Этикет велосипедиста, или Как не попасть впросак на дороге
Этикет – это правила поведения людей в некоторых ситуациях. Для велосипедистов они не закреплены в специальном кодексе или на определённом ресурсе, просто выработаны с годами. Чтобы помочь новичкам, мы расскажем о нескольких правилах, при соблюдении которых велопрогулка пройдёт интересно и без форс-мажоров.
Безопасность
Безопасная велопрогулка начинается с выбора транспортного средства. В магазине стоит действовать хладнокровно и непредвзято, именно эти качества помогут выбрать идеальное средство передвижения. Здесь необходимо учитывать свой вес и рост, а также без стеснения примерять на себя будущую покупку, главным ощущением должно стать максимальное удобство. Кроме того, не забудьте сразу же приобрести световые приборы – катафоты и велофонари, а также яркую одежду со светоотражающими полосками. Благодаря этим элементам вы будете заметны для всех участников движения и в прямом смысле станете светиться в темноте.
Чем лучше вы знаете, как устроен и как работает ваш велосипед, тем проще будет его использовать, поэтому прочитайте инструкцию по эксплуатации, рассмотрите каждую деталь и проверьте его в действии.
Поведение на дороге
Сменив общественный транспорт/пешие прогулки на велосипед, будьте готовы к тому, что придётся многому научиться. Прежде всего, вам придётся взяться за правила дорожного движения. Зубрить их от корки до корки совершенно не обязательно, главное – знать правила поведения для велосипедистов. Это снизит риск попадания в ДТП и избавит вас от конфликтов с водителями автомобилей.
Коротко о том, что нужно знать:
1. Движение по дороге разрешено для детей старше 14 лет;
2. Движение по дороге строго по правой стороне, во время такой поездки велосипедист должен соблюдать ПДД для автомобилистов, а по тротуару – для пешеходов;
2. Велосипедист должен ехать плавно, не совершая резких манёвров. Будьте особенно внимательны при объезде припаркованных машин, и до начала действия убедитесь в его безопасности;
3. Обязательно спешивайтесь на «зебре».
Перед выездом в город потренируйтесь на просторной площадке, попрактикуйте ПДД, а выезжая на прогулку, забудьте про наушники – вы должны слышать всё, что происходит вокруг.
Для одних езда на велосипеде – возможность заняться спортом, для других – отвлечься от повседневной суеты и побыть наедине с собой, для третьих – всё сразу
Для решения обеих этих задач важно оставить дела на потом, предупредить своих друзей, знакомых, семью и коллег, чтобы в ближайшие несколько часов не беспокоили частыми звонками. Да и вообще, разговаривать по телефону во время движения крайне не рекомендуется, даже по гарнитуре
Во время ответа на звонок лучше отойти вместе с велосипедом в сторону, чтобы не мешать другим участникам движения.
Езда в коллективе
С друзьями, естественно, велопутешествие становится в разы интереснее и веселее. Тем более, что сейчас в Кирове существует масса мероприятий, нацеленных на развитие велосипедного спорта: тематические пробеги, прогулки в районы области, а также появляются крутые маршруты и сервисы. Однако при езде в группе необходимо придерживаться нескольких важных правил.
Прежде чем отправиться из точки А в точку В, велосипедисты образуют колонну, где лидером становится самый опытный участник. Он выбирает оптимальную скорость езды, исходя из предпочтений и возможностей своих коллег. Важным фактором также является внимательность, соблюдение дистанции и отсутствие безрассудных поступков участников велопутешествия.
Отношение к другим участникам движения
В Кирове, к сожалению, пока нет специализированных велосипедных дорожек, поэтому приходится передвигаться либо по обочине дороги, либо по тротуару. Не стоит забывать, что на дороге вы не одни и вокруг множество таких же участников движения: автомобилистов, пешеходов и других велосипедистов. Уважайте личное пространство окружающих и соблюдайте необходимую для остановки дистанцию во избежание столкновения, учитывая, что как дороги, так и тротуары в регионе оставляют желать лучшего.
Вежливость – визитная карточка любого человека, даже на проезжей части. Будьте осторожны и не хамите другим, и даже при полной уверенности в своей правоте уступите дорогу, ведь не все участники могут назубок знать ПДД.
Также во время прогулки вас могут подстерегать пешеходы, переходящие дорогу в неположенных местах, и дети, выбегающие на проезжую часть. Поэтому во время поездки в черте города придётся быть максимально бдительным.
Отличной и безопасной велопрогулки, друзья!
Штрафы и санкции
При несоблюдении ПДД велосипедистом на дороге, возможны аварийные ситуации. Поэтому за нарушение правил предусмотрены штрафы и санкции (ст. 12.29 п.2-3) в разных размерах:
- Согласно закону за любое невыполнение или нарушение ПДД велосипедистом, взимается штраф в размере 800 руб.;
- Управление байком в алкогольном состоянии и нарушение ПДД в нетрезвом виде влечет уже административный штраф в размере 1 000 – 1 500 руб.;
- Если едущий на велобайке (ст.12.30) создаст помехи движению транспорта, то штрафные санкции будут в размере 1 000 руб.;
- При нанесении ущерба здоровью человека (легкой и средней тяжести) штрафные санкции до 1 500 руб.
По сравнению с взысканиями, предъявляемыми водителям автомобилей (до 30 000 руб.), санкции для велосипедистов во много раз меньше.
Штрафы велосипедисты получают за следующие наиболее распространенные нарушения ПДД:
- Алкогольное опьянение – садиться за руль велосипеда в нетрезвом виде запрещено;
- Техническая неисправность байка – необходимо проводить техосмотр велобайка перед каждым выездом на городские улицы. Поломка в механизме может стоить жизни человека;
- Передвижение по проезжей части дороги без предупредительных сигналов – при совершении маневров и виражей без светового сигнала или сигнала рукой, велосипед обязательно создаст аварийную ситуацию, вопреки ПДД, и будет за нарушение оштрафован;
- Разворот на проезжей части (там, где больше чем одна полоса в одно направление) или поворот налево – грубые и недопустимые ошибки. Если по каким-то причинам нужно двигаться именно в данном направлении, то водитель байка должен сойти со своей велотехники и перейти по «зебре» в качестве пешехода в нужную сторону. Далее уже можно продолжать путь, как велосипедист;
- Переезд пешеходного перехода на велобайке – очень опасный шаг, люди не слышат и не ожидают ездока, столкновения неизбежны. Получают травмы и молодежь, и пожилые люди. Велосипедист должен сойти с байка и перейти «зебру» в качестве пешехода;
- Движение по дороге навстречу машинам – категорически запрещено ПДД. По статистике в таких ситуациях погибает большое количество детей и подростков. Передвижение на велосипеде возможно только в одном направлении с потоком автотранспорта.
Основные положения
Любой человек, желая приобрести двухколесного друга, должен знать, что вместе с ним он приобретает и ответственность за безопасность других людей. Поэтому нужно четко знать, что представляет из себя этот агрегат с точки зрения законодательства.
Велосипед как транспортное средство
Приспособление с рулем и педалями, как гласят правила ПДД для велосипедистов , относится к транспортным средствам. Следовательно, их владельцы приравниваются к водителям легковушек, грузовиков, троллейбусов и автобусов. Они так же, как и сидящий за рулем «КамАЗа», являются участниками дорожного движения. Это налагает на велосипедистов определенную ответственность и обязывает их вести себя на дорогах правильно, не создавая помех для движения транспорта и пешеходов. Тем более, что, в случае ДТП, водители двухколесных ТС страдают в первую очередь, поскольку не защищены кузовом, в отличие от автомобилистов.
Кто может управлять
Производители выпускают огромное количество велосипедных моделей для всех возрастов. Поэтому за рулем такого девайса можно увидеть и трехлетнего малыша, и пенсионера. Понятно, что маленькие дети должны передвигаться на своих трехколесных агрегатах только в сопровождении взрослых и под их неусыпным контролем, так как часто сами не знают, куда едут. Зона движения малышей ограничена пешеходными дорожками и тротуарами.
Что касается самостоятельного передвижения, здесь существуют возрастные ограничения на движение в определенных местах.
Дети от 7 до 14 лет могут перемещаться:
- по пешеходным зонам;
- велопешеходным и велосипедным дорожкам;
- пешеходным дорожкам;
- тротуарам.
Начиная с 14 лет, когда велосипед из приспособления для прогулки превращается в транспортное средство, его владельцу разрешается ездить и в других местах. При этом появляется список правил, который предписано неукоснительно исполнять. Если один или несколько верхних пунктов из этого списка в дорожной обстановке отсутствуют, следует руководствоваться пунктом, расположенным ниже.
Движение разрешено:
- По велосипедной полосе или дорожке, велопешеходной дорожке.
- По правому краю автодороги.
- По обочине.
- По тротуару, пешеходной дорожке.
Например, если велополоса или велопешеходная дорожка отсутствуют, необходимо перейти к п.2 и двигаться по правому краю проезжей части. Если и это невозможно (плотный автомобильный поток), нужно руководствоваться п.3, съехав на обочину.
Права велосипедистов
Несмотря на то, что велобайки относятся к ТС, их владельцы ограничены в правах, и сделано это в целях безопасности. Не все полосы дорожного полотна доступны для двухколесных машин, и даже в крайнем правом ряду им разрешается ехать только по краю дороги.
Зато велосипедисты имеют право передвигаться:
- по обочине;
- по велосипедным и велопешеходным дорожкам;
- по тротуарам, при условии, что езда не мешает движению пешеходов.
Иначе придется вести байк за руль. В данной ситуации его владелец автоматически переходит в разряд пешеходов. Если он столкнется с автомобилем, перемещающимся по тротуару (а в отдельных случаях это допускается), то виноват не будет. А вот велосипедисту, сидящему за рулем, придется заплатить за ремонт авто, если его вина будет доказана.
Обязанности
Водитель двухколесного агрегата должен выполнять все требования к движению велосипедистов , изложенные в ПДД.
Он обязан:
- содержать ТС в технически исправном состоянии;
- не создавать помех для движения транспорта;
- пропускать на перекрестках пешеходов;
- не мешать движению прохожих по тротуарам;
- в условиях недостаточной видимости пользоваться световыми приборами;
- перед поворотами показывать знаками изменение направления движения.
Правильное пересечение
Пересечение водителя велосипеда с дорогой, тротуаром, железнодорожными путями или другими преградами регламентируется общими правилами дорожного движения. Если он осуществляет движение рядом с велосипедом, то действуют ПДД для пешеходов. Двигаясь на велосипеде – он должен руководствоваться правилами вождения для велосипедистов.
Перекрёстка
В любой сомнительной ситуации или при большом скоплении автотранспорта, самый простой способ пересечь перекрёсток – перейти пешком по ближайшему пешеходному переходу. Если велосипедист уверен в себе, тогда следуйте следующим ПРАВИЛАМ.
При повороте направо
Необходимо заранее перестроиться в крайний правый ряд. Смещайтесь к середине проезжей полосы. Это делается для того, чтобы не повернуть одновременно с каким-нибудь автомобилем. Такой манёвр опасен, т.к. автомобиль может прижать велосипедиста к обочине.
При повороте налево
Совершать манёвр только уверенным в своих силах велосипедистам. Есть сомнения – идите пешком. Разрешён на дорогах без трамвайных путей и при наличии только одной полосы для движения в этом направлении. Перед поворотом необходимо заранее выехать на середину левого ряда, чтобы не пересечься с автомобилем, планирующим двигаться прямо.
Велосипедист должен пропустить транспорт, движущийся во встречном направлении. Делать это следует на самом перекрёстке, а не перед ним.
Начинайте движение поэтапно:
- За несколько метров до перекрёста показать левой рукой сигнал поворота и медленно передвигаться ближе к середине полосы;
- После сигнала светофора ещё раз показать знак движения налево. Затем аккуратно переместиться ближе к центру перекрёстка и пропустить весь встречный транспорт. Обычно, автомобили смещаются ближе к центру и ждут, велосипедисту рекомендуется смещаться по оси, и оставаться параллельно двигающемуся с вами автомобилем.
- Если помех нет, продолжать двигаться – или перед автомобилем, или на безопасном от него расстоянии. Правилами дорожного движения допускается движение на жёлтый и красный сигнал светофора в случае завершения манёвра. Встречный транспорт обязан вас пропустить. Скорость не снижайте.
При движении прямо
Двигаться прямо допускается из любого ряда в случае отсутствия предписания иного порядка расположения транспортных средств. Если они есть, то необходимо следовать следующим правилам: заранее выехать на середину правого ряда, набрать скорость для того, чтобы автомобиль сзади не смог обогнать велосипедиста при повороте направо.
При пересечении кругового перекрёстка
При большом скоплении автомобилей (пробка) и в случае неуверенности в своих силах, лучше перечь перекрёсток пешком, по ближайшему пешеходному переходу и продолжить движение на велосипеде. Если перед перекрёстком автомобилистов просят снизить скорость до 20-30 км/ч, то и велосипедист сможет с лёгкостью пересечь его.
Заранее переместитесь на середину полосы, чтобы не стать помехой автомобилю, съезжающему с круга. Выехать можно только из правого внешнего ряда.
Пешеходного перехода
Пересекать переход только пешком, двигая велосипед рядом с собой. Запрещено двигаться на велосипеде по пешеходному переходу, а тем более разворачиваться. Пересекая регулируемый пешеходный переход, действовать согласно сигнала светофора или знака регулировщика.
На нерегулируемом пешеходном переходе велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам. Если пешеходы спешат к подошедшему трамваю, то и их велосипедист обязан пропустить.
Основные нарушения
Наиболее частым нарушением является езда на велосипеде по пешеходному переходу. Причем сами байкеры нарушением это не считают. Водители не обязаны пропускать на переходе велобайкеров, ведь это не пешеходы. Потому и сбивают машины их часто. В школьные каникулы от незнания этого нюанса страдает много детей. Могут пострадать и пешеходы, когда поток плотный, а скорость двухколесного средства большая.
Вторым наиболее часто встречающимся нарушением является езда по краю дороги во встречном направлении. Пешеходам это делать разрешено, если рядом нет тротуара. Но велосипедисты к ним не относятся, когда сидят в седле, хотя искренне верят, что в данном случае поступают правильно.
Менее часто встречаются и другие нарушения:
- езда без рук;
- перевозка детей и пассажиров на непредусмотренных для этого байках;
- транспортировка негабаритного груза, когда багаж выступает за габариты велосипеда более полуметра по ширине;
- езда по автомагистралям;
- левый поворот при наличии двух и более полос для движения, а также трамвайных путей;
- использование байка в качестве буксира.
Где разрешено передвигаться
Все велосипедисты должны знать, как правильно ездить, по какой стороне дороги это можно делать. Если специально отведенных мест нет, можно ехать на велосипеде по проезжей части вместе с автомобилями, но справа либо по обочине.
Как ехать на велосипеде по дороге колоннами — тут водители должны разделиться группами (не более 10 человек в одной). Дистанция между ними должна быть около 100 метров. Велосипедисты в колонне обычно едут один за другим, не мешая окружающим.
Если есть специальная дорожка, то ехать нужно по ней. Если таковая пересекается вне перекрестка с дорогой, то придется трогаться последним, за всем транспортом, который двигается по ней.
Маленькие велосипедисты ездят по тротуарам исключительно под присмотром взрослых. Еще на велосипеде по тротуару допускаются катания в случае, когда нет обочин или специальных дорожек.
Как вести себя при ДТП
Риск оказаться в аварии достаточно большой. И чтобы ни усугубить, итак, непростую ситуацию позволим себе несколько советов:
- Постараться успокоится. Перевести дыхание. Да это непросто, но именно спокойный человек может принимать взвешенные решения и адекватно реагировать на ситуацию.
- Вызвать полицию и скорую. Как правило, при вызове скорой на ДТП врачи сами вызывают ГИБДД
- Проверить себя на наличие травм или ушибов. Если они есть сообщить о них спасателям, медикам или сотрудникам полиции
- Оказав помощь себе и возможно другим участникам осмотреть место происшествия, но ничего не трогать.
- Если виновник ДТП скрылся, то сообщить об этом в полицию.
Модель поведения велосипедиста
Велосипедист обязан знать и следовать требованиям правил дорожного движения (ПДД), светофорным сигналам, знакам, разметкам и выполнять команды регулировщиков.
Это обозначает недопустимость алкоголя за рулем, беседы по телефону в течение передвижения. Поворота по сплошным полосам, езды навстречу по трассе с трафиком в одну сторону для велосипедиста не допускается.
Технические требования
- Обязанностью велосипедистов является содержание личного велотранспорта в бездефектном техническом виде. Велосипед с функционирующим тормозом и действующим звуковым сигналом. Для чего необходимы надежные тормоза, пояснять не нужно. А звонок особенно, нужен при предостережении прохожих о близости велотранспорта. При езде среди автомашин, маловероятно, что водитель услышит звонок.
- Езда в темноте на трассе или в дождливую, туманную, снежную погоду, иными словами при обстановке неполной видимости, допускается лишь со светом. Впереди на велотранспорте необходим фонарь или светлый катафот, позади — фонарик и непременно красный катафот, но по бокам (поближе к передним и задним габаритам) – фонари или светоотражатели янтарного цвета, к тому же дозволены тыльные боковые фонари красного цвета. Абсурдно и рискованно иметь впереди красный катафот, автоводители нечасто примечают велосипедистов, а здесь вдобавок создается эдакая неразбериха.
Правила безопасного поведения на дорогах
- Водитель велосипеда двигается по возможности вплотную к правому борту трассы, исключительно в один ряд с иными велолюбителями.
- При обгоне другого велосипедиста или гужевой повозки, и объезда остановившегося транспорта все же необходимо отъехать от правой границы магистрали. Правильнее по возможности подальше объехать преграду, к примеру, остановившуюся машину, так как из нее тотчас начинает выходить шофер, размашисто распахнув дверцу, или неблаговидная персона выкинет недокурок из окна.
- Помните, что опережение с обгоном можно совершить лишь слева, если не хотите прижимания к бордюру.
Обязанностью водителя велотранспорта тоже является подача сигнального извещения до совершения любого маневра, если рядом нет едущего транспорта.
До каждого поворота или перепостроения и перед торможением велосипедисту необходимо предупредить с помощью жеста, причем, сразу же при поворачивании руля или при надавливании на тормоза.
Вам надо вовремя предостеречь заднего ездока, в противном случае ваша опоздавшая реакция станет драматичной.
Сигналы велосипедиста
ПДД разрешают следующие сигналы, подаваемые рукой:
- Сигнал правого поворота или перепостроения – вытянутая в сторону поворачивания левая рука либо правая, направленная от туловища и изогнутая в локте под углом в девяносто градусов.
- Сигнал левого поворота или перепостроения – вытянутая в сторону поворачивания правая рука либо левая, направленная от туловища и изогнутая в локте под углом в девяносто градусов.
- Жест затормаживания поднятая кверху – и прямая в локте правая или левая рука.
Жестикулируя ладонью, не приобретается привилегия в передвижении, следовательно, постоянно нужно быть уверенным, что задний движущийся водитель транспорта понял планы веловодителяи не будет обгонять.
Если поблизости с трассой имеется велодорожка, велосипедисты обязаны двигаться исключительно там. На это указывает сферический указательный символ с белым велотранспортом на синем тоне.
При частичном разрушении велодорожки, засыпания стройматериалами или на ней стоят автомашины, тут данные препятствия водителю велосипеда можно обогнуть по автодороге, это ему не запрещается.
При перемещении в ряд велосипедисты должны ехать лишь в одной колонне по трассе, группируясь по 10 людей. Дистанция промеж групп составляет от восьмидесяти до ста метров для упрощения объезда автомашинами.
При движении сгруппировавшись, применяют согласованные сигналы, посылаемые не автоводителям, а едущим сзади другим велолюбителям.
Ухаб или преграда с правой стороны – правая рука указывает книзу.
Ухаб или преграда с левой стороны – левая рука указывает книзу.
Первоначально данные знаки вводит главный велогруппы, а другие ездоки обязаны тотчас их воспроизвести. Не следует ждать подъезда к ухабу или камню на трассе. Необходимо немедленно просигналить об угрозе двигающимся сзади велотуристам.
Как велосипедисту вести себя на дороге
Любой велосипедист должен научиться влиять на других участников дорожного движения. Достигается это вашим поведением и тем, как хорошо вы управляете своим двухколёсным конём. От этого напрямую зависит отношение к вам водителей. Если вы сможете заставить себя уважать, то они не станут подвергать вас опасности (теория).
Например, если на оживленном и сложном перекрестке подавляющее большинство участников движения будут поворачивать направо и позади вас едет очень несдержанный водитель, то очень может быть, что, догнав и поджав он попытается заставить вас повернуть за остальным потоком транспорта. В этом случае, чтобы не пойти у него на поводу, необходимо оставляйте ему как можно меньше места для маневра. Всё зависит от вас, необходимо оставаться хозяином положения.
В правильном поведении велосипедиста на дороге должно быть заложено оптимальное позиционирование на дороге. Это определяющий фактор. Не надо прижиматься к бордюру, тем более съезжать на тротуар. Каждый велосипедист должен вести себя так, чтобы его не могли игнорировать и своими действиями обязывать других признавать вас полноправным пользователем дороги. Надо заставлять их думать. Но, есть один момент — для этого необходимо наизусть знать Правила Дорожного Движения и конечно их неукоснительно соблюдать, а также обладать достаточным опытом.
Восприятие велосипедистами дороги как чрезвычайно опасного места является главным сдерживающим фактором популяризации велосипеда и занятий велоспортом.
Также почитать на эту тему:
Факторы, влияющие на безопасность велосипедиста. Сила и выносливость велосипедиста напрямую влияют на скорость движения и способность её быстро набирать. Чем более его скорость приближена к скорости транспортного потока, тем безопасней езда. На некоторых участках дороги велосипедисту необходимо “взорвавшись” быстро набрать скорость…
Опасности на дороге для велосипедистов. На дороге всегда появляются различные вещи, представляющие опасность для велосипедистов. Это погибшие животные, выпавшие из автомобилей предметы, разлитое машинное масло…
Езда на велосипеде по тротуарам. При движении по тротуару велосипед с юридической точки зрения ничем не отличается от автомобиля, который движется по тротуару и ответственность за это нарушение одинаковая для обоих водителей. Но как говорят в Одессе – это две большие разницы…
Предупреждение аварийных ситуаций при езде на велосипеде. Большинство аварийных ситуаций можно предотвратить, если научиться их понимать и предугадывать…
Езда на велосипеде в дождь. Как правило велосипедист попадает под дождь уже в дороге. Летом попасть под дождь не так страшно, а вот в холодную погоду это доставит много неприятностей. Поэтому, по возможности надо быть готовым к такому стечению обстоятельств и знать элементарные правила…