История
Патенты на тандемные велосипеды датируются серединой 1880-х годов. Приблизительно в 1898 году Микаэль Педерсен разработал тандемную версию своего велосипеда Pedersen с двумя велосипедистами, который весил 24 фунта, и четырехместный, или «квадроцикл», который весил 64 фунта. Они также использовались во Второй англо-бурской войне . Популярность тандема начала снижаться после Второй мировой войны, пока в конце 1960-х годов не началось возрождение. В Великобритании Tandem Club был основан в 1971 году, на рынок вышли новые тандемы от французских компаний Lejeune и Gitane , а в США Билл Маккриди основал компанию Santana Cycles в 1976 году. Современные технологии позволили улучшить конструкцию компонентов и рам, а также создать множество тандемов. построены так же хорошо, как и современные высококлассные шоссейные и внедорожные велосипеды.
Расчет и монтаж направляющих Тандем
Для расчета берем нашу базовую тумбу высотой 720 без учета ножек, шириной 600 мм с двумя фасадам 596*356 мм, высота ящиков 150 мм. Эти данные используем для проектирования с помощью программы Blum. Для установки в нашем примере используем направляющие TANDEM BLUMOTION глубиной 500 мм.
Рис. 9. Тумба с ящиками на направляющих Tandem |
Рис. 10. Базовая тумба с направляющими Tandem вид сбоку |
В результате проектирования получаем данные по раскрою деталей, а также список фурнитуры, которую необходимо закупить.
В дополнение получаем чертежи сверления боковых стенок и фасадов под
направляющие тандем, как сверлить корпус вы и так знаете.
Если сомневаетесь в правильности сверления фасада и передней стенки, то программу можно использовать для того, чтобы установить направляющие Tandem на боковой стенке, а фасад прикрепить к передней стенке ящика с помощью двухстороннего скотча.
Рис. 11. Сверление боковой стенки под направляющие Tandem |
Рис. 11. Сверление фасадов под саморезы для крепления к передней стенки ящика для направляющих Тандем |
Кроме того, распечатайте информацию по сверлению передней и задней стенок ящика под
направляющие тандем.
Следует обратить внимание, что если планируете использовать в изделии направляющие Тандем, то необходимо использовать ДСП толщиной 16 мм, как минимум для внутренностей изделия, то есть деталей ящика. Согласно чертежам передней и задней стенок видим, что необходимо фрезеровать пазы шириной 55 мм и высотой 13 мм в передней и задней стенках ящика
Согласно чертежам передней и задней стенок видим, что необходимо фрезеровать пазы шириной 55 мм и высотой 13 мм в передней и задней стенках ящика.
Рис. 12. Сверление передней и задней стенок ящика на направляющих Tandem |
Рис. 13. Габариты ящика на направляющих Тандем для базовой тумбы |
На чертеже показано расстояние до края ДВП или ДСП – дна ящика в 13 мм. Больше этой величины не делать, а то ящик своими боковинами будет скрести по направляющим и с трудом или вообще не открываться.
Обычно применяется следующая конструкция ящика на направляющих тандем: делается пропил в боковых стенках ящика, а передняя и задняя стенка делаются ниже боковых стенок ящика на высоту пропила.
В нашем примере высота ящиков 150 мм, делаем в боковых стенках пропил 16 мм, высота передней и задней стенок будет 134 мм.
Рис. 14. Ящик на направляющих Tandem вид спереди |
Пропил 16 мм это значит 16 мм от наружного края боковой стенки до края пропила по отношению к наружной кромке боковой стенке см фото ящика, ширина пропила 3,5- 4 мм, глубина пропила примерно 8-10 мм на ваше усмотрение.
Рис. 15. Пропил на боковой стенке ящика под Tandem |
Можно сделать и дно из ДСП без пропилов, но расстояние до нижнего края дна из ДСП также не должно превышать 13 мм.
Кстати, программа Dynalog и дает только габариты ящика, потому что его конструкция может быть разной. Но, вариант конструкции ящика, когда делаете коробку ящика, а дно крепите внахлест, как это вполне допустимо для ящиков на
роликовых или
шариковых направляющих, для Tandem невозможен.
Рис. 16. Ящик под направляющие тандем с дном из ДВП в пропил и дном из ДСП (передняя стенка ящика для наглядности убрана) |
Рис. 17. Ящик для установки на направляющие Тандем |
Читайте далее:
|
Детский тандем
По своей конструкции детские велосипеды-тандемы ничем не отличаются от взрослого. Обычно такие модели лишены элементов управления и торможения у задней части байка – водителем выступает только впереди сидящий велосипедист – как правило, взрослый, который и следит за дорогой. Детские тандемы имеют более низкую раму, иногда для поддержания равновесия сзади устанавливаются два колеса вместо одного.
В некоторых случаях велосипед-тандем может быть улучшенной версией обыкновенного велосипеда, оснащенного детским креслом: у этого кресло имеется свой рули и педали, но изменять направление и тормозить юный пассажир не может.
Как сделать велосипед тандем своими руками?
Слово «тандем» имеет английские корни и означает «расположение друг за другом».
Наиболее известно это слово в применении к велосипеду тандему, предназначенному для двух и более людей, которые сидят один за другим.
Стандартно ― это велосипед, имеющий одну раму и два колеса. А у каждого человека имеется индивидуальное седло и свои личные педали.
Описание
Ведет такой необычный велосипед человек спереди, хотя бывают и модели с установленным механизмом переключения рулевого управления. Если руль не выполняет функцию управления, то он используется как ручная опора. Также может быть включена или отключена тормозная система. Есть модели с двумя колесами на оси сзади.
Из истории: первый запатентованный велосипед тандем появился еще в далеком 1898 году в Европе.
Плюсы использования
- Для преодоления одного и того же расстояния на тандеме сил тратится минимум в два раза меньше, чем на обычном одинарном велосипеде.
- Если один велосипедист устает, то для отдыха достаточно просто поменяться местами, ведь последний пассажир может ехать, буквально закрыв глаза, и даже опустить усталые руки на ровных участках трассы.
- Скорость движения на велосипеде тандеме значительно превышает скорость обычного велосипедиста. Она вполне может достигать 35 километров в час.
- Скорость спуска тоже выше. Хоть крутящий момент остается неизменным, но вес транспортного средства с пассажирами как минимум в два раза больше.
- Эмоциональные особенности: командный дух, умение работать сообща, чувство «локтя».
Минусы
Из минусов можно отметить три момента:
- Увеличенный тормозной путь.
- Из-за значительного увеличения массы транспортного средства тормозные колодки гораздо быстрее изнашиваются и требуют замены.
- Если предстоит поворот дороги с маленьким радиусом, то на приличных скоростях в него достаточно сложно вписаться без определенного опыта и сноровки.
«Советский» вариант велосипеда тандема
Такой вариант отличается от других самодельных тандемов высоким уровнем безопасности и простотой. В качестве основ можно использовать два «советских» велосипеда, например «Спутник». Как сделать тандем из двух велосипедов? Соединить их в целостную систему.
Приступаем к работе
Пошаговая инструкция:
- На задний велосипед добавляется дополнительно кронштейн для рулевой колонки.
- В переднем велосипеде нужно усилить багажник и установить на него крестообразную трубку (шарнир):
- К багажнику привариваем опору.
- К приваренной опоре прикручиваем шкворень (сделать шкворень можно из переднего вилкового старого стержня с используемого для переделки велосипеда).
- Шарнир надеваем на уже прикрученный шкворень.
Преимущество такого полутандема в быстрой и легкой сборке ― рамы не распиливаются, цепи на каждом велосипеде раздельные так и остаются. При необходимости такой тандем очень просто разделить снова на два отдельных велосипеда.
Тандем – двухместный велосипед
Время чтения: ~5 минут Станислав Погребной 148
Двухместный велосипед, или тандем, – идеальное средство для неторопливых семейных прогулок. Его принцип прост: педали вращают оба велосипедиста, а контроль над поворотами и торможением выполняет тот, кто сидит за рулем, впереди.
Тандем интересен тем, что сближает людей, заставляет быть единой неделимой системой. Классические тандемы рассчитаны на ровные загородные дороги, и это оправдано: чем длиннее рама, тем труднее проезжать по ухабам, и тем сильнее вибрация и вертикальные нагрузки, в конце концов, приводящие к разрушению самой крепкой конструкции.
Виды велосипедов
Трехколесный велосипед для взрослых выпускается в нескольких модификациях. В зависимости от потребностей клиента это может быть:
- Грузовой велосипед. Пользуется большой популярностью у жителей дач. Очень удобен для пожилых людей. Усиленная конструкция, крепкие контейнеры для багажа, причем размещать их можно и спереди и сзади, хорошая устойчивость на дороге, заниженная рама – все это делает грузовой “взрослый” трехколесный велосипед очень привлекательным в качестве надежного транспортного средства.
- Рикша. Получил широкое распространение в азиатских странах. В последнее время начинает приобретать популярность и в Европе. Очень востребован в зонах отдыха, парках, где запрещено передвижение на автотранспорте. Туристическая отрасль может дать толчок развитию велорикш не только в западных странах, но и на международных курортах. Выпускается масса моделей открытых и закрытых, с посадочными местами для пассажиров перед рикшей и за ним. По аналогии запущены в производство велосипеды для молодыхмам, где предусмотрены специальные безопасные места для маленьких детей. Можно отправляться на прогулку в парк всей семьей на безопасном и надежном транспорте.
- Велосипед “взрослый” трехколесный складной. Модели таких трайков пользуются особенной популярностью благодаря возможности их быстрой трансформации в существенно меньшие конструкции. Это является дополнительным удобством при перевозке (машина, лифт) или хранении транспортного средства.
- Трехколесный велосипед для взрослых с низкой рамой. Такая модель удобнее для посадки на нее (не требуется высоко поднимать ногу), предусматривает комфортную эксплуатацию людьми пожилого возраста.
- “Взрослый” трехколесный велосипед (фото представлено в статье) тандем. Разработан для неспешных прогулок для двух человек. В этой модели предусмотрено использование физических усилий обоих велосипедистов. При покупке такого велосипеда следует подумать о месте хранения, габариты у него немалые, и потребуется большая площадь.
- Двухместный. Отличается от тандема расположением сидений, в этом варианте они рядом, а не друг за другом. Как и на классическом тандеме, на нем можно крутить педали одновременно или поочередно.
- Чоппер трехколесный. Вариант классической модели, выполненный в стильном формате: удлиненная рама, высокий руль.
Велосипед с двумя сиденьями – особенности
У велосипедов с двумя сиденьями есть определенное название – тандем. Их главнейшей отличительной чертой является наличие двух отдельных сидений, следовательно, на этих байках допустимо ехать одновременно двум велосипедистам.
Такие модели имеют многочисленные особенности, среди ключевых экспертами называются:
Два седла.
Оба седла сделаны идентично, следовательно, обоим велосипедистам одинаково удобно и комфортно ехать.
Крупная и прочнейшая рама.
Рамы на тандеме имеют повышенную прочность, благодаря чему конструкция не разваливается и не деформируется под большим весом сразу двух пассажиров.
Второй человек сидит сзади первого велосипедиста.
На рынке также выпускаются байки, у которых сиденья расположены параллельно друг с другом. Эти виды носят название «для приятелей».
Функции управления рулем, возможность затормозить и переключить скорости исключительно у велосипедиста, который сидит на переднем сиденье.
Человек, сидящий сзади, может только крутить педали.
Две пары педалей.
При езде на тандеме крутить педали обязаны оба человека, в случае, когда второй велосипедист будет просто ехать, но управлять байком станет предельно сложно и трудно.
Наличие второго руля.
У тандемов второй руль сделан лишь для опоры и помогает второму человеку лучше держать равновесие.
Массивные колеса.
Тандемы в 87% случаев производят с двумя колесами. Встречаются модели с тремя колесами, но как отмечают профессиональные велогонщики на таких видах крайне затруднительно удерживать равновесие.
Цепная передача
У велосипедов с двумя сиденьями в процессе езды задействованы сразу два человека, следовательно, один велосипедист дополняет силу второго.
На таких моделях цепные передачи встречаются трех типов:
Когда цепи не пересекаются и не ударяют друг о друга.
Этот тип наиболее популярный и имеет ряд особенностей:
- не происходит никакого ограничения по количеству передач;
- в процессе езды оба велосипедиста могут крутить педали с одинаковой скоростью;
- удобная езда.
Когда две цепи располагаются справа.
Особенности:
- имеются ограничения по количеству передач;
- при интенсивной езде цепи могут задевать друг друга.
Такой тип цепей зачастую наблюдается у профессиональных велогонщиков.
Когда первая цепь идет от переднего кривошипа, а вторая к задней системе.
Особенности:
- более легкое кручение педалей;
- цепи довольно длинные.
Такой тип цепной передачи считается максимально удобным для не профессиональных велосипедистов, к примеру, семейной паре.
Система
Система у велосипедов с двумя сиденьями отличается рядом особенностей:
- у передней кривошипной системы одна звезда;
- у задней кривошипной системы несколько звезд, к примеру, три или четыре.
Встречаются тандемы, у которых на передней и задней системе только одна звезда, но строго идентичного диаметра. Такой вариант обеспечивает одинаковую частоту вращения педалей.
Колеса
Для тандемов колеса выпускаются диаметром 26 или 28.
Они довольно большие и отличаются следующими особенностями:
- прочные ободы;
- в 1.5 – 2 раза больше спиц, в сравнении с обычными двухколесными видами с одним седлом;
- высокое давление в камерах.
Высокое давление снижает риски пробоя шины под большой тяжестью сразу двух велосипедистов.
Зачастую люди самостоятельно укрепляют колеса, особенно эти делают профессиональные велогонщики, которые участвуют в соревнованиях на тандемах.
Тормоза
Система торможения сделана таким образом, что затормозить может только человек, сидящий за передним сидением.
Поскольку на тандеме едут одновременно два велосипедиста, и такой байк имеет более сложную конструкцию, следовательно, тормоза выпускаются нескольких видов, в зависимости от целей использования такого велосипеда:
Барабанные – отлично проявляют себя на крутых спусках и резких поворотах. Также при барабанной тормозной системе проще резко затормозить при экстренных ситуациях.
Барабанные тормоза используют профессиональные велогонщики.
Дисковые – довольно надежны, редко выходят из строя, обеспечивают быстрое торможение, но на ровной местности.
Дисковый тип производят для велосипедов с двумя сиденьями, которые предназначены для семейных пар.
Преимущества тандема
Многие преимущества вовсе не относятся к специфике велосипедной техники. Например, развитие «чувства локтя» и командной поездки. Выработка согласия, умение находить компромисс при вопросе «куда свернуть». Что касается технических преимуществ, они таковы:
- Расстояние, которое проезжается вдвоем позволяет тратить вдвое меньше сил на тот путь, который вы проезжали раньше в одиночку.
- Скорость на тандеме значительно выше, и может вполне достигать 30-35 км\ч, поэтому двухместный байк – «взрослый» велосипед.
- На спуске тандем развивает гораздо большую скорость, так как при том же крутящем моменте вес транспортного средства вдвое больше.
- В случае усталости можно поменяться местами. Это придает значительное разнообразие, ведь последнему велосипедисту можно ехать с закрытыми глазами, а на некоторых участках – даже отпустив руки. Это придает незабываемые ощущения! Двухместный велосипед – это еще свобода!
- Конструктивно рама тандема и колеса рассчитаны на большие статические нагрузки, большие, чем у велосипеда-одиночки, поэтому при езде по ровной дороге можете не опасаться за прочность конструкции. У него усиленные шины и камеры, мощные ободы, толстые спицы, более прочная рама, длинная цепь.
Как сделать велосипед тандем своими руками
В этой статье мы расскажем как своими руками из двух неисправных обычных велосипедов, двух палок и мотка изоленты сделать велосипед тандем !
Шаг 1: Наша цель — тандем своими руками
Мы собираемся собрать велосипед тандем наподобие изображённого на фотографии выше — в два раза мощнее, в два раза опасней и в два раза интересней!
Шаг 2: Что потребуется для сборки тандема
Подойдут велосипеды, как на фотографии выше — нам понадобится один хороший велосипед, из которого мы сделаем переднюю часть тандема, и один велосипед для задней части тандема.
Кроме того нам также понадобится ножовка по металлу, разводной гаечный ключ, инструмент для выжимки цепи или несколько соединительных звеньев цепи, отвертка, молоток и моток изоленты.
Оба велосипеда должны быть мужскими (с высокой верхней трубой рамы) и иметь передний переключатель передач, причём у двух самых маленьких звёздочек должно быть одинаковое количество зубьев — иначе вам придётся дополнительно купить передний переключатель передач.
Задний велосипед
Так как этот велосипед будет задней частью вашего тандема, отсоедините руль и переднюю вилку. Кроме того снимите тросики, так как они нам больше не потребуется. Снимите передний переключатель передач — нам он понадобится позже.
Снимите обойму подшипника с рулевого стакана («рифленую шайбу» шарикоподшипника, поддерживающую переднюю вилку), постучав по ней молотком. Обойма подшипника просто впрессована в рулевой стакан. Далее с помощью ножовки по металлу распилите рулевой стакан как показано на картинке.
Нам нужно сделать «чашку», которая будет окружать подседельную трубу переднего велосипедиста. На этом создание задней части самодельного тандема завершено!
Передний велосипед
Снимите заднее колесо и все механизмы переключателя передач. Далее с помощью ножовки по металлу отпилите все трубы, поддерживавшие заднее колесо (как показано на фотографии) — верхние перья необходимо полностью удалить, а нижние перья должны остаться.
У вас должно получиться как на фотографии выше (если вы положите две части тандема рядом друг с другом).
Шаг 4: Собираем тандем
На схеме показана структура тандема — рама переднего велосипеда красная, рама заднего велосипеда зелёная, а голубым цветом показано специальное приспособление.
Клейкая изолента достаточно прочная, если её использовать на растяжение, но совершенно не подходит для противостояния сдвиговым нагрузкам. Она также не работает на сжатие.
На тандеме верхняя труба работает на сжатие, а нижняя труба на напряжение. Во время педалирования из-за нагрузки на цепь нижняя труба также немного работает на сжатие. Используя всего лишь клейкую изоленту, нам придётся сделать соединения и перекладины настолько прочными, чтобы они смогли выдержать эти нагрузки.
Прочно и аккуратно свяжите их, как будто вы верёвками связываете бамбук, всегда держите изоленту липкой стороной кнутри. Сочленения смогут двигаться вверх-вниз и вперед-назад, но не смогут изгибаться.
Чтобы велосипед не мог сгибаться посередине, как автомобиль с прицепом, нам потребуется с помощью огромного количества изоленты привязать две палки к верхним трубам обоих рам.
Далее привязываем эти палки к подседельной трубе или к сочленению (смотрите на фотографии). Форму тандема определяет высота верхних труб (и необходимость привязать к ним две палочки).
Создание сочленения на нижней части сложнее, так как у нас нечего связывать вместе и кроме того нам будет мешать цепь.
Присмотритесь к фотографиям, чтобы понять как выглядит тандем из магазина и как должен выглядеть наш самодельный тандем. Теперь нам нужно найти способ соединить нижние части вместе.
Нам пригодится передняя вилка, которую мы отложили ранее.
Уберите всё лишнее с вилки, пока она не приобретёт U-образную форме вместо Y-образной. Вырежьте две V-образных выемки у основания U по внутреннему краю — это поможет отцентрировать вилку на трубе, на которую мы собираемся её монтировать.
Установите вилку вокруг подседельной трубы заднего велосипеда и подгоните её концы к двум трубам переднего велосипеда.
Вам необходимо продлить цепь переднего велосипеда настолько, чтобы её хватило дойти до колеса заднего велосипеда.
Для этого вам потребуется или купить специальную выжимку цепи, или приобретите два соединительных звена цепи (при этом будет нужен ещё кусок цепи, которые можно отрезать от второй цепи с помощью ножовки по металлу).
Лучше всего будет купить выжимку цепи, так как вам не придётся ничего резать! Потребуется цепь длиной в 37 звеньев. Лучше если будет цепь немного короче, чем немного длиннее. Рама достаточно гибкая. После сборки цепи постарайтесь покрутить её на разных звёздочках — от нагрузки рама приобретёт свою истинную форму.
Хорошие трехколесные модели велосипедов
Лежачий Lonestar Baby Boomer с семью скоростями
Эту модель отличает седло с удобной опорой для спины, создающее дополнительный комфорт. Руль расположен высоко, что позволяет вести велосипед без напряжения, получая удовольствие от прогулки.
Грузовой Husky Industrial
Модель специально разработана для удобства потребителя, которому необходимо перевозить тяжелые и габаритные грузы.
Trailmate Funcycle
В этой уникальной модели конструкторы превзошли самих себя и выдумали-таки новый велосипед, вернее, новый способ управления велосипеда не только руками, но и телом.
Складная лежачая модель от Greenspeed
Изобретение Greenspeed позволяет с помощью одного ключа разобрать велосипед в несколько движений и получить компактную конструкцию, легко укладываемую в багажник машины или другое место.
Заключение
Созданный своими руками велосипед-тандем может стать надёжным транспортным средством для совместных семейных прогулок. Причём на собранном агрегате могут ездить не только два, но и четыре человека, что сделает поездку ещё более интересной и увлекательной.
Несмотря на то что, на первый взгляд, гибкая рама парного велосипеда не может уверить владельца в своей долговечности, так как на поворотах конструкция изгибается примерно на 5°, сделанные своими руками тандемы на протяжении нескольких лет могут безотказно служить своим хозяевам. Увеличить срок эксплуатации велосипеда-тандема может качественная сборка, которая исключает различного рода люфты.
Наличие нескольких передач для тандема очень желательно. И хотя усложняется кинематика конструкции, с этим следует примириться, поскольку возможность использования различных передаточных отношений с лихвой окупается на разнообразном рельефе с равнинными и горными дорогами.
Вращательный момент на заднее колесо передается с помощью двух цепных передач: одной между педальными звездочками, с передаточным числом, равным единице, и второй стандартной, от «Спутника». Цепи можно разместить с одной или разных сторон от оси велосипеда. Во многих источниках рекомендуется второй способ, как наиболее простой в исполнении. Я же настоятельно советую так не делать из-за того, что запас прочности велосипедных деталей невелик, и по возможности надо использовать такие решения, которые позволяют не увеличивать нагрузки на стандартные узлы. При размещении же цепей с разных сторон нагрузка на заднюю каретку многократно возрастает, поэтому вал, подшипники и чашки очень быстро выходят из строя. К этому добавляется и то, что на левой стороне стоят «правые» шатуны и все педали, кроме задней правой, стоящей на своем «родном» месте, постоянно норовят выкрутиться.
Кинематическая схема привода тандема:
1 — блок задних звездочек в сборе (от «Спутника» или «Старт-шоссе»), 2 — задняя цепь, 3 — задняя звездочка переднего привода (Z=40), 4 — задняя ведущая звездочка (Z=51), 5 — натяжной ролик, 6 — передняя цепь, 7 — передняя ведущая звездочка (Z=40).
Установка заднего руля.
С одной же, правой, стороны поставить цепи сложнее, но зато в дальнейшем не будет никаких проблем. Технически это делается так. На валу передней каретки пропиливается напильником канавка под клин таким образом, чтобы можно было сдвинуть шатун максимально влево. 40-зубая звездочка крепится к обрезанному центру от 50-зубой звездочки, а дополнительные шайбы также сдвигают ее насколько можно влево.
Для задней каретки подбирается вал с наибольшим вылетом вправо, повторяется аналогичная процедура с распиливанием канавки на валу, чтобы сместить его максимально вправо, но в данном случае помогает она не намного, так как канавка и так довольно близка к краю. Еще одна возможность сместить вал — подпилить сбоку клин.
Чтобы цепи не задевали друг за друга, толщина дистанционных шайб между звездочками в обычной сборке увеличивается. Если задняя цепь будет цепляться за вилку, на последней можно аккуратно сделать небольшое углубление.
Длительное использование тандема показало, что ни синхронная, ни перпендикулярная установка шатунов не обеспечивает нужную равномерность движения. Надо экспериментально подобрать оптимальный угол между ними: это обеспечит движение без рывков и удобство при посадке и трогании.
Натяжение передней цепи осуществляется с помощью одного ролика от старого суппорта. Он крепится к раме хомутом. Поскольку пружина параллелограмма с суппорта удалена, а оставлена лишь натяжная — ролик самоустанавливается в поперечном направлении.
Установка ролика натяжения цепи переднего привода.
Передние руль и седло не имеют никаких особенностей: используются обычные. Задний руль — самодельный, из трубы от сломанной рамы велосипеда (она легкая и прочная). Крепится руль с помощью штатного хомута и длинного болта к трубе переднего седла. Дополнительное удобство в эксплуатации создает эксцентриковый зажим от складного велосипеда на трубе заднего седла — это позволяет быстро регулировать его по высоте, что приходится делать довольно часто.
Заднее, ведущее, колесо собирается на базе алюминиевого обода от дорожного велосипеда, а втулка берется от «Старт-шоссе» с «пятерником» 13-15-17-19-21 или штатная от «Спутника» (в последнем случае самая маленькая звездочка имеет 14 зубьев, следовательно, максимальная скорость будет несколько меньше). Переднее колесо также лучше оборудовать ободом прямоугольного сечения от дорожного велосипеда, поскольку «спутниковские» слабоваты. В крайнем случае можно «обуть» их дорожной «резиной» — это смягчит удары и уменьшит вероятность «пробоев» до ободов.