Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.
Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:
- Четырехдверный семиместный седан
- Пятидверный универсал;
- Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
- Лимузин (ГАЗ 13 А ) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.
В широкой продаже автомобили газ 13
не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.
Технические особенности автомобиля.
В «Чайке»
реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.
ГАЗ-13С
Но все же главной модификацией является ГАЗ-13С, которую прозвали «санитаркой». ГАЗ-13С получил самое широкое применение из всех возможных модификаций «Чайки»:
- Кузов был изготовлен в виде универсала и рядом с надписью «Чайка» имел надпись «RAF». Надпись присутствовала из-за того, что автомобиль изготавливался заводом RAF. Во главе разработки стоял Юрис Пенцис;
- На крышу автомобилей были установлены проблесковые маячки синего цвета;
- Также была установлена антенна для специальной связи.
Подобные модификации можно было встретить на машинах специальных служб и правительственных лимузинах ГАЗ 14. Санитарных автомобилей было произведено довольно мало, около 20 штук. Само изготовление сопровождалось довольно большим количеством сложностей. Автомобили, после того как были сделаны в Горьком, отправлялись в Ригу на завод RAF для создания ГАЗ-13С.
Внешний вид “санитарки” автомобиля ГАЗ-13С Потребовалось много сотрудников, среди которых были инженеры, механики и дизайнеры. На заводе крыша автомобиля удлинялась, а сбоку устанавливали дополнительные окна. Сзади автомобиля устанавливалась дверь и рядом с ней клали запасное колесо. Среди медицинского набора функций был ложемент для носилок, носилки и другое медицинское оборудование.
Автомобили ГАЗ-13С были доступны лишь для государственных служащих, чиновников и важных служащих. Изготавливалась машина по требованию Четвертого Главного управления Минздрава. В 1982 году два автомобиля из ранее сделанных моделей универсалов отправились в Ригу. Они «принесли» с собой довольно экстравагантное задание.
А именно — построить автомобиль для возможной экстренной перевозки тела главы революции во Вьетнаме Хо Ши Мина. У автомобиля необходимо было оставить лишь пару боковых окон. Но главной доработкой стало установление кондиционера. Перед инженерами того времени стояла практически невыполнимая задача: им необходимо было создать температуру 16 градусов внутри всего автомобиля. И этого необходимо было достичь при тропическом климате.
Ходовая часть
Для компоновки узлов и агрегатов выбрали рамный вариант, отказавшись от несущего кузова модели ЗИМ-12. Рама имела традиционную конструкцию лонжеронного типа, Х-образной формы. Кузов крепился в 16 точках с прокладками из танковой резины, которые выполняли виброизолирующие функции. Вес «Чайки» был существенно выше массы ЗИМа, поэтому использование рамы из мощного швеллера было вполне оправданным.
Подвески ГАЗ-13 практически повторяли параметры предшественника. Передняя, независимая, состояла из поперечных рычагов на шкворнях, с поворотными кулаками, а задняя, зависимая, представляла собой рессорную параболическую малолистовую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Задний мост соединялся с рессорами посредством стремянок.
Чайка, запредельная мечта
Мелкосерийное производство автомобиля для советской элиты было приурочено к знаковому для страны событию — XXI съезду ЦК КПСС. Именно на нем правительство заявило, что в СССР безоговорочную победу одержал социализм, а значит, не за горами и достижение конечной цели — коммунизма.
«Чайка» произвела фурор на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, взяв гран-при. Также автомобиль отмечали и на других международных выставках как в Европе, так и в США. Западные зрители сильно удивлялись тому, что «Чайка» являлась детищем советского автопрома.
Если предсерийные образцы окрашивали в разные цвета, то затем черный вытеснил все остальные. Оно и понятно, ведь ГАЗ-13 создавали для партийной элиты. А им по статусу положен строгий черный цвет. Правда, «Чайка» “трудилась” не только в СССР. Машины стали отправлять в дипломатические представительства Советского Союза в других странах. Но основная масса, конечно, «жила» в Москве. На «Чайках» ездили послы и консулы Монголии, КНДР, Эфиопии, Болгарии, ГДР, Финляндии, Венгрии и других стран. Известно, что один автомобиль находился даже в автопарке американского посольства.
Несмотря на успех, конструкторы уже в 1962 году произвели рестайлинг модели. ГАЗ-13 получил новый карбюратор, двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности, другую отделку салона, колпаки и другие новшества. Дизайн решили не трогать, поскольку он все еще являлся актуальным.
Естественно, такая удачная машина не могла выпускаться лишь в одном исполнении. Вскоре ГАЗ-13 обзавелся несколькими разновидностями. Например, медицинской версией ГАЗ-13С в кузове универсал, прозванной в народе «черный доктор». Ее создали по непосредственному приказу Минздрава. И обслуживал «черный доктор» только самых важных чиновников. Также было создано несколько машин в кузовах фаэтон и ландо. Они использовались только во время парадов.
Шли годы, «Чайка» начала заметно устаревать, но проводить глубокий рестайлинг модели не стали. Вместо этого появился ГАЗ-14. Интересно вот что: обе модели выпускались параллельно с 1977 по 1981 годы. И лишь в 1981 году «Чайка» окончательно ушла на пенсию, освободив дорогу новому поколению.
Поскольку производство «Чайки» носило мелкосерийный характер, то за годы производства было выпущено порядка трех тысяч автомобилей. В частные руки ГАЗ-13 попасть не мог в принципе. Единственное исключение — какое-то весомое достижение. «Чайкой», например, наградили писателя Михаила Шолохова и космонавта Валентину Терешкову. Простому работяге, пусть даже стахановцу, о таком автомобиле можно было даже не мечтать.
После выхода на пенсию «Чайка» далеко не сразу отправилась на обочину истории. Некоторые машины были отправлены в ЗАГСы, где трудились на радость молодоженам. Еще часть ушла в распоряжение мелких партийных чиновников в провинции.
К сожалению, до наших дней многие из машин не дожили. А выжившие экземпляры сохранились стараниями коллекционеров.
Двигатель ГАЗ-13 «Чайка» (ЗМЗ-13)(ЗМЗ-13Д).
фото двигатель ГАЗ-13 «Чайка»
Двигатель ГАЗ-13 «Чайка» — V-образный восьмицилиндровый с верхним
расположением клапанов . Блок цилиндров, головки цилиндров и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Гильзы
цилиндров двигателя чугунные, сменные, «мокрые». В верхней части цилиндров запрессованы износостойкие вставки.
Коленчатый вал установлен на пяти коренных подшипниках. Коленчатый вал сбалансированный, с противовесами, изготовленными
заодно со щеками вала. Коренные подшипники вала имеют тонкостенные вкладыши. На каждую шатунную шейку коленчатого
вала надето по два шатуна. Шатуны правого ряда цилиндров установлены цифрами на стержне вперед по ходу автомобиля.
Левого ряда — назад. В нижние головки шатунов поставлены также тонкостенные вкладыши. Поршни — из алюминиевого сплава,
установлены меткой вперед по ходу автомобиля.
Система смазки двигателя ГАЗ-13 «Чайка». Комбинированная — под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного
вала, втулки валика распределителя и оси коромысел. Остальные узлы смазываются разбрызгиванием. Масляный насос—шестеренчатый,
двухсекционный. Из верхней основной секции насоса масло поступает в главную магистраль двигателя, из нижней дополнительной
секции—в центробежный фильтр и водо-масляный радиатор, где масло охлаждается водой из системы охлаждения двигателя.
Двигатель имеет открытую систему вентиляции картера, которая осуществляет отсасывание из картера паров бензина и
отработанных газов, разжижающих и загрязняющих масло.
Система зажигания ГАЗ-13 «Чайка». Распределитель зажигания типа Р-13 с центробежным и вакуумным регуляторами и октан-корректором
установлен на корпусе привода, к которому он крепится одним болтом. Автомобиль «Чайка» не имеет пусковой рукоятки.
Карбюратор ГАЗ-13 «Чайка» типа К-114. Вертикальный, четырехкамерный, действующий как два двухкамерных карбюратора. Две смесительные
камеры подают горючую смесь при работе двигателя на всех режимах, а две другие (вторичные) только при движении на
высоких скоростях и больших нагрузках после 50—60% хода дроссельных заслонок первичных камер. Каждая пара смесительных
камер имеет самостоятельную поплавковую камеру с верхним подводом топлива к клапану подачи,, с поплавками,
подвешенными в корпусе поплавковой камеры карбюратора. Поплавковые камеры — cсбалансированы, имеют для наблюдения
за уровнем топлива смотровое стеклянное окно.
Автоматическая коробка ГАЗ-13 «Чайка» состоит из планетарного ряда шестерен, дающего три передачи вперед и задний ход. Передачи включаются
с помощью двух многодисковых сцеплений и двух ленточных тормозов. Давление масла для включения тормозов и сцеплений,
подпитки гидротрансформатора и смазки коробки создается с помощью двух масляных насосов. Моменты автоматического
переключения и плавность включения передач определяются системой гидравлического управления, которая имеет воздействие
от скорости автомобиля (центробежный регулятор) и нагрузки двигателя (силовой регулятор). Выбор передач водителем
производится с помощью кнопочного механизма, имеющего четыре кнопки: Н — нейтральное положение — для запуска двигателя
и работы на стоянке, Д — для движения вперед и при кратковременных остановках, ЗХ — для движения назад и Г — для
торможения двигателем.
фото кнопочный механизм переключения передач ГАЗ-13 «Чайка»
В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система
отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и
электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиком для задних
пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства
для пассажиров.
Частные объявления услуги, разместить объявление об услугах на официальном сайте платных услуг Etozdes.
Тормозная система
Автомобиль ГАЗ-14 модернизировался практически по всем направлениям. Усовершенствование коснулось и тормозной системы, которая должна была отвечать самым высоким техническим требованиям и обеспечивать безопасность машины. На передние колеса установили лицензионные Lucas-Girling, вентилируемые диски с двойным суппортом. Задние тормоза оставили прежние, барабанного типа, с автоматически регулируемым зазором колодок. Ручник был связан только с задними колесами.
Система тормозов ГАЗ-14 двухконтурная, с диагональным действием, переднее левое колесо связано трубопроводом с правым задним, а левое заднее — с правым передним. На автомобиле установлен специальный датчик нагрузки, который регулирует интенсивность торможения заднего моста. При увеличении веса машины срабатывает клапан, открывающий прямоток гидравлики в тормозные цилиндры задних колес, и коэффициент их действия в этом случае достигает 100 %.
Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 — Газ 13 чайка
Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»:
- Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
- Мощность — 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
- Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
- Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
- Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
- Дорожный просвет – 18 см.
Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю — сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года
Источник
Технические характеристики
Пока непонятно, какими характеристиками в случае возвращения на рынок будет обладать ГАЗ «Чайка» 2021-2022. Наиболее вероятно, что седан построят на базе платформы MQB, разработанной Volkswagen. В пользу этого говорят 2 факта. Во-первых, Volkswagen и ГАЗ несколько лет плодотворно сотрудничают: немецкий концерн использует мощности Горьковского автозавода при производстве своих моделей. Во-вторых, платформа MQB отличается гибкой конфигурацией и позволяет выпускать действительно крупные машины. Кстати, на той же платформе мог бы выпускаться и представленный ранее внедорожник ГАЗ-3110 2021-2022.
В связи с этим можно предположить, что представленная «Чайка» позаимствует силовые агрегаты у VW Passat. Российская новинка может получить 2-литровый турбированный двигатель, максимальная отдача которого в зависимости от модификации достигает 190 л.с. или 249 л.с. Однако, если учесть вес «Чайки» (автомобиль существенно крупнее Passat), то не исключен вариант появления под капотом представительского седана более мощного мотора. Для российской модели могут позаимствовать силовые агрегаты у Touareg, который оснащается турбированными бензиновым и дизельным двигателями объемом 3 литра. Первый выдает до 340 л.с., второй — до 249 л.с. С каждым из указанных моторов предлагается подключаемый полный привод.
История
Руководство страны приняло решение о том, что легковые автомобили ГАЗ-13 не будут доступны широкой общественности. Рядовые граждане могли позволить себе максимум «Волгу». Поэтому «Чайка», которую выпускал Горьковский автозавод, предназначалась только для служебного использования. ГАЗ-13 был у министров, руководителей крупнейших предприятий и первых секретарей обкомов. Единичные экземпляры советские чиновники дарили известным людям. Все остальные могли лишь мечтать об этой машине, так как купить её рядовому гражданину было просто нереально.
Если сравнить по дизайну все автомобили в Советском Союзе, то «Чайка», пожалуй, будет самой красивой машиной того периода. Недаром в крупных городах ГАЗ-13 использовали во Дворцах бракосочетаний. Основные достоинства «Чайки» – возможность опускать и поднимать стёкла и антенну нажатием кнопки, а также автоматическая коробка передач.
Первый прототип ГАЗ-13 существенно отличался от машин, запущенных после в серийное производство. Над задним колесом отсутствовал второй молдинг, а задние фонари и стоп-сигналы были очень похожи на «паккардовские». Машина была окрашена в два цвета – светло-бежевый и тёмно-вишнёвый. И, самое главное, – капот украшал летящий истребитель, а решётку радиатора – изображение чайки.
В начале 1958 года на ЭКСПО (Всемирная выставка) в Брюссель был отправлен бирюзово-молочный экспериментальный образец Э-2 с позолоченной решёткой и надписью на капоте «Чайка». Также имелось украшение на капоте в виде этой птицы. Первые образцы ГАЗ-13 очень напоминали «Паккард», поэтому дизайн был немного видоизменён.
Но советские новшества лишь пошли машине на пользу. Над созданием ГАЗ-13 работал огромный творческий коллектив испытателей, конструкторов, инженеров завода: Б. Греков, М. Мокеев, О. Пелюшенко, П. Сыркин, В. Гнетнев, Г. Пономарев, Н. Юшманов, В. Соловьёв. Многие конструктивные решения этого «железного коня» были новшеством в отечественном автомобилестроении. Двухрядный верхнеклапанный двигатель имел мощность 195 л. с. и объём 5,5 литров. Рабочая смесь готовилась четырёхкамерным карбюратором. Даже полностью нагруженный автомобиль мог легко разогнаться до 160 км/ч. Расход бензина на 100 километров составлял примерно 20 литров горючего. Инженеры применили абсолютно новые агрегаты – усилитель тормозов, гидроусилитель руля, автоматическую коробку передач. Ни одна отечественная машина до «Чайки» не содержала столько технических новинок.
Несущий элемент ГАЗ-13 – Х-образная рама, к которой в шестнадцати местах крепился кузов. Использовать торсионную подвеску инженеры не решились, поэтому задняя ходовая часть имела полуэллиптические продольные рессоры, а спереди стоялая обычная независимая пружинная подвеска. У большинства экземпляров ГАЗ-13 был четырёхдверный кузов с тремя рядами сидений. Внутренняя перегородка отсутствовала. В комфортабельном и просторном салоне «Чайки» свободно помещалось семь человек. Система отопления прекрасно обогревала весь салон. Дополнительные удобства обеспечивали электроприкуриватели и пепельницы, кнопочное управление подъёмом стёкол и антенны, бардачок рядом с приборной панелью, а также приёмник с автонастройкой и парой динамиков для пассажиров, сидящих сзади.
Также выпускались «Чайки» ГАЗ-13С, переоборудованные Рижским автобусным заводом в медицинские машины. Заказчиком выступал, естественно, «Минздрав». Медучреждения, имеющие в автопарке такие «Чайки» назывались в народе «кремлёвскими».
Big block из «Soviet Block»
ГАЗ-13 более известный как «Чайка» для советской высшей номенклатуры, представительский легковой автомобиль высокого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1979 год. Общее количество изготовленных автомобилей серии чуть превысило 3 тыс. экземпляров, всего было сделано 3.189 автомобилей. Еще меньше было сделано машин специальной модификации, ГАЗ-13Б, с кузовом открытого типа кабриолет. По известным данным было создано всего 20 подобных кабриолетов.
Тот автомобиль, на фотографию которого вы смотрите, вообще уникальный, внушительный четырехдверный кабриолет использовался, как официальная машина для парадов и ездил в ней Никита Хрущев в последние годы своего правления.
По легенде, а может и были, первые две машины с подобным кузовом были построены по приказу Хрущева, одна появлялась на парадах, а другая «Чайка» была отдана первому человеку побывавшему в космосе, Юрию Гагарину.
После смерти Гагарина в 1968 году, оба автомобиля были переданы венгерскому Президенту Яношу Кадару и оставались в Венгрии до распада социалистического лагеря. Далее судьба распорядилась с ними двояко, с одной стороны обе машины были проданы и уплыли в Штаты, а не остались на своей исторической родине, с другой стороны, быть может именно этот факт поспособствовал их сохранности практически в первозданном виде до наших дней, они не пропали бесследно, а «здравствуют» до сих пор.
Долгий век
Каталог ГАЗ-13 с выставки в Брюсселе, подражание американским брошюрам полное
В 1958 году Чайку свозили на промышленную выставку в Брюссель, где машина с позолоченной решеткой радиатора произвела фурор и получила Гран-при. Годом позднее машину запустили в серийное производство, после чего началась ее долгая конвейерная жизнь. Выпуск ГАЗ-13 продолжался 22 года, причем без каких-либо серьезных конструктивных изменений. Чайка служила в министерствах и парткомах, дипломатических миссиях в СССР и за рубежом. Возила космонавтов и звезд кинематографа. Всего было выпущено 3179 этих прекрасных машин.
История появления легенды
Начало создания автомобиля ГАЗ-13 было положено в 1955году, за основу был взят ГАЗ-12 «ЗИМ». Опытный образец получил название ГАЗ-12В «Чайка» за то, что имел на решетке радиатора изделие крыловидной формы, похожее на чайку. Внешне отличия были небольшими, за исключением отличия в объеме двигателя 4.9 и 5.5 литров.
Вскоре производство «ЗИМ» было прекращено. Кузов, который начал производиться еще в послевоенные годы, безнадежно устарел. С Для придания автомобиля современного вида был приглашен дизайнер Лев Еремеев, который предложил взять за основу проекты американских моделей Packard Patrician и Caribbean.
Изначально ГАЗ-13 выпускался, как седан с четырьмя дверьми и семиместным салоном повышенного, для тех времен, комфорта. Для «Чайки» был разработан мощный V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров. В те годы алюминиевые части использовали редко, но для «Чайки» из него изготавливали головки блока цилиндров, сам блок цилиндров, облегченные поршни и более легкий коллектор. Помимо двигателя и внешнего дизайна «Чайка» была оснащена автоматической гидромеханической коробкой передач. Рычаг переключения был расположен слева под рулем. Для удобства переключения имелись обозначения: «Н» нейтральная скорость, «Т» тормоз или стоянка, «Д» движение вперед, «ЗХ» задняя скорость. Также ГАЗ-13 получил улучшенный карбюратор, который имел четыре камеры и гидравлический усилитель руля. Это стало настоящим прорывом в советском машиностроении. При разработке кузова конструкторы использовали более легкую раму, к которой крепились элементы кузова с помощью шестнадцати противовибрационных резиновых подушек. При этом машина стала больше чем ее предшественник, но масса осталась практически без изменений. Также данный кузов значительно увеличил свою жесткость и долговечность.
Развитие продолжилось в 1961 году, когда на свет появилась новая модель ГАЗ-13Б с кузовом «фаэтон», сегодня этот тип кузова называется «кабриолет». Автомобиль имел шестиместный просторный салон, без оконных рамок, для складывания крыши разработан электрогидравлический привод. В том же году поступил специальный заказ на выпуск более просторного салона. И конструкторы разработали ГАЗ-13а, в салоне которого имелась так называемая перегородка, которая закрывала от водителя пассажирское отделение. В 1962 году на автомобиле провели существенную модернизацию по изменению отдельных частей. Был изменен карбюратор, диски колес, тогда же автомобиль получил новый радиоприемник с автопоиском радиостанций и антенной с электроприводом, отделку салона заменили на более качественный материал.
1978 год стал для «Чайки» роковым, в этом году знаменитая модель была снята с серийного производства. Хотя отдельные модели семейства и дальше продолжали производить, но по отдельным заказам.
Модели «Чайки»
ГАЗ-13. Первый в своем роде седан имеющий четыре двери, три ряда шикарных сидений и просторный салон.
ГАЗ-13А. Производился исключительно по специальным заказам, в большинстве случаев для сотрудников Министерства обороны. «Лимузин» имел перегородку между водительским и пассажирским сидениями. Сегодня известно лишь об одном экземпляре сохранившегося «лимузина» тех времен.
ГАЗ-13Б. Это «Чайка» с откидным верхом «фаэтон» или «кабриолет». Крыша была мягкой и имела управляемую электрогидравлическую систему. Собирался этот автомобиль вручную и за все время производства было выпущено всего двадцать таких машин.
ГАЗ-13С. Выпускался на заводе РАФ с 1973 г. по 1982 г. Это «Универсал» так же собирался вручную и имел большой салон и перегородку между водительским и пассажирским отделением. Использовался как санитарный транспорт, имел так же носилки.