Элементы цепи зажигания.
Одной из самых важных электрических цепей скутера является схема зажигания. В неё входят модуль зажигания CDI (1), катушка зажигания (2), свеча зажигания (3).
Модуль зажигания CDI.
Модуль зажигания CDI (1) выполняется в виде небольшой коробочки залитой компаундом. Это усложняет разборку блока CDI в случае его неисправности. Хотя модульная конструкция этого блока упрощает процесс его замены.
К модулю CDI подключается 5 проводников. Сам модуль CDI располагается в донной части корпуса скутера недалеко от аккумуляторного отсека и закрепляется на раме резиновым фиксатором. Доступ к блоку CDI затрудняется тем, что он расположен в донной части и закрыт декоративным пластиком, который приходится полностью снимать.
Катушка зажигания.
Катушка зажигания (2). Сама катушка зажигания располагается с правой стороны скутера и закреплена на раме. Представляет собой некий пластиковый бочонок с двумя разъёмами для подключения и выводом высоковольтного провода, который уходит к свече зажигания.
Конструктивно катушка зажигания расположена рядом с пусковым реле. Для защиты от пыли, грязи и случайных замыканий катушка закрывается резиновым чехлом.
Свеча зажигания.
С помощью высоковольтного провода катушка зажигания соединяется со свечой зажигания A7TC (3).
На скутере свеча зажигания оказалась хитроумно запрятана, и с первого раза её можно искать довольно долго. Но если «пойти» вдоль высоковольтного провода от катушки зажигания, то провод приведёт нас прямиком к колпачку свечи зажигания.
Колпачок снимается со свечи небольшим усилием на себя. Он фиксируется на контакте свечи упругой металлической защёлкой.
Стоит отметить, что высоковольтный провод подсоединяется к колпачку без пайки. Многожильный провод в изоляции просто накручивается на контакт-шуруп встроенный в колпачок. Поэтому сильно дёргать за провод не стоит, иначе можно выдернуть провод из колпачка. Устраняется это легко, но провод придётся укоротить на 0,5 – 1 см.
До самой свечи зажигания добраться не так-то просто. Для её демонтажа необходим торцовый ключ. С его помощью свеча просто вывёртывается из посадочного места.
Стартер (8). Стартер служит для запуска двигателя. Расположен он в средней части скутера рядом с двигателем. Добраться до него нелегко.
Запуском стартера управляет пусковое реле (10).
Пусковое реле размещено с правой стороны на раме скутера. На пусковое реле приходит толстый красный провод от плюсовой клеммы аккумулятора. Так запитывается пусковое реле.
Датчик и индикатор топлива.
Датчик уровня топлива (14) встроен в топливный бак.
От датчика отходят три провода. Зелёный является общим (минус питания), а двумя другими датчик подключается к индикатору уровня топлива (11), который установлен на приборной панели скутера.
Датчик топлива (14) и индикатор (11) являются одним устройством и запитываются постоянным стабилизированным напряжением. Так как два этих устройства разнесены между собой, то они соединяются трёхконтактным разъёмом. Плюсовое напряжение питания поступает на индикатор топлива и датчик по чёрному проводу с замка зажигания.
Если разомкнуть трёхконтактный разъём, идущий от датчика топлива, то индикатор топлива перестанет показывать уровень топлива в баке. Поэтому, если у вас не работает индикатор топлива, то проверьте соединительный разъём между датчиком и индикатором топлива, а также убедитесь, что на них подаётся напряжение питания.
Какие бывают ДХО
Обычно дневные ходовые огни в поворотники представляют собой светодиодный блок, который устанавливается вместо штатной лампы поворотов. Но в отличие от обычной лампы такой блок может переключаться в два режима – мигать, как обычный поворот, и просто светить белым светом. Для этого в нём имеются светодиоды оранжевого и белого цвета, а также управляющий блок, который их переключает по ситуации. Поэтому никаких проблем с освещением не возникает.
Бывают и другие конструкции, которые также состоят из ярких светодиодов. Например, ДХО с функцией бегущего поворотника представляет собой гибкую планку со светодиодными блоками, которая может крепиться над или под фарами. При включении поворота светодиоды имитируют бегущие огни в сторону поворота, а при выключении светят все сразу. Такие гибкие ДХО с функцией поворотника подходят не для всех моделей авто.
В некоторых имеется функция сопровождения, когда яркость снижается вдвое, когда водитель покидает салон, и подсвечивают ему путь перед автомобилем, а через несколько минут гаснут.
Дневные ходовые огни
Как проверить, заменить
Проверка осуществляется с помощью мультиметра. Этот прибор используется в электромеханике и продается в строительных магазинах. Существуют модели без звукового сигнала – они не отличаются по внешним признакам, а потому приходится спрашивать у продавцов. Без звукового сигнала или «прозвона» неудобно постоянно смотреть на панель, но осуществить проверку реально. Последовательно, начиная от аккумулятора до цепи зажигания и генератора, проверяется вся проводка мопеда «Альфа». На мультиметре есть два щупа: красный и черный. Красным нужно касаться плюса, а черным – массы или земли.
Назначение реле поворотов
В действующих в России Правилах дорожного движения четко указано, что при совершении маневров необходимо включать указатели поворота, а при их отсутствии — показывать направление движения рукой. Однако сейчас большинство автомобилей и мотоциклов оборудованы указателями поворотов, поэтому руками для указания направления движения приходится пользоваться нечасто.
Указатели поворотов при включении мигают, то есть — с определенными промежутками времени загораются и гаснут, поэтому они привлекают к себе внимание других участников дорожного движения, и не заметить включенный «поворотник» довольно сложно. Мигание указателей поворотов выполняет и еще одну роль — не позволяет водителям перепутать их включение со срабатыванием стоп-сигналов или включением габаритных огней
Периодическое включение и выключение (то есть — то самое мигание) ламп указателей поворотов реализуется с помощью простого устройства, которое входит в электрическую систему автомобиля — реле поворотов, которое часто называется просто прерывателем или реле-прерывателем.
Реле-прерыватель, включенное в цепь «поворотников», выполняет сразу три функции:
- Подача электрического тока на лампы указателей поворота (то есть, включает «поворотники»);
- Обеспечение прерывистой работы ламп указателей поворотов (их мигание);
- Создание характерных щелчков, сигнализирующих водителю автомобиля о работающих указателях поворота.
В автомобилях Волжского автозавода различных поколений и моделей используется несколько типов реле поворотов, которые обладают разными принципами работы и характеристиками.
-
300 ₽
-
170 ₽
-
390 ₽
-
480 ₽
-
220 ₽
-
290 ₽
-
240 ₽
-
125 ₽
-
80 ₽
Это интересно: Заправка автокондиционеров – инструкция к комфортному климату!
Электрика и электрооборудование скутера
Всем владельцам китайских скутеров посвящается…
Для начала хотелось бы представить схему электропроводки китайского скутера.
Поскольку все китайские скутеры весьма похожи как сиамские близнецы, то и электрическая схема у них практически ничем не отличается.
Схем найдена в интернете и является, на мой взгляд, одной из самых удачных, так как на ней показан цвет соединительных проводников. Это значительно упрощает схему и делает её чтение более комфортным.
(Кликните по картинке для увеличения. Изображение откроется в новом окне).
Стоит отметить, что в электрической схеме скутера, так же как и в любой электронной схеме, есть общий провод. У скутера общим проводом является минус (—). На схеме общий провод показан зелёным цветом. Если посмотреть повнимательнее, то можно заметить, что он соединён со всем электрооборудованием скутера: фарой (16), реле поворотов (24), лампой подсветки приборной панели (15), индикаторными лампами (20, 36, 22, 17), тахометром (18), датчиком уровня топлива (14), звуковым сигналом (31), задним габаритом/стоп-сигналом (13), пусковым реле (10) и другими приборами.
Для начала давайте пробежимся по основным элементам схемы китайского скутера.
Замок зажигания.
Замок зажигания (12) или «Главный выключатель». Замок зажигания представляет собой не что иное, как обычный многопозиционный переключатель. Несмотря на то, что у замка зажигания 3 положения, в электрической схеме используется всего 2.
При первом положении ключа замыкается красный и чёрный провод. При этом напряжение от аккумулятора поступает в электроцепь скутера, скутер готов к запуску. Также готовы к работе индикатор уровня топлива, тахометр, звуковой сигнал, реле-поворотов, схема зажигания. На них подаётся напряжение питания от аккумулятора.
В случае неисправности замка зажигания его можно смело заменить каким-нибудь переключателем вроде тумблера. Тумблер должен быть достаточно мощный, ведь через замок зажигания, по сути, коммутируется вся электроцепь скутера. Конечно, можно обойтись и без тумблера, если ограничиться замыканием красного и чёрного провода, как это когда-то делали герои голливудских боевиков
В двух остальных положениях происходит замыкание чёрно-белого провода от модуля зажигания CDI (1) на корпус (общий провод). При этом работа двигателя блокируется. В некоторых моделях скутеров для блокировки двигателя предусмотрена кнопка стоп-двигатель (27), которая также, как и замок зажигания соединяет бело-чёрный и зелёный (общий, корпусной) провод.
Генератор (4) вырабатывает переменный электрический ток для питания всех потребителей тока и зарядки аккумуляторной батареи (6).
От генератора отходит 5 проводов. Один из них подключен к общему проводу (раме). С белого провода снимается переменное напряжение и подаётся на реле-регулятор для последующего выпрямления и стабилизации. С жёлтого провода снимается напряжение, которое используется для питания лампы ближнего/дальнего света, которая установлена в переднем обтекателе скутера.
Также в конструкции генератора присутствует так называемый датчик холла. Электрически он не связан с генератором и от него идут 2 провода: бело- зелёный и красно —чёрный. Датчик холла подключен к модулю зажигания CDI (1).
Реле-регулятор.
Реле-регулятор (5). В народе может обзываться «стабилизатором», «транзистором», «регулятором», «регулятором напряжения» или попросту «реле». Все эти определения относятся к одной «железяке». Вот так выглядит реле-регулятор.
Реле-регулятор у китайских скутеров устанавливается в передней части под пластмассовым обтекателем. Само реле-регулятор крепится к металлическому основанию скутера для того, чтобы уменьшить нагрев радиатора реле при работе. Вот так выглядит реле-регулятор на скутере.
Реле прерывателей, светодиоды и звуковой сигнал
В последнее время на многих автомобилях в качестве осветительных элементов в поворотниках стали применяться светодиодные лампы. Попытки наших «умельцев» просто так поменять их на лампочки ни к чему не приводят. Многие совершенно не представляют себе, как функционирует само реле, и абсолютно не имеют понятия, что оно нуждается в небольшой дополнительной доработке.
Доработка реле указателя поворотов
Тот, кто знаком с радиоэлектроникой и имеет опыт сборки радиоприборов, знает, что делать – нужно впаять в прерыватель небольшую электронную плату, схема которой доступна во всемирной паутине. Если навыков общения с полупроводниками нет, то в случае возникновения у вас желания использовать светодиоды вместо обыкновенных лампочек, лучше всего обратиться к специалисту автомобильного сервиса.
Еще интересным решением сегодня можно назвать звуковой модуль для указателя поворотов. В этом случае вместо размеренных щелчков будут другие сигналы. Некоторые умельцы сооружают звуковой сигнализатор самостоятельно, схема довольно проста, да и комплектующие найти нетрудно. Главное – правильно замкнуть его в цепь. Есть, конечно, и коммерческие версии, с таким приобретением вы можете еще и настраивать тип дублирующей сигнализации поворотников. В большинстве новых автомобилей звуковой прерыватель идет в составе базовой комплектации.
Распечатать
Главная →
Устройство →
Электрическая система →
Фары и лампы →
Как заменить неисправный реле-регулятор на скутере?
Если на контакты аккумуляторной батареи не подаётся зарядный ток при исправно работающем генераторе ― нужно менять стабилизатор. Заменить его самостоятельно не составит труда.
Для этого нужно проделать следующее:
- Установить скутер на центральную опору.
- Найти место расположения прибора в конкретной модели мопеда. Если найти сразу не удаётся ― можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации.
- Произвести демонтаж облицовки. В зависимости от модели мопеда стабилизатор может находиться на передней части (под передним пластиком), в задней части либо под сиденьем. В этом случае снимается подседельное пространство вместе с сиденьем.
- Открутить прибор с посадочного места с сохранением крепежа. Как правило, реле крепится к раме скутера болтом, реже саморезом.
- Отсоединить фишку разъёма и закрепить новый регулятор крепёжным элементом. Установленный прибор должен иметь распиновку и разъем, аналогичные заменённому, и подходить по параметрам именно для этой модели скутера.
- Подключить реле-регулятор на скутере в стандартный разъем и собрать остальные запасные части в порядке, обратном разборке.
Светодиодные реле поворотов на отечественные автомобили
Традиционно в автомобилях ГАЗ и ВАЗ реле можно найти на моторном щите, расположенном за приборной панелью. Устройство может быть аналоговым (231.3747) или цифровым (494.3747). Они ощутимо отличаются по размерам, их можно различить на глаз, но реле обычно маркируются. Доработка возможна только для цифрового варианта, поэтому в случае чего его нужно приобрести.
Первым делом нужно вскрыть корпус. Для этого нужно поддеть плоской отверткой защелки, находящиеся с обеих сторон крышки.
Реле в разобранном виде и требуемый чип (Рис. 1).
Далее можно попробовать несколько способов.
- Переломить дорожку на монтажной плате (просто вырезать её часть с помощью лезвия или канцелярского ножа). Для пущей надежности эту область лучше заизолировать с помощью маникюрного лака или любого другого состава. Привязка идет к 7 каналу. Это справедливо также для реле 495.3747.., 494.3787…, как и практически для любого другого, основанного на микрочипе. Переделка схемы под светодиоды на них проходит аналогичным образом. Загвоздка только в том, чтобы правильно определить требуемый канал, его расположение разнится в зависимости от конкретной платы.
- Следующий способ имеет один недостаток – отсутствие индикации перегорания светодиодов при обозначении поворотов (они довольно надежны, так что это не страшно). На рис 1. зеленым выделен конденсатор, который отвечает за частоту генератора, к нему и применяется доработка. Чтобы светодиоды не мигали, а работали более плавно, эту частоту нужно уменьшить в 2 раза, а значит – увеличить вдвое емкость конденсатора (4,7 мкФ на 50 В или просто добавить ещё один исходного номинала).
- Установка дополнительных резисторов параллельно со светодиодами тоже поможет решить проблему. Загвоздка лишь в том, чтобы правильно подобрать их величину так, чтобы сопротивление имитировало нагрузку лампы. В среднем номинал резисторов подбирается из диапазона 2-2,5 кОм. Переделка происходит намного проще при наличии спец. оборудования, но величину сопротивления можно подобрать и экспериментальным путем.
- Можно также спаять светодиоды последовательно. Нагрузки от 5 светильников должно хватить для размыкания цепи. Такие схемы для поворотов встречаются довольно часто.
Другой вариант схемы VAZ-2101
Наружное освещение
1 – Фары 2101 2 – подкапотная лампа; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – генератор; 5 – выключатель света заднего хода; 6 – блок предохранителей; 7 – контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов; 8 – лампа освещения вещевого ящика; 9 – лампа освещения комбинации приборов; 10 – штепсельная розетка для переносной лампы; 11 – выключатель освещения приборов; 12 – выключатель наружного освещения; 13 – выключатель стоп-сигнала; 14 – выключатель зажигания; 15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 17 – плафоны; 18 – лампа освещения багажника; 19 – задние фонари; 20 – фонарь освещения номерного знака; 21 – фонарь света заднего хода
Включение фар 2101
1 – фары VAZ 2101; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – блок предохранителей; 5 – переключатель света фар; 6 – выключатель наружного освещения; 7 – выключатель зажигания; 8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов
Указатели поворота
1 – подфарники VAZ 2101; 2 – боковые указатели поворота; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – генератор; 5 – выключатель зажигания; 6 – блок предохранителей; 7 – реле-прерыватель указателей поворота; 8 – контрольная лампа указателей поворота; 9 – переключатель указателей поворота; 10 – задние фонари
Звуковые сигналы 2101
1 – звуковые сигналы; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – блок предохранителей; 4 – выключатель звуковых сигналов; 5 – генератор VAZ 2101.
Схема стеклоочистителя
1 – генератор VAZ 2101; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания; 4 – переключатель стеклоочистителя; 5 – реле стеклоочистителя; 6 – моторедуктор стеклоочистителя; 7 – термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя стекла; 9 – блок предохранителей.
Полезное: Схема ВАЗ-2105
Вентилятор отопителя Жигули
1 – генератор VAZ 2101; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания; 4 – блок предохранителей; 5 – переключатель отопителя; 6 – добавочный резистор; 7 – электродвигатель вентилятора отопителя.
Схема блока зажигания
Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:
- плафон салона;
- звуковой сигнал;
- прикуриватель;
- стоп-сигнал.
Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.
Положение ключа | Контакт под напр. | Включаемые цепи |
«Стоянка» | «30″-«INT» | Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель |
«30/1» | — | |
«Выключено» | «30», «30/1» | — |
«Зажигание» | «30″-«INT» | — |
«30/1″-«15» | Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель | |
«Стартер» | «30″-«50» | Стартер |
«30″-«16» |
Реле поворотов своими руками
Иногда возникают ситуации, когда штатное реле поворотов выходит из строя и нет возможности приобрести новый прибор. В подобной ситуации можно попытаться сделать реле поворотников своими руками, чтобы обеспечить автомобиль необходимыми сигналами. Простейшие электронные устройства, которые возможно создать самостоятельно, просты и удобны в эксплуатации, работают бесперебойно и надежно. Высокая точность достигается за счет использования ШИМ-контроллеров, используемых во всех схемах.
Самый простой заменитель электромагнитного реле рассчитан на максимальную мощность нагрузки 150 Вт. Она подключается в разрыв плюсовой клеммы. Если полевой ключ IRFZ44 заменить на модель IRF3205, то можно подключить и 200 Вт. Такая несложная схема обеспечивает высокую точность функционирования. Частота мигания не зависит от мощности лампочек, поэтому в схему можно включать светодиодные, галогенные и другие лампы. Периодичность мигания напрямую связана с емкостью конденсатора. При увеличении емкости, мигание лампочки будет более редким, и, наоборот, снижение емкости приведет к ускорению мигания. Маломощный диод 1n4148 может быть заменен любым аналогичным элементом. При достижении схемой мощности 80 Вт, в области полевого транзистора наблюдается незначительное выделение тепла. Это означает, что она готова к использованию.
Существует еще одна несложная схема реле поворотов с катушкой – простая, надежная и недорогая. Она способна зажигать как обычные лампочки, так и светодиодные и рассчитана на 12 В. Подключение контактов осуществляется по принципу обычного выключателя, то есть последовательно с лампочкой. Светодиод устанавливается в цепь в качестве индикатора на время наладочных работ. Параметры устройства регулируются путем изменения сопротивления резистора.
Реле времени схема
Схема реле-регулятора напряжения
Электромагнитное реле — схема
Схема подключения реле времени
Электронный трансформатор схема
Схема подключения люстры
Замена реле поворотов скутера
Штатное реле поворотов скутеров самых распространенных моделей состоит из:
- удерживающей обмотки;
- притягивающей обмотки;
- конденсатора;
- резистора;
- пластикового корпуса;
- креплений и проводки.
Принцип работы реле и уход за ним
Как и устройство самого реле, принцип его работы максимально прост. Поступающий в узел ток идет через обе обмотки реле и служит для заряда конденсатора. При достижении конденсатором заряда определенной мощности ток, текущий через притягивающую обмотку станет достаточно сильным для срабатывания реле. При этом удерживающая и притягивающая обмотки разъединяются. После этого конденсатор разряжается с помощью удерживающей обмотки до определенного уровня. Реле отключается, и весь рабочий цикл повторяется снова. Назначение резистора в этой схеме – разрядить конденсатор при отключении электропитания скутера (а значит его полной остановки).
Реле поворотов в эксплуатации почти ничем не отличается от остального электрооборудования. Это значит, что и уход за ним требует тех же условий и манипуляций, что и все электрические приборы скутера, а именно:
- предохранение устройства от проникновения влаги внутрь корпуса;
- предотвращение попадания химических или других агрессивных веществ на провода и соединения этого узла;
- ударов, сжатия, давления или других механических воздействий на корпус устройства, которые могут повлечь его повреждения или порчу;
- предотвращения перегрузок в цепях электрического питания скутера и, как следствие, короткого замыкания, что неизменно приводит к выходу из строя данного узла системы освещения.
Кроме того, реле, как и другие детали и системы скутера, необходимо содержать в чистоте, то есть периодически проводить протирание и обработку специальными средствами от грязи, пыли и наслоений маслянистых веществ.
Виды повреждений, порядок разборки и замена реле поворотов
Основными показателями частичного или полного отказа реле поворотов являются:
- нестабильное или более частое включение (мигание) лампочек поворотов;
- невозможность включить повороты (лампочка не реагирует на переключатель);
- лампочки поворотов включаются, но не мигают (просто горят и тухнут только после выключения).
Если подобные симптомы проявляются при полной работоспособности ламп и проводки – значит пришла пора заменить реле поворотов. А для этого, естественно, необходимо разобрать ту часть скутера, которая мешает свободному доступу к данному узлу. В разных моделях скутеров расположение реле может варьироваться от пространства под передним пластиком до задней части транспортного средства. В зависимости от этого и проводится разборка передней или боковой частей скутера.
При разборке скутера для замены реле необходимо:
- установить скутер на ровной поверхности на центральную подножку;
- определить расположение реле на данном скутере, руководствуясь инструкцией по эксплуатации;
- открутить и снять пластик в месте расположения реле;
- освободить деталь от хомутов крепления (в большинстве случаев они резиновые);
- извлечь деталь;
- аккуратно отсоединить пластиковый разъем реле (он может быть как с дополнительной проводкой, так и без нее);
- подключить новое реле к бортовой сети;
- установить деталь на место и зафиксировать ее с помощью хомутиков;
- установить снятый пластик на место и надежно прикрутить его фиксирующими болтами.
Процедура замены реле поворотов – один из самых простых видов ремонта скутера, с которым справится даже неопытный начинающий водитель – владелец.
Однако при проведении замены реле поворотов не следует пренебрегать общими правилами для всех видов ремонта скутеров, а именно:
- перед началом разборки нужно тщательно очистить, помыть и просушить скутер (особенно труднодоступные места и места максимально подверженные воздействию грязи);
- проводить ремонт в чистом помещении и только с использованием чистых инструментов (ключей, отверток, емкостей);
- следует запастись емкостью (или несколькими) для складывания мелких деталей (болтов, гаек, уплотнительных колец).
После установки нового реле нужно проверить его функциональность, проехав на скутере некоторое расстояние.