Как выбрать велосипед для кросс кантри

Виды соревнований

Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:

XCO – стандартная гонка (1-2 часа), включающая несколько кругов по 4-6 км на трассе средней сложности с частыми подъемами и спусками. XCM – многочасовые заезды (2-8 часов) по равнинам, лесам с использованием спусков и подъемов. Дистанция зачастую составляет 60-120 км. XCE – гонка на выбывание, занимающая не более 2 минут.

Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.

Спортивные велосипеды

Шоссейный

Шоссейные велосипеды

Синонимы: шоссе, roadbike, роудбайк, гоночный велосипед. Этот байк относится к категории велосипедов, предназначенных для шоссейных велогонок. Для шоссейников характерны:

  • легкий вес
  • руль баран
  • узкие покрышки (слики)

Все это обеспечивает аэродинамическую посадку, поэтому долгая езда с высокой средней скоростью это не проблема. Но дорожное покрытие должно быть очень хорошим. На такой велосипед не повесишь крылья и багажник, но это стоит того, чтобы прокатиться с ветерком пару сотен километров.

Стоимость от 700$ долларов.

Циклокросс

Циклокроссовые велосипеды

Синонимы: велокроссовый, циклокроссер. Внешне похож на шоссер, но есть отличия. Этот тип велосипеда адаптирован для быстрой езды по бездорожью. Отличается более прочной рамой и слегка измененной посадкой, покрышки зубастые, тормоза кантилеверные или дисковые (встречаются чаще).

Хоть этот тип и предназначен для велокроссовых гонок по бездорожью, это не мешает велолюбителям использовать его в качестве универсального велосипеда для езды повсюду. Можно установить крылья или багажник. Фишкой циклокросса является то, что во время гонок велосипед часто приходится носить на плече, поэтому их делают максимально легкими.

Ценник стартует от 1000$

Подробнее познакомиться с ними и узнать их отличия от других видов велосипедов можно в нашей статье про циклокроссы.

Триальный

Велосипед для триала и фристайла

Сюда мы отнесли велосипеды типа BMX и триал. Триальные модели легко узнать, у них длинные, низкие и легкие рамы, нет седла, вынос длинный, а руль широкий. Задняя покрышка зачастую толще передней. Все это позволяет отлично держать баланс на заднем колесе и выполнять сложные спортивные трюки.

Велосипед типа BMX тоже имеют низкую раму. Колеса 20 дюймов. На оси крепятся специальные трубки (пеги). На BMX можно вращать руль сколько душе угодно, тросы при этом на запутаются. Эта фишка обычно применяется в трюках.

Цены стартуют от 200$, но лучше выбирать модель подороже.

Трековый

Трековый велосипед

Также известен как Track bicycle. Это специальный вид велосипеда, предназначенный для гонок на треке. На нем отсутствует трансмиссия и тормоза. Колесо связано с педалями, поэтому свободного хода нет. Крутятся педали — крутится и колесо. Руль баран — для достижения спортивной посадки.

Это самый легкий из всех велосипедов, но цены на профессиональные трековые велосипеды стартуют от нескольких тысяч долларов.

Разделочный

Разделочный велосипед

Это подвид шоссейного велосипеда, он применяется в гонках с раздельным стартом, а также популярен в триатлоне. Тут идет упор на аэродинамичность. Узкие колеса, руль с лежаком, геометрия рамы заточена на максимальную обтекаемость воздухом.

Цены на разделочные велосипеды начинаются от 3000$

Туристические велосипеды

Туристический велосипед (или Туринг от англ. Touring Bike) – это велосипед предназначенный для путешествий. Это может быть как велосипед изначально разработанный производителем для туристических поездок, так и самостоятельно модифицированный байк (например, по концепции байкпакинга – равномерного распределения вещей по нескольким маленьким сумкам) какого-то другого типа. Чаще всего под словом туринг понимают дорожный туристический велосипед (как на фото выше), но вообще к турингам относятся и другие туристические типы (для смешанной местности, складные, экспедиционные, тандемы, лигерады и пр.).

BMX

BMX (от англ. Bicycle MotoCross или Bike MotoCross – велосипедный мотокросс) – это гонки и трюковые стили катания (стрит, скейт-парк, дёрт и т.д.) на BMX-велосипедах. Велосипеды для BMX имеют жёсткую и прочную раму, ригидную вилку, одну передачу, руль с характерной перекладиной (кроссбар/crossbar) и чаще всего 20-дюймовые колёса. Могут использоваться гиророторы, пеги (трубки на втулках), башгарды (защита звезды), фрикостеры (специальные втулки, чтобы не вращать педали при езде накатом назад) и т.д.

Тандем

Велосипед-тандем (англ. Tandem – расположение гуськом) – это велосипед для нескольких человек (обычно 2-4), сидящих друг за другом. При езде на скорости свыше 25-30 км/ч основной силой, препятствующей движению, является сопротивление воздуха. В шоссейных гонках или командном тайм-триале спортсмены часто едут «спрятавшись» от встречного потока воздуха за ведущим велогонщиком («на колесе»), т.к. это экономит до половины прикладываемых усилий. В тандеме используется тот же принцип, что позволяет ехать на нём быстрее (или с меньшими усилиями), чем на других одноместных видах велосипеда.

Лигерад

Лигерад (от нем. Liegerad – лежачий; или по англ. Rekumbent) – велосипед, на котором райдер едет в полулежачем положении. Это значительно уменьшает лобовую площадь и дает существенный выигрыш в скорости. Для сравнения: если на треке велосипедист может максимально разогнаться примерно до 80 км/ч, то рекорд скорости на лигераде в закрытом корпусе – 144 км/ч.

Электрический велосипед

Электрический велосипед (англ. E-Bike) – это велосипед с электрическим приводом. Движение может осуществляться как полностью за счёт электропривода, так и в режиме помощника (e-MTB, e-road bike и др.). Обычно мотор интегрируется в кареточный узел рамы, либо устанавливается так называемое мотор-колесо (мотор находится во втулке). Мотор-колесо можно поставить на велосипед любого вида, сделав его электрическим.

По российскому законодательству электровелосипеды мощностью от 250 Вт до 4 кВт считаются мопедами и для управления ими формально требуется наличие водительского удостоверения.

Помимо вышеперечисленных видов велосипедов, есть и другие, некоторые довольно сложно отнести к какой-то определённой категории, а есть с довольно специфическим назначением (например, для циклобола – минифутбола на велосипедах). Но к сожалению… или к счастью, на этом мы пока остановимся

Выбираем горный велосипед в магазине.

Вооружившись представленными выше знаниями, отправляйтесь в велосипедный магазин, чтобы подобрать необходимый размер рамы, выбрать несколько подходящих моделей горных велосипедов и протестировать несколько из них.

Размер рамы горного велосипеда.

Спросите у продавца-консультанта какого размера рама вам подойдёт. Как только вы определите необходимый размер рамы горного велосипеда, то вы точнее определитесь с брендами и моделями.

Опытный продавец-консультант, только посмотрев на вас, сможет легко подобрать нужный размер горного велосипеда. Кроме этого он может воспользоваться специальной системой Fit-kit, которая используется подбора необходимой рамы в соответствии с размерами велосипедиста.

Если же вам некому помочь, то все равно вы сможете самостоятельно подобрать размер рамы, используя следующие параметры:

  • Расстояние от седла до руля: Когда вы сидите на велосипеде, то вы не должны чувствовать чрезмерного растяжения (велосипед слишком высокий), так же вы не должны ощущать чувство скованности (велосипед слишком короткий).
  • Высота седла: Когда вы сидите на велосипеде и держите ногу на педали, то ваша нога должна быть немного согнута в колене. Подседельный штырь не должен устанавливаться с выходом за минимально безопасный уровень, а руль не должен быть ниже седла больше чем на два сантиметра. Для большинства велосипедистов руль лучше устанавливать выше уровня седла.
    • Руль выше седла — более расслабленное положение при езде.
    • Руль ниже седла — более эффективное положение при езде.

Строение рамы также может иметь большое значение, когда вы садитесь на велосипед. Верхняя труба с сильным наклоном, подойдёт велосипедисту с короткими ногами и более высоким торсом и руками (т. е. большинству мужчин), но не подойдёт велосипедисту с длинными ногами, коротким торсом и руками (т. е. большинству женщин), для которых требуется более высокое положение на седле.

Специальная женская рама рекомендуется женщинам невысокого роста, так как расстояние от седла до руля короче. Женская рама удобней, чем мужская, так как помогает существенно уменьшить дискомфорт и нагрузку на спину, плечи и шею.

Совет покупателю: Определение стэндовера больше не является правильным способом выбора размера рамы. Раньше считалось, что когда ноги касаются земли, то зазор между верхней трубой и ногами должен составлять не меньше одного сантиметра. Из-за изменений в конструкции рам это правило стало не настолько важным, но всё же при выборе горного велосипеда с ним всё равно приходится считаться.

Совершите тестовую поездку.

Попросите протестировать несколько велосипедов. Прибегнув к помощи продавца-консультанта, вы сможете сузить выбор до двух или трёх велосипедов. Даже если у велосипедов одинаковые цена и комплектующие, поездка на каждом из них будет отличаться. Покатайтесь в течение 10 — 15 минут, желательно на различных поверхностях включая невысокие подъёмы.

Принятие решения о покупке.

В большинстве случаев один велосипед покажется вам лучше за остальные. Вы должны ощущать велосипед, как продолжение своего тела, а не как странный придаток, с которым вы постоянно боретесь.

Совет покупателю: В идеале велосипед должен удовлетворять вашим потребности, как в настоящий момент, так и через некоторое время, когда вы улучшите свою технику езды на велосипеде.

Заключительные шаги.

Если вы выбираете свой первый горный велосипед, но у вас ограниченный бюджет, обязательно изучите наш рейтинг самых лучших недорогих горных велосипедов

Также важно знать, что существуют поддельные велосипеды, которые внешне мало отличаются от настоящих горных велосипедов, но использовать их по прямому назначению крайне опасно

Если вы собираетесь купить горный велосипед, чтобы вытащить детей из дома и всей семьёй насладиться свежим воздухом, то обратите внимание на наш рейтинг самых лучших горных велосипедов для детей. Прежде, чем вы выедете со своим новеньким горным велосипедом из велосипедного магазина, его обязательно должны проверить на безопасность

Кроме того попросите настроить амортизаторы под вашу массу тела

Прежде, чем вы выедете со своим новеньким горным велосипедом из велосипедного магазина, его обязательно должны проверить на безопасность. Кроме того попросите настроить амортизаторы под вашу массу тела.

Убедитесь, что вы купили самые необходимые инструменты и запчасти для ремонта и технического обслуживания велосипеда: запасные камеры, набор заплаток, инструменты для покрышек, насос, многофункциональный инструмент, смазку для цепи и сумочку, куда всё это можно положить.

Городские велосипеды

Городские велосипеды предназначены для комфортного использования в городе. Комфорт может заключаться как в удобстве передвижения (вертикальная посадка, мягкое седло и т.д.), так и в удобстве хранения или транспортировки (маленький размер, возможность складывания). От них не требуется высокого уровня надёжности или минимального веса, как от спортивных видов велосипедов, что благоприятно сказывается на стоимости.

Часто городские велосипеды комплектуются крыльями, багажниками, корзинками, защитными кожухами цепи, звонками, подножками, фонариками и т.д. Руль обычно устанавливается высоко и близко к седлу, что позволяет сидеть вертикально. Вместо внешнего переключателя скоростей может использоваться планетарная втулка или велосипед может быть с единственной фиксированной передачей (синглспид).

Складные велосипеды

Складные велосипеды очень удобны в городской среде с практической точки зрения – их можно компактно разместить в квартире, провезти в транспорте или положить в багажник автомобиля.

Круизёры и Чопперы

Это велосипеды похожие по дизайну на мотоциклы. Изначально такие велосипеды начала выпускать в прошлом веке компания Schwinn, но благодаря большой популярности их стали делать и другие производители. Они подразумевают вальяжную и неторопливую езду по хорошим асфальтовым дорогам.

Также к городским относят фитнес-велосипеды. Это гибриды шоссейного и горного велосипедов, усилиями маркетологов получившие более благозвучное и современное название. Есть 2 вида таких гибридов.

МТБ-гибрид

МТБ-гибрид – это горный велосипед с шоссейными колёсами (28 дюймов), покрышками шириной около 40 мм и короткоходной вилкой.

Шоссейный гибрид

Шоссейный гибрид – это шоссейник с прямым рулём, более широкими покрышками (28-42 мм) и увеличенным диапазоном трансмиссии 400-600%. Для придания большей «внедорожности», у них уменьшен угол наклона рулевой и увеличена колёсная база.

Гибрид (Hybrid)

Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.

Один из них – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из алюминиевых труб или карбона в топовых моделях. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. Большинство гибридных велосипеды оборудуется короткоходными амортизационными вилками с ходом 50-60 мм. Все чаще на гибридах появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары все крепежные точки присутствуют.

Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28», 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло обычно пошире, иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специальным.

Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. К тому же, за последние годы выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился. Например, у компании сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая модели с дисковыми тормозами и карбоновыми рамами.

Гонки

Гонка на горных велосипедах по пересеченной местности.

Гонки по пересеченной местности делают упор на выносливость выше технического мастерства, а продолжительность гонок варьируется от 30 минут до 24 часов. Совсем недавно появилась новая категория под названием Marathon Cross Country или «Марафонская дистанция». Как правило, велогонки на марафонские дистанции превышают 50 миль. Все, что меньше 50 миль, по-прежнему называется кроссом. Кроме того, многие гонки на горных велосипедах делятся на этапы, рассчитанные на несколько дней. Гонки могут быть двухточечными или круговыми. Шорт-трек по пересеченной местности состоит из множества очень коротких кругов, чтобы быть удобными для зрителей.

В отличие от скоростных гонок, которые проводятся в формате гонок на время , кросс-кантри традиционно имеют массовый старт или интервальный старт, когда гонщики распределяются по нескольким большим группам, разделенным по возрасту и / или способностям. В гонках с очень большими полями, на которых не должно происходить срыва старта, иногда используется когда гонщики начинают с бега к своим велосипедам.

Старт соревнований по кроссу среди мужчин до 23 лет на чемпионате мира 2009. UCI .

В глобальном масштабе гонки XC регулируются Международным союзом велосипедистов . В Соединенных Штатах это находится в ведении USACMTB , подразделения USA Cycling . В Соединенном Королевстве British Cycling является руководящим органом.

Триатлон – особый вид соревнований

Кросс-кантри триатлон.

Еще одной разновидностью соревнований с использованием кросскантрийного маршрута является триатлон. Это говорящее название позволяет понять, что в таких состязаниях используется всего три дисциплины:

  • Плаванье.
  • Кросс-кантри.
  • Бег.

Корни триатлонных соревнований можно найти во Франции: в 20-х годы XX века там проводились соревнования «Les Trois Sports», в которые входили 3 км бега, 12 км езды на велосипеде и пересечение вплавь канала Марне.

Следующая информация о полноценных триатлонных гонках приходится на 70-е годы: тогда в Южной Калифорнии был основан клуб тренирующихся вместе бегунов, пловцов и велосипедистов. Их совместные тренировки переросли в первый триатлон залива Mission Bay, который принято считать предтечей современного нам короткого триатлона.

Сегодня в триатлонную «олимпийскую» дистанцию входят: 1,5 км заплыва, 40 км кросс-кантри и 10 км бега: именно такой путь считается эталонным, хотя порой происходит увеличение расстояний до огромных цифр.

2000 год считается годом официального вступления этой спортивной дисциплины в когорту олимпийских: в Сиднее в 2000 году были проведены первые олимпийские соревнования по триатлону. Кроме того, ежегодно проводится Кубок мира по триатлону, соревнования по дуатлону, зимнему триатлону, даже триатлону в закрытых помещениях.

Горный велосипед RockRider 900 27,5″ B’TWIN

Рама: Комбинация сплавов 6061 Т4 и Т6, конический рулевой стакан 1⅛-1½ дюйма, усиленная диагональ, вес 1,8 кг (размер М).

Подвеска: Воздушно-масляная вилка MANITOU M30 AIR 100мм под ось 9 мм, Tapered 1⅛-1½, блокировка combo lock на руле, вес 1,7 кг.

Трансмиссия: Sram NX 1×11: передняя звезда 30 зубьев, задние 11-42.

Колеса: MAVIC CROSS RIDE FRS-X 27,5″ двойные обода из алюминия S6000, 24 спицы, промподшипники QRM, под диск; покрышки HUTCHINSON PYTHON 2 с профилем 27,5 x 2,1; ниппель Presta. 

Тормоза: Дисковые гидравлические TEKTRO TKD 32 (160 мм) двухпоршневые, полуорганические тормозные колодки, рукоятки под два пальца. 

Рулевое управление: Руль RockRider 900 Series XC 680 мм, прямой, усиленный; вынос 80 мм для размера M, 90 мм для размера L, 100 мм для размера XL.

Седло и подседел: Облегченное седло B’Twin RockRider 900 Series весом 265г, подседел B’Twin Comp 29,8мм длиной 350 мм. 

Вес без педалей

11,8 кг для размера S 
12 кг для размера М
12,2 кг для размера L 
12,4 кг для размера XL 

Этот кросс-кантри велосипед эффективно передаёт ваше усилие, обеспечивает необходимую плавность езды на самых сложных участках трассы. Он подойдет тем, кто определился со своими предпочтениями – то есть велосипедистам, которые любят испытывать себя жесткими кросс-кантри гонками по самым сложным участкам. 

Вот что дает этой модели весомые преимущества:

  • Рама весом всего 1,9 кг, выполненная из комбинации сплавов 6061 T4 и T6. Данные сплавы обладают отличными характеристиками: Т4 имеет предел прочности на разрыв не более 210 MPa (30,000 psi) и предел текучести на растяжение не более 110 MPa (16,000 psi), а T6 — предел прочности на разрыв не более 290 MPa (42,000 psi) и предел текучести на растяжение не более 240 MPa (35,000 psi). Комбинация данных материалов дает большое преимущество в запасе прочности при пиковых усилиях на поворотах и при ударах и, по сравнению со стандартным 6061 сплавом, позволяет сделать раму тоньше и легче. Данная рама рассчитана на спортивное использование;
  • Колеса – облегченные и одновременно усиленные за счет применения прямых спиц и промышленных подшипников – весят всего 1,9 кг каждое и имеют диаметр 27,5”, что дает превосходный накат и возможность легко преодолевать препятствия; 
  • Подвеска осуществляется передним воздушно-маслянным амортизатором с ходом 100 мм от компании MANITOU. По сравнению с пружино-масляной вилкой, такой амортизатор имеет значительно более плавный ход и меньший момент страгивания. Вилка отлично отрабатывает неровности при быстрой езде, предотвращая не только потерю скорости из-за столкновения с препятствиями, но и вероятность падения при попадании в яму или наезде на дерево.
  • Дисковые гидравлические тормоза со сдвоенными поршнями дают очень высокое сцепление и позволяют удерживать колеса даже при огромных усилиях, поэтому модель подходит для агрессивного скоростного спуска для быстрого сбрасывания скорости перед резкими поворотами.
  • Трансмиссия SRAM NX 1×11 – одно из лучших решений велосипедной промышленности на данный момент. Отказ от переднего переключателя за счет изменения геометрии звезды значительно облегчает управление скоростями в пылу гонки, снижает вес и увеличивает надежность системы, а диапазон задних звездочек 11-42 обеспечивает необходимые передаточные числа для крутых подъемов.

Велосипед RockRider 900 рекомендуется использовать с контактными педалями, так как это значительно увеличивает эффективность ездока, особенно при подъеме в гору. Контактные педали обязательны для соревнований!
 
Все три велосипеда обладают высоким качеством и имеют пожизненную гарантию на основные части: раму, руль, вынос, подседел, а также два года гарантии на остальные компоненты. Каждая модель идеальна для своих целей в конкретном ценовом сегменте. Что по душе вам — решите сами!
 

Гоночные дисциплины

Гонки XC существуют в четырех основных форматах: XCE (беговые соревнования по пересеченной местности), XCO (олимпийские гонки по пересеченной местности), XCC (кросс-кантри с коротким кольцом) и XCM (кросс-кантри-марафон).

Лыжные гонки на выбывание (XCE)

Дисциплина, при которой два лучших гонщика проходят в следующий раунд, а два других гонщика выбывают. Каждая гонка имеет максимальную продолжительность 60 секунд. Это похоже на четырехкросс , дисциплину скоростного спуска.

Олимпийские гонки по пересеченной местности (XCO)

Состоит из прохождения нескольких кругов по кругу длиной 4-10 км (2,5-6,0 мили) продолжительностью около 90 минут для элитных классов. Это единственная лыжная дисциплина в программе Олимпийских игр.

Беговое короткое замыкание (XCC)

Гонка похожа на гонки XCO, но с кругами обычно менее 1,0–2,0 км (0,6–1,2 мили) по менее техничной местности и продолжительностью 20–25 минут. Точно так же количество кругов определяется тем, сколько кругов может быть выполнено за этот период времени при максимальном заданном времени предыдущего круга.

Гонки XCC обычно определяют порядок, в котором будут участвовать гонщики в гонке XCO, и обычно проводятся за 2 дня до гонки XCO, если они определяют порядок старта.

Лыжный марафон (XCM)

Обычно по маршруту от 65 до 100 км. Он приобрел популярность в последние годы, потому что участие в соревнованиях XCM открыто для всех, в том числе и для новичков.

Выводы

Кросс-кантри предъявляет высокие требования, как к байку, так и к спортсмену. Опасность падений и травм здесь ниже, чем в даунхилле или эндуро, однако, важна выносливость велосипедиста, его характер. Споры по поводу того, какой байк выбрать (хардейл или двухподвес) не прекращаются даже в среде профессионалов, ведь преимущества и недостатки есть у каждой модели. Для тех кто не знает в каких условиях будет использоваться велосипед оптимальным решением будет маунтинбайк, предназначенный для кросс-кантри. Он подойдет для езды, как по бездорожью, так и по шоссе, хоть и не обеспечит максимальный комфорт

Но всегда важно помнить, что его настоящая стихия – пересеченная местность

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tuning Style
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: