Общие характеристики велосипедов для фрирайда
Свободный стиль катания фрирайдера, подразумевает и специализированный велосипед, «заточенный» под определенные нагрузки. По сути, велосипед для фрирайда – это что-то среднее между велосипедами МТБ и downhill и эту категорию отличает ряд следующих преимуществ.
- Прочность и относительно небольшой вес конструкции.
- Многоуровневая система амортизации.
- Мощная система тормозов.
- Широкопрофильные шины с протекторами.
Первый показатель, считается одним из самых важных, так как во время прыжков с многометровых выступов, а также выполнения акробатических трюков, на каждую из частей велосипеда приходится нешуточная динамическая нагрузка.
Как правило, велосипеды для freeride на порядок прочней МТБшных аналогов, но ведь и на кону стоит безопасность велосипедиста!
Прочность, прочностью, но не менее важным показателем для данных велосипедов, является вес, позволяющий облегчить прохождение маршрутов. Производители изготавливают велосипеды из специальных сплавов, благодаря которым удалось снизить вес до 14-15 кг без потери прочности.
Экстремальная езда подразумевает множество прыжковых элементов и для смягчения ударов, велосипеды для фрирайда оснащают не только передними, но и задними амортизаторами.
Стоит отметить и амплитудный ход амортизаторов, а это порядка 7 дюймов, что существенно сглаживает ударные нагрузки на конструкцию велосипеда и на велосипедиста.
Ну и, конечно же, тормозная система
Этому элементу велосипеда уделяется отдельное внимание, так как только тормоза, способны держать ситуацию под контролем. В 80% случаем устанавливают дисковые тормоза, как на переднее колесо, так и на заднее
И, наконец, шины. Колеса для freeride-байков оснащают широкопрофильными «зубатыми» покрышками, благодаря которым происходит не только сцепка на крутых виражах, но и «сглатываются» неровности, камни, ветки и прочие элементы, попадающиеся во время скоростных спусков.
Думаем, что этих параметров хватит, чтобы определиться как выбрать велосипед для фрирайда, но еще лучше проконсультироваться на месте покупки, так как необходимо учитывать еще и рост наездника, его вес и прочие характеристики.
Как удержать равновесие
После того, как велосипед встал на дыбы, и баланс пойман, главное – научиться удерживать равновесие. При исполнении вилли управление байком происходит за счёт перемещения центра тяжести и изменения его скорости. Если он падает вперёд, то необходимо крутить педали быстрее, а корпус отклонять назад. Если заваливается назад – мягко и плавно притормаживать, смещаясь при этом вперёд. При наклоне вправо левое колено выставляется в сторону, а правое прижимается к раме. При наклоне влево – всё наоборот. Управление велосипедом при сёрфе требует таких же действий, но без участия педалей.
При правильном подходе освоение езды на одном колесе велосипеда будет лёгким и быстрым, и можно будет перейти к изучению более сложных приёмов. Нужно лишь чаще практиковаться и избегать ошибок, и рано или поздно ваши усилия принесут желаемый результат. Помните, что все профи проходили через неудачи, и главное, что отличает вас от них – опыт, приобретённый долгими часами изнурительных тренировок.
Основные понятия
В первую очередь необходимо психологически подготовиться к возможным неудачам и падениям с велосипеда. Упорные тренировки обязательно приведут к положительному результату. Не рекомендуется кататься слишком медленно, на скорости удерживать баланс гораздо проще. Руль нужно держать двумя руками, но без лишнего напряжения. Резко тормозить запрещено.
Настройка велосипеда
Научиться кататься можно на любом велосипеде, как на городском, так и на шоссейном. Большинство новичков отдают предпочтение горным моделям, которые позволяют перемещаться по пересеченной местности. Настройка подразумевает выполнение следующих действий:
- регулировка переключателей, тормозной системы;
- изменение высоты руля велосипеда;
- настройка оптимальной передачи: самая маленькая звездочка — на педалях, средняя — на колесе;
- установка сиденья велосипеда на минимальную высоту, чтобы ноги без труда доставали до земли.
Рекомендуется убрать с велосипеда все аксессуары: звонок, велокомпьютер и другие. Обычно новичков учат катанию при помощи прочных байков с усиленной рамой, оптимальный размер колес — 26 дюймов.
Перед началом обучения важно правильно настроить руль и высоту седла под себяОптимальный диаметр колес для новичков — 26 дюймов
Старт
Первые поездки совершают без использования педалей, чтобы отточить баланс. Для этого необходимо поставить одну ногу на землю, вторую — на педаль. Передвигаться следует при помощи отталкивания от дороги, так нужно проехать как можно дольше, стараясь не накрениться в сторону. Не стоит слишком сильно выворачивать руль, баланс удерживается всем телом.
После того как новичок научится удерживать равновесие на велосипеде, можно переходить к езде
Важно придерживаться нескольких несложных правил:
- нельзя паниковать, нужно сесть на сидушку, расслабить мышцы;
- вес равномерно распределяют по 4 точкам: рукам и ногам;
- движения производят плавно, без рывков;
- нельзя смотреть под колеса велосипеда, лучше вперед, это может удерживать баланс.
Обучаться езде следует только катаясь по прямой, используя незначительные повороты руля по направлению крена тела. Нельзя двигаться быстро без определенного опыта, минимальная скорость усложняет удержание равновесия. Именно по этой причине рекомендован средний темп.
Первые поездки совершают без использования педалей, чтобы отточить балансНаучившись держать равновесие, можно переходить к езде с педалямиСначала стоит двигаться по прямой, смотря вперед перед собойЕхать рекомендовано со средней скоростью, так проще всего удерживать равновесие
Поворот
На поворотах велосипедист не должен набирать большую скорость, иначе радиус движения увеличивается, что может привести к падению. Для сохранения равновесия необходимо слегка поворачивать руль в ту же сторону, куда отклоняется байк. Соблюдение этого правила поможет вовремя выровнять позицию, удержать баланс.
Торможение
Для отработки торможения необходимо кататься на двухколесном велосипеде по длинному ровному участку дороги. Специалисты рекомендуют избегать резких нажатий, которые не позволяют спокойно слезть с байка. Если на руле располагаются специальные рычаги, необходимо просто запомнить, какому колесу соответствует та или иная ручка.
Начинающим райдерам нужно сначала самостоятельно освоиться с задним тормозом. Передний более эффективен, однако при неумелом обращении может привести к падению. Пользоваться им необходимо аккуратно, нажимать плавно вплоть до полной остановки велосипеда.
7. Теория
Очень важный момент: это тяжело объяснить на словах, но я попробую. Вот посмотрите на это художество:
1 Велсипед едет на обоих колесах. Все усилие педалирования переходит в набор (или поддержание) скорости, и вел едет прямо. Основная ошибка новичков (после согнутых рук, конечно) – велосипед в таком положении будет ехать на заднем колесе, но недолго (если крутить педальки с постоянной силой и скоростью). Вначале вел немного поднимется, «покозлит», но, по мере набора скорости, колесо опустится, и поедете вы, как простой турист. Я не особо силен в физике, но думаю, что это происходит потому, что переднее колесо поднимается не за счет баланса, а только за счет крутящего момента от ускорения, т.е. чем сильнее ускоряетесь – тем выше поднимаетесь. Но ускоряться невозможно вечно, поэтому правильное вилли – это вилли с минимальным ускорением.
Правильное положение велосипеда для вилли. Так вы сможете ехать долго и устойчиво, потому что усилие, передаваемое на педали, будет большей частью идти на поддержание скорости, и лишь меньшей – на поднятие переднего колеса – и так будет гораздо легче держать баланс. Если переднее колесо поднимется еще чуть-чуть выше – то это уже будет тот же серф (мануал), только сидя (иногда это называют «вилли-серф»), т.е. можно будет просто катиться на заднем, не крутя педали (с горки, например). Дальше уже не расскажешь, нужна лишь практика.
Как научиться взрослому, в какой одежде и обуви можно и нельзя учиться?
Некоторые взрослые даже не задумываются о том, как научиться кататься на велосипеде, так как боятся потерпеть в этом деле неудачу. Поэтому осваивать велосипед нужно только после того, как все психологические проблемы и сомнения будут отложены в сторону. Только правильный настрой поможет научиться езде на этом транспортном средстве
Немаловажно при этом подготовить не только сам велосипед, но и аксессуары, которые пригодятся в этом деле
Экипировка велосипедиста:
- закрытая обувь, предпочтительно кроссовки или кеды;
- спортивная одежда, которая хорошо пропускает пот;
- велосипедные перчатки;
- защита – наколенники, шлем и налокотники.
Общие рекомендации, как нужно вести себя за рулем велосипеда:
- Лучше подготовиться к возможным падениям заранее, чтобы в случае неудачи не пропал настрой на учебу. В велоспорте главное – упорство, практика и выносливость.
- Равновесие удобнее удерживать на скорости, поэтому не стоит кататься слишком медленно.
- Все движения должны быть плавными, без рывков.
- Руль следует держать крепко, но без напряжения.
- Колени и ступни во время движения не изгибать, чтобы не устать раньше времени.
- Не прибегать к резким торможениям.
- И, естественно, не стоит затевать езду на велосипеде в нетрезвом виде, так как пьяный за рулем вело байка может стать причиной аварии и причинить вред не только себе, но и окружающим.
Следуя этим рекомендациям, взрослый человек может забыть про терзающий его вопрос – как научиться ездить на велосипеде. При этом езда ему будет даваться легко, а после тренировки он будет ощущать только удовлетворение.
Советы родителям
Приступая к обучению, родителям следует придерживаться некоторых рекомендаций:
Позаботьтесь о безопасности
Кроме защитных средств, которые помогут избежать травм при падении, важно позаботиться об общей безопасности. Не стоит учить ребенка на проезжей части, где ездят автомобили и мотоциклы
Лучше проводить урок в дневное время, так как вечерние тренировки могут быть опасны. Приобретайте велосипед, на котором малышу будет комфортно ездить. Создайте мотивационную базу. Чтобы крохе захотелось быстрее научиться кататься, пообещайте какое-либо поощрение – например, совместная велопрогулка в лес или в парк на пикник.Совет!Помогают зарядить нужными эмоциями просмотры видео или фильмов о велосипедной езде. Позаботьтесь о средствах первой помощи. Всегда нужно держать наготове аптечку с самыми необходимыми лекарствами, которые помогут при ранах и травмах (перекись, вата, пластырь, бинт, наружные антисептики – йод, зеленка). Поддерживайте ребенка физически и морально. Не следует позволять ему отступать при малейшей неудаче. Хвалите его за любое действие – умеет держать руль и поворачивать – умница, научился крутить педали – отлично.
Миф 2: нечеловеческая посадка
Езда на шоссейном велосипеде покажется добровольным самобичеванием: это ж надо так согнуться; что, нормально сесть нельзя?
К шоссейнику надо привыкнуть — факт. Если неделя езды вместо удовольствия приносит дискомфорт, значит либо сидите неправильно, либо рама подобрана не по размеру.
Типичная ошибка: наклонить нос седла сильно вперёд, т.к. с непривычки давление седла на промежность кажется дикостью. Шоссейник — не горный велосипед, вы должны сильнее наклонить туловище вперёд, чтобы всё было по фен-шую. Если наклонить и седло, давление на промежность уменьшится, но вы же загрузите руки — тело естественно сползает вперёд, а вы упрётесь в руль всей массой. Пожалейте свои руки
Единственно правильное положение седла: параллельно земле. Неудобно? Седло давит так, что ездить невмоготу? Выставьте его на пару миллиметров ниже — это поправит ситуацию. Изгибайте поясницу, но посадка таза на седле должна быть ровной.
Помимо проблем с регулировкой седла новички часто не дружат с рулём. Руль не должен стоять выше седла — или на одном уровне с седлом или чуть ниже него. Наклон руля на шоссейном велосипеде также регулируется. Тут можете экспериментировать, но оптимальным считается положение, как на картинке ниже.
Баланс
Руки во время вилли всегда прямые в локтях. Обычно дело обстоит так: начинающий райдер, проехав метра два, в последний момент сгибает руки и проезжает лишние полметра. Создаётся впечатление, что это помогло, и он начинает при любом маломальском завале вперёд гнуть локти, в итоге, вместо того, чтобы выровняться при помощи подкрута, и поехать дальше, он проезжает те же полметра (в лучшем случае) и переднее колесо опускается на землю. Крутим педальки. Клонит вперед – крутим быстрее (сильнее отклоняемся корпусом назад, сгибаем спину, съезжаем попой по сидушке), заваливает назад – притормаживаем (выгибаем спину, двигаемся попой на сидушке вперед, можно даже голову наклонить, главное – не сгибать руки! Это не поможет!)
Важно научиться тормозить плавно, по чуть-чуть, чтобы не сразу опускать колесо на асфальт, а просто чуть-чуть снижать. Клонит вправо – выставляем левое колено в сторону, правое прижимаем к раме
Рулем и телом совершается поворот (который тоже участвует в балансе – чтобы не упасть вправо, мы вправо поворачиваем). Клонит влево – то же самое, но в другую сторону. На самом деле довольно сложно описать всю технику баланса, тут участвуют и тело, и колени, и переднее колесо, в общем, все, что только можно. Усвоить баланс поможет только практика. А когда вы научитесь хорошо делать вилли, вы сможете поворачивать и даже ездить кругами на заднем колесе. На видео можно хорошо рассмотреть, как райдер балансирует, чтобы не упасть влево/вправо.
Заднее колесо
Процесс работы с задним колесом велосипеда практически ничем не отличается от переднего
Можно выделить два момента, на которые стоит обратить внимание:
- Если тормоза гидравлические — необходимо сначала их прогнать, чтобы убрать всю жидкость.
- Цепь следует снять с зубьев.
Чтобы без проблем снять и одеть цепь нужно проверить, каким образом закреплен переключатель скоростей для задней оси. Переключатель, установленный на раме, никак не пересекается с процессом изъятия колеса из штанины. Если же он зафиксированы с помощью крюка и находится непосредственно на оси, придется его снять.
Одеть колесо как заднее, так и переднее можно в практически противоположном порядке:
- Переворачиваем велосипед на спину. Вообще этот пункт не обязателен — просто так удобнее работать.
- Вставляем колесо в штанину.
- Закручиваем гайки или рычаг эксцентрика.
- Ставим коня на ноги и продолжаем путь.
Знание связей между отдельными элементами вашего двухколесного друга, а также способность своими силами произвести демонтаж, позволяет вам:
- экономить время.
- получить независимость от более опытных ездоков и специалистов по ремонту.
- продлить жизнь своему транспортному средству.
Отправляясь на велопрогулку по городу или на пересеченную местность, не забывайте брать с собой небольшой ремонтный набор. Он обязательно должно включать в себя: разводные ключи, запасные гайки, заплатки и специальный клей по резине.
Будьте внимательны на дороге и к своему велосипеду.
Велосипеды для детей
Велосипеды выполняют множество функций в детском возрасте, это инструмент развития, гораздо больше, чем просто игрушка, способ для детей обойти все окрестности, отправиться в далёкую прогулку.
Какой велосипед вы выбираете, зависит от личных предпочтений, нет каких-либо строгих правил того, как дети должны учиться кататься на велосипеде.
Типы велосипедов для обучения катанию:
- каталки и детские велосипеды с большими широкими дутыми колёсами
- трёхколёсные велосипеды (научиться крутить педали)
- беговел — велосипед без педалей, так что дети могут сконцентрироваться на изучении баланса, равновесия
- велосипед со страховочными колёсами
- и в конце концов мы приходим к велосипеду без страховочных колес
Когда можно приступать к обучению?
Многие, наверняка, уже и не помнят, как они сами учились ездить на велосипеде. Однако недаром говорят, что этот навык никогда не забудется, — даже если вы в течение долгих лет не катались, достаточно будет сесть в седло и поставить ноги на педали, чтобы сработала мышечная память.
Ребенку гораздо проще научиться чему-либо, чем взрослому, ведь он и быстрее воспринимает, и почти на лету все схватывает, и запоминает, впитывает новую информацию в себя, как губка.
Поэтому некоторые апологеты раннего развития настаивают на том, чтобы садить малыша на велосипед чуть ли не с момента, как он начал ходить, пропуская всевозможные страховки и опоры в виде трехколесного транспорта или дополнительных колесиков, чтобы сразу начать тренировать ребенка на двухколесном велосипеде.
Но у такого подхода есть немало противников, так как, во-первых, всему свое время, а во-вторых, если слишком маленький ребенок упадет и сильно ударится или испугается, потом он может вообще не захочет садиться на велосипед и будет бояться кататься. Так что лучше не торопиться и действовать постепенно, ориентируясь на возможности и желание своего ребенка.
Согласно средним показателям развития, к обучению стоит приступать в зависимости от возраста:
- Первое знакомство малыша с трехколесным велосипедом может состояться в возрасте полутора-двух лет — как правило, это будет транспорт со специальной ручкой для родителей, подставкой для ног ребенка и многочисленными дополнительными приспособлениями, как зонтик или навес над велосипедом, корзинки для вещей спереди и сзади, встроенные музыкальные игрушки и т. д.
- Иногда предыдущий вид транспорта малыш воспринимает, как еще одно средство передвижения, словно вторую коляску, а крутить педали даже не хочет пробовать, предпочитая по привычке ставить ноги на подставку.
- Если хотите, чтобы ребенок начал совершать хотя бы первые попытки, попытайтесь его заинтересовать — пусть малыш сначала поиграет с велосипедом, попробует самостоятельно управлять рулем, повозить свой транспорт, покатать, возможно, покрутить педали ручкой.
- После освоения трехколесного велосипеда, когда ребенок научится рулить и крутить педали, приходит черед двухколесного, только с дополнительными подвесными колесиками — наступает этот момент не раньше трех с половиной, а у некоторых детей — и четырех лет, ведь необходимо также, чтобы у малыша окрепли мышцы пресса, спины и ног.
- Многие родители пропускают этап обучения с поддержкой из дополнительных колес и сразу усаживают ребенка на обычный двухколесный велосипед — если ваш малыш тренировался до этого на трехколесном транспорте, тогда с вашей помощью у него вполне может все получиться.
- Ребенок достаточно легко способен освоить езду на двухколесном велосипеде, если он уже научился правильно рулить и тормозить, умеет развернуть свой транспорт при необходимости, отлично держит равновесие — у активных и физически развитых детей это происходит к четырем-шести годам.
Тем не менее, помните, что все зависит от индивидуального развития именно вашего ребенка. И ни в коем случае не заставляйте малыша учиться или кататься, исходя из каких-то сравнений с другими детьми.
Главным правилом успешного обучения является желание ребенка — ему должен нравиться сам процесс, а страх или недовольство будут все только притормаживать.
Это интересно: Как ехать на велосипеде против ветра, контролирование темпа, подбор скорости, использование рогов и лежака, методика езды в группе
Колесо с дисковым тормозом
Велосипеды с гидравлическим дисковым тормозом не терпят долгого пребывания на седле.
ВАЖНО: Застой жидкости в тросиках, обеспечивающих остановку транспортного средства, приводит к неисправности всей системы. В связи с этим действовать надо оперативно, а сразу после окончания работ перевернуть велосипед
Обычные дисковые и барабанные тормоза с креплением никак не связаны, а тормозной жидкости в них просто на просто нет.
Колеса могут крепиться двумя способами:
- Гайками. В таком случае, чтобы снять колесо лучше использовать специальный ключ. Откручивать крепления можно не до конца. Колесо в определенный момент поддастся при попытке его поднять. По возможности используйте два разводных инструмента. Это позволит держать одну из гаек неподвижной при раскрутке противоположной.
- Эксцентрик. Механизм представляет собой нечто похожее на ручку. Перед тем, как начать, переведите цепь на меньший круг. Дальше простыми крутящими движениями против часовой стрелки ослабляем крепление колеса к раме. Никакие дополнительные инструменты не понадобятся.
Обучение азам езды
Как научиться ездить на велосипеде взрослому? Курс начинается с разъяснения правил дорожного движения. Человека знакомят и с конструкцией велосипеда для начинающих. В приобретении практических навыков взрослым мешают психологические проблемы. Но их преодоление — важный пункт в обучении велосипедной езде.
Фото 7. Американский горный велосипед Trek Marlin 29» (2017) с передней амортизацией для катания как в городе, так и по пересеченной местности
Под руководством инструктора ученик отрабатывает следующие моменты:
Грамотный старт. По ошибке новички усаживаются в сидение, отталкиваются и ищут стопами педали. Но правильный старт, это перекидывание ноги через седло, слегка наклоняя к себе корпус велосипеда, и лишь за тем нажатие педали и движение с места. Развитие чувства равновесия. Руль держат без чрезмерного натиска. В противном случае кисти устанут. Равномерно опираются на руки и ноги. Держите спину в тонусе, но не напрягайте. Это базовый аспект в технике езды. Отказ от резких движений. Двигайтесь без рывков, дабы не травмировать себя. Контроль направления. Велосипедист видит на 5-10 метров вперед. Так он сумеет перемещаться в нужном направлении, объезжать объекты
Новички «грешат» тем, что внимание своих глаз концентрируют на колесах. Регулировка скорости
Не разгоняться, если вы неуверенно держитесь на велосипеде. Поддерживайте постоянный, но умеренный ритм. Повороты. Не крутите педали входе в поворот. Большая скорость увеличивает дугу, по которой вы движетесь, что провоцирует «занос». Спокойствие при торможении. Ученики из-за боязни упасть усердствуют при контакте с тормозами, что не обходится без травм. Резкая остановка способна привести к выпадению через руль. Безопаснее пользоваться задними тормозами, аккуратно нажимая на них.
Фото 8
Во время езды нужно направлять внимание на дорогу на 5-10 метров вперед. Чтобы начать ездить на велосипеде, выбирают местность, где нет машин и пешеходов
Выберите ровную открытую площадку. Со временем навыки упрочнятся. Наездник станет уверенно чувствовать себя
Чтобы начать ездить на велосипеде, выбирают местность, где нет машин и пешеходов. Выберите ровную открытую площадку. Со временем навыки упрочнятся. Наездник станет уверенно чувствовать себя.
Крутые трюки на горном и BMX велосипедах: учимся исполнять самостоятельно
Самостоятельно научившись базовым трюкам на велосипеде, можно пробовать варианты езды и прыжков большей сложности. Для этого необходимо найти специальный трек с препятствиями или кроссовую трассу. Первоначально научитесь преодолевать барьеры, имеющиеся на треке, после — дополняйте их всевозможными элементами.
Ван-футер.
Выполняя стандартный полет на треке, его дополняют следующими движениями:
- убирают ногу с педали;
- делают ее выброс в бок;
- нога возвращается на место до приземления на землю.
Энду.
Езда на переднем колесе, трюк для подготовленных спортсменов. Новичку будет тяжело справиться с этим элементом. Выполняется он так:
- разгонитесь;
- тормозите (идеально, если это ручной тормоз переднего колеса);
- переносите центр тяжести вперед.
Задняя часть велосипеда поднимается, «наезднику» остается как можно дольше балансировать на переднем колесе, а после, отпуская тормоз, спуститься назад.Кросс-ап.
В прыжке велосипедист выворачивает руль на 180 градусов
Очень важно, чтобы руки были вытянуты и могли развернуть руль по заданной траектории. Для этого во время прыжка тело отклоните назад, дав простор для маневра руками
Действия производятся очень быстро, так как до приземления нужно вернуть руль в исходное положение, иначе падения не избежать.
Носпик.
Трюк заключается в запрыгивании и зависании на определенной возвышенности. Для выполнения элемента зажимается передний тормоз, что заставляет велосипед застыть. Задача велосипедиста — поднять в воздух заднее колесо, удерживая баланс и как можно дольше простоять в таком положении.
На каком велосипеде можно прыгать?
Прыгать можно на любом велосипеде, если вам позволяет это
сделать техника катания. Чем больше навык катания, тем легче поднять в воздух
любой велосипед
Правда тут важно отметить, что на некоторых типах велосипедов прыгать значительно проще. Об этом важно знать новичкам
Для обучения лучше всего подходят велосипеды с классической дертовой или даунхильной геометрией
Важно и наличие цепких педалей
Чуть сложнее поддаются велосипеды для кросс-кантри.
Самый сложный вариант – вытянуть в воздух велосипед типа
«Кама» или «Аист».
Важно! Любой велосипед при прыжках испытывает огромные
нагрузки. Неправильная техника исполнения прыжка увеличивает такие
нагрузки
Перед тем, как пытаться прыгать, нужно
понимать, что велосипед не развалится от этого. Любая поломка при
приземлении может стать причиной травмы. Например, бывает, что отрывается руль
или срываются шатуны.
Как научиться кататься на велосипеде взрослому
Как научиться кататься на велосипеде взрослому
Если вам 20, 30, 45 или даже больше лет, то как научиться кататься на велосипеде взрослому? Существуют проверенные практики, позволяющие это сделать.
Психологический момент – определить выгоды
Желание что-либо делать исходит из понимания того, какие выгоды это дает. Будущий велосипедист должен четко понимать, что возможность ездить на велике, это: большая свобода передвижения, возможность заниматься полезной физкультурой, приятные физические нагрузки, помогающие держать вес тела в норме, возможность знакомиться с другими велосипедистами, а в будущем даже участвовать в различных вело-событиях типа марафонов.
Выбрать велосипед
Как выбрать велосипед
Ключевой момент – выбор подходящего велосипеда. Здесь существуют такие советы:
- Нельзя покупать велик «на вырост». Не пытайтесь ездить на транспортном средстве большего размера, или меньшего, чем подходит под ваш рост. Это усложнит процесс, сделает его некомфортным. Покупая или арендуя велосипед, смотрите на размер рамы: 18″ подойдут для человека ростом 167 – 178 см, 19″ — 172 – 180 см, 20″ – для людей 178 – 185 см ростом. Гигантам 180 – 190 и больше потребуется искать раму от 21″;
- Смотрите на размер колес. Оптимальный вариант для взрослого – колеса 26 — 29″;
- Не покупайте слишком дешевый велосипед. Рынок наводнили китайские товары очень низкого качества, поэтому слишком дешевый велик за 7 000 – 10 000 рублей может оказаться бракованным, не пережить даже вашего срока обучения езде;
- Выберите простую модель без переключения скоростей для начала освоения. Со сложной трансмиссией горного велосипеда новичок может легко запутаться.
Обязательно акцентируйте внимание на тормоза. Они будут спасать вас в массе рискованных ситуаций
Практические советы
Как научиться кататься на велосипеде взрослому человеку? Помните следующее:
- Поиск подходящего места. Лучше найти безлюдную улочку, желательно асфальтированную или просто ровную площадку без ям и выбоин. Грунтовая дорога также подойдет, на ней падать безопаснее;
- Перед выездом проверьте велосипед. В нем должны быть накачаны шины, не должно быть люфтов колес, руля, сиденья, педалей, тормоза должны работать нормально;
- Выставьте положение сиденья. Нормальной высотой сиденья считается, когда при опущенной с одной стороны педали вниз нога ездока достает ее, будучи самую малость согнутой в колене. Также важен наклон сиденья – оно должно находиться параллельно горизонту, иначе при катании будет дискомфорт в пятой точке;
- Используйте защиту. Наколенники, локотники и велосипедный шлем – этого достаточно, чтобы даже при падении не получить серьезных повреждений.
Перед поездкой рекомендуется просто походить с велосипедом в руках. Надо привыкать смотреть не на ноги, педали, руль, а впереди себя на дорогу, пешеходов, других участников движения на тротуаре или проезжей части.
Этап #2: Учим ребенка крутить педали, рулить и тормозить
На следующем этапе очень важно научить ребенка ездить на велосипеде с педалями
Расскажите ребенку, что такое «положение готовности»
Залезьте на велосипед. Надавите на педали. И добейтесь такого положения, в рамках которого одна из них будет находиться немного выше, чем вторая.
После этого поставьте на самую высокую педаль ногу. И скажите ребенку, что это — положение готовности.
Посадите ребенка за велосипед и попросите покрутить ногами
После того, как ребенок усвоит положение готовности, посадите его на велосипед. Пусть разместит ноги так, как вы это показывали (на обе педали). И начнет медленно их крутить. Постепенно наращивая темп.
Параллельно с этим ребенок должен регулировать направление своего движения с помощью руля.
Будьте рядом с ребенком (на случай, если он упадет)
Всегда ходите рядом с ребенком, когда он ездит на велосипеде. Если вдруг он упадет, вы сможете его поймать. И не допустить получения травм.
Отходить от ребенка можно только тогда, когда он научится ездить на велосипеде самостоятельно.
Расскажите ребенку от том, как тормозить
В обязательном порядке проинструктируйте ребенка по поводу управления велосипедом. Расскажите о том, что изменять направление движения можно с помощью поворотов руля. Дайте ребенку попробовать то, как это делается.
После этого расскажите чаду, как тормозить. Объясните, что существует две системы сброса скорости:
- Велосипед может тормозить с помощью специальной клавиши на руле.
- Велосипед может тормозить с помощью нажима на педаль по направлению назад.
Разберитесь в том, какая система торможения установлена на велосипеде вашего ребенка. И объясните ему, как ей пользоваться.
Миф 4: мне нужен увесистый велосипед, потому что сам я “увесист”
У всякого велосипеда есть весовые ограничения. Но на шоссейник не надо смотреть с подозрением: тонкий — значит, подо мной точно сломается. Шоссейник может и не выдержит адового даунхилла, но чуть ли не единственный враг шоссера в городе — выбоины с острым краем, при наезде на которые камеры колеса иногда прокалывают об обод. Никак не ваш вес. Так пробить колесо можно и 50-килограммовой дамочке. Чтобы уберечь себя и велик от травм, совет тот же, что и в предыдущих пунктах: научитесь кататься на шоссере, как на шоссере, а не как на “Чайке”. Велосипедисты во избежание проколов подбрасывают колесо или легонько подпрыгивают всем велосипедом — на практике вытворять такие фокусы проще, чем в теории. И вес велосипедиста тут не при чём.
При чём он будет если решили купить дешёвый велосипед, большинство из которых не рассчитаны на нагрузку более 100 кг. Если это ваша весовая категория, откладывайте на покупку двухколёсного от 300 у.е. — независимо от того, шоссейник вы хотите или горный велосипед.
Любой велик за 300-400 долларов спокойно катает 100-120 кг велосипедиста. Велосипеды категории 120+ подбирают немного иначе, но тоже без особых издёвок.
И есть несколько общих рекомендаций по обслуживанию байка:
- следите за тем, чтобы давление в шинах было близко к максимальному значению (в предыдущем гайде по выбору велосипедов мы об этом писали детальнее);
- после первой сотни километров отдайте велосипед на ТО — скорее всего, надо будет вправить спицы (на колесо при большом весе ездока припадает наибольшее давление);
- чтобы не погнуть рамку седла, привставайте на неровностях и не сидите сиднем при съезде с бордюров;
- стоя не едем под горку, чтобы не убить педали и каретку;
- катайте на пониженной передаче, чтобы разгрузить педали, а частоту вращения наоборот повысить.