно поставьте цепь хлыста на самую большую звезду. Одной рукой крутите ключом съемник, другой рукой удерживайте хлыст, не давая трещотке прокручиваться вместе с разводным ключом.
Практика показывает, что в большинстве случаев владелец велосипеда сталкивается с проблемой, когда упорная гайка прикипела к корпусу трещетки. Чтобы устранить эту проблему, необходимо использовать спрей WD-40. Распылите жидкость на гайку и оставьте колесо на пять минут. Жидкость разъест ржавчину и грязь внутри, после чего можно будет спокойно снять деталь с втулки.
Как вы видите, снять данную деталь достаточно просто. Но перед тем как разобрать трещетку велосипеда, рекомендуем обзавестись специальным инструментом. Без него, учитывая конструкцию крепежных элементов, демонтировать трещетку практически нереально. После успешного снятия вы можете приступить к дальнейшей разборке компонента, приступить к плановому техническому обслуживанию или замене.
Кассета велосипеда
Кассета велосипеда – сборка из нескольких звезд на задней оси современного велосипеда. Комплект крепится с помощью выступов (шлицов) на внутренней поверхности кассеты, которые входят в зацепление с ответными выступами на барабане задней втулки. Данный способ крепления называется «шлицевым». Кассета от проворачивания стопорится шлицами, а смещению вдоль оси втулки препятствует упорная гайка. Жесткое крепление кассеты на оси необходимо для уверенной передачи крутящего момента от педалей на заднее колесо.
Трещотка велосипеда – часть трансмиссии. Система с трещоткой появилась раньше, но сегодня постепенно уступает место более прогрессивной кассетной. По сути, это такой же пакет из звездочек, как и в первом случае, но объединенный (через храповой механизм) с втулкой в одно целое. При свободном ходе или вращении в обратную сторону трещотка издает треск, за эту особенность конструкция получила название.
Трещотки часто встречаются на дешевых и старых велосипедах. Трещотка обычно содержит меньше передач, чем кассета и менее надежна. При наездах на жесткие препятствия, прыжках, шанс согнуть или сломать заднюю втулку на велосипеде с трещоткой гораздо выше в сравнении с кассетной системой из-за особенностей конструкции трещотки. Кроме того, при износе звездочек в кассете, есть возможность заменить отдельную звезду из набора кассеты. С трещоткой такие манипуляции затруднительны.
Среди плюсов трещотки – ниже цена, однако и надежность тоже ниже. Кассета и трещотка между собой несовместимы. Если вам захочется сменить одну систему на другую, придется также менять заднюю втулку. Как правило, кассета имеет большее количество передач, чем трещотка. Кроме того, на массовых трещотках минимальная звезда обычно содержит 14 зубьев, на кассетах применяются маленькие звезды на 11-12 зубьев.
Трещотки отличаются между собой количеством звезд в наборе и числом зубьев на звездах. Массовыми считаются 6-звездочные трещотки на 14-28 зубьев (тип называется 14-28Т), также часто встречаются трещотки на 7 звезд (14-34Т). Процедура замены трещотки требует применения специального инструмента – «съемника трещотки» и в полевых условиях трудновыполнима. Кроме того, в силу конструктивных особенностей крепления на оси, при демонтаже трещотки требуются гораздо большие физические усилия, чем при демонтаже кассеты.
Кассеты также делятся на группы по количеству звезд в пакете а также минимальному и максимальному числу зубьев у звезд в кассете. Например, маркировка 11-36T 10 speed подразумевает что перед нами кассета из 10 звезд с диапазоном от 11 зубьев на самой маленькой звезде до 36 на самой большой. Если мы говорим о кассетах для шоссеров, то они могут быть совместимы с одной из двух систем – SHIMANO или Compagnolo. Кассеты других производителей могут быть совместимы или не совместимы с двумя основными стандартами.
Установка новой кассеты
Наденьте новую кассету на втулку, предварительно убедившись, что приобретаемая кассета совместима с вашей втулкой. Для удобства на корпусе кассеты имеются каналы, а на втулке – соответствующие им желобки, так что вы в принципе не сможете установить кассету неверно. Самое большое зубчатое колесо должно быть ближе всего к спицам, при этом все колеса должны быть обращены скошенной поверхностью наружу.
Убедитесь, что между всеми колесами кассеты встроены либо проложены вами шайбы, продающиеся в комплекте с кассетой. После сборки кассеты убедитесь, что расстояние между всеми колесами одинаковое, а самое маленькое колесо слегка выступает за корпус втулки. В противном случае, вы с большой долей вероятности пропустили одну из шайб.
Установите обратно стопорное кольцо при помощи все того же приспособления, а затем затяните (но не переусердствуйте) по часовой стрелке при помощи разводного ключа. При наличии соответствующего адаптера и ключа с регулируемым крутящим моментом закрутите до рекомендуемого производителем значения. Если такого ключа у вас нет, доверьте эту часть работы специалистам из веломагазина.
Установите назад эксцентриковое крепление с пружинами, наденьте колесо и на всякий случай проверьте работоспособность механизма при переключении на все доступные виды передач.