Лайт-фрирайд
Данное направление не требует от райдера особой подготовки и пользуется большой популярностью среди непрофессиональных велосипедистов, в ряды которых часто записываются туристы. В облегченном варианте фрирайда нет затяжных каменных спусков, резких обрывов и прочих сложных элементов. Трасса обычно лишь слегка напоминает фрирайдерскую. На ней можно встретить хорошо проезженные тропинки, небольшие искусственные трамплины, незначительные неровности и плавные повороты. Спуски для лайтовой версии этого спорта, как правило, пологие. Если они выполняются из камней, то камни используются небольшие, без острых углов. Иногда вместо естественного спуска сооружают искусственный, имитирующий горный склон. Здесь нет никаких ограничений по скорости и технике, поэтому каждый, кто обладает базовыми навыками езды на горном велосипеде, может попробовать себя в лайт-фрирайде.
Велосипеды для фрирайда: обзор моделей Ghost, Trek, Giant
Особенности фрирайда
Классический Freeride представляет собой прохождение трасс повышенной сложности. Маршруты изобилуют естественными и искусственными препятствиями. Райдеры не только преодолевают опасные и трудные участки, но и совершают прыжки и трюки. Название «фрирайд» переводится как свободное катание. По сути оно представляет собой езду без правил.
Дисциплина требует от спортсмена хорошей физической подготовки. Что касается велосипеда, требования к нему также повышенные. Заезды проходят в любое время года, при совершенно разных погодных условиях. Байк должен быть крепким, легким и маневренным.
Соревнования высокого уровня по фрирайду чаще всего спонсируются производителями горных байков. Компании заинтересованы в «живой рекламе» своей продукции, поэтому активно поощряют спортсменов к участию в заездах на своих топовых велосипедах.
Виды велофрирайда
Лайт-версия отличается от классики тем, что не требует серьезной подготовки от спортсмена. Трасса не имеет резких обрывов, опасных спусков с камнями или грязью, скалистых участков. Маршруты для лайт-фрирайда являются лишь слабым подобием профессиональных трасс. Спуски здесь пологие. Камней не так много. Нет крупных валунов или опасных коряг. Такие трассы идеально подойдут для новичков. Они позволяют без экстрима ощутить дух фрирайда и загореться идеей освоения более сложных маршрутов.
Если классический фрирайд цельный и неделимый, то облегченная версия катания имеет несколько подвидов, каждый из которых предполагает определенный вид велосипедов:
- Дроппинг представляет собой прыжки. В нем нет обычного вылета, как при прыжках с трамплина. По своей сути дроппинг — это вид контролируемого падения.
- Дерт джампинг на сегодняшний день перерос в самостоятельную дисциплину. Райдеры совершают прыжки и трюки на ограниченном треке, имеющем множество трамплинов.
- Урбан фрирайд. Второе название направления — стрит. Он сочетает в себе городское катание по бездорожью с типично городскими препятствиями. Райдеры прыгают с лестничных пролетов, пролетают над грудами строительного мусора и т.д.
- Норшор представляет собой свободное катание по мостам и другим деревянным конструкциям. Интересна история создания направления. Первоначально деревянными мостками выстилали сложные участки трасс, например, бревна клали на места грязевых канав. Сегодня для райдеров выстраиваются целые деревянные города.
- Слоупстайл является относительно новым направлением. Он подразумевает выполнение трюковых связок на трудных сегментах, сложенных из ряда фигур.
- Эндуро по своей сути напоминает экстремальное кросс-кантри катание.
Модели для вышеописанных дисциплин отличаются лишь незначительно. Давайте подробнее рассмотрим характеристики типичного фрирайд байка.
Велосипеды для фрирайда
Поскольку фрирайд является отдельной самостоятельной спортивной дисциплиной, байки для него должны соответствовать особым требованиям. Соревнования по фристайлу включены в программу самых топовых велосипедных спортивных событий. По своей сути фрирайд можно назвать смесью МТБ с даунхиллом.
Повышенная прочность является ключевым требованием. При катании по трассам высокого уровня опасности райдеры испытывают колоссальные нагрузки. Рамы фрирайд велосипедов гораздо крепче среднестатистических маунтинбайков. Именно от прочности модели во многом зависит безопасность спортсмена.
Вторым по значимости показателем является вес велосипеда. Байк не должен превышать 14-15 кг. Топовые модели изготавливаются из облегченных сплавов, позволяющих сделать конструкцию максимально легкой без потери в прочности.
Особенностью фрирайда являются частые прыжки. Именно поэтому велосипеды оборудованы двумя амортизаторами, т. е. используются двухподвесы. Средний ход подвески при этом около 7 дюймов. Амортизационная система фрирайд велосипедов рассчитана на сглаживание сильных ударов и крупных неровностей дороги.
Надежные тормоза — еще один ключевой элемент фрирайд байков. Именно они позволяют держать ситуацию под контролем. Чаще всего используются дисковые тормоза, устанавливаемые на оба колеса велосипеда.
Покрышки чаще всего используются широкопрофильные, обладающие агрессивным рельефом. Такая резина надежно держит сцепление и существенно уменьшает риск заносов. Кроме того, покрышки помогают сглаживать неровности дороги.
Отдельно стоит поговорить о цене. Дешевые велосипеды для фрирайда вы вряд ли встретите. Лучше купить брендовую модель б.у., например, через авито, чем сэкономить и приобрести ноунейм агрегат, использовать который по назначению можно лишь на свой страх и риск.
Общие характеристики велосипедов для фрирайда
Свободный стиль катания фрирайдера, подразумевает и специализированный велосипед, «заточенный» под определенные нагрузки. По сути, велосипед для фрирайда – это что-то среднее между велосипедами МТБ и downhill и эту категорию отличает ряд следующих преимуществ.
- Прочность и относительно небольшой вес конструкции.
- Многоуровневая система амортизации.
- Мощная система тормозов.
- Широкопрофильные шины с протекторами.
Первый показатель, считается одним из самых важных, так как во время прыжков с многометровых выступов, а также выполнения акробатических трюков, на каждую из частей велосипеда приходится нешуточная динамическая нагрузка.
Как правило, велосипеды для freeride на порядок прочней МТБшных аналогов, но ведь и на кону стоит безопасность велосипедиста!
Прочность, прочностью, но не менее важным показателем для данных велосипедов, является вес, позволяющий облегчить прохождение маршрутов. Производители изготавливают велосипеды из специальных сплавов, благодаря которым удалось снизить вес до 14-15 кг без потери прочности.
Экстремальная езда подразумевает множество прыжковых элементов и для смягчения ударов, велосипеды для фрирайда оснащают не только передними, но и задними амортизаторами.
Стоит отметить и амплитудный ход амортизаторов, а это порядка 7 дюймов, что существенно сглаживает ударные нагрузки на конструкцию велосипеда и на велосипедиста.
Ну и, конечно же, тормозная система
Этому элементу велосипеда уделяется отдельное внимание, так как только тормоза, способны держать ситуацию под контролем. В 80% случаем устанавливают дисковые тормоза, как на переднее колесо, так и на заднее
И, наконец, шины. Колеса для freeride-байков оснащают широкопрофильными «зубатыми» покрышками, благодаря которым происходит не только сцепка на крутых виражах, но и «сглатываются» неровности, камни, ветки и прочие элементы, попадающиеся во время скоростных спусков.
Думаем, что этих параметров хватит, чтобы определиться как выбрать велосипед для фрирайда, но еще лучше проконсультироваться на месте покупки, так как необходимо учитывать еще и рост наездника, его вес и прочие характеристики.
Виды катания
FreeStyle – спортивный зрелищный стиль катания, включающий в себя наравне со скоростным спуском выполнение прыжков, трюков и проездов в обратной стойке. Для этого вида катания выбираются укороченные, толстые, легкие, мягкие доски со средней жесткостью, хорошим торможением и высокими показателями маневренности.
В спортивной программе по фристайлу включен список обязательных к исполнению классических прыжков. Для проведения соревнований по этому виду спорта могут выбираться склоны, поросшие лесом, и подготовленные трассы на чистом от растительности пространстве, сноуборд-парки.
FreeRide – свободный стиль, который предпочитают новички. При освоении самого обычного катания спортсмены сами выбирают линию своего спортивного развития. В этом стиле могут присутствовать элементы из любого горного спорта на досках. Основное преимущество фрирайда в том, что ни скорость, ни техничность программы не имеют значения. Фрирайдом заниматься лучше на покрытых пушистым снегом склонах, применяя технику катания карвинга.
Для этого стиля предпочтительнее широкие, удлиненные доски с креплениями, смещенными к задней части сноуборда.
SpeedCarving (слалом) – идея этого направления катания в скоростном преодолении подготовленной, огороженной трассы. От спортсмена требуется хорошее владение телом, быстрая реакция, опыт прохождения трасс на высокой скорости, резкость движений.
Для райдинга, ввиду того, что прыжки и трюки отсутствуют в программе, выбираются длинные доски с высокими показателями жесткости. Это помогает выполнять виражи на высокой скорости.
BackCountry – вид фрирайда. Прогулка начинается с восхождения на гору на снегоступах. В качестве транспортного средства могут использоваться вертолеты, самолеты, снегоходы, ратраки. Заканчивается все спуском через все природные препятствия – лес, трамплины, пригорки, заснеженные равнины. Сноуборды для беккантри выбираются чуть более жесткие, чем фрирайдовые.
Jibbing (Rails) – трюковый вид спорта, в котором скорость не имеет особого значения. Джиббинг на склоне сравним с паркуром в городе, только препятствия на склоне изготавливаются специально для выполнения сложной программы, в которой главное – это удержать равновесие во время прыжка и точно приземлиться на искусственно созданное препятствие. Для джиббинга используется упругий сноуборд без кантов, чтобы ничто не препятствовало скольжению.
BorderCross – соревновательный вид спорта на досках разной жесткости. Суть соревнований – выявить сильнейшего, самого выносливого спортсмена, независимо от стиля его катания.
Какой бы стиль катания для себя не выбрал спортсмен, набираться мастерства на первой ступени обучения ему придется в стиле фрирайда.
Выбор горнолыжного снаряжения
Итак, если вы уже определились с маршрутом и видом фрирайда, значит, пришло время выбрать лыжи для фрирайда. Следует учесть, что здесь важен ваш уровень подготовки и навыки владения лыжами.
Горные лыжи делятся между собой на несколько категорий и типов по разным признакам.
Категории горных лыж
Прежде всего, подбор категории горнолыжных снарядов зависит от профессионализма и персональных физических данных лыжника.
Здесь мы можем выделить такие категории лыж:
- для начинающих;
- для продвинутых лыжников-любителей;
- для профессионального спортивного лыжного катания.
Без сомнений, этот первичный выбор вам поможет сделать консультант любого спортивного магазина. Дальше следует учесть возраст и конституцию лыжника. Немаловажна и гендерная принадлежность спортсмена.
Возрастное и гендерное различие горных лыж
Существует возрастное разграничение лыжного снаряжения. Исходя из этого, снаряды делятся на такие виды:
- взрослые;
- юниорские (подростковые);
- детские.
В свою очередь, взрослые и детские снаряды из категории для начинающих также можно разделить по гендерному признаку:
- мужские;
- женские.
Все они различаются по мягкости или жёсткости, чувствительностью к поверхности снежного покрова и геометрией лыжной конструкции, которая будет способна обеспечить безопасность спуска в трудных условиях (ледяное покрытие, сход лавины). Об этом мы расскажем подробнее позже.
Требования к безопасности велосипедиста-фрирайдера
В экстремальном виде велоспорта так или иначе существует риск получения травм. Чтобы обезопасить себя, необходимо не только соблюдать техники трюков, но и тщательно экипироваться. К наиболее опасным травмам относятся:
- Удар головой на скорости.
- Перелом шеи.
- Повреждение позвоночника.
Элементы первой важности в экипировке фрирайдера – это прочный велосипедный шлем, шейная и нательная защиты. Для головы используются шлемы типа Full-face. В отличие от стандартных, они закрывают всю голову целиком и сверху и снизу
На шею надеваются приспособления, которые в процессе падения берут всю нагрузку на себя, защищая позвонки от сильных изгибов. То же касается и нательной защиты, которая крепится с помощью специальных креплений. Поверх нее райдеры надевают велоодежду
В отличие от стандартных, они закрывают всю голову целиком и сверху и снизу. На шею надеваются приспособления, которые в процессе падения берут всю нагрузку на себя, защищая позвонки от сильных изгибов. То же касается и нательной защиты, которая крепится с помощью специальных креплений. Поверх нее райдеры надевают велоодежду.
Фулл-фейс шлем, защита шеи и спины
Обязательными элементами одеяния велосипедистов-экстремалов являются наколенники, налокотники и перчатки со «срезанными пальцами». Приспособления на колени защищают такие необходимые велосипедисту части ног, как колени, от повреждений и переломов. Налокотники отлично предохраняют локтевые суставы, а перчатки – ладони от натирания и переломов пальцев при падении. Кроме того, в перчатках лучше чувствуется руль.
Нужно помнить, что шлем служит всего один раз и при падении больше не пригоден для использования. То же можно сказать и о шейной защите. В остальных элементах экипировки можно падать несколько раз, хотя падения вообще нигде не рекомендуются, в том числе и в велофрирайде.
Иногда велосипедисты применяют специальные сетчатые маски, которые предотвращают попадание пыли, мелких камней и грязи в дыхательные пути. Защиту глаз можно обеспечить специальными велосипедными очками.
Как обеспечить безопасность велосипедиста
Фрирайд – вид спорта, в котором велика вероятность получения травм. Для обеспечения собственной безопасности спортсмен не только должен владеть техниками выполнения трюков и выполнять все правила при этом, но и иметь надежную защитную экипировку. Наиболее тяжелые травмы, которые может получить фрирайдер:
- черепно-мозговые травмы, полученные в результате удара головы;
- деформации шейного отдела позвоночника;
- травмирование других отделов позвоночника.
Самое главное в экипировке спортсмена: надежный шлем, нательное и шейное защитные приспособления. Вместе с защитой для суставов и перчатками они составляют минимальный набор.
Для защиты головы спортсмены используют велосипедный шлем Full-face. Он закрывает полностью всю голову со всех сторон. Шейная защита – это приспособление, одевающееся на шею. В случае падения оно принимает удар на себя, ограждает позвонки от деформации. Нательная защита действует по такому же принципу, одевается под велокостюм, крепится специальными приспособлениями.
Коленные и локтевые суставы защищают наколенники и налокотники. Они выполнены из прочной легкой пластмассы, крепятся к рукам и ногам фиксаторами. Наколенники защищают коленный сустав и часть ноги.
К обязательной защите относятся перчатки без пальцев с резиновыми, карбоновыми, силиконовыми защитными вставками. Они предохраняют ладони от потертостей и ссадин, пальцы – от вывихов и переломов. Перчатки облегчают управление велосипедом, т.к. увеличивают силу сцепления руки с рулем.
Следует знать, что после падения нельзя использовать повторно шлем и приспособление для защиты шеи, даже если они остались целыми. Образовавшиеся при ударе микротрещины при следующем падении не смогут обеспечить надежную защиту. Другие предметы защитной экипировки возможно использовать снова.
Велосипедные очки защищают глаза от попадания пыли, песка, сильного ветра, повреждения мелкими предметами во время езды или при падении. Иногда райдеры одевают сетчатые маски, защищающие дыхательные пути от пыли, песка и мелких камней.
Опасности стиля
Одной из основных опасностей для спортсменов, занимающихся фрирайдом, является невозможность видеть, что скрыто под ровным слоем снега. Сноубордист может споткнуться о камень, упасть в трещину, сорваться с обрыва. Другая опасность — вероятность схода снежной лавины. Спрогнозировать это природное явление сложно. Незначительное движение снега может привести к лавине.
Резкая смена погоды может представлять угрозу
Перед тем как идти кататься, важно узнать, не ожидается ли усиления ветра, метели, изменения температуры. Катание при плохой видимости из-за погодных условий может быть смертельно опасным
Фрирайд — Велосипедный фрирайд
В переводе с английского языка слово «Freeride» означает «свободная езда». У каждого человека свой фрирайд. Фрирайд делится на два направления: агрессивный фрирайд (большинство бодразумевает под этим безбашенные дропы со скал и обрывов, где райдер получает «оптовую» дозу адреналина) и не агрессивный фрирайд, который можно еще назвать бэк-кантри (это что-то похожее на кросс-кантри, но где райдер и байк имеют большие возможности для спусков и не больших прыжков). Если проникнуть в суть фрирайда,то понимаеш, что фрирайд – это прежде всего, священнодействие и красота, а не соревновательная конкуренция и победа над соперником.
Особенности катания в стиле фрирайда
Фрирайд начал зарождаться в США в восьмидесятые годы прошлого столетия.
Искатели приключений, любители «адреналиновых инъекций» и «велосипедные гурманы» нашли в занятиях фрирайдом свой стиль. Чем больше трудностей на трассе, тем лучше – их девиз.
Недостаточно «убитые» естественным путем дороги и тропы, для фрирайдеров уничтожаются еще и искусственными преградами – всевозможными трамплинами, горками, камнями и т.п. радостями. Большие поклонники таких занятий, канадцы, охарактеризовали этот вид спорта как запредельный.
На обычных «гражданских» моделях велосипедов там делать нечего, нужны своего рода «джипы» на 2-х колесах.
Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать. Законы рынка вступили в действие и производители откликнулись, представив широкое меню на любой вкус. Ассортимент не из дешевых, т.к. требований к категории «горный байк», а именно на них позволителен любой каприз, предостаточно.
Стили
Хорошая новость для желающих попасть в касту фрирайдеров – есть путь «от простого к сложному»: фрирайд имеет экстремальный подвид – « классический» и относительно мягкий — «лайт».
«Лайт» стиль
Предоставляет возможность набраться опыта. Занимаясь упрощенным фрирайдом, не надо сразу «бросаться на амбразуру» и покорять Эверест. Маршрут выбирается с несложным профилем, без экстремальных преград (применяется имитация). Такой подход дает возможность почувствовать байк, нагрузить необходимые группы мышц и получить положительные эмоции. «Стэп а стэп» — метод плавного перехода к следующему этапу.
«Классический стиль»
Здесь все по-взрослому. Грязь, песок, щебень, кочки, пни, бугры, прыжки с трамплинов и обрывов – вот неполный перечень прелестей «маршрутного листа».
Сила духа будет далеко не лишним качеством (высота обрывов может достигать 10м.), но только в совокупности с необходимыми умениями. Как:
- выбрать подходящую передачу;
- подобрать оптимальный скоростной режим;
- переключать передачи на подъемах и спусках;
- преодолевать подъемы и спуски различной крутизны;
- пройти «разбитый» поворот;
- выполнить прыжок через препятствие и правильно приземлиться;
- «бороться» с водной колеей.
В «классическом» фрирайде есть свои узкие специализации:
- Прыжки с невысоких крыш, обрывов и т.п. – дроппинг;
- Катание по деревянным мостикам, трамплинам – North Shore;
- Исполнение трюков на специально оборудованных трассах – слоупстайл.
Скорость не самоцель в фрирайде ( в отличие от даунхилла)
Основное внимание уделяется технике прохождения трасс и выполнению трюков
Это интересно: Каким должен быть велосипед для эндуро?
Нужен ли для фрирайда снег
Вернемся к фрирайду. Раз фрирайдинг отбрасывает все возможные законы езды, то может быть снег не всегда нужен? В каком смысле для зимнего вида спорта, для лыж и сноуборда не нужен снег, спросите вы.
Так вот, отвечаю: на западе, в США например, где гористая местность позволяет и располагает к занятиям экстримом, некоторые умельцы умудрились то ли поздней осенью, то ли ранней весной прокатится вниз с какой-то достаточно внушающей горы, через леса, дороги и тому подобные, не предназначенные для этого места.
Вы можете найти тому подтверждения на просторах того же Ютуба. Вот, если честно, все это захватывает дух на раз-два, но сам я бы никогда в жизни так не стал рисковать, а вы сделаете свои выводы сами.
Немного отвлечемся от темы фрирайда, и перейдем, как, на мой взгляд, на более спокойную, но от этого не менее экстремальную – трекинг. Вообще как я к этому пришел: сайт, на котором я лазил и знакомился с вышеупомянутой темой, закинул меня в другой раздел – к трекингу.
Экипировка фрирайдера
Неотъемлемая часть экипировки фрирайдера —
шлем
. Для этого стиля катания используют в основном фулл-фейс шлемы, используемые, например, в
мотокроссе
. Шлем спасет спортсмена от перелома шейных позвонков, сотрясения мозга, выбивания челюсти и других тяжелых травм, однако, поскольку фрирайд обычно полон падений с высоты, иногда шлем может не спасти от свернутой шеи. Для защиты шеи используются специальная система, однако она стоит достаточно дорого.
Защита шеи пристегивается к так называемому «панцирю» (он же «черепаха»), который выполняет функцию защиты позвоночника, ребер, ключиц, лопаток и др. Также спортсменами используются щитки для защиты колен, большеберцовой и малоберцовой костей и налокотники для защиты локтей.
Все спортсмены используют перчатки, так как они позволяют защитить ладони при падении, а некоторые модели могут спасти от перелома
пястных костей
и
фаланг
. Кроме того перчатки обеспечивают лучшее сцепление с ручками велосипеда. Также многие используют специальные маски для защиты от попадания во время катания в глаза посторонних предметов, что может привести к травмам спортсмена.
Фрирайд – это специальная дисциплина байк-спорта и определенный стиль езды. Принципиальная особенность – передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда.
Название этого направления заимствованное, английское словосочетание free ride переводится как «свободное движение». Если хотя бы на минуту представить, какими бывают трассы, а они непреодолимы для неподготовленного велосипедиста, то сразу назревает вопрос: какая же тут свобода? Действительно, этот вид спорта требует от человека долгой подготовки и профессионализма при управлении велосипедом в жестких условиях. Тем не менее, кроме обычного, или классического, существует облегченный тип фрирайда.
Stark Shooter Team
В соревнованиях может смело участвовать следующий хардтейл для фрирайда. Если вы увлечены катанием не на шутку, то модель Stark Shooter Team может стать вашим надежным другом для успешного выступления на всевозможных соревнованиях и эффективных тренировок. Прочности конструкции этой модели удалось добиться, применив в качестве ее главного компонента раму, изготовленную из алюминиевого высокотехнологичного сплава. Имеет 9 скоростей.
Кроме того, можно попробовать освоить различные элементы триала – самого сложного из многочисленных направлений экстремального велоспорта. Он представляет собой преодоление препятствий в статике, когда не происходит касание земли ногами. Все осуществляется посредством резких рывков после долгого сосредоточения. Основа – прыжки и стойка на заднем колесе. Специальные велосипеды требуются для профессионального триала, но навыкам учиться можно и на хардтейле. Желательно, чтобы байк был оснащен задней ободной мощной гидравликой, имел высоко расположенную каретку и задние укороченные перья. Кроме того, желательно, чтобы он был легким.
Это только общие моменты. Регулярно занимайтесь своим любимым спортом, будьте свободными, здоровыми и сильными. И помните — это достаточно травмоопасный вид досуга, поэтому не забывайте заботиться о самозащите, приобретя необходимое для этого снаряжение. Позаботьтесь о себе и о спокойствии своих близких людей!
- Велосипеды
- Велоаксессуары
- Велозапчасти
- Детские велокресла
- Самокаты
- Скейтборды
- Электровелосипеды
- Роликовые кроссовки
- Одежда
- Коньки
- Все для хоккея
- Хоккейная экипировка
- Аксессуары
- Вратарская экипировка
- Судейская экипировка
- Рюкзаки и сумки
- Хоккейная одежда
- Хоккейная атрибутика
- Клюшки
- Рюкзаки и сумки
- Все для футбола
- Тюбинги и снегокаты
- Бренды
- Распродажа
Варианты велофрирайда
Велосипедист-фрирайдер успешно преодолевает высокие обрывы, спускается по крутым извилистым тропинкам, прыгает через искусственные и природные преграды. Все это прелести классического велофрирайда. Для того, чтобы выполнить такие трюки без ущерба для своего здоровья, надо усердно тренироваться не один месяц. За такую настойчивость спортсмен получает незабываемые переживания. Чтобы действительно испытать ощущение полета, не ощущать границ в виде скорости, высоты прыжка или радиуса поворота, надо иметь серьезную подготовку:
- владение техниками управления велобайком, прыжков и правильного приземления;
- регулярные занятия, освоение навыков от простого к сложному;
- выдержка, сила духа, умение, сохранив спокойствие, действовать по правилам в любых ситуациях;
- специально оснащенный велосипед для профессионального фрирайда и надежная защитная экипировка.
Экстремальная езда необычна для обычного велосипедиста. Только со временем приобретаются навыки. Чтобы приобрести опыт, стоит освоить лайт-фрирайд или облегченную версию фрирайда. Ее очень любят туристы. Трассы смонтированы аналогично трассам для классического фрирайда. Но все испытания не такие экстремальные: спуски более пологие, камни небольшие, трамплины невысокие. По скорости нет ограничений, поэтому каждый может устроить себе экстремальное катание в меру своего понимания и возможностей.
Велосипеды для фрирайда
Для преодоления сложных трасс необходимы специальные «железные кони». Помимо ежедневных длительных тренировок спортсмена, оттачивающего своё мастерство и ловкость, к велосипеду для фрирайда тоже предъявляются особые требования. И это зависит от вариантов передвижения «всадника».
Прежде всего, спортсмен должен:
- владеть техникой правильного приземления и управления велосипедом;
- ориентироваться в стрессовых и непредсказуемых ситуациях;
- быть стрессоустойчивым и уметь не терять присутствие духа.
Конструкция велосипеда должна быть отличной от стандартного двухколёсного средства передвижения, так как на обычном практически невозможно совершить трюк, не повредив велосипед. Поэтому специалисты разрабатывают модели для экстремального вида спорта, опираясь на нюансы комплектации горных байков. Плюсы сегодняшних моделей для велофрирайда:
- стопроцентная прочность;
- небольшой вес;
- устойчивая амортизационная система;
- качественная система торможения;
- прочные колёса.
Особое внимание необходимо уделять прочности модели, так как во время движения на конструкцию велосипеда оказывают влияние не только вес спортсмена, но и различные динамические «кульбиты» во время прыжков и поворотов. Опасность этого вида спорта как раз и заключается в риске упасть со скоростного велосипеда и получить серьёзную травму
Поэтому производители изготавливают элементы конструкции транспортного средства из лёгких сплавов, в основном из алюминия. Этот металл довольно стойко переносит удары и имеет небольшой вес, что необходимо велосипедисту при подъёмах в гору, прыжках и преодолении крутых обрывов. Если велосипед будет тяжёлым, то вряд ли спортсмен справится с поставленными задачами, поэтому обычно вес транспорта для фрирайда не превышает 18 килограммов.
Обычно модель для экстремальных видов спорта имеет две подвески с амортизатором (у них большой ход – около 7 дюймов) и ходом подвески длиной до 25 см. Поэтому знатоки часто называют такие модели двухподвесами. Такая система гарантирует практически идеальный ход велосипеда по неровной поверхности земли. Однако, у таких моделей есть и свои минусы:
- повышенная масса по сравнению с аналогами;
- немалая стоимость.
Подвесы тоже имеют свои особенности:
- для «серьёзного» агрегата производители устанавливают пружинно-масляные подвесы;
- для велосипедов с облегчённым весом подходят пружинно-эластомерные аналоги.
При использовании такой конструкции спортсмен и его велосипед легче переносят ударные колебания и лучше тормозят при экстремальной ситуации. Витая стальная или титановая пружина идеально «реагирует» на дорожные неровности
Немаловажное значение у таких спортивных моделей имеет и ход амортизатора – обычно выбирают велосипеды с ходом от 110 до 160 мм, а для даунхилла, спуска с высоты с обхождением препятствий предпочтительнее ход 180 мм
Кстати, тормоза у таких моделей гидравлические, надёжные, гарантирующие выполнение любых пожеланий спортсмена. Дисковая гидравлическая тормозная система байков – особая гордость производителей таких скоростных моделей. Такая система работает за счёт тормозной жидкости, обеспечивающей мощное торможение, на её работу не влияют погодные условия. Именно гидравлика обеспечивает плавное нажатие ручки тормоза.
На обоих колёсах производители устанавливают специальные диски, тормозные колодки производятся из металла, что ещё больше усиливает надёжность работы тормозной системы. Для высокой проходимости байка используются широкопрофильные «зубастые» шины, обладающие значительно глубоким рисунком протектора.
Сам велосипед весьма непроблематично перевозить в велобагажнике на автомобиле.
Фрирайд. Особенности преодоления грязи, гравия, песка
Фрирайд предполагает наличие и таких препятствий. Перед тем как въехать на подобные участки нужно убедиться, что вес спортсмена распределен максимально равномерно. После ощущения баланса, вес смещается в область заднего колеса для предотвращения буксования. Скоростной режим должен быть умеренным для того, чтобы не потерять контроль над управлением и суметь вовремя среагировать на непредвиденные обстоятельства. Крутить педали нужно с равномерным каденсом. При ощущении того, что байк начинает засасывать в песчаную или грязевую оболочку, требуется понижение передачи. При преодолении таких препятствий важным правилом является запрет для остановки. Движение велосипеда может быть критически медленным, но нельзя допускать его полного торможения.
Не менее важное условие — правильно подобранные покрышки. Для жидкой грязи и луж сгодятся и узкие, а вот при переезде через гравий или песок без широких не обойтись. Идеально — фетбайк
Идеально — фетбайк.