2.
Itasha
Изначально этот молодой стиль тюнинга зародился среди otaku — повёрнутых на манге (комиксах) и аниме (мультфильмах) японцев. Они начали украшать свои автомобили соответствующими рисунками и аксессуарами, и иногда этот фетиш доходит до того, что яркие цветные сюжеты с японскими школьницами наносятся даже на боковины шин, а на номерные рамки вешаются женские трусики-бикини. Позже культура itasha буквально взорвала японскую автоспортивную тусовку — сочетание брутальности гоночного «корча» и няшности девочек-«тян» умиляет как зрителей, так и владельцев болидов. Да и коммерческие отношения владельцев команд со спонсорами на этой почве можно выстроить вполне себе «кавайно».
Кто такие босодзоку
Босодзоку – это желание нарушать правила, быть хулиганом. Подлинное, почти освобождающее, бунтарское чувство. Рев выхлопных газов, скорость, какофония гудящих рожков, хаотичные цвета … это образ жизни.
Байкерская культура в Японии
Босодзоку (暴走族 «племя необузданной скорости») – термин, используемый для обозначения полукриминальной субкультуры байкеров, тесно связанной с кастомизацией (индивидуализацией) мотоциклов. Предполагается, что это форма протеста против сильного влияния Запада, которому Япония подверглась после Второй мировой войны. Факт, продемонстрированный широким использованием имперских флагов на модифицированных транспортных средствах и одежде участников банд.
Банды босодзоку, состоящие, как правило, из мальчишек, моложе 20 лет, движимых бунтарским духом, стали частью коллективного воображения японцев, особенно в начале 1980-х, достигнув пика популярности в 1982 году, когда в Японии более 42 000 хулиганов гоняли на огромных скоростях, на своих двухколесных монстрах.
Босодзоку посвящен целый ряд манга, аниме и фильмов. Среди известных творений – «Акира» Кацухиро Отомо, «Сёнан бакусодзоку» Сатоси Ёсида, «Сёнан дзюнай гуми – Банда чистой любви» Тору Фудзисава. Сого Исии в начале 1980-х годов снял ставшие культовыми фильмы «Дорога безумного грома» и «Взрывающийся город».
***
Свой «Сивик» Дмитрий теперь держит у Игоря Рейцмана, для которого продвижение JDM-культуры стало основным делом.
Рейцману всего 25 лет.
С японским автопромом он познакомился еще подростком, когда стал членом одной из столичных дрифт-команд. После службы в спецназе Росгвардии Игорю удалось попасть на работу в дилерский центр «Мерседес», но ему откровенно не нравились новые машины, которые создаются в расчете на то, чтобы сломаться через несколько лет после выпуска, ведь владельцы все равно их к тому времени уже продадут.
Игорю нравятся истории о тачках, которые передаются в семье из поколения в поколение.
А когда он узнал, что в России нет ни одного музея японских автомобилей, решил его создать и собрать там именно классические модели до 90-го года выпуска.
По задумке его молодого создателя, это место должно стать полноценным центром, объединяющим самые разные направления японской культуры — от бусидо до дрифта.
Интересно, что все это пока существует без какой-либо поддержки со стороны государства и крупного бизнеса, по сути на общественных началах.
В коллекции Игоря Рейцмана много машин конца 70-х и 80-х годов выпуска. Более десятка машин он приобрел сам, остальные принадлежат разным людям и хранятся в музее Рейцмана на теплой и хорошо охраняемой платной парковке. У большинства автомобилей здесь сравнительно небольшой пробег, примерно 200 тысяч километров.
Игорь считает, что дело не в надежности, с которой у старых «японок» проблем не было, а в хроническом отсутствии в стране запчастей для них, особенно в конце 80-х годов.
«Есть следы «колхоза», порой очень заметные. К примеру, карбюраторы от «Жигулей» у некоторых стоят или еще какие-то детали подвески и так далее», — объясняет Игорь.
А те, кому было жаль «колхозить» свои иномарки, запирали их в гаражи на многие годы, отсюда и небольшой пробег.
В 90-е проблемы с запчастями постепенно сошли на нет. В том же Владивостоке целые улицы — такие как Снеговая, к примеру — превращались в сплошные рынки и склады автозапчастей.
Однако были и те, кто по-прежнему испытывал дефицит, — стритрейсеры. Весь спортивный тюнинг в России практически до конца нулевых оставался кустарным.
Первый дрифтер Александр Крупин хорошо помнит, как они с друзьями использовали самодельные маслокулеры, пытались пристроить на свои «корчи» детали от грузовиков.
А Дмитрий Семенюк растачивал двигатель на своей Honda Integra вручную напильником, чтобы она стала самой быстрой в драг-заездах.
Почему Toyota так хороша для дешевого тюнинга? Если взять какой-нибудь BMW, то у него есть 500 лошадиных сил, и вы не выжмете больше без капитальных вложений, потому что мотор уже раскручен. У японского же двигателя — у JZ, например — огромный запас надежности, который можно съесть, чтобы разогнать машину без особых затрат
Александр Бородин
По его словам, кроме дефицита на рынке деталей для тюнинга в нулевые было развито массовое кидалово, и именно во Владивостоке придумали такую штуку, которую потом использовали недобросовестные продавцы на AliExpress, когда человек заказывал деталь по почте, а ему приходили кирпичи такого же веса.
5.
Shakotan
Буквально — «низкий автомобиль». С учётом того, что в Японии тюнинг и занижение это практически синонимы, этим термином можно щеголять при виде любой доработанной JDM-машины (устойчивая аббревиатура от japanese domestic market — японский внутренний рынок) и не ошибиться. Поэтому любой «шакотан», в зависимости от иных, кроме «дропа», доработок, скорее всего, принадлежит к какому-либо более узкому направлению. Например, hella flush, которое предусматривает экстремальное занижение и резину, натянутую «домиком» на разваленные тем же самым домиком колёса. Вот на фотографии выше — вполне себе добротный hella flush! Термин это хоть изначально не японский, но очень японцами любимый.
1.
Dekotora / Decotora
Происходит от английского «decoration truck» — украшенный грузовик. Хром, лампочки, много. Вот что такое «декотора» в трёх словах. Это движение появилось в 70-е годы в среде японских водил, которые возили рыбу. Они как чинили, так и украшали свои машины всем, что попадалось под руку. Сейчас на грузовики устанавливаются блестящие панели, неоновые, светодиодные и прочие лампы в таком количестве, какое позволит фантазия, бюджет и инженерные возможности владельца. После чего всё подключается, раскрашивается и демонстрируется как на дорогах, так и на специальных тусовках и выставках. По окончании тюнинга внешние габариты грузовика увеличиваются настолько, что его можно принять за тягач. Но нет — эта культура охватывает только среднеразмерный коммерческий транспорт или, в качестве исключения, лёгкую развозную технику вроде нашей Газели.
История термина
Больше полувека назад на улицах Страны восходящего солнца появились странные, яркие компании мотоциклистов. Их внешний вид, манера поведения и тюнинг мотоциклов выглядели столь безумно для скрытных, чтущих традиции, японцев, что вскоре их прозвали «Каминаридзоку» (в переводе значит «клан грома»). При этом термин представлял собой игру слов, связывающую банду с термином «камикадзе».
Мотоциклисты вели себя вызывающе, часто они совершали хулиганские выходки, устраивали публичные гонки и попросту веселили публику. Благодаря своему поведению, они часто попадали в новостные выпуски. В одном из репортажей журналист назвал их «босодзоку». Этот термин представлял собой сложную игру слов, включающую в себя такие понятия, как: семья, гонка, насилие, мафия.
Связь этих мотоциклистов с мафией, о которой так часто писали пять десятков лет назад, была сильно преувеличена. Конечно, случаи, когда якудзы использовала гонщиков для выполнения своих, не всегда законных поручений, бывали. Но говорить о том, что большинство босодзоку принадлежали к числу правонарушителей, все же нельзя. Конечно, хулиганство было у них в крови, но на серьезные проступки они, обычно, не решались.
Постепенно банда гонщиков превратилась в субкультуру со своим индивидуальным неповторимым стилем тюнинга мотоциклов и автомобилей, а также собственным стилем одежды. Уже в 1970-х годах босодзоку превратились в настоящий культурный феномен, а сам термин стал обозначать не только ярких мотоциклистов, но и целый стиль тюнинга.
Чем многочисленнее становилась эта субкультура, тем больше правонарушений было на ее счету. Постепенно ярких гонщиков начали считать кем-то вроде «шестерок» мафии. Большинство приверженцев бособзоку проживало в Хиросиме. В определенный момент эта субкультура стала настолько влиятельной и опасной, что власти официально объявили о своем намерении бороться с «бандами босодзоку». Правительство в этом преуспело. В начале 2000-х годов численность босодзоку резко снизилось, мода на эту субкультуру ушла, а вот стиль тюнинга остался. Причем постепенно радикально непрактичный, но безмерно-яркий тюнинг босодзоку стал завоевывать популярность уже по всему миру, в том числе и в России стали появляться до нелепого пестрые тюнингованные автомобили.
Жизненное кредо субкультуры Босозоку
Образ жизни босодзоку
В целом японское правительство рассматривает босодзоку как высокоорганизованные группы в составе нескольких национальных федераций. В группах существуют четкие правила, униформа, символы, некоторые даже взимают членские взносы и устанавливают наказания. Эти объединения также составляют большую часть японской преступной деятельности, причастной к вандализму, нарушениям правил дорожного движения и другой преступной деятельности.
Их криминализируемые деяния обычно не заканчиваются после того, как им исполняется двадцать. Считается, что до одной трети рекрутов якудза происходят из сохранившихся банд босодзоку. Вместе с тем по мере того, как босодзоку становится все меньше, их связи с якудза менее очевидны. Якудза сегодня больше вербуют из других маргинализированных групп, как японские буракумины или корейцы-зайничи.
Стиль
Отвернувшись от вестернизированных деловых костюмов и галстуков, наводнивших Японию, босодзоку первых поколений создали собственный стиль и бренд, отдавая дань уважения своим предшественникам. Называемый токкофуку он был смоделирован по образцу комбинезонов военных летчиков. Собственно фигура камикадзе времен Второй мировой войны, жертвовавшего собой во славу своей страны, стала вдохновителем субкультуры.
Токкофуку
Босодзуку носили токкофуку и дзимбэи, которые украшались лозунгами (как «Юкоку рэсси», 憂国烈士Национальный мученник), символами банд, флагами и даже мандзи (японской свастикой). Изначально униформа была преимущественно чёрной и белой, но с 1990-х увеличилось количество цветовых вариаций (красный, темно-синий).
Куртки вышивали фразами с использованием фонетических аналогий, например «Кэнка Дзёто» 喧嘩上等 (что можно перевести как «ссориться с начальством»), предложениями, выражающими благоприятные чувства. Кроме того использовались символы, значения которых малопонятны обывателям. Подол принято было заправлять в дзикатаби или сапоги.
Модные бородзоку
Что касается аксессуаров, японский байкер предпочитал солнцезащитные очки, закрытые по бокам, пояс тасуки, головную повязку «хатимаки», хирургическую маску, прическу с эффектом помпадур и перманентной химической завивкой.
Девушки босодзоку (рэдису(レディース), переводится как женщины, но в данном контексте женские банды) носили сапоги на высоких каблуках, делали яркий макияж и красили длинные волосы. Вместо мешковатых штанов могли носить юбки и чулки.
Лидеров узнавали по курткам, покрытых стилизованным традиционным японским шрифтом. Эти куртки передавались от старых лидеров к новым, что помогало преодолевать разрыв между поколениями (бывшими членами и новобранцами).
Мотоцикл – символический объект босодзоку
Ничто не могло подготовить человека к главному акту культуры босодзоку как мотоцикл. Все мотоциклы, как правило, японского производства, модифицируются в едином стиле.
Изначально это был гоночный мотоцикл с большим зазором в двигателе и без капота, поэтому он производил много шума и стоил недорого.
Слева направо: 1) Suzuki Diamond Free (1954) 2) Yamaha YC1, 175cc (1956) 3) AJS 16C 350cc (1954) 4) CB92 125cc (1958)
Среди популярных моделей 1970-х годов – Honda CB750 Four, Kawasaki 750RS (Z2), Kawasaki 750SS Mach, Suzuki GT750, Yamaha TX750.
Как правило, начав свою жизнь как шоссейный мотоцикл (преимущественно модели объемом 250–400 куб. см.), он дополнялся эстетическими и функциональными элементами из разных культур. Вместе с тем, хотя американские чопперы и британские кафе-рейсеры повлияли на модификации, мотоциклы босодзоку, несомненно, уникальные.
Оснащенные модифицированными выхлопными трубами, с увеличенными обтекателями (абсолютно вне всякой логики стиля и функциональности) и гигантскими решетками, мотоциклы красили в яркие цвета, украшали наклейками и логотипами, которые ассоциировались с наиболее важными символами военной и имперской истории Японии. Восходящее солнце было обычным брендингом. На мотоцикл устанавливали по несколько рожков для воспроизведения мелодий, которые банды использовали в качестве личных музыкальных тем.
Начиная с 1990-х годов, которые в Японии известны как «потерянное десятилетие», экономический спад принес проблемы молодому поколению. Повсеместная безработица привела к резкому сокращению располагаемого дохода, и модифицированные мотоциклы стали роскошью, которую могли себе позволить лишь немногие. Вдобавок ко всему, как уже было сказано, репрессии под руководством правительства, начавшиеся в 2004 году, почти полностью уничтожили отдельные банды. Обладая полномочиями арестовывать на месте подозреваемых в членстве, японская полиция продолжает вести войну против любой деятельности, связанной с мотоциклетными бандами.
Сегодня, прогуливаясь по улицам блеска и гламура в Гиндзе, в окнах витрин можно видеть манекенов, демонстрирующих обновленные версии комбинезонов токкофуку, вышитых лейблами высокого класса.
3.
Bosozoku / Zokusha / Kaido-racer
Bosozoku — символ подпольной автомобильной культуры Страны восходящего солнца, но термин это немного неверный. В буквальном переводе он означает «жестокая банда» и изначально относится к культуре байкеров-отморозков. Автомобили подобных «гангстеров» называются, соответственно zokusha (слово sha по-японски означает «автомобиль»), а сами они в рамках субкультуры именуются «гонщики автострад» или kaido-racers. Автомобили как правило низкие и очень громкие, с агрессивными обвесами и слепяще-яркими разноцветными фарами, так как ездят такие «зоку» в основном по ночам. Чаще всего за основу берутся различные «маркообразные», но встречаются и «Скайлайны», и «Селики», и Датсуны, а иногда модель из-за масштабов доработок становятся загадкой даже для знатоков. Как типичные стритрейсеры, эти ребята любят собраться на ночной парковке, порычать моторами и дрифтануть на пустом перекрёстке.
Элементы, которые встречаются почти на каждом zokusha — удлинённый капот, растущий из переднего бампера длинный плоский диффузор, спойлер типа «утиный хвост», расширенные арки, в которых прячутся олдскульные колёса японских брендов и вынесенный на улицу масляный радиатор с выставленными напоказ шлангами. Так как решётка радиатора часто отсутствует, то демонстративно выставляются и дудки сигнала, который всегда играет мелодию из «Крёстного отца». Более экстремальные варианты раскрашены в вырвиглаз-оттенки и отличаются длиной и количеством всех «плавников» кузова, размерами накладок на арки, инфернальными зигзагообразными трубами выхлопа, наружная длина которых может достигать метров так трёх.
4.
VIPstyle / Bippu
Ещё один вариант транспорта для реальных и импровизированных членов японских банд. В отличие от оборванцев-беспредельников bosozoku, на bippo (японцы так выговаривают известную аббревиатуру «ви-ай-пи») ездят респектабельные представители японской мафии Якудза и персонажи, им подражающие. В общем, это у них там что-то вроде «сто сорокового кабана», но с типичным «приора-тюнингом». Биппо-мобиль обычно обладает дорогими блестящими дисками внушительного размера (и поэтому приличным углом развала колёс), низкой посадкой («пневма», само собой), ярким холодным светом оптики, а также шторками на окнах и продвинутой развлекательной электроникой в салоне. Серьёзные парни ездят на серьёзных машинах и делают в них такие же серьёзные дела. Поэтому настоящий vipstyle это бизнес-класс и выше или топовый минивэн грозного облика, хотя пародии делают на основе чего угодно. Преобладающие оттенки кузова — чёрный и белый.
Особенности стиля
Как и в любой субкультуре, гонщики «босодзоку» выработали свой уникальный и узнаваемый стиль, имеющий свои характерные особенности.
Как уже говорилось, изначально банды босодзоку именовались «кланами грома». И знаете почему? Все весьма прозаично: из-за дикого грохота мотоциклов и автомобилей, которые знаменовали появление на улице членов «банд босодзоку». Именно поэтому первым делом приверженцы босодзоку снимали глушители. Ничего не напоминает?
Тюнинг в стиле Гратян (Grachan)
- Авторские, сделанные на заказ, зеркала заднего вида. Этот элемент пришел в стиль «босодзоку» еще с тех времен, когда это течение обозначало лишь несколько банд мотоциклистов, но никак не целую субкультуру. Мотоцикл меньше автомобиля, а следовательно, и меньше возможностей для тюнинга, поэтому зеркала стали переделывать первыми. В босодзоку они обычно имеют сложную геометрическую форму и яркую расцветку.
- Темы из аниме, манг и блокбастеров. К субкультуре босодзоку обычно причисляли себя достаточно молодые люди. Они стремились походить на своих кумиров, которых находили в популярных мангах и голливудских блокбастерах.
-
Старые автомобили. У молодежи обычно нет денег, поэтому их автомобили и мотоциклы обычно были старыми. Именно поэтому тюнинг автомобилей обычно основывался на образе олдскульного ретрокара, в дизайн которого были аккуратно вплетены отсылки к популярным трендам.
- Низкая посадка. Это вполне можно назвать фирменным знаком босодзоку. Абсолютное большинство ретрокаров, тюнингованных в стиле босодзоку имеют экстремально низкую посадку.
- Токкофуку. Как и в любой молодежной субкультуре, босодзоку предполагала не только уникальный тюнинг своего транспортного средства, но и особую униформу. Термин «токкофуку» в переводе как раз и обозначает униформу. Отличительной чертой банд босодзоку стали военные брюки и ботинки с высокими берцами, дизайна Второй мировой войны. Чуть позже появились длинные плащи с различными лозунгами, которые стали носить участники определенных банд босодзоку. Элементы военной формы, которые использовались в этой субкультре, были необходимы для того, чтобы опротестовать свою связь с незаконными видами деятельности и дружбу с японской мафией. Многие исследователи говорили также о некой политической идеологии босодзоку, но по большей части все банды были лишены какой бы то ни было политической или социальной идеологии.
Поскольку приверженцу этого культурного течения объединялись в банды, очень скоро в каждой из таких банд начал вырабатываться свой стиль и своя символика. Фирменные знаки, названия банд и лозунги тех или иных банд теперь составляли основу тюнинга автомобилей их участников.
7.
Grachan / Garuchan
Стайлинг в стиле garuchan появился в результате желания энтузиастов подражать гонщикам японского кольцевого чемпионата 80-х Fuji Grand Champion Series (теперь этимология очевидна) и её серии поддержки Super Silhouettes. Занижение, раскраска, похожая или копирующая боевую ливрею, функциональный (как минимум на вид) аэродинамический обвес с массивным антикрылом и вертикально стоящий единственный стеклоочиститель – в общем, копия туринговой машины на дорогах общего пользования. Иногда эти автомобили наделяют не только внешней похожестью, но и соответствующими ездовыми способностями.
Авто/Мото
5 июня, 2015
2 553 просмотра
Тюнинг
Босодзоку в современном аспекте уже не объединяет хулиганов на мотоциклах, несущихся по пустынным ночным улицам Токио, а обозначает поклонников определённого стиля автомобилей. Здесь речь о тюнинге.
Тюнинг в стиле босодзоку – это не о функциональности, только о внешнем виде. По степени брутальности его сложно превзойти. Базой служат популярные седаны, как Mark II, Chaser Cresta, Aristo, Soarer, Crown, Celsior, Century, Cedric, Gloria, Laurel, Cima. Вдохновляясь гоночными автомобилями, у них удлиняют спойлеры, передний и задний бамперы, выхлопные трубы. Длинные трубы сильно шумят, не более того, само собой разумеется, что с них удалены все звукопоглощающие элементы. Так что звук двигателя можно слышать в чистом виде.
Тюнинг в стиле босодзоку
Во время совместных «прогулок» босодзоку часто совершают опасные маневры. Примером может служить дикая смена полосы движения или игнорирование красного сигнала светофора. Один из самых опасных маневров вождения – синай босо (умышленное превышение разрешенной скорости). Дело не в том, кто окажется самым быстрым, смысл – испытать острые ощущения. Головную машину ведет сэнтоса (руководитель акции). Правило в том, что никому не позволяется его обгонять.
Неофициальные гоночные модели также участвуют в официальных соревнованиях (ралли, джимхана), но некоторые группы современных босодзоку предпочитают брутальную езду. Во время аттракционов они размахивают японскими флагами и громко выкрикивают нецензурные слова и девизы.
Субкультура сохранилась со сдвигом в сторону тюнинга автомобилей
Босодзоку применяется только к автомобилям японского производства и в некоторой степени он взаимозаменяем с термином «кайдо рейсер». В широком смысле «босодзоку» относится к концепции модификации японского автомобиля, тогда как «кайдо рейсер» – конкретно к модификации конкретного автомобиля.
Мировоззрение
Явление, порожденное социальным бунтом, вылилось в более или менее организованную преступность банд, которые соперничали друг с другом за контроль над теневыми районами, территориями и предприятиями.
Японские байкеры
В то время как остальная часть японского общества развивалась и открывалась миру, культура босодзоку сосредоточилась на поддержании традиционных ценностей и кодексов поведения. Отдельная социальная иерархия и сеть выросли из строгих правил, как члены групп могли действовать и вести себя. Нарушать законы и сеять хаос для полиции, было позволительно. Хотя в некоторых бандах считалось аморальным причинять вред представителям общественности. Когда одной группе угрожала другая, защищаться становилось вопросом жизни и смерти. Жестокие войны за территорию, похищения людей и даже убийства не были редкостью.
В начале 1980-х, когда босодзоку полностью вышло из-под контроля, в больших городах ночи постоянно нарушал рев 4-х цилиндров с открытым выхлопом на пустынных улицах. Власти могли мало, что сделать, в большей степени они просто «контролировали» шумные демонстрации, фактически не вмешиваясь, чтобы их остановить. Это чувство всемогущества привело некоторых участников банд к ассоциации с якудза, которая в рядах босодзоку находила молодых новобранцев для включения в организованную преступность более высокого уровня.
В конце 1990-х весь мир изменился и разрушенная Берлинская стена уступила место глобализации. Это привело к роспуску многих мотоциклетных банд, а жизни участников разделились между теми, кто вернулся в нормальное русло и теми, кто остался в рядах якудза. Хотя в конце тысячелетия официальных босодзоку насчитывается немного, субкультура продолжает вдохновлять многих людей и время от времени происходит «возрождение» периода её расцвета.
Ещё в Японии немало людей, которые ревностно оберегают модифицированные в стиле босодзоку байки, организовывают парады – хотя современные демонстрации, не более чем сборища, объединяющие людей, увлеченных теми же идеями и страстью к мотоциклам и автомобилям.
Но с новым веком начался и кризис. Мотоциклы стоят немало, не говоря уже о модификациях. Для вторичного рынка, например для 4-х метрового глушителя, требуется целое состояние. За седло с розовой бахромой договариваются с глазу на глаз. Сегодня быть бунтарем накладно.
Можно было бы ожидать, что рецессия, безработица, увеличение налогов приведут к возрождению протестного движения, такого как босодзоку. Но нет! Даже «мундиры» с красивой вышивкой и имперскими символами слишком дорогие. Новое поколение выбирает дешевую одежду и ездит на недорогих скутерах. История со счастливым концом, которая оставила потомкам один из самых ярких, но и абсурдных образов, когда-либо созданных.
Фотографии Фукуда Фумиаки, из книги, посвященной «каминари-дзоку»
Босодзоку часто фигурируют в аниме, фильмах и телешоу. Стереотипные японские байкеры мгновенно узнаются по их комбинезонам или военным курткам, украшенным иероглифами, которые они надевают без рубашки, чтобы показать свои забинтованные торсы. Мешковатые штаны и высокие сапоги завершают образ.