Конструкция рулевой колонки
Рулевая колонка – это совокупность деталей (чашек, подшипников, проставочных колец…) благодаря которым осуществляется вращение руля велосипеда в стакане (участок рамы велосипеда спереди, определенной конструкции, в которую вставляется рулевая труба). Бывает четыре разновидности конструкции рулевой колонки:
Резьбовая
Классическая схема, которая устанавливается на самые бюджетные велосипеды. Рулевая труба фиксируется в верхней части стакана при помощи контргайки. Из плюсов можно отметить дешевизну и легкость. Минусы – низкая надежность и сложная настройка.
Безрезьбовая (Aheadset)
Стандартный современный формат рулевой колонки (неинтенрированный), который представляет собой две чашки, впрессованные снизу и сверху стакана, в них вставляются подшипники и закрываются кольцами качения. Сверху могут устанавливаться проставочные кольца, с помощью которых регулируется высота руля. После надевается и фиксируется вынос. Фиксация рулевой трубы происходит благодаря якорю, который находится внутри и вытягивается болтом. К плюсам можно отнести легкость в обслуживании (чистке, смазке) и простая установки. К недостаткам – не самые качественные подшипники (хотя это еще зависит от стоимости вилки).
Полуинтегрированная
Считается самым оптимальным вариантом. Слегка дороже двух предыдущих конструкций. Отличием является то, что чашки полностью запрессованы внутрь стакана, что позволяет более просто настраивать высоту руля. Еще одной особенностью является использование промышленных подшипников, которые обладают большей надежностью и качеством работы, чем насыпные. Минусов два – более сложная конструкция, а как следствие сложность в обслуживании, и цена.
Интегрированная
Интегрированная конструкция рулевой колонки велосипеда имеет множество стандартов. Отличается от остальных отсутствием чашек. Промышленные подшипники впрессовываются внутрь стакана. Плюсы – легкость, надежность. К минусам можно отнести сложность в обслуживании и ремонте рулевой колонки данного типа, а также проблема выбора из-за множества различных стандартов.
Краткий обзор лучших шоссейных велосипедов
Список лучших моделей шоссейников представлен ниже. Это описание позволит вам более точно выбрать шоссейный велосипед.
Trek
Модельная линейка включает множество вариантов: от бюджетного варианта до профессиональных байков. Рама выполнена из алюминия, вилки карбоновые. При изготовлении байков применяется навесное оборудование Shimano.
Merida RACE LITE 903 и 901
Этот шоссейный велосипед – отличный выбор для езды по дорогам с асфальтовым покрытием и хорошо укатанным грунтовым дорогам. Вилка карбоновая, рама выполнена из алюминиевого сплава. Две приведенные модели рассчитаны на 18 и 20 скоростей соответственно. Навесное оборудование – продукция этой же компании.
Victory
Рама этого байка алюминиевая, поэтому вес небольшой. Трансмиссия рассчитана на 14 скоростей, тормоза используются от v-brake, навесное оборудование – от Sunrun. Модели этого бренда имеют сравнительно невысокую цену. Шоссейный велосипед Victory достаточно надежен и является неплохим выбором для начинающих гонщиков.
Audibike
Модная модель, отличается хорошим качеством исполнения и красивым дизайном. Благодаря карбоновой раме и рулю, масса байка небольшая. В то же время, шоссейный велосипед достаточно прочный и надежный. Однако, данный вариант нельзя назвать лидером продаж из-за высокой цены.
Особенности велосипедов Giant
В топ лучших марок нельзя не включить всемирно известную компанию Giant. История этого тайваньского бренда похожа на приключенческий роман или готовый киносценарий. В 1970-м году во время урагана инженер Кинг Лу, занимавшийся разведением угрей, потерял своё дело и «переквалифицировался» в производителя велосипедов. Крошечное предприятие, созданное благодаря поддержке друзей, тайванец назвал амбициозным именем Giant. Спустя 55 лет корпорация действительно стала гигантом велосипедостроения.
Велосипеды бренда хорошо известны всем, кто присматривался к горным и шоссейным бициклам нового поколения. С названием Giant прочно ассоциируются надёжность конструкции и качество сборки. Компания совершила настоящую революцию в области конструирования велосипедных рам, создав хромолевую, а затем карбоновую раму.
Гоночный велосипед / шоссейный (Racing bicycles)
Самое главное в гоночном велосипеде – его малый вес, аэродинамическая эффективность и эргономика положения наездника. Такие байки могут пожертвовать комфортом ради скорости. Рули расположены ниже, чем седло для того, чтобы поместить гонщика в более аэродинамическую позицию. Колеса находятся близко друг к другу, поэтому велосипед имеет быструю обработку. Переключатели передач расположены рядом по отношению друг к другу, так что гонщик может крутить педали с оптимальной частотой.
(Гоночный велосипед Cyrusher XC700 Road Racing Bike)
Всемирной известный производитель мотоциклов Yamaha тоже выпускает свой шоссейный велосипед, но он у них электрический. Как описывает компания, их UrbanRush(на фото ниже) – это шоссейный велосипед, который «может все». Чтобы купить такой байк, придется выложить примерно $3 000. Вообще у Yamaha есть и другие электрические велосипеды, но цены на них находятся в том же диапазоне.
(Электрический байка Yamaha UrbanRush)
Тормоза
Есть несколько видов тормозов: ножной, V-Brake, клещевой, дисковый механический, дисковый гидравлический.
Ножной – старый, проверенный годами вид тормозов. Устанавливается на заднее колесо внутри втулки. Приводится в действие путем вращения педалей назад. Устанавливается на простых велосипедах без скоростей или моделях с планетарной втулкой. К преимуществам можно отнести хорошую работу при любых погодных условиях, к минусам – сложность конструкции.
V-Brake – один из самых распространенных вариантов передних и задних велосипедных тормозов. Приводятся в действие при нажатии на специальные тормозные ручки, размещенные на руле. При этом происходит натяжение тросика и сжатие тормозных колодок. Колодки, в свою очередь, трут об обод велосипеда, тем самым преобразовывают кинетическую энергию в тепловую посредством силы трения. Очень просты в обслуживании и ремонте, дешевые и легкие. Недостатки – плохая работа при загрязнении обода и его деформации, а также более слабая эффективность торможения, чем на гидравлических дисковых. Могут использоваться на всех видах велосипедов.
Клещевые – принцип действия очень похож на V-Brake. В основном устанавливаются на шоссейные модели велосипедов. Главным образом за счет своей легкости.
Дисковые механические тормоза – приводятся в действие, как и V-Brake, благодаря натяжению тросика. Но колодки трутся не об обод, а о закрепленный на втулке тормозной ротор. Плюсы данной системы – простота обслуживания, надежная работа при загрязнении колеса и деформации обода. Минусы – необходимость частой подстройки, вес.
Дисковые гидравлические тормоза – принцип действия, как и у дисковой механики, за исключением того, что колодки в движение приводятся не натяжением троса, а благодаря гидролинии. Плюсы – хорошие тормозные характеристики, отличная модуляция, нет необходимости в частой настройке, хорошая работа при загрязнении обода и его деформации. Минусы – цена, вес, плохая ремонтопригодность (особенно в полевых условиях).
При просмотре характеристик дисковых тормозов можно заметить такой параметр как диаметр ротора. Средним размером считается 160 мм. Чем больше диаметр, тем эффективнее торможение, но и больший вес, что плохо сказывается на общей массе велосипеда. Поэтому если вы решили выбрать велосипед с дисковыми тормозами стоит учитывать данную особенность.
Разновидности электропривода
В зависимости от способа передачи крутящего момента на колесо, различают следующие виды электропривода велосипеда:
Центральный (кареточный) мотор — располагается в кареточном узле. Крутящий момент передается на заднее колесо через трансмиссию велосипеда, то есть через цепь, звезды и задний переключатель. Применяется при езде по горной местности, так как передаточным отношением можно управлять путем переключения передач велосипеда.
Мотор-колесо — представляет собой двигатель, заспицованный в обод на место втулки. Передаточное соотношение не меняется, а крутящий момент передается непосредственно на обод колеса. Позволяет продолжить движение даже в случае обрыва цепи или поломки переключателя.
В зависимости от наличия редуктора, двигатели мотор-колес делятся на следующие разновидности:
- Прямого привода (безредукторные) — один оборот ротора соответствует обороту колеса. Считаются более надежными благодаря простоте конструкции и используются в основном на мощных электровелосипедах.
- Редукторные — внутри мотора находится редуктор с определенным передаточным отношением. Один оборот колеса происходит за несколько оборотов ротора. Такие двигатели легче моторов прямого привода, но при неправильной эксплуатации возникает опасность срезания шестерней редуктора.
- Фрикционный привод. Вращающий момент передается непосредственно на покрышку колеса через прижимной резиновый ролик. Наименее распространенный вид электропривода велосипеда.
Привыкаем к езде на шоссейном велосипеде.
Хотя существуют дорожные правила, которые необходимо соблюдать, и техника езды, которую необходимо изучить, опыт езды на велосипеде вам придётся постигать прямо на дороге. Вы можете наслаждаться поездкой самостоятельно, с группой велосипедистов или как член команды (на гонках).
Вы можете ездить и по 30 минут и по 6 часов. Ваш выбор зависит от вашего свободного времени и целей тренировки, а так же от освещенности, погоды и состояния дороги.
Если вы новичок в езде на шоссейном велосипеде, постарайтесь найти местных опытных друзей.
Получайте удовольствие от езды на шоссейном велосипеде!
Типы велосипедов
Перед покупкой своего первого велосипеда нужно определиться с тем, что вы ожидаете от него. Вам ближе быстрая скорость, езда по пересечённой местности или неспешные прогулки в парке. В этой статье описаны преимущества разных типов велосипедов.
Горный тип велосипеда или маунтинбайк — самый популярный в мире тип велосипеда. Горный велосипед очень универсален, на нем можно кататься как по сильно пересеченной местности, так и по дорогам с абсолютно гладким покрытием, например городским улицам или дорожкам в парке. Горный тип велосипеда легко отличить по внешнему виду. Обычно он имеет мощную алюминиевую раму, амортизационную вилку, широкие покрышки с агрессивным протектором, прочные колеса, большое количество передач, вплоть до 30, на некоторых горных велосипедах присутствует задняя подвеска, поднятая каретка для увеличения расстояния от земли. Руль вынесен вперед относительно рулевой колонки на 10-12 см (не всегда). Несмотря на различные усовершенствования конструкции, масса горного велосипеда держится около 10–15 кг (хотя масса отдельных велосипедов для даунхилла может превышать и 20 кг.), что стало возможным с применением легких материалов (сплавы алюминия, титана, полимеры и карбон) и новых технологий. Вместо ободных тормозов часто применяются дисковые тормоза с обычным приводом через трос, или с гидравлическим приводом. Цена такого заводского велосипеда от 5000 руб. (начальный уровень) и может доходить до 500000 руб. (уровень спортсмена-профессионала), что наглядно демонстрирует, насколько разные материалы, качество деталей и технологии производства применяются при создании велосипеда того или иного уровня.
Выпускаются специализированные типы велосипедов для разных видов езды:
- велотриал (преодоление естественных или искусственных препятствий);
- дерт (прыжки по сериям трамплинов с выполнением трюков);
- стрит (экстремальное катание по улицам городов и иным искусственным объектам);
- слоупстайл (трасса на склоне, содержащая в себе элементы катания таких дисциплин, как норд-шор, дерт и даунхилл);
- кросс-кантри (скоростной езды по пересеченной местности);
- параллельный слалом,
- байкер-кросс (одновременный спуск нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы);
- скоростной спуск (даунхилл);
- фрирайд;
- all mountain;
и другие.
Различаются данные типы велосипедов прежде всего разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет механическая прочность и качество амортизации. Каждый тип горного велосипеда обладает определенными техническими характеристиками и конструкционными особенностями: ходом амортизатора, размерами колес, сплавом и конструкцией рамы, типом сборки.
Скорость шоссейного велосипеда
Многие люди, которые посредственно связаны с велосипедными соревнованиями, имеют склонность думать, что шоссейник развивает скорость, превышающую в два раза скорость, развиваемую классическими туристическими велосипедами. На самом деле, средняя скорость шоссейного велосипеда на соревнованиях зачастую, действительно, более 40 км/ч, но всё же этим не могут похвастаться простые любители шоссейной велосипедной езды.
Средняя скорость велосипедиста, который занимается два-три раза в неделю велосипедными прогулками, составляет порядка 27-32 км/ч, что не так уж сильно превышает скоростные достижения классического велосипедного транспорта. При всём этом развиваемая скорость отдельно взятого велогонщика в большей степени зависит от физических показателей спортсмена и правильной манеры езды и в меньшей мере — от модели велобайка.
Лучшие модели
Если выбор по характеристикам сложен, можно обратить внимание на популярные модели известных производителей. Перед приобретением полезно ознакомиться с описанием, плюсами и минусами
Консультация спортсмена, специалиста в магазине не будет лишней.
Вид | Особенности |
Cannondale Scalpel | Дорогостоящий профессиональный велосипед. Двухподвесный транспорт с интегрированным рулем, прочными колесами и широким разбросом скоростных режимов |
Scott Spark RC 900 | Двухподвесный найнер. Увеличенный вес компенсируется прочностью конструкции. Позволяет регулировать характеристики во время движения по трассе |
BMC Fourstroke 01 ONE | Карбоновый найнер с приводом, максимально точными тормозами и роторами. Характеристики регулируются, легко подстроить модель под себя |
Cube Reaction C: 62 Race 29 | Новая модель бренда, которая быстро обрела популярность. Гидравлические тормозные диски, оптимальный ход вилки. Подстраивается под любую трассу |
Forward Agris 27,5 2,0 disc | Невысокая стоимость, высококачественные комплектующие и оптимальные характеристики. Прочная конструкция, точная тормозная установка |
Модифицированные горные велосипеды должны соответствовать спорту кросс-кантри. Велосипедист обязан за максимально короткий срок преодолеть сложную дистанцию, справиться с задачами. Правильное изделие сэкономит драгоценные секунды и силы спортсмена.
BMC Fourstroke 01 ONECannondale ScalpelCube Reaction C 62 Race 29Forward Agris 27,5 2,0 discScott Spark RC 900
Описание шоссейных велосипедов
Рассчитан шоссейный велосипед на тех, кому по душе соревновательная езда и физические нагрузки. Шоссейный велосипед, в сравнении с другими, предполагает продолжительную езду. При этом, на нее затрачиваются усилия такие же, как и при поездках на байках классических с большей скоростью, но по дорогам со специальным покрытием — велодорожкам и шоссе.
К особенностям относятся:
- руль, напоминающий по форме бараньи рога;
- узкие колеса;
- небольшой вес комплектующих и самой рамы, изготовленной из углеродистого волокна, алюминиевого сплава или титана;
- прочная и легкая передняя вилка, изготовленная из углеродистого волокна.
Рейтинг лучших шоссейных велосипедов
Представляя вам рейтинг шоссейных велосипедов, мы перечислим не только заоблачные по стоимости модели, предназначенные для профессиональных велогонщиков, но и вполне приземлённые велосипеды, которые, хотя и по высокой цене, можно приобрести и использовать в повседневной жизни.
Pinarello DOGMA 65.1 Think2
Модель от уже известной вам итальянской компании принесла победу на семи этапах Тур де Франс 2013 года и обеспечила сразу два места на пьедестале победителей. Вес карбоновой рамы этого велосипеда — 920 грамм, общий вес без педалей и держателя для фляги составляет 6,85 кг. Жёсткие алюминиевые колёса оснащены шинами фирмы Continental. Конечно, существуют модели более лёгкие, с лучшими аэродинамическими характеристиками, но, как признаются сами велогонщики, по совокупности параметров DOGMA 65.1 Think2 не имеет равных.
Pinarello DOGMA 65.1 Think2
Colnago C60
Разработчики этой модели стремились переработать каждую деталь, чтобы добиться максимальной эффективности, а также снизить вес, не жертвуя прочностью конструкции. Поэтому сечение труб в некоторых местах увеличилось в размере, зато стенки стали тоньше. Внешние элементы, включая держатель для фляги, были полностью переработаны по сравнению с предыдущими моделями. Рама из углеводородного волокна доступна в трёх типах геометрии: sloping (наклонная), traditional (классическая, традиционная) и high (высокая). Велосипеды окрашиваются вручную, и даже логотип на раме не является наклейкой, а выполнен художниками фирмы Colnago.
Colnago C60
De Rosa Protos
Велосипед с отличными гоночными характеристиками, обладает усовершенствованными аэродинамическими свойствами. Особый дизайн вилки позволяет рассеивать вибрации, вызванные неровностями на дороге. Рама выполнена из трёх видов углеводородных волокон, благодаря чему обладает улучшенным соотношением жёсткости к весу, на 35% превышая показатели обычных гоночных велосипедов.
De Rosa Protos
Cannondale Supersix Evo
Облегчённая карбоновая рама, продуманный стильный дизайн, отличные аэродинамические свойства. Особенно хорошо смотрится модель Black в чисто чёрном цвете. Классика высшего качества.
Cannondale Supersix Evo
Cube Litening
Лёгкая и жёсткая рама этого велосипеда выполнена по специальной технологии Advanced Twin Mold, что обеспечивает отличное соотношение жёсткости к весу. Имеет аэродинамические обводы, оборудован лёгкими двойными ободьями, также в наличии клещевые тормоза.
Cube Litening
Какой горный велосипед выбрать
1. Для спусков по неезженым горам и холмам на полной скорости нужна специальная даунхилл-модель – двухподвес с тяжелой стальной или хромомолибденовой рамой и длинноходовой вилкой. Тормоза – только дисковая гидравлика.
2. Для экстрим-гонок по пересеченке берите ХС хардтейл на 26-х колесах. Ход вилки 100-150 мм – лучше, чтобы она была пружинно-масляной или масляно-воздушной с регулировкой преднагрузки. Тормоза выбирайте дисковые, а уж механические или гидравлику – решайте сами
Особое внимание уделите трансмиссии: если вы не суперпрофи, хватит и среднего класса. Но ищите велосипед с максимальным количеством скоростей – не меньше 21-24
3. Продемонстрировать свое мастерство управления байком и освоить крутые трюки поможет МТВ для триала. Покупайте легкую модель с карбоновой или алюминиевой рамой на 20-дюймовых колесах. Тратиться на дорогие тормоза не имеет смысла – хватит и ободных V-brake колодок.
4. Если нужен велосипед, который одинаково хорошо покажет себя и в городе, и на проселочной дороге, можно купить недорогой хардтейл-универсал с блокируемой пружинно-эластомерной вилкой. Трансмиссия туристического класса – ваш потолок, брать что-то круче не имеет смысла. Тормоза тоже лучше взять ободные.
5. Для путешествий и обкатки «диких» трасс идеально подойдет МТВ-внедорожник. Это должен быть двухподвес с длинноходовой (около 180-200 мм) регулируемой вилкой и дисковыми тормозами.
Колеса для велосипеда: конструкция и особенности
Степень безопасной и комфортной езды на велосипеде во многом зависит от установленных на транспортное средство колёс, ведь они не только должны справляться с весом велосипедиста, но и амортизировать ударные нагрузки от препятствий на дороге, а также обеспечивать хорошее сцепление с ней и накат.
Разнообразие видов велосипедных дисциплин, являющихся двигателем прогресса в области усовершенствования конструкций, предопределило и огромное количество типов колес.
Несколько конструктивных видов обода, материалы, включая карбон, различные по назначению покрышки, в том числе и бескамерные, дают более десятка сочетаний. Современные колеса способны удовлетворить самые неожиданные запросы владельцев велосипедов.
Вывод
Изучив досконально теоретические данные о шоссейных и трековых велосипедах, можно сделать заключение, о том, что по своей форме представители данных видов байков, на первый взгляд, ничем не отличаются. Однако если проштудировать технические характеристики каждой модели, то разница сразу станет заметной.
Шоссейные велосипеды являются наиболее популярными, в сравнение с трековыми моделями, из-за своей проходимости. Но стоит отметить, что некоторые экземпляры второй группы считаются универсальными и приспособлены к езде по трассе.
Важным моментом при выборе является назначение. У конструкций шоссейного типа широкий диапазон применения, чего нельзя сказать о байке для велотрека.
Шоссейные считаются универсальными велосипедами, так как их можно использовать любителям, спортсменам, начинающим и даже подросткам для повседневной городской езды, соревнований или путешествий. Поэтому часто шоссейники приравнивают к туристическим байкам. У трековых конструкций прямым назначением является спортивная езда. В связи с этим они разрабатываются строго для профессионалов или начинающих спортсменов.
Картинка: спортивные соревнования на шоссейных велосипедах
Как подбирают велосипеды любого типа? Производятся вычисления: рост человека к размеру рамы товара. Для удобства и быстроты процесса готовые результаты внесены в таблицу (она размещена вначале статьи).
На вопрос, какой фирмы лучше байк? Ответить сходу нельзя. Нужно изучить технические свойства модели. Главный критерий при выборе – материал каркаса. Однозначно, карбоновые изделия считаются самыми надёжными и долговечными. Хотя распространённым материалом является алюминий. Популярность моделей из такого типа сплава объясняется лёгкостью конструкции и средней стоимостью. О преимуществах иных сплавов, можно просмотреть в предоставленной выше таблице.
Для удобства, были подобраны самые лучшие производители с их экземплярами из товарного ряда. Большинство из компаний специализируется, практически на всех типах байков. Но те, кто имеет узкую специальность, выставляют велосипеды по достаточно дорогим ценникам.
Картинка: езда на шоссейном велосипеде