Велосипеды для асфальта
Городской
Городской велосипед
Синонимы: citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Классификация велосипедов городского типа довольно обширна. Если коротко, то это байки для поездок на работу и прогулок по парку, Свойства городского велосипеда:
- тяжелый
- комфортный
- есть багажник или корзинка
- передние и задние крылья
- защита цепи
- широкое седло
- одна скорость или планетарная втулка
- ригидная вилка
- вертикальная или почти вертикальная посадка
- подножка
Одним словом, этот вид оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде. Ситибайкам характерна неприхотливость в обслуживании. Данный тип очень распространен во многих странах Европы в качестве основного транспортного средства.
Цены стартуют от 200$
Подробный обзор в статье про городские велосипеды.
Гибрид
Велосипед гибрид
Синонимы: Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Виды велосипедов настолько богаты своим разнообразием, что понадобилось создать отдельный тип, который перенял в себя свойства горного, шоссейного и городского велосипеда. Формально это упрощенный горный байк, более приспособленный для езды по асфальту.
Более легкие и высокие рамы, вилки с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake. Колёса 28 дюймов, протектор умеренно агрессивный, чтобы сохранять устойчивость на грунте и хорошо катить по асфальту. Многие дополняют свой велосипед крыльями, багажником, рогами и другими аксессуарами. Кому подойдет такой велосипед? Тем, кто ищет универсальности.
Цены начинаются от 300$
Подробнее о гибридах в нашей статье.
Туринг
Велосипед туринг
Синонимы: Touring, туристический велосипед. Эти типы велосипедов идеальны для туризма по асфальтовым дорогам. Внешне напоминает шоссейный тип за счет руля барана. Однако у туринга есть ряд своих отличий:
- материал рамы сталь, алюминий, хромоль или титан
- багажник с расчетом на большой вес (передний и задний)
- жесткая стальная вилка
- прочные и надежные колеса
- трансмиссия с внедорожным расчетом
- хорошая защита от грязи
- мощная светотехника
Поскольку этот тип велосипеда рассчитан на преодоление больших расстояний с багажом, то в нем надежность важнее веса.
Не так много производителей выпускает туринги, поэтому цены на них большие, начиная от 1000$ и выше.
Складной
Складной велосипед
Также извествен как Folding bike. Отличный вариант для передвижения по городу. За счет небольших колес велосипед легко складывается и его можно взять с собой в офис. Скорость, комфорт и управляемость держатся на среднем уровне из-за компактности.
Накат на таком велосипеде слабоват, но если ваша цель не десятки километров за подход, то это отличный выбор. Цены от 300$ и выше.
Подробнее в нашей статьи про складные велосипеды.
Характеристики шоссейных велосипедов
Что отличает хороший шоссейник от плохого? Характеристик немного: высокая жесткость каркаса, аэродинамичная посадка ездока, очень прочно заспицованные колёса и надёжные шины. На глаз это незаметно, но на практике все встанет на свои места. Иными словами, нужно просто изучать репутацию производителей велосипеда перед покупкой.
Сейчас отличный момент, чтобы развеять миф о том, что шоссейники не годятся для славянских дорог. Они мало того, что не боятся выбоин, так еще и годятся для езды по мелкому бездорожью. Да, будет немного трясти, зато ровный участок пути можно пролететь со скоростью звука.
Также шоссейники не боятся больших людей — они легко выдерживают седока весом в 100 кг. Конструкция таких велосипедов хрупкая лишь на вид.
Единственное уязвимое место шоссейного летуна — шина и обод. Им не страшны обычные выбоины и «зернистые» участки — боятся они лишь бордюров и острых выбоин. Такие, слава богу, встречается нечасто, и их всегда можно объехать. Будьте осторожны!
Где сделать покупку, и во сколько она обойдется?
Приобрести Trek 4300 2014 года производства на сегодняшний день не составит труда. Желательно делать это в специализированных торговых объектах, реализующих спортивные товары. При желании можно дополнительно купить аксессуары, средства защиты, предметы одежды и обуви. В магазине стоит уточнить информацию о возможности обслуживания байка по гарантии, а также оформить сопутствующие документы.
Вообще точки продаж имеются во всех городах. Но некоторые пользователи предпочитают совершать покупки на просторах сети интернет. В таком случае можно сэкономить время, поскольку никуда не придется ехать, а также деньги, благодаря отсутствию серьезных наценок и действию многочисленных акций, скидок. Брать транспорт с рук и у сомнительных продавцов эксперты не рекомендуют.
На Trek 4300 цена установлена достаточно высокая, она составляет от 31 773 до 38 496 рублей. Все зависит от года, в котором транспортное средство было выпущено, а также от условий конкретного магазина.
Вес байка
Как ни странно вес велосипеда играет очень важную роль для комфортной езды. Чем меньше вес двухколесного транспортного средства, тем он маневренней, легче в управлении, лучше разгоняется и едет в гору. Плюс к этому его легко заносить на 7-й этаж при сломанном лифте.
Соответственно все производители велосипедов и велозапчастей стараются максимально облегчить свои изделия. Для этого вводятся новые материалы (карбон) и технологии (специальная формовка труб рамы и т.д.). Но обратно пропорционально уменьшению веса растет цена изделия.
Вывод следующий – чем меньше вес, тем лучше, не важно, горный это велик или шоссейный. Если выбирать велосипед в среднем ценовом сегменте, то можно прикинуть желательный вес байка
Для горных хардтеилов — меньше 13,5 кг уже хорошо, больше 15 кг – многовато. Для двухподвесов – около 15 кг сойдет. Шоссейники – все, что меньше 10 кг хорошо. Для городских – 15 кг нормально. Это все очень примерные цифры и у каждого райдера свои критерии, так что это не является истиной в последней инстанции.
Плюсы и минусы
Велосипедный транспорт Trek 4300 Disc обладает массой положительных потребительских характеристик. К основным преимуществам можно отнести следующие моменты:
- относительно малый вес, благодаря применению легких материалов для изготовления;
- производство рамы из сплава алюминия, что позволяет ей служить в течение длительного времени;
- внушительный срок службы транспортного средства, наличие антикоррозийных качеств;
- присутствие в трансмиссии скоростей в количестве 27 штук, что делает процесс скоростной езды максимально простым;
- переключатели достаточно высококачественные, навесное оборудование произведено проверенной фирмой;
- степень жесткости пружины можно регулировать;
- ход без труда поддается блокировке, что обеспечивает простоту и удобство движения;
- ширина покрышек составляет 6 см, что делает транспортное средство максимально устойчивым;
- колеса обладают внушительным размером, что обеспечивает байку внушительный набор скорости;
- рисунок протектора позволяет моментально преодолевать препятствия, возникающие при езде на бездорожье;
- ободья двойного типа сделаны из сплава алюминия, что гарантирует им дополнительную прочность и способность выдерживать водителя с внушительной массой тела;
- тормоза изготовлены проверенной фирмой, так что резкая остановка гарантирована, в системе предусмотрена возможность крепления дисковых элементов;
- педали сделаны из алюминия, что делает их максимально крепкими;
- руль широкий и изогнутый;
- рама, как уже отмечалось, представлена в семи размерах, так что любой байкер сможет легко подобрать модель в соответствии со своим ростом;
- велосипед оформлен достаточно стильно и представлен в нескольких цветовых решениях.
Что касаются минусов, они тоже имеются, правда, недостатки незначительны. Первый момент заключается в жестком седле, так что спустя пару часов езды может возникнуть дискомфорт. Однако впоследствии данное ощущение проходит. В наличии нет крыльев. Педали изготовлены из пластика, так что на них с течением времени могут образоваться сколы.
Советский велосипедпром
Всем известна надёжность советских велосипедов. По нашим дорогам по сей день разъезжают шоссейные велосипеды ХВЗ. Некоторым из них уже свыше 30-ти лет, но их это нисколько не смущает — надёжность таких велосипедов можно сравнить с чугунной гирей.
Советские шоссеры были прекрасны. Их многократно использовали профессионалы в разного рода соревнованиях. Велосипедисты-любители исследовали на них просторы планеты.
Самые распространённые модели советских шоссейников — это «Старт-шоссе» и «Чемпион-шоссе». Советские инженеры во многом модернизировали классический шоссейный каркас, изменив углы наклона трубок. Кроме того, рамы советских шоссеров не имеют швов. К сожалению, такие велосипеды уже не выпускают, и искать их приходится на различных досках объявлений. Там можно приобрести прекрасного надёжного советского «коня», при этом уложившись в диапазон 100-200$.
Дополнительные особенности
Подседельный амортизационный штырь. Отличается от обычного установленным амортизатором, и создан для улучшения комфорта при езде, особенно если велосипед не имеет какой-либо другой амортизации. Судя по отзывам, стоит брать только дорогие модели, т.к. дешевые мало того что не справляются со своими задачами и приводят к раскачке, но еще очень часто ломаются.
Регулируемый по высоте и углу вынос руля. В основном устанавливается на городские и туристические модели. Позволяет изменять угол наклона и высоту руля и служит для настройки удобной посадки велосипедиста. На горных велосипедах не используется из-за высоких нагрузок на данный узел.
Туристические велосипеды
Туристический велосипед (или Туринг от англ. Touring Bike) – это велосипед предназначенный для путешествий. Это может быть как велосипед изначально разработанный производителем для туристических поездок, так и самостоятельно модифицированный байк (например, по концепции байкпакинга – равномерного распределения вещей по нескольким маленьким сумкам) какого-то другого типа. Чаще всего под словом туринг понимают дорожный туристический велосипед (как на фото выше), но вообще к турингам относятся и другие туристические типы (для смешанной местности, складные, экспедиционные, тандемы, лигерады и пр.).
BMX
BMX (от англ. Bicycle MotoCross или Bike MotoCross – велосипедный мотокросс) – это гонки и трюковые стили катания (стрит, скейт-парк, дёрт и т.д.) на BMX-велосипедах. Велосипеды для BMX имеют жёсткую и прочную раму, ригидную вилку, одну передачу, руль с характерной перекладиной (кроссбар/crossbar) и чаще всего 20-дюймовые колёса. Могут использоваться гиророторы, пеги (трубки на втулках), башгарды (защита звезды), фрикостеры (специальные втулки, чтобы не вращать педали при езде накатом назад) и т.д.
Тандем
Велосипед-тандем (англ. Tandem – расположение гуськом) – это велосипед для нескольких человек (обычно 2-4), сидящих друг за другом. При езде на скорости свыше 25-30 км/ч основной силой, препятствующей движению, является сопротивление воздуха. В шоссейных гонках или командном тайм-триале спортсмены часто едут «спрятавшись» от встречного потока воздуха за ведущим велогонщиком («на колесе»), т.к. это экономит до половины прикладываемых усилий. В тандеме используется тот же принцип, что позволяет ехать на нём быстрее (или с меньшими усилиями), чем на других одноместных видах велосипеда.
Лигерад
Лигерад (от нем. Liegerad – лежачий; или по англ. Rekumbent) – велосипед, на котором райдер едет в полулежачем положении. Это значительно уменьшает лобовую площадь и дает существенный выигрыш в скорости. Для сравнения: если на треке велосипедист может максимально разогнаться примерно до 80 км/ч, то рекорд скорости на лигераде в закрытом корпусе – 144 км/ч.
Электрический велосипед
Электрический велосипед (англ. E-Bike) – это велосипед с электрическим приводом. Движение может осуществляться как полностью за счёт электропривода, так и в режиме помощника (e-MTB, e-road bike и др.). Обычно мотор интегрируется в кареточный узел рамы, либо устанавливается так называемое мотор-колесо (мотор находится во втулке). Мотор-колесо можно поставить на велосипед любого вида, сделав его электрическим.
По российскому законодательству электровелосипеды мощностью от 250 Вт до 4 кВт считаются мопедами и для управления ими формально требуется наличие водительского удостоверения.
Помимо вышеперечисленных видов велосипедов, есть и другие, некоторые довольно сложно отнести к какой-то определённой категории, а есть с довольно специфическим назначением (например, для циклобола – минифутбола на велосипедах). Но к сожалению… или к счастью, на этом мы пока остановимся
Неполноценная компактность
Первое неприятное открытие, которое я сделал — это то, что велосипед не такой уж и компактный в сложенном состоянии. На узком балконе два складника занимали почти ту же площадь, что и два обычных вела, просто они были меньше в высоту.
При попытке загрузить оба байка в багажник автомобиля, меня ждало фиаско — пришлось складывать пополам заднее сидение. Впрочем, это всё равно прогресс, потому что когда я умещал на ту же площадь машины обычные велосипеды, то мне приходилось снимать все колеса.
Попытка проехать со складником на общественном транспорте удалась, но при этом я решил не повторять опыт, потому что при несколько большей загрузке автобуса пассажирами я бы банально мешал им проходить своим Дахоном.
Идея заходить в магазины со складником в руке также быстро отпала — во-первых, он слишком тяжелый для этого, а во-вторых, каждый второй охранник проявлял интерес к педальному коню, место которому, по его мнению — на улице.
В сухом остатке я получил следующие плюсы от неполноценной компактности: относительно удобно перевозить в машине — можно быстро достать и поехать, то есть, стал брать велосипед даже тогда, когда не предполагал его использование, что позволило несколько раз с интересом скоротать часы вынужденного ожидания.
Стало возможным попадать со складником в места, куда до этого категорически не пускали в велосипедом. Иногда требовали завернуть технику в пакет (на этот случай припасен 250л. мусорный пакет), но если на улице сухо, то пускали и без вопросов.
Ну, и всё-таки меньше места занимают велики в квартире, по крайней мере, их можно запихать под стол, что с обычными байками не получится.
Выбор размера колес, 24″ или меньше
Несмотря на то, что я вывел в начало статьи проблемы с компактностью, я не считаю покупку складника с колесами 24 дюйма ошибкой. Под мой рост и вес 20-ти, или тем более 16-ти дюймовый вариант не подходит.
Я пробовал ради интереса катать на 20″ Дахоне приятеля — ощущение, что рулевая труба и подседел ходят ходуном при ускорении и маневрах. На моем велосипеде они большего диаметра, и не изгибаются при нагрузках, как это было на велосипеде меньшего размера.
Добавлю — что бы не говорили адепты малых диаметров колес, но 20″ катят похуже 24, а трясет их на плохой дороге ощутимо сильнее. Думаю, что езда на 16-ти дюймах это вообще компромисс.
Мой 24″ складной Dahon на скоростях до 25 км.ч вообще практически неотличим от обычного велосипеда по накату: попробовавшие прокатиться знакомые с удивлением это отмечали.
При этом, компактность 20″ варианта тоже условна, поэтому лично для себя не вижу особых причин переходить с больших колес.
Технологии
Несмотря на то, что компания Trek Bicycle Corporation активно использует на своих велосипедах навесное оборудование, изготовленное ведущими мировыми производителями, она крайне широко применяет и собственные передовые технологии:
- OCLV Carbon – разработанная американцами технология по созданию карбоновых рам для велосипедов, начиная с бюджетных (выполненных из более дешевого сырья) и заканчивая премиальными (сделаны из высокомодульного материала).
-
Alpha Aluminum – технология по производству легких и прочных алюминиевых рам:
- Silver − с простой обработкой труб или вовсе без нее;
- Gold – с баттингом, гидроформингом и механической обработкой труб;
- Platinum – премиальный сплав, при изготовлении рам применяется тройной баттинг, гидроформинг и механическая и термическая обработка.
- ABP (Active Braking Pivot) – активная тормозная система, которая позволяет полностью контролировать велосипед в независимости от применения тормозов. Ее особенностью является то, что ось заднего треугольника проходит через ось заднего колеса, закрепленного посредством специального эксцентрика. При активном торможении данная технология исключает пробуксовку и отрыв заднего колеса в момент работы подвески, что облегчает процесс управления байком и увеличивает его КПД.
- RE: aktiv – технология, разработанная Trek совместно с Fox Racing и Penske и «подсмотренная» в автомобильной гонке «Формула-1». Она подразумевает наличие регрессивного заднего амортизатора, который остается жестким на мелких препятствиях и обеспечивает более легкое педалирование, однако в полную силу вступает в работу при скоростной езде по пересеченной местности.
- Full Floater – интеллектуальный ход подвески: в данном случае задний амортизатор крепится к двум подвижным узлам, придающим ходовой системе повышенную способность реагировать на удары даже в наиболее экстремальных условиях бездорожья.
- IsoSpeed – технология, применяемая на велосипедах серии Domane, которая делает поездки более продолжительными и комфортными. Ее суть состоит в следующем – подседельная труба соединена с верхней трубой и задним треугольником посредством шарнира и демпфирующей проставки, что снижает вибрации, передающиеся к телу велосипедиста от рамы.
- Aerodynamics – проектирование шоссейных велосипедов американского бренда осуществляется в специальных лабораториях, а их тестирование производится в аэродинамической трубе.
- Electric bikes – электрические версии байков (коих в модельной гамме американской марки немало). Они оснащаются электродвигателями и литий-ионными батареями компаний Bosch и Shimano: первые выдают 250-350 Вт и 40-70 Нм крутящего момента, а емкость вторых составляет 418-500 Вт*час. Такие «двухколесники» могут максимально разгоняться до 45 км/ч, преодолевая на чистой электротяге свыше 30 км пути (полная зарядка аккумуляторов от бытовой сети занимает 3.5 часа).
Где выпускают
Изначально производством велосипедов Trek занимались только Соединенные Штаты, но вскоре возникла необходимость расширения производства. Сосредотачивать все заводы только в США было очень дорого, поэтому Трек по примеру других конкурентов перенес основную часть производства на заводы в Азию. Сейчас большую часть моделей производят заводы Азии, принадлежащие компании Giant.
Тем не менее есть несколько заводов и в США, которые выпускают только отдельные модели. В первую очередь речь идет о карбоновых рамах с технологией OCLV Carbon. Это запатентованный ручной способ изготовки рам из карбона, после которого каждая проходит ряд испытаний. Примером такой рамы может быть Madone 6.9 SSL.
Дизайном и разработкой моделей занимается только США. Поэтому страна производитель различных моделей велосипедов Trek может быть тоже разной.
Тормоза
Есть несколько видов тормозов: ножной, V-Brake, клещевой, дисковый механический, дисковый гидравлический.
Ножной – старый, проверенный годами вид тормозов. Устанавливается на заднее колесо внутри втулки. Приводится в действие путем вращения педалей назад. Устанавливается на простых велосипедах без скоростей или моделях с планетарной втулкой. К преимуществам можно отнести хорошую работу при любых погодных условиях, к минусам – сложность конструкции.
V-Brake – один из самых распространенных вариантов передних и задних велосипедных тормозов. Приводятся в действие при нажатии на специальные тормозные ручки, размещенные на руле. При этом происходит натяжение тросика и сжатие тормозных колодок. Колодки, в свою очередь, трут об обод велосипеда, тем самым преобразовывают кинетическую энергию в тепловую посредством силы трения. Очень просты в обслуживании и ремонте, дешевые и легкие. Недостатки – плохая работа при загрязнении обода и его деформации, а также более слабая эффективность торможения, чем на гидравлических дисковых. Могут использоваться на всех видах велосипедов.
Клещевые – принцип действия очень похож на V-Brake. В основном устанавливаются на шоссейные модели велосипедов. Главным образом за счет своей легкости.
Дисковые механические тормоза – приводятся в действие, как и V-Brake, благодаря натяжению тросика. Но колодки трутся не об обод, а о закрепленный на втулке тормозной ротор. Плюсы данной системы – простота обслуживания, надежная работа при загрязнении колеса и деформации обода. Минусы – необходимость частой подстройки, вес.
Дисковые гидравлические тормоза – принцип действия, как и у дисковой механики, за исключением того, что колодки в движение приводятся не натяжением троса, а благодаря гидролинии. Плюсы – хорошие тормозные характеристики, отличная модуляция, нет необходимости в частой настройке, хорошая работа при загрязнении обода и его деформации. Минусы – цена, вес, плохая ремонтопригодность (особенно в полевых условиях).
При просмотре характеристик дисковых тормозов можно заметить такой параметр как диаметр ротора. Средним размером считается 160 мм. Чем больше диаметр, тем эффективнее торможение, но и больший вес, что плохо сказывается на общей массе велосипеда. Поэтому если вы решили выбрать велосипед с дисковыми тормозами стоит учитывать данную особенность.
Катать далеко на складнике возможно
Если кто-то говорит, что на складниках далеко не уедешь, потому что это чисто городской транспорт — не слушайте его. По крайней мере на 20 и 24 дюймовых колесах можно катать по сто и более километров абсолютно с теми же энергозатратами, что и на обычном байке.
Другое дело — скорость. Я заметил, что для моего вела крейсерской является 22-24 км.ч, а дальше начинает играть роль сопротивление воздуха, и чем быстрее, тем оно сильнее. Этот вопрос можно немного поправить занижением посадки.
Поэтому для туризма складник приспособлен замечательно — с ним удобно заниматься комбинированными велопоходами, когда вы часто используете общественный транспорт для подброса и устраиваетесь на ночлег в отелях или у каучсерферов.
Несколько сложнее подобрать сумки и багажник для этого типа велосипедов, но кто ищет, тот найдет, тем более, что данный вид велотуризма не предполагает тяжелой автономной загрузки. Вот, например, правильный складник с просторов интернета: тут тебе и Brooks, и сумки непромокаемые.
Что касается прочности сочленений, то тут пока что сказать мне нечего — мой Dahon сделан очень надежно, замки руля и рамы прочные, и как видно, прослужат долго даже под моим весом.