Ремонт втулки заднего колеса. Пошаговая инструкция
- Очистить место проведения операций от всех лишних предметов, вещей, ненужных инструментов.
- Снять стопорное кольцо.
- Снять ось с втулки. Первыми отсоединяем элементы, расположенные со стороны, противоположной от звездочек.
Причины неисправностей
Причин поломки велосипедных колес может быть масса. Краткий перечень ситуаций, при которых может возникнуть неисправность:
- Втулки нерегулярно обслуживались.
- Чрезмерный люфт.
- Недоброкачественные элементы втулки.
- Сильный износ.
- Большой момент затяжки конуса.
Для длительной безаварийной эксплуатации велосипеда необходимо уделять ему максимум внимания. Обслуживание каждый день, после каждой поездки, регулярный осмотр всех узлов, механизмов существенно продлят ресурс вашего двухколесного друга. И тогда вам покорятся все просторы. Ездите с удовольствием!
Чистка
На картинке, приведенной в разделе «Как разобрать и собрать заднюю втулку?» детали, которые снимать нельзя, обозначены красным цветом. Если их повредить, придется менять.
На данном шаге задняя втулка полностью разобрана. Остается почистить с помощью проволочной дискообразной щетки резьбу стопорного винта и другие резьбовые соединения, чтобы предотвратить заедание после установки детали на место.
Далее, проверяют на наличие трещин и сколов все компоненты, включая собачки, которые, для того, чтобы снять, необходимо потянуть назад и приподнять стопорное пружинное кольцо.
Собирая сердцевину, на резьбу стопорного винта наносят смазку и противозадирное вещество. Тем же способом, что использовали, чтобы снять стопорное кольцо, закрепляют сердцевину, прикладывая усилие 3-7 кгс.
В канал для установки подшипников наносят смазку, которая работает подобно клею, удерживая их на посадочных местах, пока идет установка остальных деталей. Теперь, смазав храповое кольцо, их ставят внутрь оболочки.
Когда собрана одна сторона задней втулки, сердцевину, аккуратно помещают в обойму, закрепляют, устанавливают шайбы, проявляя максимум осторожности, вставляют в обоймы подшипники, чтобы они не деформировались. На свободном ходу проверяют работу детали
Для вкручивания комбинированного кольца, против часовой стрелки прокручивают оболочку задней втулки, чтобы убедиться в правильности установки подшипников. Если все собрано грамотно, кольцо с силой затягивают.
Что нужно знать, чтобы снять с подшипника комбинированное кольцо?
Для этого потребуются специальные инструменты. С помощью системы рычагов, соответствующих размеру гнезд, кольцо отвинчивают по часовой стрелке. Справившись с этой работой, можно переходить к следующему шагу – снятию подшипников.
Выполнив это, их смазывают, чтобы хорошо сели на место. С сердцевины снятой задней втулки потребуется удалить, не повредив, все шайбы (их, как минимум, три). Их нужно протереть и сохранить в таком же порядке.
Для очистки шайб подойдет любой растворитель. Перед сборкой они должны хорошо высохнуть. Поддев подшипники небольшой отверткой, их кладут на тряпку.
Они должны быть установлены на место, если нет никаких серьезных проблем. Если же замечены проблемы с переключением передач, можно попробовать удалить самую тонкую из них, собрать и проверить, исчезла ли проблема.
Если нет, шайбу возвращают на место, а удалят более толстую. Если достигнуть приемлемой нагрузки удается только с самой толстой из шайб, возможно, задняя втулка изношена и требует замены.
Достаточно мелкие подшипники кассетных втулок легко теряются, но для их поиска не рекомендуется пользоваться магнитом, поскольку, намагнитившись, они будут притягивать железные частицы, что приведет к быстрому их износу.
На этапе их чистки, их заворачивают в тряпку, чтобы удалить лишнюю смазку. Затем процесс повторяют, смочив чистую тряпку в растворителе.
При обнаружении дефектов или явных следов его износа, заменяют новым.
Что представляет собой передняя втулка колеса?
Разновидности передних втулок
Велосипедная передняя втулка по сравнению с задней отличается вполне простой конструкцией. Велосипеды бывают самых разных видов, именно от этого зависят: размер детали, масса, надёжность, долговечность и прочность. В специализированных магазинах спортинвентаря продаются в большинстве своём алюминиевые составляющие, сделанные по методике литья.
Меньшим спросом пользуются точёные и штампованные модели
Они считаются более надёжными приспособлениями и имеют важное преимущество — минимальный вес, но найти их не так просто, да и стоимость элементов зашкаливает
Втулка переднего колеса велосипеда может отличаться по таким критериям:
- материал, из которого произведена деталь;
- назначение детали;
- что находится внутри — полый компонент или цельный.
Велосипеды, предназначенные для туризма, приятной езды по городу или для покорения гор, определяют, в каком качестве, прочности и степени защиты будет выполнен образец. Лучшей модификацией детали считают крепёж с эксцентриковыми зажимами, которые обеспечивают как лёгкое снятие, так и монтаж колеса на прежнее место. В транспортных средствах, предусмотренных для применения в экстремальных видах спорта, фиксация элемента подразумевает применение болтов.
Втулка переднего колеса
Как устроена передняя втулка колеса
Корпус детали всегда сделан из металла, при этом конструкция корпуса может быть самой разной:
- соединённый с чашечками;
- состоящий из центрального компонента и 2 чашечек.
Чашечки необходимы для крепления в верхней части фланцев с отверстиями, в которые размещают спицы. Велосипедная деталь внутри скрывает ось, подшипники шарикового формата, находящиеся по разные стороны друг от друга, конусы, крышки для защиты, шайбы, контргайки и гайки, фиксирующие элементы к вилке велосипеда.
Конусы фиксируют к оси, причём один должен быть неподвижным, поэтому его плотно прижимают до упора. Другой крепят так, чтобы выдержать в подшипниках определённый зазор. Зазор легко откорректировать путём вращения конуса. Чтобы конусы крепко держались, производители предусмотрели на них резьбу и дополнительный крепёж в виде контргаек.
Из чего состоит передняя втулка
Сила колец
Сегодня можно найти проставки разных размеров, под любые . Самые простые — пластиковые. Но их изготавливают также и из различных сплавов на основе алюминия (из силумина или дюраля). Несмотря на то, что нагрузка на центровочные кольца небольшая, они рано или поздно изнашиваются или деформируются, а значит их необходимо периодически менять.
Ездить без проставок, если диаметры отверстия в диске и посадочного пояска на ступице не совпадают, нельзя. Иначе неправильная установка колесного диска даст большую нагрузку на подвеску и может привести к серьезным поломкам, вплоть до разрушения отдельных деталей подвески.
Причины возникновения люфта колёс
Прежде всего для того, чтоб люфт не появлялся необходимо регулярно проводит проверку и обслуживание составляющих частей крепежа колеса к велосипеду. Но если люфт всё-таки произошёл, то не стоит и дальше ездить на таком велосипеде, особенно если люфт появился на заднем велоколесе велосипеда. Иначе это чревато аварией и травмами для человека. Основными причинами появления разбалтывания являются:
- втулки, используемые могут стираться. Появление такой проблемы скорее связано со сроком службы;
- нарушение целостности радиусных гаек, установленных для свободного движения шариков подшипника, такая поломка влечёт замену данного элемента при помощи инструментов;
- износ особых насечек на контргайке, которая необходима для точного взаимодействия с гайкой радиусной, что исключает возможность раскручивания. Причины появления связаны с большими нагрузками на велобайк или длительным периодом эксплуатации гайки, для исправления нужна замена указанной детали и необходимые инструменты;
- отсутствие надёжного стягивания между контргайкой и второй гайкой. Проблема решается стягиванием ключом;
- образование свободного пространства от контргайки до рамы велосипеда. В этом случае промежуток заполняется установкой шайбы или гравера.
Процесс установки заднего колеса
Правильно выполнить установку заднего колеса поможет четкое следование обратному порядку действий при демонтаже. Для этого придерживаемся следующего алгоритма:
Цепь надевается на звездочку самого меньшего размера. После этого колесо вставляется в крепление корпуса велосипеда
Важно проследить, чтобы ось окончательно закрепилась в пазах рамы.
На следующем этапе следует затяжка гаек или эксцентриков с необходимым усилием, чтобы колесо потом не выскочило из рамы.
Если на велосипеде используются ободные тормоза – это дальнейший шаг. Главное, застегнуть их строго в обратной последовательности
В противном случае поездка окажется не такой уж безопасной.
По завершении установки колеса необходимо устроить небольшое тестирование велосипеда с целью проверки работоспособности всех деталей. Не стоит пренебрегать техническим обслуживанием всех деталей и механизмов велосипеда. Ведь только так можно продлить их ресурс.
Неисправности задней втулки велосипеда
Самая распространенная неисправность задней втулки велосипеда, которая может привести к тому, что придется делать ремонт заднего колеса велосипеда — это произвольная затяжка или послабление конуса. Если конус задней втулки ослаблен, то в колесе будет заметен большой люфт. В другом варианте, если конус перетянут, то заметно увеличивается тяжесть хода велосипеда и может быть слышен хруст подшипников. В обоих случаях необходимо не откладывая произвести ремонт задней втулки велосипеда. Для устранения этих неисправностей необходимо снять заднее колесо с велосипеда, если это спортивный скоростной или горный велосипед, то на них могут применяться эксцентриковый зажим, и колесо в таком случае снимается без задействования дополнительных ключей. На велосипедах начальных уровней колесо может быть прикручено двумя гайками, понадобится пара ключей.
Задняя втулка с эксцентриковым зажимом.
Ось задней втулки.
Чтобы устранить люфт или наоборот подтянуть конус нам понадобится пара ключей, обычно это рожковый конусный ключ на 15, и рожковый на 17 мм. Сначала нам потребуется послабить контргайку, затем ослабить или затянуть конусную гайку до нужного значения, в идеале люфта быть не должно, затем снова закрутить контргайку.
При нормально отрегулированном конусе, колесо должно с легкостью провернутся под тяжестью катафота или соска.
Бывает момент, когда ось втулка велосипедного колеса ломается или гнется, чаще всего это происходит из-за не качественных деталей. В таких случаях необходима полная замена оси втулки на новую, более высокого качества. При замене оси втулки, или когда нужно сделать ТО или ремонт задней втулки велосипеда, для удобства можно снять трещотку, если нужно простого подтянуть или ослабить конус, то можно обойтись без этого действия.
Искривленная ось втулки заднего колеса.
Для того чтобы поломки происходили реже, необходимо делать периодическое ТО, в основном это регулировка конуса а также мойка, чистка деталей и смазывание подшипников, иногда замена подшипников, сальников или шайб.
Что такое люфт?
Классически люфтом называют небольшой зазор между механическими деталями, которые вращаются относительно друг друга и взаимосвязаны. Проще говоря, свободный ход одного элемента, не приводящий к движению другой элемент системы.
Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке.
По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.
Причины возникновения
К основным причинам возникновения люфта можно отнести следующие:
- истирание втулки колеса;
- изнашивание радиусной гайки (по-другому конус) и повреждение дорожек качения подшипников;
- истирание специальных насечек на контргайке, которые служат для более плотного контакта с радиусной гайкой. Высокая степень сцепления между гайками препятствует раскручиванию;
Чаще всего данные причины возникают при активной эксплуатации с предельными нагрузками на колеса и велосипед в целом. Не меньшую роль играет и срок использования, и качество деталей.
В этих трех случаях ремонт осуществляется заменой износившихся деталей. В любом веломагазине можно с легкостью найти и купить данные запасные части в отдельности.
Следующие причины устраняются без замены деталей:
- ослабление поджатия между радиусной и контргайкой. Требует элементарного подтягивания ключом:
- зазор, появляющийся после установки колеса на свое место, между рамой велосипеда и контргайкой. Необходимо заполнить пустое место с помощью шайбы или гравера;
Как разобрать втулку
Иногда необходимо проводить техническое обслуживание. Обычно у новичков возникают затруднения при сборке и разборке из-за отсутствия соответствующего опыта. Но на деле справиться с этой задачей не так сложно при наличии знаний, инструкций и инструментов.
Будьте предельно внимательны при выполнении обслуживания. Лучше раскладывать все детали на обрезке светлой ткани, чтобы случайно не потерять важный компонент.
Разборку всегда начинают с левой стороны. Естественно, этот процесс напрямую зависит от типа используемой детали в вашем велике. Мы же разберем процедуру на примере насыпных втулок, которые применяются в большинстве байков:
- Первоначально нужно раскрутить гайки и демонтировать колесо.
- Теперь необходимо снять звезды, чтобы получить полный доступ к втулке. Для колес с кассетами потребуется хлыст и съемник для проведения демонтажа. Если в вашем байке применяются дисковые тормоза, то нужно снять диск.
- При использовании втулки с трещоткой, для демонтажа колеса потребуется съемник и ключ, который способен оказывать значительное давление. Необходимо приложить максимум усилий для откручивания, так как трещотка постоянно закручивается при езде на велике.
- Далее вам необходимы два ключика. Конусный ключ используется для удержания конуса, второй позволяет расконтрить левую гайку, чтобы открутить ее в дальнейшем.
- Теперь выньте из втулки заднюю ось, чтобы получить доступ к внутренним элементам.
- Для защиты шарикоподшипников от грязи часто используются пыльники из металла. Их необходимо демонтировать, извлечь шарики. Эти детали лучше положить в небольшую баночку, чтобы случайно не потерять подшипники.
При разборке втулок с промышленными подшипниками, проблемы возникают при извлечении кассеты. Они хорошо запрессованы, поэтому вытащить их можно специализированным инструментом. При его отсутствии, можно попробовать бить молотком по оси, чтобы в дальнейшем вынуть кассету
Но наносить удары нужно осторожно, так как велика вероятность случайно повредить фланец
Для разборки барабана потребуется особый съемник. Без этого инструмента не обойтись при демонтаже данного элемента. Но необходимость разборки барабана появляется очень редко, лучше посетить сервис и доверить процедуру профессионалам.
В обслуживание входит:
- Удаление остатков смазки.
- Тщательная очистка всех деталей.
- Нанесение новой смазки.
После проведения обслуживания, сборка осуществляется в обратном порядке. Если все детали в наличии, компоненты не были утеряны, то эта процедура не вызовет затруднений у велолюбителя.
Для взрослых велосипедов
Велосипеды для взрослых, как правило, имеют почти одинаковую размерность. Имеются несущественные различия, которые зависят от типа байка.
Чаще всего предпочитают выбирать диаметр 26 дюймов. Такой размер очень удобен в эксплуатации и транспортировке, к тому же занимает относительно немного места, что очень практично при хранении в квартире. Для тех, кто предпочитает большую скорость, подойдет 27-дюймовый вариант. Чаще всего такая размерность встречается у шоссейных, скоростных велосипедов.
Для людей с ростом от 180 см можно приобрести 29-дюймовые колёса, так будет гораздо удобнее ездить.
Как убрать люфт в колесе
Люфтом является небольшой зазор в частях байка. Его наличие может привести к быстрой поломке велосипеда.
Если обнаружен люфт в переднем колесе, первым делом стоит подтянуть все гайки. Главное в этом деле, следить, чтобы они были не перетянуты, иначе сорвутся. Если это не помогло, стоит проверить подшипники, целы ли они. Некоторые велолюбители при таком случае советуют полностью заменить колесо.
Если люфт найден в заднем колесе, то стоит также закрутить все возможные причины ослабления деталей. Если это не помогло и люфт остался, скорее всего, дело во втулке, и её придётся либо перебирать, либо менять полностью. В крайнем случае, придётся меня всё заднее колесо.
https://youtube.com/watch?v=2DKa6NqA-bQ
Облако тегов:
как определить размер колеса велосипеда
Как снять колесо?
Основные детали, из которых состоит велосипедное колесо — это обод, втулка, спицы, камера и покрышка. Его размерность, по большей части, зависит от величины обода и длины спиц, которая практически достигает радиуса колеса. Для того чтобы сменить какую-либо из частей, необходимо снимать всё колесо. Чаще всего под сменой колеса подразумевается замена камеры велосипеда, которая имеет обыкновение лопаться, или когда, например, понадобится правка восьмёрки, но эти случаи редки. Сделать это, обычно, не составляет большого труда. Для начала необходимо установить велосипед в перевёрнутом положении. После чего остаётся просто снять колёса.
Снять переднее колесо предельно просто. Для этого необходимо открутить крепления, на которых оно держится. Как правило, это либо гайки, либо небольшой рычажок, который называется эксцентрик, его необходимо прокрутить на 180 градусов. После того, как эти элементы откручены, вся конструкция легко снимается с вилки. Главное, не забыть, что перед этим надо убрать ободные тормоза, если они есть.
Заднее колесо снимается примерно так же, как и переднее, за исключением того, что иногда приходится снять цепь, при этом скорость лучше переключить на самую маленькую звёздочку. Сами звёздочки в таком случае можно не снимать. Затем так же откручиваются гайки или эксцентрик, после чего уже можно спокойно снять всё остальное.
После того, как всё демонтировано, можно спокойно снимать покрышки и вытаскивать камеру. Затем следует установить новую камеру и после этого надо собрать всё заново
При установке заднего колеса необходимо обратить внимание на цепь — она может перекрутиться, поэтому во избежание подобной проблемы следует внимательно устанавливать всё на свои места. На том моменте, когда уже предстоит собирать велосипед, стоит обратить внимание на то, что на месте крепления велосипедного колеса не должно быть люфта
Всё должно сидеть плотно, но в то же время гайки и эксцентрик не должны быть слишком перетянуты.. При сборке велосипеда стоит обратить внимание, что и заднее, и переднее колесо должно крутиться вперёд
На том моменте, когда уже предстоит собирать велосипед, стоит обратить внимание на то, что на месте крепления велосипедного колеса не должно быть люфта. Всё должно сидеть плотно, но в то же время гайки и эксцентрик не должны быть слишком перетянуты.
При сборке велосипеда стоит обратить внимание, что и заднее, и переднее колесо должно крутиться вперёд.
При сборке велосипеда стоит обратить внимание, что и заднее, и переднее колесо должно крутиться вперёд. После того, как всё собрано, можно полностью накачать насосом камеру
После того, как всё собрано, можно полностью накачать насосом камеру.
Лучше всего потихоньку накачивать камеру при помощи насоса, когда она ещё не полностью закрыта покрышкой. Таким образом, можно избежать перекручивания, что в свою очередь, избавит от внезапного разрыва камеры.
Очень важно накачать колёса правильно. Если они будут слишком мягкие или, наоборот, слишком твёрдые, они очень быстро лопнут. На каждой шине можно найти специальную маркировку, которая обозначает, до какой степени их можно накачивать
Нет необходимости часто надувать камеры, особенно, если они новые. Пару месяцев с такими можно ездить, не задумываясь о том, что их нужно накачать
На каждой шине можно найти специальную маркировку, которая обозначает, до какой степени их можно накачивать. Нет необходимости часто надувать камеры, особенно, если они новые. Пару месяцев с такими можно ездить, не задумываясь о том, что их нужно накачать.
Как устранить люфт заднего колеса
Устранение люфта на заднем колесе, также разделим на несколько этапов:
- Для начала снимаем поджимающие гайки вынимаем велоколесо;
- В зависимости от установленного механизма (трещотка или кассета) используют тот или иной инструмент указанный выше для снятия звёзд с колеса велосипеда. Рассмотрим два случая отдельно: Трещотка. Фиксируем хлыстом трещотку и проворачиваем в противоположном направлении движении колеса велосипеда. Учитывайте, что необходимо будет приложить массу усилий;
- Кассета. Как и в первом случае, делаем фиксацию кассеты при помощи хлыста. В специальное отверстие кассеты продеваем съёмник кассет и прокручиваем пока не открутится небольшая гайка-фиксатор прилегающая к наиболее малой звезде на колесе велосипеда;
В случае с втулкой на шариковых подшипниках. Откручиваем контргайки, конусные гайки и снимаем промежуточные элементы
При этом важно сохранить последовательность элементов с каждой из сторон втулки. Поддеваем и снимаем пыльник, вытаскиваем шарики и удаляем смазку, осматриваем чашки на наличие дефектов;
При наличии серьёзных дефектов на поверхности деталей втулки (сколы, выбоины и т.д.) рекомендуется велосипед отвезти в велосервис;
Если всё в порядке, то нанести заново смазку (НЕ СОЛИДОЛ);
И собираем втулку в обратном порядке. Надев пыльник накручиваем конусные гайки с обеих сторон. Затягиваем их с усилием, при котором подшипники во втулке будут свободно крутиться (без «закусываний»). При этом допустим микролюфт иначе втулка будет иметь плохой накат, быстро износятся шарики и чашки и конусные гайки;
После того как одели все элементы, проверяем наличие люфта во втулке и при необходимости повторяем процедуру, начиная с пункта 6;
По окончанию выше перечисленных этапов надеваем кассету или трещотку и устанавливаем обратно.
Виды и устройство задней/передней втулки горного велосипеда
В классе MTB распространены только два типа втулочных механизмов: ось-конус-шарикоподшипник и ось-промподшипник. По наименованию классов понятно, что разница между ними состоит в конструкции опор.
Конусные втулки
Наиболее распространенный вид. В частности, в модельном ряду Shimano вы не встретите узел на «промах». Компания это объясняет тем, что у конструкции на основе конус-гаек лучше накат. Элементы конфигурации такого изделия представлены на рисунке:
Втулочный механизм на промышленных подшипниках
Втулки на конусных гайках многие не любят из-за сложностей, сопряжённых с их регулировкой после сборки. В связи с этим, изношенную опору часто меняют на вариант с «промами».
В числе преимуществ конструкции на промподшипниках – простое обслуживание. Здесь нет необходимости что-либо регулировать: подшипник плотно сидит в чашке и на оси, конусных гаек нет. В теории люфта у такого колеса быть не должно, что и демонстрируют дорогие экземпляры. В моделях подешевле применяются низкосортные подшипники качения, в которых зазор наблюдается ещё с упаковки.
К сведению. Люфт во втулках на «промах» ликвидируется только заменой подшипников. Последние изъять трудно, поэтому при появлении критических зазоров механизм заменяется в сборе.
Про люфт колеса
Классически люфтом называют — зазор при плохом прижиме, соединении деталей; состояние, когда одна деталь свободно в небольших пределах движется в разные стороны без сцепления или контакта с другой деталью.
Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке. По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.
Как образуется люфт
Люфт образуется в результате раскручивания контргаек и конусов на оси втулки. По идее, так не должно происходить само по себе, но часто втулки бывают неправильно отрегулированы изначально или же внутрь попадает песок, который разбивает шарики и дорожки на конусах, отчего появляется люфт. При этом, люфтящее колесо свободно крутится, и казалось бы, можно дальше ездить, но каждая неровность дороги разрушает гладкую поверхность конусов и чашек внутри втулки, отчего втулка может прийти в негодность.
Как обнаружить люфт. Чтобы обнаружить люфт, достаточно просто покачать колесо из стороны в сторону, поперек оси вращения колеса. Вы почувствуете свободный ход руками если на колесе есть люфт. Если колесо стоит жестко, то вам нечего опасаться. Еще один способ снять колесо с велосипеда и попробовать покачать саму ось колеса, не эксцентрик, а именно ось. Заметите свободный ход — несите колесо в мастерскую.
Чем раньше обнаружите люфт, тем лучше. Возможно конуса остались целыми и хватить простой чистки, смазки и регулировки втулки. Если же вы катаетесь с люфтом давно, то будьте готовы на замену всей втулки, но это уже в крайнем случае.
Причины возникновения люфта колес велосипеда
Возможные причины можно объединить в 4 группы:
- загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
- длительный срок эксплуатации;
- изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
- интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.
Шатается переднее колесо
Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:
- Снять колесо с велорамы.
- Подетально разобрать втулку, почистить её.
- Проверить наличие повреждений.
- В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
- С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
- Вернуть ось назад.
- Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
- Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
- Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
- Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
- Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
- При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.
Если люфтит заднее колесо
Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:
- Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
- Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
- Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
- Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
- Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
- Закрутить контргайки, конусы.
- Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
- Поставить трещотку на прежнее место.
- Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
- Установить колесо на раму.
Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.
В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.
Неисправности задней втулки велосипеда
Самая распространенная неисправность задней втулки велосипеда, которая может привести к тому, что придется делать ремонт заднего колеса велосипеда — это произвольная затяжка или послабление конуса. Если конус задней втулки ослаблен, то в колесе будет заметен большой люфт. В другом варианте, если конус перетянут, то заметно увеличивается тяжесть хода велосипеда и может быть слышен хруст подшипников. В обоих случаях необходимо не откладывая произвести ремонт задней втулки велосипеда. Для устранения этих неисправностей необходимо снять заднее колесо с велосипеда, если это спортивный скоростной или горный велосипед, то на них могут применяться эксцентриковый зажим, и колесо в таком случае снимается без задействования дополнительных ключей. На велосипедах начальных уровней колесо может быть прикручено двумя гайками, понадобится пара ключей.
Задняя втулка с эксцентриковым зажимом.
Ось задней втулки.
Факторы, приводящие к возникновению биения колеса
Основными причинами появления люфта можно считать:
- значительный износ установленной втулки;
- повреждения гаек радиусных, возникшие на дорожках для качения шариков.
В этих случаях неисправные детали просто требуется заменить. Их легко можно приобрести в качестве отдельных запасных частей в специализированных магазинах.
- Износ специальных насечек с достаточно высоким рельефом, которые в заводских условиях наносятся на контргайки и способствуют более плотному контакту этого изделия с гайкой радиусной. Повышение сцепления поверхности гаек снижает вероятность раскручивания. Аналогичные насечки должны иметься на основных гайках, которыми колесо крепится к велосипеду. В данной ситуации гайки рекомендуется поменять на новые изделия.
- Ослабляется поджатие между радиусной и контргайкой. Необходимо оперативно подтянуть.
- При установке колеса на велосипед между контргайкой и задним пером (разговорное наименование «штаны») осталось пустое место, способствующее биению. Рекомендуется установить сюда шайбу, которая выберет пустоту.