Клещевой тормоз для велосипеда как поставить

Выбор тормозов для велосипеда

Конечно, большинство велосипедистов получают свои тормоза вместе с конкретной моделью велосипеда, но постоянное совершенствование приводит к тому, что тормозная система становится важным фактором при выборе нового байка, а установка нового механизма на старый велосипед не кажется уже такой сложной.

Комплект для установки тормозов v-brake

Для выбора тормозов понадобится последовательно ответить себе на несколько вопросов.

  1. Цель катания – здесь отсеиваются прогулочные городские велосипеды – им серьёзная тормозная система не нужна, лучше остановиться на удобном и не требующем обслуживания барабанном механизме или элементарных v-brake.
  2. Стиль езды – если велосипедист катается много и долго, то дисковые тормоза жизненно необходимы, чтобы уменьшить износ обода и получить максимально эффективное торможение на длинных дистанциях.
  3. Обычные места – ландшафт сильно изменяет нагрузку на велосипедные тормоза, и если на шоссе часто выбираются ободные конструкции, то для даунхилла обязательны дисковые тормоза со специально подобранными материалами колодок и роторов. Интенсивная нагрузка приводит к тому, что тормозной диск нагревается до нескольких сотен градусов.
  4. Вес велосипедиста – максимальное влияние на суммарную нагрузку оказывает сам велосипедист. Для крупных людей предъявляются дополнительные требования к мощности торможения и эффективности привода – от ландшафта и веса в дисковых тормозах выбирается либо механический привод для лёгких ездоков, либо гидравлика для крупных и спортсменов.

Конечно же, критерии весьма условны, и каждый более или менее опытный велосипедист сам выбирает себе тормозную систему, настраивает её в соответствии с персональными привычками и задачами. Данные же советы рекомендуется использовать новичкам для первичного ориентирования в непростом рынке тормозных устройств для велосипеда.

Есть ли необходимость в Bmx тормозе?

Bmx тормоз велосипеда в действие может приводиться правой и левой тормозной ручкой, но не может сразу двумя, поскольку в системе имеется единственный тормозной тросик. Зачем тогда устанавливают две ручки? Чтобы торможение всегда было эффективно.

Ведь не нужно задумываться, с какой стороны тормоз стоит. Задние bmx тормоза применяют во флитленде и когда много катаются по городу, поскольку в разных ситуациях передние не всегда могут выручить.

В случае с тросиком этого сделать не получится, но торможение будет эффективнее и быстрее. Выбирая, тормоза для своего велосипеда, определитесь, какой подходит больше, чтобы избежать разочарований.

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Дисковые тормоза предназначены для торможения велосипеда путем преобразования кинетической энергии в тепловую посредством трения колодок о тормозной диск. Как говорилось ранее, дисковые тормоза велосипеда бывают механические и гидравлические. Принцип их действия одинаков, но присутствуют небольшие отличия в конструкции.

Дисковые механические тормоза велосипеда

Дисковая механика представляет из себя следующую конструкцию.

  1. Тормозная ручка. Устанавливается на руль (крепится при помощи хомута) велосипеда и предназначена для передачи усилия нажатия руки на тормозные колодки.
  2. Регулятор троса с контргайкой. Регулятор троса предназначен для изменения силы натяжения троса дисковых механических тормозов. Контргайка – для фиксации регулятора.
  3. Регулятор тормозной ручки. Позволяет регулировать расстояние от тормозной ручки до руля, тем самым дает возможность выставить комфортное положение непосредственно под длину пальцев велосипедиста.
  4. Рубашка троса. Служит для защиты троса от повреждений и загрязнений.
  5. Трос. Необходим для передачи движения тормозной рукояти на калипер тормозов.
  6. Фиксатор троса. Место куда крепится трос и зажимается фиксирующим болтом.
  7. Калипер. Механизм, который при натяжении троса приводит в действие тормозные колодки.
  8. Тормозные колодки. Представляют собой металлические площадки с нанесенным на них органическим или металлизированным веществом. Вставляются в калипер.
  9. Адаптер. Служит своеобразной прослойкой между калипером и рамой велосипеда.
  10. Ротор (тормозной диск). Устанавливается на втулку колеса.

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Дисковая гидравлика очень похожа на механический аналог. Главное отличие, что сила, приложенная к тормозной ручке, передается на колодки не при помощи троса, а благодаря тормозной жидкости DOT4 (на тормозах Avid, Hayes, Helix) или минерального масла (на тормозах Shimano). Далее рассмотрим конструкцию гидравлических дисковых тормозов.

  1. Тормозная ручка. Приводит в действие поршень, который давит на тормозную жидкость.
  2. Регулятор тормозной ручки. Как и у дисковой механики предназначен для регулировки положения рукояти относительно руля.
  3. Мастер-цилиндр. Он состоит из нескольких деталей. Расширительный резервуар с крышкой, служит в качестве хранилища тормозной жидкости. Крышка используется при заполнении и прокачке тормозов. Внутри также находится поршень с манжетой и возвратная пружина.
  4. Гидролиния. Представляет собой прочный шланг, который соединяет между собой мастер-цилиндр и калипер.
  5. Калипер. Механизм, который при появлении давления в гидролинии приводит в действие поршни, толкающие тормозные колодки.
  6. Тормозные колодки. Служат для преобразования силы трения в тепловую энергию, тем самым останавливая велосипед.
  7. Адаптер. Деталь, при помощи которой калипер тормозной системы устанавливается на вилку или раму велосипеда.
  8. Ротор. Представляет собой перфорированный металлический диск, о который, при нажатии ручки, трутся колодки.

Выбор тормозов для велосипеда

Конечно, большинство велосипедистов получают свои тормоза вместе с конкретной моделью велосипеда, но постоянное совершенствование приводит к тому, что тормозная система становится важным фактором при выборе нового байка, а установка нового механизма на старый велосипед не кажется уже такой сложной.

Комплект для установки тормозов v-brake

Для выбора тормозов понадобится последовательно ответить себе на несколько вопросов.

  1. Цель катания – здесь отсеиваются прогулочные городские велосипеды – им серьёзная тормозная система не нужна, лучше остановиться на удобном и не требующем обслуживания барабанном механизме или элементарных v-brake.
  2. Стиль езды – если велосипедист катается много и долго, то дисковые тормоза жизненно необходимы, чтобы уменьшить износ обода и получить максимально эффективное торможение на длинных дистанциях.
  3. Обычные места – ландшафт сильно изменяет нагрузку на велосипедные тормоза, и если на шоссе часто выбираются ободные конструкции, то для даунхилла обязательны дисковые тормоза со специально подобранными материалами колодок и роторов. Интенсивная нагрузка приводит к тому, что тормозной диск нагревается до нескольких сотен градусов.
  4. Вес велосипедиста – максимальное влияние на суммарную нагрузку оказывает сам велосипедист. Для крупных людей предъявляются дополнительные требования к мощности торможения и эффективности привода – от ландшафта и веса в дисковых тормозах выбирается либо механический привод для лёгких ездоков, либо гидравлика для крупных и спортсменов.

Конечно же, критерии весьма условны, и каждый более или менее опытный велосипедист сам выбирает себе тормозную систему, настраивает её в соответствии с персональными привычками и задачами. Данные же советы рекомендуется использовать новичкам для первичного ориентирования в непростом рынке тормозных устройств для велосипеда.

Как установить и настроить V-brake самостоятельно

Установка тормоза с нуля:

  1. Закрепить рычаги на раме велосипеда.
  2. Вдеть в тормозную ручку приводной тросик.
  3. Установить ручку на руль, вставить трос в пазы на раме (если есть).
  4. Соединить трос с рычагами и поставить пружину.

После установки обязательно потребуется регулировка тормозов.

Точность работы механизма во многом зависит от его настройки

Так, даже дорогостоящая система будет работать неважно без правильной регулировки, и наоборот, V-brake среднего класса по эффективности может превзойти дисковый тормоз. Что нужно сделать по настройке тормозов?

Отрегулировать натяжение троса. После настроек тормоз должен мгновенно срабатывать на сжатие ручки и отскакивать при ее ослаблении. Если колодки не отходят от ободьев, это говорит о недостаточном натяжении. На перетянутом тросе ручка будет тяжело нажиматься, а оплетка может лопнуть.

Какие тормоза лучше: дисковые или ободные?

Считается, что дисковые велосипедные тормоза — это лучшее техническое решение для современных велосипедов и, соответственно, велосипедистов. Эти тормозные системы сегодня практически вытеснили все остальные виды с рынка. Но почему-то на машинах многих опытных гонщиков мы все-таки видим вибрейки. Почему же до сих пор сохраняется равновесие, а дисковые вело-тормоза никак не вытеснят v-соперников? Все просто: для велосипедистов с опытом важна мощность торможения, а также его модуляция (характер и «дозировка» прикладываемых усилий). Именно это обстоятельство делает «спор» тормозных вело-систем неоконченным.

Специфика конструкции дисковых тормозов

Разные виды моделей велобайков оснащены дисками разных габаритов: от 140 до 220 мм. С увеличением размера диска возрастает эффективность торможения. Однако, установка дисковых тормозов наибольшего диаметра целесообразна далеко не всегда. К примеру, для горного велосипеда, предназначенного для поездок по лесу, довольно дисков 160-180 мм. Велик, предназначенный для фрирайда, нуждается в дисках 180-185 мм. Если речь идет о даунхилле (горном спуске), то понадобятся роторы с диаметром 200-220 мм. Если вы хотите установить систему с большим размером ротора, нужно заменить колесо на другое, со спицами покрепче.

Колодки

Что касается абразивного материала для выполнения тормозных колодок, то они могут быть органические или металлизированные.

Поверхность контакта в колодках металлизированного типа состоит из сплава металлических опилок с углеродом. Главный недостаток металлизированных колодок в том, что, нагреваясь от трения, они нагревают калипер. Гидравлической системе это может навредить. Зато сам материал колодок твердый, долговечный и отлично контактирует даже с мокрыми дисками велика.

Трущаяся поверхность пластин из органического материала представляет собой смесь целлюлозы и резины. Теплопроводность материала этого вида очень плохая, поэтому при торможении устройства нагреваются только диски. Положительные моменты – отсутствие скрипа велосипеда при торможении и быстрая притирка колодок. Однако, устройства из целлюлозно-резинового материала быстро стираются.

Калипер

Принцип устройства гидравлического калипера велосипеда такой же, как у суппортов на мотоциклах и автомобилях, только габаритами поменьше. Конструктивно, гидравлический калипер состоит из литого металлического корпуса с поршнем с одной стороны и гидравлической колодкой – с другой. Тормозная жидкость перемещает поршень, а тот, в свою очередь, двигает колодку. В результате, происходит захват диска.

Конструкция механического калипера велосипеда несколько иная. В сущности, механический калипер представляет собой кулачковый механизм. С наружной стороны он оснащен рычажком, к которому крепится тросик. Импульс от ручки к поршню передается посредством клина, кулачка или многозаходного винта. При этом, плоскости движения колодок и рычага взаимно перпендикулярны.

Чем и как лучше смазывать роллерный тормоз

Несмотря на то, что роллерный тормоз не требует особого ухода, все же примерно один раз в год его необходимо разбирать и вычищать старое масло. Для этого можно воспользоваться растворителем, зубной щеткой и водой.

Разобрать роллерный тормоз не составит труда, его конструкция достаточно простая и не требует особых знаний в этой области.

После того как тормозная система будет вычищена, ее необходимо высушить и хорошо смазать, для этого лучше использовать специальные смазки, которые предназначены именно для роллерных тормозов. Или воспользоваться качественной густой смазкой, например на основе графита.

При чистке внутренних деталей тормоза, стоит обращать внимание на их состояние, иногда они требуют замены. Чаще всего сильному износу подвергаются тормозные колодки

Определить это можно, повернув до упора эксцентрик, если между тормозными колодками и барабаном образовался зазор — значит колодки пора менять.

Кроме капитальной читки тормоза, его необходимо регулярно смазывать, примерно один раз в сезон. Для этого на защитном корпусе есть небольшое отверстие, которое прикрыто заглушкой, открыв ее нужно капнуть немного масла внутрь тормозной системы — вот и вся процедура. Такие незамысловатые действия обеспечат долгую и бесперебойную работу тормоза.

Также велосипедистам не нравится, что дополнительно необходимо покупать специальную втулку, ведь ее замена — процесс достаточно трудоемкий и если пользователь не специалист в этом деле, то необходимо обращаться за помощью к веломастерам, а это дополнительные затраты.

В целом же, роллерный тормоз хороший вариант, потратившись один раз, он будет служить долгое время, к тому же он неприхотлив в обслуживании и имеет высокую мощность.

Что такое клещевой тормоз для велосипеда?

Клещевые тормоза — это велосипедный механизм, который предназначен для регулирования скорости движения транспортного средства. Это точный и сложный механизм. Торможение осуществляется в результате охвата боков обода. Сведение колодок происходит при нажатии на тормозную ручку.

Главной конструктивной особенностью является две лапки, которые расположены на одной оси. Ось достаточно длинная.

Клещевые тормоза устанавливают на такие виды велосипедов:

Тормозная система бывает двух видов:

Передний имеет длинный так называемый установочный болт. А задний отличается коротким установочным болтом.

Тормозная система изготавливается из таких материалов:

  • Карбон.
  • Титан.
  • Алюминий (используют чаще всего для изготовления деталей).

Как правило, тормозная система такого типа устанавливается на раму или вилку. Для крепления используется специальный центральный болт.

В ходе эксплуатации важно соблюдать такие правила:

  • Колёса не должны иметь восьмерок.
  • Важным условием является правильная настройка механизма.
  • Колодки должны быть направлены параллельно ободу.

Механизм будет работать долгие годы при соблюдении этих важных условий.

Достоинства и недостатки

Сначала рассмотрим достоинства таких механизмов:

  • Небольшой вес. Детали изготавливаются из сверхлегких материалов.
  • Надежность. Изделие достаточно прочное.
  • Конструкция. Конструкция обеспечивает простой доступ к деталям. При необходимости можно провести сборку и разборку. Конструкция обладает хорошим тормозным усилием.
  • Стоимость. Одним из главных преимуществ является демократичная стоимость. Дисковые тормоза намного тяжелее и дороже.
  • Простота обслуживания. При необходимости можно самостоятельно провести ремонт.

Рассмотрим недостатки:

  • Эксплуатация при плохих погодных условиях (снег, грязь, дождь и т. д.). Механизм быстро загрязняется. В результате чего снижается эффективность торможения.
  • Трение колодок об обод. Это может привести к износу обода и колодок.
  • Нельзя применять широкие покрышки.
  • При небольших поломках механизма может выйти из строя.

Как установить и настроить V-brake самостоятельно

Установка тормоза с нуля:

  1. Закрепить рычаги на раме велосипеда.
  2. Вдеть в тормозную ручку приводной тросик.
  3. Установить ручку на руль, вставить трос в пазы на раме (если есть).
  4. Соединить трос с рычагами и поставить пружину.

После установки обязательно потребуется регулировка тормозов.

Точность работы механизма во многом зависит от его настройки

Так, даже дорогостоящая система будет работать неважно без правильной регулировки, и наоборот, V-brake среднего класса по эффективности может превзойти дисковый тормоз. Что нужно сделать по настройке тормозов?

Отрегулировать натяжение троса. После настроек тормоз должен мгновенно срабатывать на сжатие ручки и отскакивать при ее ослаблении. Если колодки не отходят от ободьев, это говорит о недостаточном натяжении. На перетянутом тросе ручка будет тяжело нажиматься, а оплетка может лопнуть.

Натяжение регулируется с помощью болта со стороны рычагов. Настройка выглядит так:

  1. Сбросить пружины.
  2. Ослабить болт фиксации троса.
  3. Подобрать натяжение так, чтобы в полностью зажатом положении расстояние от ручки до руля соответствовало толщине пальца.

Если на оплетке троса были замечены повреждения, рекомендуется сразу поставить новый комплект.

Регулировка зазоров. Оптимальное расстояние – 2 – 3 мм от края колодки до обода. Определение износа тормозных колодок: использовать нельзя, когда полностью стерты отводные канавки (вся поверхность ровная).

Как поставить новые колодки? Расположение относительно обода влияет на величину площади контакта колодок с ним, силу торможения и срок службы материала. Для тормозных колодок с мягкой резиновой поверхностью их нужно установить так, чтобы передний край располагался ближе к ободу. Тормозные колодки из жесткого материала ставятся строго параллельно поверхности вращения колеса.

Если на велосипеде установлены картриджные колодки, потребуется поменять лишь накладки. Их положение задается шплинтом, перед снятием старой поверхности он извлекается из корпуса. Аналогично в обратном порядке вставляется новая накладка и фиксируется шплинтом.

Регулировка положения и смещение колодочных корпусов производятся за счет болта и шайб. Для точной фиксации потребуется сжать тормоз и выставить положение колодок строго на поверхности обода.

Последним этапом будет проверка работы системы на практике, то есть в реальных условиях езды. Как правило, настроить V-brake получается сразу. Однако если торможение запаздывает или ручка не полностью возвращается в исходное положение, необходимо отрегулировать тормоза повторно.

Способ установки клещевой тормозной системы на велосипед

Установка клещевой тормозной системы должна проходить строго по алгоритму, чтобы конструкция прослужила долго.

  1. Первоначально идет установки системы переключения режимов. Ослабить винт можно отверткой, и после можно начинать переключать режимы.
  2. Затем идет установка ручки, для которой понадобится грипсы. Установить можно при помощи шестигранного ключа.
  3. Затем следует установить трос. В гнездо вставляется барабанчик.
  4. На этапе проверки остается нажать на рычаг несколько раз. Если система работает, то можно продолжать работу.
  5. Затем идет настройка клещевых тормозов. После проверки приступаем к установке калипера, и закрепляем колодку.
  6. Когда колодка закреплена можно установить трос, и отрегулировать центровку.

После окончания полной работы, проверяем работоспособность системы. Если все работает нормально, то можно садиться на велосипед, и отправляться в путь.

Источник

Характеристики

В отличие от других составных частей велосипеда, у тормозов очень немного формальных характеристик, реально влияющих на использование. Можно перечислить в основном неформальные:

  • мощность, сила торможения, энергоёмкость – способность тормоза останавливать массу на определённой скорости;
  • мягкость или управляемость – уровень реакции на тормозную ручку, например, некоторые барабанные тормоза вообще не имеют промежуточных позиций между движением и блокированием колеса;
  • износ – степень повреждения при использовании колодок, ободов, барабана и других деталей;
  • эффективность работы системы или подверженность загрязнению – очень важная характеристика для катания по неидеальным дорогам.

Собственно, каждый оценивает торможение по своему собственному ощущению и рекомендациям профессионалов, а не по тем или иным технологическим характеристикам.

Как быть с гидравлическими тормозами?

Хоть конструкция такой тормозной системы обладает более сложным устройством, но замена колодок гидравлических тормозов велосипеда осуществляется практически аналогично той схеме, которая была описана выше. Отличия, конечно, имеются, но они не делают процесс замены более сложным или непонятным.

  1. Снимаем колесо и демонтируем стопорное кольцо.
  2. Выкручиваем болт, который служит крепежом.
  3. Демонтируем отслужившие своё колодки в направлении, обратном расположению оси втулки колеса. На этом этапе необходимо запомнить расположение возвратной пружины, которая располагается между колодками. После завершения процесса торможения она будет разжимать их.
  4. Очищаем клапаны и калипер с внутренней стороны аналогично тому, как это было описано в предыдущем разделе.
  5. Оба клапана необходимо вдавить в калипер. Для этого можно использовать любой пластиковый рычаг. Давить необходимо не на крайнюю сторону клапана, а на его центральную часть.
  6. Между новыми колодками необходимо установить пружину, после чего их можно вставлять в машинку.
  7. Болт закручиваем, а стопорное кольцо устанавливаем на место.
  8. Очищенный тормозной диск устанавливается на место, а следом за ним и колесо.
  9. Проверяем правильное расположение всех элементов и работоспособность системы.

Ещё один важный процесс обслуживания велобайка стал вам знаком. Замена тормозных колодок дисковых тормозов велосипеда выполняется легко и быстро, не требует от велосипедиста глубоких познаний и использования сложного инструмента. Так что нет ни одного повода обращаться к специалистам для выполнения такой простой работы.

Как настроить дисковые тормоза на велосипеде. Какие дисковые тормоза бывают, чем они отличаются друг от друга, в чём особенности настройки механических и гидравлических дисковых тормозов.

Если ниппель вышел из строя, необязательно менять камеру: ремонт ниппеля велосипеда можно выполнить самостоятельно и бесплатно. Стоимость новой детали невысокая. Давайте разберёмся, как поменять ниппель велосипеда и что делать, если поломка вас застала вдали от дома.

Как осуществляется установка дисковых тормозов на велосипед? Можно ли их устанавливать на велосипеды, которые не предназначены для этого? Ведь из всех существующих тормозных систем дисковые тормоза являются наиболее преимущественными.

Основные признаки неисправностей велосипедных тормозов

Если вы изучили информацию по вопросу о том, как настроить тормоза на велосипеде, вам также стоит дополнительно разобраться с признаками, свидетельствующими о поломки его тормозной системы.

Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки

К ним относятся:

  1. Появление необычных звуков во время движения, а именно стуки, свисты, скрипы. Это свидетельствует о том, что машина имеет проблемы с колодками или же с самим тормозным механизмом.
  2. Плохой отклик велосипедных тормозов на воздействие, прилагаемое велосипедистом к тормозной ручке. В этом случае можно диагностировать неисправность гидравлической системы или троса велотормоза.
  3. Наличие визуально обнаруживаемых механических повреждений, а именно следов удара после падения. В этом случае тормоза работать будут, но их придётся дополнительно отрегулировать.

Внимание! Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки. Данную процедуру необходимо будет провести и тогда, когда машиной вы не пользовались более месяца, особенно в холодное время года

Данную процедуру необходимо будет провести и тогда, когда машиной вы не пользовались более месяца, особенно в холодное время года.

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка

Для того, чтобы разобраться в том, как настроить тормоза на велосипеде, необходимо знать основные операции, которые выполняются при этом. Обычно регулировка тормозов всех типов нуждаются в выполнении следующих операций:

  1. Подбор наилучшего способа расположения колодок относительно обода колеса, или же регулировка таким же образом диска или барабана.
  2. Отладка их рабочих плоскостей.
  3. Подбор оптимального усилия на рабочих органах, расположенных на руле. Обычно это рукоять тормоза, с помощью которой передаётся усилие на рабочие органы тормозной системы. Данное усилие на задний тормоз может передаваться через педали велосипеда.

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка, например, в обязательном порядке необходимо будет проверить правильность геометрии обода колеса. Если вы выявите на нём наличие восьмёрки, её необходимо будет исправить, чтобы колодка не стирала обод.

Во время настройки тормозной системы всегда помните о том, что, знать, как настроить задние тормоза на велосипеде, это далеко не равнозначно знанию о том, как настроить передние тормоза на велосипеде. Обычно устройства тормозных систем, расположенных спереди и сзади велосипеда, достаточно серьёзно отличаются друг от друга, поэтому к ним нужно иметь различный подход.

Тормоза педальные

Он приводится в действие, когда педали велосипеда вращают в сторону, противоположную рабочей. Установлен он на заднем колесе велосипеда и отличается способностью ехать назад, без вращения педалями, что во фристайле дает возможность выполнять определенные трюки.

Недостатками педального тормоза являются, во-первых, то, что действует он только на ведущее заднее велоколесо. Во-вторых, имеется большой риск попасть в аварийную ситуации при соскальзывании цепи со звездочки. В-третьих, он несовместим с переключателем скоростей, поэтому устанавливается на односкоростные конструкции (или с планетарным переключателем).

Из сказанного можно сделать вывод: для внесезонной активной езды и горных походов лучше выбирать механический дисковый тормоз. В других случаях лидером являются V-brake тормоза – легкие, простые, долговечные, служащие в городских велосипедах годами.

Видео: Выбор тормозной системы для велосипеда

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: