Мопед рига 22 руководство по ремонту

Книги мопедной тематики для скачивания.

Доброго времени суток, нашол сайт с файлами книг про мопеды и мокики доступные для скачивания: https://tuningmoped.narod.ru/files.htm Спасибо автору сайта, вот описания книг с его ресурса:

Григорьев И.М.-«Мотоцикл без секрктов Размер:0.98МВ Тип:архив rar Описание: Та самая книга Григорьева полнстью отсконирована и напечатана в HTML странице полностью со всеми рисунками, не на одном сайте такого нету(сам делал). Скачать книгу

Все детали двигателя V-50(501). Размер:1.68МВ Тип:архив rar Описание: Все детали и двигатель в картинках с описанием. Скачать книгу

Руководство по эксплуатации мокика»Карпаты» Размер:1.68МВ Тип:архив rar Описание: Руководство по эксплуатации мокика»Карпаты» в формате DJVU. Скачать книгу

Мопед в умелых руках. Размер:2.83МВ Тип:архив rar Описание: Все статьи из журнала «Мото» про мокики (формат djvu) Скачать книгу

Всё, что можно сделать с мопедом. Размер:2.83МВ Тип:архив rar Описание: Статьи про то, что можно сделать с мопедом. Скачать книгу

М.Е.Маркович: Мотовелосипедные двигатели. Размер:3.37МВ Тип: архив rar Описание: Книга про мотовелосипедные двигатели, мне понравилась. (формат djvu) Скачать книгу

Мотовелосипедные двигатели (1957 г. выпуска). Размер:3.28МВ Тип: архив rar Описание: Книга по уходу, устройству и ремонту двигателя Д4. (формат pdf) Скачать книгу

Мотовелосипедные двигатели (1958 г. выпуска). Размер:1.34МВ Тип:архив rar Описание: Измененная книга поуходу, устройству и ремонту двигателя Д4. (формат pdf) Скачать книгу

Руководство по эксплуатации мокика»Верховина — 6″. Размер: 5.29МВ Тип: архив rar Описание: Руководство по эксплуатации львовского мокика «Верховина — 6». (формат jpeg)(формат pdf) Скачать книгу

Руководство по эксплуатации мопеда «Рига- 3». Размер: 3.76МВ Тип: архив rar Описание: Руководство по эксплуатации мопеда «Рига — 3». (формат pdf) (формат pdf) Скачать книгу

Руководство по эксплуатации мопеда «Рига- 11». Размер: 0.56МВ Тип: архив rar Описание: Руководство по эксплуатации мопеда «Рига — 11». (формат bmp) Скачать книгу

Расчёт резонатора. Размер:0.03МВ Тип: архив rar Описание: Программы для расчета резонатора для мопеда. (формат exe) Скачать книгу

Смастери и сядь за руль. Размер: 4.11МВ Тип: архив rar Описание: Очень хорошая книга по САМОконструированию и эксплуатации мокиков, машин, мопедов. (формат djvu) Скачать книгу

Мопед Карпаты — бестселлер своего времени

Тем не менее мопед Карпаты в свое время стал бестселлером, абсолютная простота в обслуживании и ремонте двигателя, дала возможность научиться ремонтировать его практически каждому владельцу. Следует отметить, что довольно часто ломался, будь-то передачи, сцепление, не заводился двигатель и прочее.

И сейчас можно встретить очень много недовольных владельцем такого транспорта, которым надоело постоянно возиться с запчастями.  Но в отличие от современных китайских аналогов, металл и детали двигателя — более качественные. Конечно в то время на металлических деталях не экономили, все делали на высоте.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ СКОРОСТЯ на мопеде Карпаты, Дельта, Верховина, Рига. Подробнее

Замена и настройка троса скоростей на мопеде КарпатыПодробнее

Собираем сцепление на мопеде Карпаты.Подробнее

Мопед Карпаты,ремонт сцепленияПодробнее

Принцип работы автоматического сцепленияПодробнее

Мопед Карпаты, (4) регулировка передач и сцепления на тросах.Подробнее

Почему выбивает скорости на В 50Подробнее

Доработка и настройка сцепления В 501Подробнее

Мопед Карпаты, (3) выбивает первую передачу — устранил. Настройка рычага сцепления на руле.Подробнее

Настройка ножного переключения мотора В 501Подробнее

Троса управления мопеда Карпаты, мой вариантПодробнее

Ремонт коробки передач Viper ActivПодробнее

Как трогаться на мопеде КарпатыПодробнее

Сборка ручки переключения скоростей мопед Карпаты,Рига,Верховина.Подробнее

Сборка КПП мопеда Рига мини. Нюансы в работе КПП.Подробнее

решил проблемму переключения передач на мопеде карпаты,переключение передач рычагом на рулеПодробнее

Как переделать ручное переключение передач на ножное у мопеда карпаты.Подробнее

Как снять корзину сцепления на мопеде «Карпаты» без съёмникаПодробнее

#2//Сборка двигателя карпаты//Проект «КАРПАЧ»Подробнее

Источник

карпаты

Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР — Рига-1. Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA. Завод Саркана звайгзне активно функционировал до начала 90-х. Перестроечный кризис стал роковым для прославленного предприятия, вскоре рижские мопеды ссср перестали выпускаться, завод прекратил существование. Помимо моделей марки Рига, наибольшей популярностью в СССР пользовались модели Верховина и Дельта. Мопед Дельта СССР — это настоящая звезда восьмидесятых. Мопед Дельта комплектовался двумя видами двигателей: V-50 — ручное переключение передач, V-50M(V-501M) — ножное. Объем двигателя — 40-50 cm3.

Скорость — 50 км/ч. Мопед Дельта в СССР особенно любили за то, что он походил на чешский мотоцикл Ява (JAWA). В восьмидесятые годы каждый мальчишка мечтал иметь собственный мопед. Счастливые обладатели мопедов объединялись в группы, гоняли стаями по городским улицам, и проселочным дорогам. Не имевшие своей Дельты, или Верховины помогали владельцам мопеда в ремонте, усовершенствовании модели. Самый пик популярности на мопеды в СССР произошел в 1985 году. Начало лихих девяностых положило конец массовому увлечению мопедами. Советские ретро мопеды до сих пор интересуют любителей мототехники. На сайтах в интернете выкладываются большое количество разнообразных фото — мопеды СССР. Из двух-трех стареньких мопедов Дельта, собирают один полновесный рабочий ретро мопед. Некоторые советские мопеды восьмидесятых годов до сих пор на ходу без значительного ремонта.

Ныне под названием Дельта выпускаются мопеды китайского производства, но они не идут ни в какое сравнение с советскими ретро мопедами Дельта — в свое время созданными специально для российских дорог. Здравствуйте, уважаемые Байкпостовцы! Помогите, пожалуйта, определить неисправность двигателя V-501M мопеда Верховина-6 по видеозаписи ниже формулировка вопроса. У меня не хватает опыта и знаний в этом вопросе. Я уже 8-ой год как являюсь счастливым владельцем советского мопеда ЛМЗ-2. 158 Верховина-6 1977 г. в. с двигателем V-501M 2001 г. в. (ножное переключение передач). Несмотря на всю его прелесть, он, как и большинство совкотехники, к сожалению, недостаточно надежен. Поэтому, за время эксплуатации я его всего уже излазил вдоль и поперек.

И все его прихоти и капризы успешно удовлетворял. Мопед мной активно использовался на даче около 5 сезонов. В этом сезоне я перевез его в Москву с целью возобновления покатушек. Но в этом сезоне, потратив в общей сложности около месяца на ремонты, так и не смог нормально подубасить, из-за постоянных неполадок с двигателем. Общий пробег за этот сезон порядка 150 км на нескольких комплектах поршневых колец и др. (маленький, но очень веселый пробег =) ). Недавно я снял двигатель с рамы для выяснения причины нестабильности его работы. Осмотрев его, зафиксировал свои наблюдения, что описал ниже в задаче. Вопрос/Задача Есть Мопед ЛМЗ-2. 158 Верховина-6 1977 г. в. Двигатель V-501M 2001 г. в. Кривошипно-шатунный механизм. Проблема Поршневые кольца постоянно ломаются. И 100 км не ходят.

Мопед карпаты зажигание схема

Схема и распиновка к 6 вольт. эл.зажиганию к мопеду карпаты

Схема и распиновка к 6 вольт. эл.зажиганию к мопеду Карпаты.

Генератор G1 состоит из двух катушек L1, L2 и датчика положения ротора L3. Все клеммы генератора на рисунке расположены также, как они стоят на реальном генераторе. Питание мопеда раздельное — с катушки L1 снимается переменный ток напряжением около 5 вольт для последующего выпрямления в коммутаторе и питания осветительных приборов и звукового сигнала. С катушки L2 снимается напряжение порядка 70 вольт для питания схемы зажигания. С коммутатора (вывод «К») импульсы поступают на катушку зажигания, и с ее повышающей обмотки подаются на свечу. Момент пробоя свечи (поджигания топлива) соответствует такому положению ротора генератора, когда переднее (по ходу мокика) ребро сердечника катушки датчика L3 совпадает с передним (по ходу вращения ротора) ребром проточки на роторе. Т. е. тому моменту, когда прорезь между магнитами ротора начинает проходить над сердечником датчика. Выключатель S3 при замыкании на массу отключает зажигание. С выводов коммутатора, обозначенных буквой «О» с цифрой, снимается постоянный ток напряжением 6вольт для освещения и сигнала. Выключатель S4 механически соединен с ножным тормозом и включает стоп-сигнал. Выключатели S1 и S2 объединены в один. S2 — это кнопка подачи звукового сигнала, а S1 — включает дальний или ближний свет фары и подфарник (когда включена фара в любом режиме). Лампа H1 стоит вверху фары под пластмассовым колпачком и служит для индикации дальнего света. Для более яркого освещения рекомендую соединить два ценральных вывода S1 (лампы H2 и H3) между собой. Тогда в любом положении S1 (кроме центрального) будут гореть обе спирали лампы (на схеме обозначены как две разные лампы H2 и H3).

Коленчатый вал

Коленчатый вал люфтил и его нужно было менять на новый или менять только шатун.

Резьба под некоторые болты была сорвана и чтобы болты не выпадали их кто-то сплющил и забил молотком. С сливной пробкой поступили точно также.

По-большому счету рассказывать об этом двигателе больше нечего. Косяков помимо этих в нем еще много, а ресурс сайта не безграничен, поэтому, пожалуй подытожу.

Разобрал я все это барахло, помыл, забраковал детали и составил список того, что нужно было купить. И тут начались непонятные разговоры, которые мне очень не нравятся: мол, — «ты отремонтируй». — А запчасти? «Да ты понимаешь, денег сейчас нет, тыры-пыры» (…)

Ждал я ждал финансовый транш, но так и не дождался. Собрал я эти тряхомудии в мешок, кинул в люльку и отправил этого «Карпача» туда откуда он ко мне приехал.

Источник

Снова Тема Про Масло. Про Трансмисионку.

( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 След. )

prodigy

На форуме с 24.10.2006, cообщений 59 Москва

Есть у меня мопед Jawa 551 «Jawetta». Двигатель у него по устройству схож с моторами Ш50-51. Как всем известно там сцепление фрикционное и работает в маслянной ване. Лить в коробку как указывает мануал нужно масло EPU, которые наверно перестали выпускать задолго до моего рождения. Посмотрел мануал к Ш. Там написано что лить надо М-6 летом, М-10 зимой, М-8 в любое время года. Цифра в название масла говорит о его вязкости, которая в автоле равна 8, что очень мало как мне кажется для трансмиссии. Тем более масло это предназначенно для работы в двигателе, а не как в коробке передач, где работает фрикцион. Если лить масло повышенной вязкости, типа ТАД-17 при длительной стоянке масло будет густеть, становится липким, и тем самым склеивать диски сцепления. При заводке мопеда и попытки тронутся, сцепление начнет буксовать, так как между дисками слой масла и следовательно масло между дисками начнет перегреватся и вытеснятся. Работоспособность сцепления выстанавливает. НО! Масло то перегревается, испытывает тежелые нагрузки и следовательно полезные свойство при таких нагрузках ухудшаются. По идее для коробок передач где используется фрикционное сцепление нужно использовать масла классификации API. Ни какое Тад-17И тда не входит, и вообще относится к спецификациям GL-5 (если мне не изменяет память). А как известно GL-5 это масло с 7 % содержанием присадок. А присадки это палка о двух концах. Вроде бы хорошо, а вроде бы и вредно

А теперь внимание вопрос. Какое же масло все таки стоить лить в коробку? Нужно такое чтобы не склеивала диски сцепления, но в тоже время хорошо работала в фрикционе и не полностью выдавливалось из шестеренок

Это перенес из удаленной темы автора rullON:

Масло ТАД-17И (ТМ-5-1 (ГОСТ 23652-79) — универсальное минеральное. Содержит многофункциональную серу-фосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Работоспособно от -25°С до 130-140°С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники.

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с: 17.5 Вязкость кинематическая при 50°С, мм2/с: 110-120 Индекс вязкости, не менее: 100 Температура вспышки в открытом тигле, не ниже, °С: 200 Температура застывания, не выше, °С: -25 Плотность при 20°С, кг/м3, не более: 930 Кислотное число, мг КОН/г, не менее: — Зольность, % (мас. доля), не более: отсутствие Массовая доля воды, %, не менее: следы Массовая доля механических примесей, %, не более: — Массовая доля фосфора, %, не менее: 0,1 Массовая доля серы, %, не менее: 1,9-2,3

Данные по эксплуатационным температурам представляют собой значения, которые ориентируются на строение смазочных материалов, а также на область применения и технологию использования. В зависимости от вида механико-динамической нагрузки смазочные материалы изменяют при различных температурах, давлении и продолжительности эксплуатации свою консистенцию, условную вязкость или вязкость. Эти изменения показателей могут повлиять на работу компонентов.

Источник

Технические характеристики

Какие технические параметры имеет мопед Карпаты? Характеристика основных узлов представлена ниже:

  • Вес полный — 55 кг.
  • Нагрузка максимальная — 100 кг.
  • База — 1,2 м.
  • Длина/высота/ширина — 1,8/1,1/0,7 м.
  • Клиренс — 10 см.
  • Максимальный скоростной порог по паспорту — до 45 км/ч.
  • Расход горючего на сотню — 2,1 л.
  • Тип рамы — конструкция на сварке трубчатого образца.
  • Фронтальный блок подвески — вилка-телескоп, пружинные амортизаторы.
  • Подвеска сзади — амортизационные пружины с маятником.
  • Общая тормозная дистанция при 30 км/ч — 7,6 м.
  • Категории шин — 2,50-16 или 2,75-16 дюймов.
  • Силовой агрегат — карбюратор V-50, два такта, воздушное охлаждение.
  • Объем — 49,9 куб. см.
  • Размер цилиндра — 3,8 см.
  • Поршневой ход — 4,4 см.
  • Показатели степени сжатия — от 7 до 8,5.
  • Мощность мотора — 1,5 л. с.
  • Крутящий момент по максимуму — 5200 об/мин.
  • КПП — две ступени, ручная или аналогичная с ножным переключением.

Простота ремонта

Заменить поршень либо кольца сможет практически любой владелец. В отличие от китайских мопедов и скутеретт, где устанавливается четырехтактный двигатель, мопед Карпаты  имеет двухтактный двигатель, кроме этого вокруг него достаточно места, чтобы без проблем снять цилиндро-поршневую группу для ремонта. Для этого достаточно открутить болты крепления глушителя и карбюратора, вынуть свечу. Устройство двигателя практически ничем не отличается от японских и китайских двухтактных скутеров

 Поршень и кольца имеют такую же структуру, разве что отличаются размером.

   Прямой конкурент — мопед Верховина, значительно уступал ему во всем, в качестве двигателя, сцепления, работы переключения передач, в дизайне.  Имел абсолютно  другой двигатель (s-58), мопед Карпаты же славился двигателем (v-50).

Не одно поколение до сих пор прошло через эту технику, научившись, пожалуй разбирать и собирать этот аппарат до винтика. А в проселочной местности, где в основном и распространен данный вид техники, кроме как на свои усилия, надеяться больше не на что.

Воздушный фильтр расположен сразу за карбюратором, на самом видном месте. Рычаг управления коробкой передач — слева, справа же рычаг заднего тормоза. На руле ручка сцепления, переднего тормоза, газа. Электростартера на мопеде нет, можно завести как с лапки, так и с «толкача» (довольно популярный и эффективный метод).

Китайские мопеды

Одноплатформенные модели

Сегодняшние реалии таковы, что отечественных моделей уже и не встретишь на дорогах общего пользования.

Времена меняются, и ослабевшее знамя свободы из рук отечественных «Карпат» и «Верховин» подхватили китайские мопеды серий:

  • Альфа (Alfa);
  • Дельта (DELTA);
  • Дино (Dino);
  • Ирбис (Irbis);
  • Випер (VIPER);
  • Зип Стар (Zip Star);
  • Лидер (Leader);
  • Мустанг (Musstang);
  • Бриз (Briz);
  • Динго (Dingo);

и другие аналогичные модели, оснащенные всем необходимым для поездок. Это все «соплатформенники» Дельты, выпускаемые китайским производителем Chongqing Wonjan motorcycle и компаниями, купившими у него лицензию.

Справочно: Следует отметить, что китайская техника существенно потеснила продукцию отечественных мотопроизводителей на российском рынке. Это заметно не только в виде готовых изделий, но и всевозможных комплектующих. К примеру, Ковровский мотозавод отказался от собственного производства силовых агрегатов и устанавливает на свои модели мотор Lifan.

Схожесть конструкции

Примечательно, что электропроводка мопеда Дельта аналогична с другими моделями, что облегчает обслуживание и увеличивает популярность транспортных средств.

Обратите внимание! На фото вверху представлена схема электропроводки мопеда Дельта, не имеющего тахометра на панели приборов. Она идентична для всех моделей данного производителя, и имеет различия лишь в управлении полуавтоматической коробкой передач (модель Delta Racer)

Видео в этой статье даст информацию относительно обслуживания схожих моделей. Для изделий с панелью приборов, содержащей тахометр, публикуем часть схемы, имеющей различия и в органах управления. В этом случае проводка на мопед Дельта дополнена несколькими элементами для подключения.

Обслуживание мопеда

Как и всякое транспортное средство, мопеды Альфа нуждаются в регламентных работах, суть которых сводится к:

  1. Замене деталей и узлов, чей ресурс выработался;
  2. Настройке и восстановлении заводских параметров работы основных узлов и агрегатов;
  3. Визуальном осмотре мопеда на предмет выявления поломок.

Китайские двигатели достаточно уверенно «отхаживают» по 20 000 км на наших отечественных ГСМ без поломок и переборки поршневой группы. Главное – своевременно заменять масло, особенно в период обкатки.

Если не эксплуатировать мопед в суровых условиях (зима, кросс по пересеченной местности и т.п.), то все сальники и резиновые уплотнения также прослужат долго.

Совет: почаще меняйте воздушный фильтр. Это сбережет карбюратор и облегчит пуск двигателя на всех режимах эксплуатации.

https://youtube.com/watch?v=wxwQ1XOhsG8

Основные неполадки в работе мопеда Дельта

Зачастую ремонт мопеда Дельта ограничивается заменой колец и поршня, перебором коробки передач и регулированием зазора клапанов.

Для четырехтактного двигателя характерны определенные сложности в ремонте, но обладает такими характеристиками, как долговечность, экономность, хорошая мощность.

Также он достаточно легко переносит нагрузки. Отладка сцепления мопеда Дельта выполняется, если наблюдается проскальзывание или неполное включение сцепления. При ремонте двигателя следует помнить порядок разборки. При условии, что износ большинства элементов большой, проще купить новый.

Ремонт двигателя мопеда Дельта производится с следующих случаях:

  • Двигатель не заводится.
  • Мотор глохнет сразу после старта.
  • Двигатель плохо работает на холостых.
  • Мотор нормально не работает на высоких оборотах.

В первую очередь, необходимо проверить наличие бензина в баке, наличие искры и работает ли генератор. Все действия выполняются последовательно. Убедившись в том, что причина не в топливе, проверяем наличие искры. Если искра есть, проверяем остальные деталь, которые могли привести к поломке двигателя.

Если все причины, которые влияют на работу двигателя устранены, а завести все-равно не получается, необходим более глубокий ремонт.

Ремонт двигателя состоит из таких действий:

  • 1 действие – замена поршня и поршневых колец. Для выполнения работы следует снять головку цилиндра.
  • 2 действие – притирка клапанов. Выполняется при замене клапанов, а также при нарушении герметичности. Герметичность проверяется путем заливания керосина в разобранный двигатель. Наличие потеков будет свидетельствовать об отсутствии герметичности.
  • 3 действие – очистка камеры сгорания от образовавшегося нагара. Снимается головка цилиндра, которая затем промывается бензином, а в камеру заливается специальная жидкость, которая вымывает нагар.
  • 4 действие – регулирование клапанных зазоров и замена маслосъемных колпачков. Первое необходимо выполнять при появлении характерного стука, а второе – при увеличении расхода масла.

Разборка двигателя мопеда Дельта, а также сборка двигателя мопеда Дельта должна выполняться в правильной последовательности.

Кроме того, двигатель может не заводиться, если карбюратор не функционирует в нормальном режиме. Большинство проблем с карбюратором решается путем его промывания. После промывания карбюратора для предотвращения проблем в будущем необходимо проверить соотношения масла и бензина, которые поступают в карбюратор.

Если смесь слишком богатая или слишком бедная, будет идти износ основных узлов, поэтому соотношение необходимо выставить в соответствии с нормативными требованиями. Ремонт двигателя мопеда Дельта представлен на видео. Просмотр видео позволит более детально ознакомиться с процессом ремонта.

Музей мопедов Владимира Гордеева

Модель «Рига-22» в 1981 году сменила на конвейере «Ригу-16». В ее облике нетрудно увидеть черты предшественниц, а ряд новых элементов — вынесенный на руль спидометр, более плоская фара увеличенного диаметра, бензобак и задний фонарь — придают машине более современный вид. Нарядной делает ее двухцветная окраска, имеющая шесть различных вариантов. Однако главное отличие «Риги-22» — новый двигатель Š-62, сменивший известный Š-58. Он оснащен бесконтактным транзисторным зажиганием. Избавляя владельца машины от необходимости следить за состоянием контактов прерывателя, регулировать зазор между ними, такая система в то же время обеспечивает более легкий и надежный пуск (как и у «Риги-16», он осуществляется кикстартером). Блок «стабилизатор — коммутатор» удалось разместить в выемке бензобака, туда же в дальнейшем предполагаем перенести и катушку зажигания. Новый генератор переменного тока, обладающий увеличенной (45 Вт) мощностью, позволил установить более сильный звуковой сигнал, а также задний фонарь со стоп-сигналом. Эти меры, служащие безопасности движения, дополнены установкой световозвращателей на кронштейнах фары. Максимальная скорость, также в целях безопасности, ограничена 40 км/ч. Для этого увеличено с 2,5 до 2,85 передаточное число задней передачи и несколько изменена система выпуска. В Латвийской ССР мокик носил имя «Usma», в честь расположенного в Латвии красивого озера, продолжив традицию географических названий, начатую «Ригой» и «Гауей». Двигатель Š-62: Число цилиндров — 1; диаметр цилиндра — З8 мм; ход поршня — 44 мм; рабочий объем — 49,8 см3; степень сжатия — 7,7-8,5. Топливо — бензин А-72 или А-76 в смеси (25:1) с маслом. Мощность — не менее 2,0 л.с./1,47 кВт при 5200 об/мин; крутящий момент — не менее 0,29 кгс-м/2,84 Н-м при 4200 об/мин. Масса — 14,8 кг. Ресурс до первого капитального ремонта — 15 000 км. Карбюратор К-60. Свеча зажигания А17В.

«Рига-22» Описание нового мопеда «Рига-22» «За рулем», 10/1981

«Рига-22» Заметка о мопеде «Голос Риги», 11/1981

Рубежи мотоциклостроения Рассказ о перспективах и планах отрасли «За рулем», 11/1982

С маркой «Вайрас» Описание нового двигателя Š-62 Шауляйского веломото, 01/1983

Семь бед на один мопед Критическая статья о проблемах в производстве мопедов «Известия», 05/1983

Запчасти — почтой Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга «За рулем», 11/1986

Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мокик «Рига-22» («Usma») РМЗ-2.122, запчасти и документы от него.

Источник

Особенности

Несмотря на то, что как-то протюнинговать агрегат было практически невозможно, простота в его обслуживании и возможность самостоятельного ремонта абсолютно всех агрегатов, безусловно, сыграли ключевую роль в его популярности. Оригинальные запчасти на мопед Карпаты изготавливались из качественного металла, хотя техника того времени ломалась нередко из-за конструктивных и технических недочетов.

Багажник рассматриваемого транспортного средства мог выдержать не один центнер груза. Покрышки имели высокий протектор, что позволяло эксплуатировать технику в зимний период. Тормозов барабанного типа вполне хватало для массы и динамики маленького мотоцикла. Само устройство силового агрегата представляет собой обычный двухтактный мотор. Заменить кольца или поршень сможет практически каждый обладатель этого представителя мототехники.

Сцепление

Самый слабый узел в двигателе этого мопеда — сцепление. И оно выходит из строя в первую очередь. Ох и мучились мы с этим сцеплением причем не только на «Карпаты», но и на «Ригах» и «Верховинах».

В этом сцеплении в первую очередь наворачивался выжимной. Мы его в те времена называли «бронзовый пальчик». Тогда этот девайс был страшным дефицит и найти его было просто нереально.

В моем испытываемом выжимной находился в рабочем состоянии. Ему еще как говорится ходить и ходить.

Для тех кто не в курсе — выжимной стоит здесь

Обратите внимание сколько в этом двигателе стружки и грязи

Вторым слабым местом сцепления является его нажимной диск в котором постоянно разбивает стопорные пазы из-за чего он слетает с корзины.

Снимается нажимной диск очень просто: наставляете в специальное отверстие отвертку, пару раз ударяете по ней молотком и диск слетает.

В этом экземпляре пазы которыми диск входит в зацепление с корзиной еще хорошие. Иногда их так разбивает, что диск попросту уже не держится. В таких случаях диск приходилось менять.

Пружина корзины сцепления хлопот не доставляет.

Гайка, которая крепит внутренний барабан корзины стояла уже неродная. Резьбы на ней не было как и на цапфе коленчатого вала и ее просто сплющили и набили молотком на вал. Стоит сказать, что резьба да и весь этот узел в целом — очень хлипкие. И из-за этого постоянно наворачивается резьба и разбивает шлицы. Причем на всех без исключения двигателях этой серии.

Мопед Рига-22 реставрация

Мопед Рига -22 отреставрирован Максимом Алексеевичем из города Сосногорск. Фото реставрации мопеда Рига -22 прилагаются.

В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, устанавливали двигатель «Ш-62», «Ш-62М», «V-50».

Эти двигатели кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако моторы Ш-62 и Ш-62М отличались ненадёжностью блока шестерен и сцепления. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и с 1984 года стали выпускать мокики с двигателем «V-50» мощностью 1,8 л. с. с новой коробкой передач и усиленным сцеплением. Вдобавок изменилась конструкция глушителя.

Поршневая

Отворачиваем гайки на головке и снимаем ее с цилиндра. Головка и поршень применительно к этому двигателю были девственно чисты. Видимо, перед самым отходом этого мопеда в «мир иной» в нем уже успели поковыряться.

Цилиндр удалось снять с большим трудом. В отверстия в которые входят шпильки попадала вода и все это дело очень сильно проржавело. Со стороны выпуска от поршня в свое время отлетел кусок. Этот момент на фото неплохо виден. Как он отлетел? Кто его знает?.. Может отломали, а может и сам отлетел…

Зеркало цилиндра находилось в плачевном состоянии. Выработка и царапины сделали свое дело: в камере сгорания в значительных пределах упала компрессия.

Общий износ поршневой группы составлял более 0,09 мм при норме в 0,05. Для тех кто не знает: износ поршневой группы измеряется так: отмываем от грязи и остатков старого масла поршень и цилиндр, вставляем поршень в цилиндр, ориентируем его в цилиндре так как он должен стоять на двигателе, ровняем его юбку с краем цилиндра и щупом замеряем зазор между юбкой и цилиндром.

Этот зазор и будет определять степень износа поршневой группы. Для советских помоек при использовании очень хорошего масла норма 0,03 мм, для плохого масла 0,05 мм. Все что больше — уже повышенный износ.

Колхозные гуру наивно полагают, что ситуацию с износом поршневой можно решить установкой новых колец. Не видитесь вы на эти измышления. Да и не измышления это, а вечный поиск халявы — отсюда и рождаются всякие байки про кольца и «супротек».

Никакие, пусть даже самые «пуперские» кольца не восстановят изначальную геометрию цилиндра и никогда не будут плотно прилегать к цилиндру у которого есть износ в виде конуса и эллипса. А у цилиндров ДВС износ цилиндра только и бывает в виде конуса по продольной оси и в виде эллипса в поперечной оси.

Сами подумайте: как идеальная окружность в виде нового поршневого кольца может плотно лечь на эллипс? Да никак она не ляжет.

Доработка сцепления

У меня и моих товарищей есть мопеды: у кого «Рига», у кого «Верховина», у кого «Карпаты». Двигатели всех этих машин типа В-50 – с двухдисковой муфтой сцепления. Ведомые (пластиковые) диски такой муфты имеют весьма неприятное качество – ломаются в самый неподходящий момент. В продаже тем не менее их практически не бывает, на базах Посылторга – тоже. Это казавшаяся неразрешимой проблема была решена мною весьма просто. Вместо того чтобы искать диски в магазине, я сделал их самостоятельно из более прочного материала – текстолита, обладающего к тому же неплохими фрикционными свойствами. Для этого подобрал заготовку – лист толщиной 3мм (можно и 4мм). Разметил контур диска, используя для этого вышедший из строя, и саму корзину сцепления. Выпилить детали можно обычным лобзиком, после чего на поверхности получившихся колец надо пропилить надфилем канавки. Чтобы изготовить комплект таких дисков, мне понадобилось меньше двух часов. Время показало, что самодельные диски практически не изнашиваются – во всяком случае, за два года эксплуатации они меня ещё ни разу не подвелиВыручит конус

Детали муфты сцепления для двигателя В-50, который устанавливается сегодня на всех тяжелых двухскоростных мокиках, всегда были дефицитными. И это при их удручающей ненадёжности! Сначала я попытался сделать вместо пластмассовых стальные диски, однако вскоре понял, что дело не столько в их недостаточной прочности, сколько в пороках самой двухдисковой муфты сцепления. Попытки переделать этот узел увенчались, считаю, успехом. С апреля 1988 года я эксплуатирую на своём мокике «Карпаты-2» самодельную конус-муфту – и проблема, связанная с периодическим выходом из строя этого узла, практически исчезла. Основные детали конус-муфты: металлический ведущий конусный диск, металлический ведомый конусный диск и плавающая(самоориентирующаяся) прокладка из антифрикционного материала. Все остальные детали штатные. К числу преимуществ моего варианта муфты по сравнению со штатной можно отнести и существенно меньшее усилие на тросе сцепления – до 1 кГс. Значительно снизилась вибрация двигателя, что должно благоприятно сказаться на увеличении срока его службы. Более плавным стало включение и выключение сцепления, а это исключило ударные нагрузки на зубья шестерён коробки передач в момент включения муфты сцепления. Очень хотелось бы узнать мнение специалистов Шауляйского мотозавода о предлагаемых мною усовершенствованиях этого механизма. Может быть, они заинтересуют заводчан?

Фотоотчет: Как разобрать двигатель мопеда «Карпаты»

Был у меня когда-то такой аппаратик. И если обо всех других выпердышах советской мотопромышленостия и вспоминать не хочется. То об этом мопеде у меня остались только теплые воспоминания. Да, у него была куча недостатков, но по тем временам обладать «Карпачом» так мы его тогда называли было очень и очень круто.

Попросили меня поставить на ход якобы вполне еще «хороший» (как сказал хозяин: искра у него есть и надо его только настроить и проверить первую передачу так как она выбивала. Ну ну, посмотрим…) мопед. Как это часто бывает на практике — якобы «хороший» на поверку оказывается полным хламом. Дальнейшее мое вмешательство в техническую часть этого вопроса только лишь подтвердило эту истину.

Беглый осмотр выявил обширные очаги коррозии, кривые колеса, порванную в трех местах раму, убитые звездочки и цепь, отсутствие многих болтов и много чего еще.

Вспомнил я молодость, поднес к мопеду столик с инструментами и с былым энтузиазмом принялся за дело. А дел здесь было много…

Видимо в сарае текла кровля. А чем еще объяснить присутствие в крышке генератора воды. К моему удивлению при таком состоянии генератора искра была, причем неплохая.

Особенности обслуживания

К сожалению, поставщики мототехники не всегда учитывают особенности исполнения того или иного вида транспортного средства, предполагая, что низкая цена – главнее. В частности, большинство поступающих под брендом ALPHA мопедов в Россию, не рассчитаны на наши климатические и дорожные условия.

Проявляется это в следующем:

  1. Большинство мопедов эксплуатируется по бездорожью (в сельской местности, для поездок на природу, рыбалку и т.п.). А заводские шины, литые обода, пружины и амортизаторы не рассчитаны на подобные нагрузки;
  2. Качество бензина и масла также далеко от идеального, что влияет на эксплуатационные параметры мопеда;
  3. Мопед не предусматривает эксплуатацию при минусовых температурах.

Совет: От сурового климата особенно страдает проводка мопеда Альфа, поскольку ее изоляция выполнена из дешевого пластика. При отрицательных температурах она становится хрупкой и разрушается. Опытные владельцы после покупки заменяют ее на проводку с резиновой изоляцией.

Таким же путем, как и проводка на мопед Альфа, с помощью замены излечиваются и другие «болезни» мопедов Альфа. В частности:

  1. Заводские шины заменяются более износоустойчивыми;
  2. Литые диски заменяются традиционными ободами со спицами;
  3. Амортизаторы переустанавливаются с отечественных мотоциклов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: