SHIMANO для городских или гибридных моделей
Отдельно от горных и туристических в особую группу можно выделить оборудование, предназначенное для городских или гибридных моделей. Такое решение принято ввиду особой популярности разновидности в больших городах.
Capreo
Трансмиссия узкого назначения, разработанная специально для комфортного применения в складных велосипедах среднего уровня.
Узлы трансмиссии отличаются измененными передаточными числами относительно серийных внедорожных конструкций.
Кассеты рассчитаны на 9 позиций, а шатуны обычно состоят из 1 или 3 звезд.
Применяется на байках стоимостью в районе 100000 – 150000 рублей.
манетка SHIMANO Capreo
Достоинства:
- обеспечение оптимальной производительности на дорожных моделях;
- умеренная стоимость.
Недостатки:
очень узкая сфера предназначения.
Nexus
Представитель городского класса. В серию входит трансмиссия планетарного типа, разработанная специально для городских велосипедов В комплекте имеется несколько различных модификаций на 3 передачи. Здесь имеются втулки с ножным тормозом и без него.
Многих пользователей радует большая несущая способность конструкции – максимальная нагрузка на оси до 120 кг. Также стоит выделить простоту обслуживания, для втулки достаточно заменить смазку перед сезоном и можно колесить без опаски поломок весь год.
Оборудование часто встречается на моделях велосипедов, рассчитанных на городскую езду каждый день.
Некоторые механики отмечают феноменальную живучесть установки – без обслуживания «планетарка» способна ездить несколько лет. Общий срок эксплуатации может превышать 30000 км, в зависимости от ухода.
Стоимость в магазинах колеблется в районе 3500 – 5000 рублей.
манетка SHIMANO ]Nexus
Достоинства:
- феноменальная живучесть;
- элементарное обслуживание;
- не требует частой калибровки.
Недостатки:
общий вес конструкции.
Alfine
Не такая популярная, но более продвинутая линейка оборудования. Конструкции содержат 11 передач и используются туристами или спортсменами.
Продвинутая серия обладает повышенными характеристиками относительно агрегатов Нексус, а также имеет меньший вес. Отдельно можно упомянуть, что модельный ряд часто применяется не только в городских конструкциях велосипедов. Некоторые бренды устанавливают данные планетарки на горные велосипеды.
Относительно более простых моделей Шимано для данного класса байков использует технологию конических шестерен, что позволяет более плавно переключать передачи и затрачивать меньше времени на процедуру. Также вместо обычной густой смазки здесь применяется масляная ванна, что помогает продлить жизнь редуктору и в три раза увеличить интервал сервисного обслуживания установки.
манетка SHIMANO Alfine
Достоинства:
- превосходное качество переключения;
- совместимость с горными моделями;
- применение флагманских разработок.
Недостатки:
кусается ценник.
Фрикционные манетки
Фрикционные манетки устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также, на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сейчас они встречаются только на старых или совсем безродных велосипедах. Конструктивно фрикционная манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается силой трения.
Сами манетки могли располагаться как на раме велосипеда, что свойственно для шоссейных и дорожных велосипедов тех лет, так и на руле, обычно на вседорожных или горных велосипедах.
Самый существенный их недостаток – невозможность быстрого и четкого переключения передач, так как рычаг может быть остановлен в любом положении. При слабой затяжке регулировочного винта, передачи могут переключаться произвольно, при сильной – необходимо прилагать значительные усилия. По мере последовательного переключения передач, рычаг перемещается все дальше и дальше, что неудобно при расположении шифтеров на руле велосипеда, но приемлемо для крепления на раме.
Передняя перекидка
Его важно особенно точно настроить, так как при недостаточно хорошей регулировке при переключении скоростей цепь может слететь или даже порваться. Последовательность ваших действий будет такая:. 1
При помощи манетки задней перекидки переключитесь на среднюю звезду, чтобы не было сильного перекоса цепи
1. При помощи манетки задней перекидки переключитесь на среднюю звезду, чтобы не было сильного перекоса цепи.
2. Далее поставьте цепь на первую передачу и открутите болт, фиксирующий трос.
3. При помощи винта «L» переместите рамку перекидки так, чтобы расстояние от цепи до переключателя слева и справа совпадало.
4. Не сильно натягивая, поставьте трос и закрепите болтом.
5. Переключитесь на самую большую звезду спереди.
6. Крутите винт «H» так, чтобы цепь опять же стояла ровно посередине рамки.
7. Проверьте результаты регулировки и добейтесь максимальной точности переключения с помощью барашка на манетке.
Если триггеры манетки слишком туго жмутся, ослабьте натяжение тросика.
Типы переключения передач
Прежде чем производить настройку, определите, какое переключение передач у вашего велосипеда. Существует 3 основных типа переключателей.
- Механизм внешнего переключения.
- Механизм внутреннего переключения.
- Комбинированный тип.
Внутренний механизм переключения передач появился раньше, чем внешний. Прародитель многоскоростных втулок — английская компания Sturmey-Archer. Именно они создали первые двух и трехскоростные втулки, которые были выпущены в 1902 году.
Внутреннее переключение скоростей на горном велосипеде
Основа такой конструкции — планетарные втулки. В этом механизме не применяются кассеты. В трансмиссию входит всего 2 звезды: передняя и задняя. Весь механизм спрятан внутри. Обычно отсутствует и передний переключатель передач.
Такой механизм часто встречается на шоссейных, прогулочных, складных и городских велосипедах. Сама система находится внутри задней планетарной втулки. Такой тип переключателя скоростей можно наблюдать, например, у городского велосипеда Forward Surf (3 передачи скоростей).
Этот механизм сложно отрегулировать непрофессионалу. При необходимости лучше обратитесь в веломастерскую.
Внешнее переключение на скоростном велосипеде
Внешний тип принадлежит большинству многоскоростных велосипедов. Его используют как на горных, так и на городских прогулочных моделях. Механизм составляют переключатели передач и звёзды, образующие кассету или систему. Скорость меняется при помощи заднего и переднего переключателей.
Такой тип переключения скорости можно увидеть как на городском Forward Dortmund (7 скоростей), так и на горном велосипеде Forward Agris (24 скорости). Этот переключатель можно настраивать самому, изучив механизм.
Устройство ходовой части велосипеда, принципы работы — видео
Комбинированный механизм
Комбинированный тип представляет собой сочетание внешнего и внутреннего механизма. Он крепится на втулке заднего колеса велосипеда.
Этот механизм встречается крайне редко, так как он собрал в себе все отрицательные стороны как внешней, так и внутренней системы переключения скоростей. Настраивается он только профессионалом.
Что делать, если сломался переключатель скоростей на велосипеде
Компоненты трансмиссии нужно всегда поддерживать в хорошем состоянии, своевременно смазывать цепь, настраивать переключатели и выявлять неисправности.
По мере накручивания километров на велосипеде отдельные детали изнашиваются, и если вовремя не производить техническое обслуживание, деталь может и вовсе прийти в негодность. В нашей статье мы рассмотрим наиболее частую проблему, которая связана с переключателями скоростей.
Нужно понимать, что скорость переключается только при движении цепи вперёд. Если вы дёрнули манетку, то надо прокрутить педаль, чтобы цепь перекинулась с одной звезды на другую. Если при переключении издаются щёлкающие или любые другие посторонние звуки, нужно произвести настройку перекидки.
Основные причины неточности переключения:
- Трос перекидки порвался, растянулся или находится на грани разрыва.
- Сам переключатель сломался или пружина в нём износилась.
- Зубцы роликов сточились.
- Необходимо провести регулировку переключателя.
- Цепь или кассета износилась.
- В цепь попало много грязи.
Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на руле?
Что нужно учитывать при замене манеток на руле, рассмотрено в предыдущем разделе, — чтобы отпуск тросика соответствовал шагу переключения на задней кассете.
Для того, чтобы снять манетку с руля велосипеда
- Сначала нужно поставить шифтер на самую пониженную передачу.
- Выкрутить заглушку тросика и отсоединить его, — откусывать оконцеватель от троса следует аккуратно, что последний не распушился.
Если это всё же произошло, то кончик следует обезжирить и спаять паяльником.
- Снять грипс с руля.
- Ослабить фиксатор манетки и снять её.
Монтаж шифтера на руль производится в обратном порядке.
Если демонтаж монетки производится для прочистки, то шифтер следует частично разобрать.
- Для этого достаточно снять крышку шифтера, отвернув крепёжные болты.
- Открутить гайку с приводного барабана и отсоединить рычажки.
Не забудьте, что конструкция оснащена пружиной, и прежде чем снимать рычаг, пружину следует разгрузить.
Под рычагами будет барабан с храповым механизмом.
Далее разбирать не следует, поскольку для чистки и смазки основных узлов этого достаточно.
Собирается всё в обратном порядке.
Переключатели для большого пальца
Некоторые переключатели этого типа располагаются на верхушке руля, в то время как более новые модели размещаются в нижней части руля в целях удобства расположения.
Более старые модели обычно оснащены переключателями, основанными на силе трения. То есть ездок должен вручную регулировать напряжение троса, нажимая вверх или вниз. Более новые модели имеют слоты, в которых каждое нажатие обращается к конкретной шестеренке в трансмиссии.
Новейшие переключатели для большого пальца также имеют второй рычаг для указательного пальца. Некоторые переключатели этого типа интегрированы в рычаг тормоза.
Виды переключателей скоростей
Классическая трансмиссия имеет внешние переключатели. Скорости могут также сменяться посредством внутренних переключателей в виде втулок.
Устройство внутренних переключателей
Такой вариант носит название планетарной втулки. Механизм устанавливается на прогулочные модели велосипедов, например, на сити-байки. В трансмиссии отсутствует кассета со звездами, все устройство переключения содержится внутри втулки.
Количество передач ограничено и составляет от 3 до 7.
Преимуществами планетарных втулок являются:
- Большая устойчивость к плохим погодным и дорожным условиям. Все чувствительные детали скрыты в надежном корпусе втулки.
- Наличие опции переключения скорости в состоянии покоя.
- Снижение веса велосипеда, по сравнению с классической трансмиссией.
Основной недостаток заключается в сложности ремонта механизма и невозможности устранения поломок в полевых условиях.
Устройство внешних переключателей
Данный вариант является классикой и распространен практически повсеместно. Большинство городских, шоссейных и горных моделей имеют именно такую трансмиссию.
Задний и передний переключатели находятся на руле.
Правый переключатель управляет цепью на задних звездах. Конструкция предусматривает наличие особой рамки, перебрасывающей цепь на необходимую звезду. Левый переключатель отвечает за положение цепи в звездах системы.
Недостатками внешних переключателей являются:
- Большая подверженность воздействию неблагоприятных погодных условий.
- Необходимость настройки и регулярного технического обслуживания механизма.
- Риск возникновения поломки при падении байка.
- Отсутствие возможности переключения скоростей в состоянии покоя.
- Необходимость подбора подходящих сочетаний звезд в системе с тремя звездами.
Правильные комбинации звезд
Многоскоростные трансмиссии имеют более узкую цепь. Чем больше количество звезд, тем уже сам элемент
При использовании подобного механизма следует обращать особое внимание на положение цепи. Необходимо избегать использования противоположных звезд, ведущих к сильной деформации элемента
На начальном этапе потребуется определять состояние цепи визуально. Она должна быть максимально параллельна раме велосипеда. Перекос возникает при одновременном использовании двух крупных или маленьких звезд. С опытом использование правильных сочетаний войдет в привычку.
Давайте возьмем для примера классическую передачу с 3 звездочками системы и 8 задними.
Самая крупная звезда системы будет хорошо сочетаться с 4-8 звездами кассеты. Такая комбинация прекрасно подходит для катания по плоской дороге, например, по асфальтовому шоссе без уклона.
Средняя звездочка системы предполагает использование 3-6 звезд заднего колеса. Сочетание позволяет комфортно преодолевать умеренно пересеченную местность. Также его можно использовать для повышения нагрузки при катании по ровным дорогам.
Малая звездочка системы комбинируется с 1-3 звездами кассеты. Сочетание идеально для подъема в гору. Оно позволяет минимизировать энергетические затраты райдера при педалировании и снять нагрузку с колен.
Неправильное сочетание звезд приводит к сильному искривлению цепи, что отрицательно сказывается не только на сроке службы элемента, но и на состоянии близлежащих деталей.
Сокращение количества звезд системы снимает вопрос подбора комбинации звезд. Однако существенно уменьшает диапазон регулировки режимов педалирования. В настоящее время вопрос решается путем разработки кассет с широким диапазоном скоростей.
Нюансы установки и регулировки
Процесс монтажа и настройки манетки велосипеда — несложная работа, с которой можно справиться самостоятельно. Прежде всего, следует подготовить необходимые инструменты:
- отвертку;
- плоскогубцы;
- набор шестигранников;
- запасные тросики.
Многие мастера не знают, как снять манетку с руля. Для этого следует выкрутить заглушку, закрывающую канал на переключателе, открутить трос, выставить первую передачу. После этого элементы нужно извлечь, снять грипсу, ослабить болт-фиксатор и полностью демонтировать деталь.
Процесс установки обычно не вызывает никаких сложностей. Манетку надевают на нужное место рулевой трубы, затем фиксируют крепежный винт, устанавливают тросик. Регулировку проводят после значительного пробега или появления проблем с переключением скоростей. Процедуру выполняют следующим образом:
- ручку ставят так, чтобы самая маленькая звездочка находилась впереди, большая — сзади;
- откручивают тросик;
- положение рамки меняют при помощи винта ограничителя;
- тросик передней манетки слегка натягивают;
- переключают передачу на среднюю звезду, проверяют, касается ли цепь внешний рамки, если да, то трос необходимо затянуть туже;
- переключают передачу на маленькую звездочку для контроля легкости процедуры.
Ремонт переключателей также можно выполнить своими руками. Если смена передачи происходит туго, стоит спустить тросик либо проверить его на наличие перегибов. Если цепь трется о панель механизма, последний регулируют болтом на контрольной ручке. Прокрутка полотна свидетельствует о сильном износе устройства и необходимости замены элемента.
Какие тросики и рубашки используются на современных велосипедах
Тросики для велосипеда изготавливаются из большого количества тонких стальных проволочек. Равномерно переплетаясь между собой, они образуют износостойкое и прочное металлическое волокно.
С течением времени прочность каждой нити неравномерно уменьшается, в результате чего возникают «слабые участки», где возможен их разрыв, а также вылезание и перегиб. Для улучшения стойкости к механическим воздействиям (и продления срока службы) накладывается слой полимера. Продвинутый и долговечный вариант – использование нержавеющей стали.
При активной эксплуатации трос не только испытывает механические воздействия. Кроме этого, внутрь оплетки на него может попасть грязь или пыль. Для защиты металла применяют специальные смазочные составы. Широко распространен самый прочный и выносливый тефлон.
Рубашка также представлена в нескольких вариантах. Существует три типа тросовых оплеток:
- витая,
- оплетка SIS,
- модернизированный SIS-SP.
Витая оплетка – металлическая проволока, скрученная в пружину. Сверху металл покрыт слоем пластика. Внутренняя поверхность металлических пружин смазывается для уменьшения трения троса об оплетку. Цена тросиков с этой оплеткой самая низкая в ряду, правда, она порядком ушла в прошлое, и найти ее в продаже все сложнее.
SIS – по сути, такая же спиралевидная оплетка. Ее отличие от витой рубашки в том, что вместо тонкой проволоки в пружину скручены листы металла. Вместо обычной смазки внутрь наносится «долгоиграющий» и более чистый тефлон. В настоящее время именно этот тип оплеток стал использоваться на тросах переключения передач и тормозов.
SIS-SP – параллельная оплетка, нити которой сдержаны полимерным слоем. В отличие от пружинной, эта рубашка не изменяет длины, балансируя при этом натяжение самого тросика. Благодаря этому и тормоза, и манетки работают более точно. Внутренняя полость рубашек SIS-SP смазывается силиконовой смазкой.
Рубашки для приводных тросов (сверху вниз): листовая оплетка SIS, витая, параллельная SIS-SP
На сжимаемой рубашке подтянуть трос намного проще, чем на параллельно-сплетенной.
Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на руле?
Что нужно учитывать при замене манеток на руле, рассмотрено в предыдущем разделе, — чтобы отпуск тросика соответствовал шагу переключения на задней кассете.
Для того, чтобы снять манетку с руля велосипеда
- Сначала нужно поставить шифтер на самую пониженную передачу.
- Выкрутить заглушку тросика и отсоединить его, — откусывать оконцеватель от троса следует аккуратно, что последний не распушился.
Если это всё же произошло, то кончик следует обезжирить и спаять паяльником.
- Снять грипс с руля.
- Ослабить фиксатор манетки и снять её.
Монтаж шифтера на руль производится в обратном порядке.
Если демонтаж монетки производится для прочистки, то шифтер следует частично разобрать.
- Для этого достаточно снять крышку шифтера, отвернув крепёжные болты.
- Открутить гайку с приводного барабана и отсоединить рычажки.
Не забудьте, что конструкция оснащена пружиной, и прежде чем снимать рычаг, пружину следует разгрузить.
Под рычагами будет барабан с храповым механизмом.
Далее разбирать не следует, поскольку для чистки и смазки основных узлов этого достаточно.
Собирается всё в обратном порядке.
Виды манеток
В былые времена монетками производили подачу троса “на глаз” и фиксировали его с помощью затягивания гайки.
Сегодня технология несколько усовершенствовалась: стали устанавливать храповики, а сам таком процесс назвали индексным.
Шифтеры бывают:
Грип-шифт (вращающаяся ручка). Барабан натяжения тросика в таких шифтерах устанавливается на трубу руля и крутится вокруг этой оси. Вращая барабан вперёд или назад, изменяется натяжение тросика.
В центре находится индикатор выставленной скорости, некоторые другие модели оснащаются специальным вынесенным дисплеем со стрелкой.
Такие модели обладают рядом преимуществ: целостность устройства, нет лишних элементов, отличное срабатывание на любое количество передач и лёгкое физически переключение (отлично подходит для детей и женщин). Основными минусами такой конструкции являются случайное переключение передачи и уменьшение удобства грипсов.
Триггеры. Эту манетку крутить не нужно, она оснащена одним или двумя рычажками для переключения скоростей: один на повышение, другой на понижение передачи. Переключает скорости ступенчато, т.е. одно нажатие на рычаг — одно переключение скорости.
К плюсам этой конструкции можно отнести: интуитивный контроль за переключением скоростей, отсутствие случайного переключения, как в случаях с грипшифтами и отсутствие неудобства использования грипсов.
К минусам — это ломкость рычагов, проблематичность быстрого переключения на 2-3 ступени передач (запоздалое срабатывание) и некорректное совмещение с рычагами ручных тормозов (могут мешать друг другу).
Dual Control — разработка от японской фирмы Shimano. Этот привод совмещает в себе два устройства: тормоза и шифтеры.
Работает это приводное устройство в двух плоскостях: по направлению относительно движения велосипеда — работает, как тормоз, а в перпендикулярном — управляет переключение скоростей.
Настройка заднего переключателя
Удивительно, что задний переключатель с его регулировкой остается для большинства из нас неясным и непонятным, в то время как у него только три винта для регулировки! Итак, давайте посмотрим, за, что они отвечают. Из инструментов Вам понадобятся Набор для ремонта велосипеда или крестовая и плоская отвертки. Немного машинного масла. Для начала переключите переключатель на самую большую звездочку. Это поможет настроить расстояние цепи между звездочками и ограничитель для низшей скорости. С помощью небольшой отвертки выполните регулировку. Если расстояние между звездочкой и роликом слишком большое, скорость будет не точно меняться. Чтобы уменьшить его, поверните винт против часовой стрелки.
Либо наоборот, если расстояние слишком маленькое, то возможно ролик будет касаться звездочки. Чтобы увеличить это расстояние поверните винт по часовой стрелке. Идеальным можно считать расстояние от ролика до звездочек в 1 см Теперь перейдите на самую маленькую звездочку. В этом положении можно отрегулировать упор ролика для высоких скоростей, ищите небольшой винт с буквой H. Если цепь сильно прижимается к маленькой звездочке, то поверните винт против часовой стрелки и наоборот если она падает слишком низко, то поверните винт по часовой стрелке. Когда настройка проведена хорошо, то трос не должен быть сильно натянут и цепь должна четко ложиться на ролик. Если трос сильно натянут немного ослабьте напряжение, ослабив винт, и снова закрутите винт фиксации троса. Повторите операцию на большой звездочке, но теперь для регулировки используйте болт с маркировкой L. Если цепь идет слишком далеко от спиц, поверните винт против часовой стрелки. Если она не заходит на большую звездочку, поверните винт против часовой стрелки. Теперь самое время проверить, как переключаются скорости. Вращая педали, переключайте скорости вверх и вниз переключателем на руле. При необходимости поверните регулятор вправо или влево для достижения наилучшего переключения.Совет Закончив регулировку не будет лишним нанести несколько капель масла на опорные точки. Масло защитит их от влаги и улучшит переключение передач.
Подготовительный этап
Прежде чем начинать текущий ремонт велосипеда, нужно запастись определенными инструментами. Они пригодятся в любом случае и прослужат долгое время. Основные инструменты для обслуживания велосипедов:
- шестигранные ключи разных размеров – их желательно приобретать сразу в наборе;
- гаечные ключи разных размеров – целесообразно купить набор;
- отвертки – понадобятся и крестообразные, и шлицевые;
- плоскогубцы разных размеров;
- пинцет;
- киянка;
- насадки торцевые;
- ножницы;
- хомуты.
Эти инструменты и приспособления должны всегда находиться в наличии, потому что понадобиться они могут в любой момент. Кроме перечисленного, стоит приобрести:
- щетку для чистки велосипедной цепи;
- втулочный ключ;
- выжимка для велосипедной цепи;
- трещоточный ключ;
- спицевой ключ.
К необходимому инструменту для ремонта и обслуживания велосипедов относятся и расходные материалы – они должны быть не только всегда в наличии, но и в достаточном количестве. К расходным материалам в данном случае относятся:
тормозная жидкость;
масло для различных деталей;Обратите внимание: иметь в наличии нужно масло для каждой детали – для вилки, цепи, педалей и так далее.
растворители;
очистители;
гидравлическое масло.
Все эти расходные материалы помогут не только качественно отремонтировать велосипед, но и поддерживать свое транспортное средство практически в идеальном состоянии
Особое внимание нужно уделить смазочным материалом – выбор их на рынке просто огромный, доверять продавцам можно, но с опаской. Чтобы не ошибиться, следует запомнить следующие рекомендации специалистов:
- Любая жидкая смазка (масло И5А, например) подходит только для обработки барабана задней втулки и цепи. У такой смазки есть индивидуальная особенность – она отлично подходит для точечного применения. Но есть и один критический момент – если планируется кататься на велосипеде в холодное время года, то жидкую смазку применять нельзя, так как при минусовых температурах она быстро твердеет и затрудняет работу механизмов.
- Если времени для проведения полноценных ремонтных работ нет, а необходимо срочно смазать цепь и тросики, то можно использовать аэрозольные смазки. Они моментально восстанавливают работу всех шарнирных соединений, в эксплуатации просты – с работой справится даже ребенок.
- Для обработки резьбы и подшипниковых узлов оптимальным вариантом станет использование густой смазки.
Что такое манетки, и как они устроены
Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.
В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.
Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:
- приводная ручка;
- подвижный блок;
- намотка;
- свободный рычаг;
- тросик переключения;
- пружинно-трещоточный фиксатор.
Классическое устройство приводной системы переключения скоростей
Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.
Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача
Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей
Тормозные ручки
Установите тормозные рычаги так, чтобы вы тормозили только одним пальцем. При этом рычаг тормозной ручки не должен упираться в остальные пальцы. В противном случае в какой-то момент вам может не хватить хода ручек, и вы не успеете вовремя затормозить.
Расстояние от ручки до грипсы подбирается из расчета, что хоть одна фаланга пальцев находится за ней. В таком случае вам не придётся тянуться за тормозным рычагом и терять драгоценные секунды в попытках его нащупать. Плюс такого расположения в том, что чем ближе ручка к грипсе, тем меньше устают пальцы на торможении. Практически все современные тормоза имеют регулировку расположения тормозного рычага.
Угол наклона тормозной ручки зависит от стиля вашего катания. Если вы большинство времени проводите, крутя на плоскости или вверх, то ручки лучше выставлять под меньшим углом. И наоборот, если вы больше ездите вниз, то ручки стоит устанавливать под таким углом, чтобы вам удобно было тормозить в «атакующей» позиции.
Манетки на руле велосипеда — описание
Манетка — это тот внешний признак, который отличает многоскоростной велосипед от односкоростного. В начале своего развития устанавливались на раму байка, теперь для удобства велолюбителей их ставят на руль. Их профессиональное название шифтеры.
Если велосипед оснащен двумя переключателями скоростей, то на руль устанавливают два шифтера: один, для управления передним переключателем, обычно крепится на левой ручке руля, а для заднего переключателя — на правой.
Конструкция и принцип действия
Конструктивное строение и принцип работы манетки элементарен, и с момента их появления мало чем изменилось.
Состоит из нескольких деталей: ручки манетки, подвижного блока, фиксаторной пружины, рычага подвижного блока, намотанного тросика и корпуса. Эта конструкция создана для того, чтобы” подавать” тросик и его фиксировать.
Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде
Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.
Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.
Как поменять шифтеры:
- Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
- Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
- Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.
После этого можно ставить новые детали на велосипед:
- Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
- Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
- Подсоединить новые тросы.
- Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.
Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.
Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера: 1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.
2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.
3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.
4. Откручиваем центральную гайку.
5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.
6. Откручиваем винт, который держит корпус.
7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.
8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.
9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.
10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.
11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.
Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.
Манетки типа Grip Shift
Заметная часть горных и гибридных велосипедов в настоящее время оборудуется манетками в виде вращающейся ручки, наподобие мотоциклетной ручки газа. Переключение передач происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.
Главный специалист по разработке и производству таких манеток – корпорация SRAM. Shimano производит их лишь в группе Tourney (Revoshift). Манетки SRAM могут быть выполнены как с длинной ручкой, шириной почти во всю ладонь, так и с короткой, под 1-2 пальца.
Заключение
В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:
- переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
- управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
- переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
- переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
- не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
- содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.