Шоссейные велосипеды: общее представление, правила подбора
Назначение: скоростная езда.
Для каких дорог: асфальтированных, ровных.
Где используют: велосипедные гонки, марафоны.
Отличительные черты:
- Рулевое управление в форме «бараньи рога»;
- Низкая, растянутая посадка;
- Передачи с высокими свойствами переключения;
- Жёсткая, но лёгкая рама;
- Узкие покрышки с повышенным давлением до 8 атмосферных единиц;
- Стандартный диаметр колёс – 28 дюймов.
Какие бывают: любительский и профессиональный типы.
Любительские – велосипеды с начальным уровнем подготовки. В основном используется для оздоровительного катания или велопрогулок на высоких скоростях. Годятся для преодоления больших расстояний.
Профессиональные байки классифицируются на несколько видов:
- Универсальные;
- Для велокросса;
- Триатлоновые;
- Трековые.
Советы правильной посадки
Существует несколько правил, как человек должен сидеть на шоссейном велосипеде:
Совет 1. Соотношение угла наклона корпуса к рукам должно равняться 90 градусам. Руки располагаются таким образом, чтобы пальцы легко доставали до переключателя скоростей и тормоза.
Совет 2
На что обратить внимание, занимая нужное положение на велосипеде? Наездник должен видеть по центру или в 75 процентах от выноса туловища за переднюю втулку. Если соблюдены все требования, то байк для Вас, в противном случае он не подходит человеку
Картинка: шоссейный велосипед с выделенными основными элементами
Совет 3. Ширина плеч и руля должны выдерживать определённую симметрию.
Совет 4. Регулировка седла осуществляется с помощью выпрямленной ноги, расположенной на педали параллельно поверхности земли.
Совет 5. Седловая часть велосипеда должна располагаться параллельно, относительно асфальту. При незначительных неудобствах её можно слегка наклонить.
Совет 6. Во время движения, дыхание должно быть ровным, а корпус не должен сильно изгибаться в пояснице. Таким образом, предотвращается чрезмерная нагрузка на позвоночник.
Совет 7. Наименьшее расстояние между бедром и локтем должно попадать в диапазон 1-2 см.
Таблица «Числовая система подбора байка для езды по шоссе»
Рост велосипедиста (см.) | Рама (сантиметры) |
---|---|
155-162 | 47-51 |
163-170 | 52-54 |
171-178 | 55-57 |
179-186 | 58-59 |
187-194 | 60-61 |
195-203 | 62-63 |
203 и выше | 63 и больше |
Как выбрать подходящий велосипед с нужной ростовкой?
Конечно самым оптимальным вариантом было бы попробовать поездить на этом велосипеде. Причем не стоит доверять кратковременным впечатлениям от катания в магазине — они часто обманчивые и больше строятся на эмоциях от новой покупки. Это не понимают продавцы консультанты, предлагая опробовать железного коня при покупке. Показательным является только эксплуатация велосипеда в течение 2-3 дней на разных поверхностях.
Для того, чтобы сориентироваться в ростовках велосипеда, можно использовать таблицу соответствия ростовок велосипеда и роста велосипедиста.
Таблица соответствия ростовки велосипеда и роста велосипедиста
История ростовок
Чтобы выбрать оптимальный размер велосипеда, необходимо учитывать ряд параметров. Раньше все было гораздо проще. В советское время встречались только шоссейные и дорожные велосипеды. Рама имела стандартную геометрию, а верхняя труба всегда располагалась строго горизонтально. Поэтому подобрать оптимальную высоту было просто. При необходимости всегда можно было дополнительно отрегулировать положение руля и седла. Подбор велся по горизонтальной трубе, т. к. это был единственный параметр, который нельзя было откорректировать. Иными словами, использовалась только ростовка рамы велосипеда как наиболее важный параметр. Все остальное подгонялось под рост.
В настоящее время ассортимент велосипедов расширился. Появились рамы различной геометрии, у многих типов велосипедов подседельная труба расположена по диагонали. Очень часто приходится сталкиваться с нерегулируемым по высоте рулем и т. д. Все это осложняет выбор подходящей модели. А кроме этого, производители по-разному считают высоту и используют различные системы длин. Теперь используется не только ростовка рамы велосипеда, но и размер колеса, расстояние между рулем и сидением и иные параметры. Однако высота подседельной трубы до сих пор является одним из ведущих факторов. При спрыгивании со слишком высокого велосипеда можно удариться пахом и даже нанести себе повреждения. При слишком низкой раме катание становится дискомфортным, приходится поднимать ноги выше головы, в итоге нагрузка распределяется неправильно, что тоже вредно для здоровья.
Дополнительные особенности
Подседельный амортизационный штырь. Отличается от обычного установленным амортизатором, и создан для улучшения комфорта при езде, особенно если велосипед не имеет какой-либо другой амортизации. Судя по отзывам, стоит брать только дорогие модели, т.к. дешевые мало того что не справляются со своими задачами и приводят к раскачке, но еще очень часто ломаются.
Регулируемый по высоте и углу вынос руля. В основном устанавливается на городские и туристические модели. Позволяет изменять угол наклона и высоту руля и служит для настройки удобной посадки велосипедиста. На горных велосипедах не используется из-за высоких нагрузок на данный узел.
Советский велосипедпром
Всем известна надёжность советских велосипедов. По нашим дорогам по сей день разъезжают шоссейные велосипеды ХВЗ. Некоторым из них уже свыше 30-ти лет, но их это нисколько не смущает — надёжность таких велосипедов можно сравнить с чугунной гирей.
Советские шоссеры были прекрасны. Их многократно использовали профессионалы в разного рода соревнованиях. Велосипедисты-любители исследовали на них просторы планеты.
Самые распространённые модели советских шоссейников — это «Старт-шоссе» и «Чемпион-шоссе». Советские инженеры во многом модернизировали классический шоссейный каркас, изменив углы наклона трубок. Кроме того, рамы советских шоссеров не имеют швов. К сожалению, такие велосипеды уже не выпускают, и искать их приходится на различных досках объявлений. Там можно приобрести прекрасного надёжного советского «коня», при этом уложившись в диапазон 100-200$.
Седло
Это один из важнейших элементов велосипеда, который напрямую влияет на удобство и уровень комфорта при катании. Именно поэтому к выбору сиденья стоит подходить вдумчиво, особенно если предполагаются долгие поездки на байке – неправильно подобранное седло может даже вызвать болевые ощущения и привести к ряду травм.
Многие новички заблуждаются в том, что «чем шире и мягче седло – тем лучше» (с этим утверждением можно согласиться лишь частично). Сиденье, как и сам велосипед, лучше всего подбирать, исходя из особенностей самого райдера, – для этого нужно знать расстояние между седалищными косточками таза, которые при посадке поддерживают тело в качестве опоры. Это самое расстояние определить достаточно просто: следует сесть на мягкую пластичную поверхность, а после встать и замерить расстояние между центрами оставшихся вмятин. Сразу можно отметить, что «мужские» сёдла уже и длиннее, а «женские» шире и короче – но это не отменяет необходимости «индивидуального замера». Дело в том, что на слишком узком сиденье имеется риск нарушения кровоснабжения промежности, а на слишком широком – может натираться кожа на внутренних поверхностях бедер.
При выборе сиденья для велосипеда приходится определяться и с материалом, из которого оно изготовлено. Наиболее распространенные варианты – кожа и кожзаменитель: первый – наиболее удобный, поскольку способен подстраиваться по форму тела, и практичный, так как без проблем отводит пот и пропускает воздух, но при этом стоит немало и требует кропотливого ухода; второй – значительно снижает стоимость седла, но при этом плохо справляется с отведением влаги и имеет довольно скользкую поверхность.
Стоит склоняться к такой форме велосипедного сиденья, чтобы площадки для опоры седалищных костей имели достаточную длину для смещения вперед-назад при катании. Мягкое седло лучше всего приобретать лишь для размеренных и непродолжительных велопрогулок по хорошим дорогам – они делают поездку комфортной лишь в первое время, но потом приводят к онемению промежности и увеличению потоотделения.
Кроме того, при выборе седла, не лишним будет обратить внимание на наличие/отсувствие амортизационных пружин в его конструкции:
- на скоростных велосипедах (вроде шоссеров и маунтинбайков), как и в целом на моделях с рулем, расположенным на одном уровне или ниже места посадки – в пружинах нет необходимости
- а вот на прогулочных «железных конях» (да еще и с высоко установленным рулем) – они окажутся весьма кстати.
Универсальное правило выбора
Прежде чем начать тестирование различных видов посадки, необходимо воспользоваться универсальным правилом выбора. Такой способ позволит быстро подобрать оптимальную высоту рамы.
Если встать над рамой велосипеда так, чтобы сиденье уперлось в спину, оптимальная величина между верхней трубой рамы и областью промежности будущего владельца должна быть в пределах 5-15 сантиметров. При чрезмерно большом расстоянии во время движения возможно нарушение устойчивости велосипеда, а маленьком – возникнет ощущение дискомфорта во время езды.
Однако это чисто эмпирический подход. Для более качественного определения совместимости спортсмена и его транспортного средства используют профессиональный способ.
Описание шоссейных велосипедов
Рассчитан шоссейный велосипед на тех, кому по душе соревновательная езда и физические нагрузки. Шоссейный велосипед, в сравнении с другими, предполагает продолжительную езду. При этом, на нее затрачиваются усилия такие же, как и при поездках на байках классических с большей скоростью, но по дорогам со специальным покрытием — велодорожкам и шоссе.
К особенностям относятся:
- руль, напоминающий по форме бараньи рога;
- узкие колеса;
- небольшой вес комплектующих и самой рамы, изготовленной из углеродистого волокна, алюминиевого сплава или титана;
- прочная и легкая передняя вилка, изготовленная из углеродистого волокна.
Марки шоссейных велосипедов
Байк гоночный Trek
В модельной линейке компании представлены шоссейные велосипеды от варианта бюджетного до моделей профессиональных. Раму изготавливают из алюминия, вилки – из карбона, а оборудование навесное принадлежит фирме Shimano. Цены на шоссейные велосипеды начинаются с 300 долларов, поэтому выбрать для себя нужную модель, наиболее отвечающую вкусу, сможет каждый.
Шоссейные байки Merida RACE LITE 903 и 901
Предназначены они для езды с большой скоростью на асфальтовом качественном покрытии и дорогам грунтовым укатанным. Рамы, как и в предыдущем случае, производят из сплава алюминиевого, вилка установлена облегченная – из карбона. Рассматриваемые модели соответственно имеют 18 и 20 скоростей. Та же фирма является поставщиком навесного оборудования, но стоимость их выше. Она лежит в диапазоне 900-1100 американских долларов.
Шоссейные байки фирмы Cube
Выпускаемые модели шоссейников созданы, чтобы покорять вершины. Рама у этого средства передвижения из алюминия, ободные тормоза v-brake, навесное оборудование закупается у Shimano
Диапазон цен еще выше: от 1100 долларов США до 1450.
Гоночный байк Victory
За счет рамы алюминиевой, вес байка невелик, соотношение жесткости и цены можно назвать идеальным. Разработчики предусмотрели для своего детища 14 скоростей, тормоза для них от v-brake, а от компании Sunrun оборудование навесное. Эти велосипеды составляют недорогой класс байков, а их цена не превышает 190-250 долларов. Эти модели вполне надежны и доступны с финансовой точки зрения для начинающих спортсменов.
Шоссейные велосипеды фирмы Стелс
Благодаря оптимальным ценам и высокому качеству, в России бренд получил широкую известность. Предназначены эти шоссейные велосипеды для новичков в велосипедном спорте. На них стоит рама алюминиевая, вилка, изготовленная из металла. Она смягчает удары при езде. Тормоза ободные, а оборудование навесное поставляет фирма Shimano
Цена невысокая — до 300 долларов, что уже обращает внимание покупателей
Модный велобайк Audi bike
Отличный шоссейный велосипед по качеству и дизайну: рама карбоновая и руль обеспечивают надежность, в то же время байк легкий. Оборудование, установленное на нем от производителя Shimano. Но и стоимость высокая – больше 5 тысяч долларов, что объясняет низкие продажи.
Практическая схема относительно подбора ростовки
Определить подходящий размер велорамы можно самостоятельно. Практическая схема предполагает столь несложную последовательность:
- Установка велосипеда. При этом ноги нужно расположить по разные стороны велорамы, а спина должна контактировать с седлом. От верхней трубы велорамы до паховой области человека должно быть расстояние в 5–15 см, что идентично собственной ладони. Говоря о маленьких ростовках, где верхняя труба велорамы имеет сильный наклон, здесь допустимо меньшее расстояние. То же самое касается и коротких ног. Если планируется ездить по неровной дороге, обсуждаемое расстояние не может быть меньше 10 см.
- Помощь продавца. Она нужна для регулирования высоты седла. Рекомендуется попытаться совершить прыжки на пятках. Если не удаётся, велорама великовата. Слишком свободные прыжки указывают на маловатую раму.
- Оценка степени комфортности посадки. Достаточно сесть на велосипед и начать педалировать. По возможности лучше поездить по территории магазина.
Выбрав понравившуюся модель, определяем ростовку по таблице в соответствии с собственным ростом.
Велосипеды для гонок с раздельным стартом и триатлона
Time trial bike
Велосипед для гонок с раздельным стартом предназначен для гонок от 15 до 55 минут. Задача таких велосипедов — обеспечить максимальную аэродинамику, скорость, даже в ущерб удобству велогонщика. Никаких лишних деталей. Такие велосипеды подходят профессиональным спортсменам.
Триатлонный велосипед
Напоминает гоночный болид. Высокопрофильные колеса, подседельная труба стоит более вертикально, чем в других видах велосипедов, аэродинамичная посадка, лежак. Для участия в соревнованиях по триатлону предусмотрены места для хранения камеры, питания (гели, батончики), воды.
В спортивном магазине
Воспользуйтесь услугой тестовых поездок
Спросите, не могли бы вы прокатиться на понравившихся внешне велосипедах. Из всего широкого ассортимента продавцы помогут остановить выбор на 2-3 моделях. И хотя все они могут иметь примерно одинаковую стоимость и идентичные детали, качество поездки может значительно различаться. Прокатитесь в течение 10-15 минут на каждом понравившемся велосипеде, испытав его на всевозможных поверхностях, включающих и небольшую возвышенность.
Вы сразу же почувствуете, что один из тестируемых велосипедов справляется с поставленной задачей намного лучше, чем остальные. Более того, он будет как бы естественным продолжением вашего тела.
Как добиться комфорта и производительности?
В процессе подбора подходящего велосипеда сначала следует точно определить размер рамы. Следующим обязательным шагом, до выхода из магазина, является проверка и регулировка надлежащей высоты сидения.
Затем следует покупка аксессуаров для занятий на более продвинутом уровне. Что позволит существенно повысить уровень мастерства и наладить прекрасные взаимоотношения с велосипедом.
Профессиональное техническое обслуживание включает наблюдение, измерение и корректировку педалей, регулировку высоты сидения при горизонтальной посадке, угол наклона тела по отношению к велосипеду и расстояния до руля. Целью данной услуги является оптимизация удобства при езде на велосипеде и сокращение возможной боли. Она также улучшает результативность при вращении педалей, чтобы вы получили больше положительных эмоций от поездки.
Долгожданная поездка на новом велосипеде
Исключительно важно в поездке подчиняться правилам дорожного движения и выучить этикет велосипедиста. Но, все-таки, большую часть опыта придется приобрести самостоятельно
Вам, возможно, понравится путешествовать в одиночку, с группой друзей, командой или в организованной группе.
Можно ездить от 30 минут до 6 часов в день. Это зависит от количества свободного времени, целей, времени суток, погодных условий и дорожных ситуаций. Если вы новичок, то постарайтесь присоединиться к местному велоклубу или найдите друзей, готовых составить компанию.
Приятного путешествия!
Амортизация (ригид, хардтэил, двухподвес)
Под этим пунктом в характеристиках велосипеда имеется ввиду тип амортизации. Данных типов всего три.
Ригид (Rigid) – стандартная классическая схема, которая появилась еще на самых первых двухколесных транспортных средствах. Она подразумевает в себе конструкцию велосипеда с полным отсутствием амортизации, исключением может быть амортизированное седло с пружинами и амортизированный подседельный штырь. На велосипедах ригид устанавливается жесткая передняя вилка. По данной схеме выполняются все шоссейные велосипеды, дорожные, некоторые городские, круизеры и фэт-байки, а также BMX и т.д.
К преимуществам такой схемы можно отнести жесткость конструкции, что позволяет осуществлять более эффективное педалирование за счет отсутствия раскачки велосипеда. Плюс к этому велосипеды rigid обычно легче конкурентов с амортизаторами. Ну а недостаток – дискомфорт во время езды по ухабистой дороге.
Хардтеил (Hardtail) – схема амортизации велосипеда, при которой последний, имеет амортизационную переднюю вилку и жесткий хвостовик. Такая схема очень популярна и может встречаться практически на каждом из типов велосипедов (кроме шоссеров).
К преимуществам можно отнести более комфортную езду по ухабистым дорогам, чем у схемы ригид, за счет снижения вибрации, которая передается на руки велосипедиста от руля. Недостатки – менее эффективное педалирование (если вилка имеет блокировку хода, то этот недостаток можно не считать) и увеличение веса за счет более тяжелой амортизационной вилки.
Двухподвес – велосипед, который имеет два амортизатора, спереди и сзади. Передний реализован также как и на хардтейлах, а задний представляет собой, обычно, вид маятника (смотри картинку).
Такая схема амортизации используется как на обычных горных велосипедах, так и на специализированных, которые используются для даунхилла.
Плюсы – комфортная езда и снижение нагрузки на позвоночник при прыжках. Минусы такие же, как и у хардтейлов, только еще более выражены.
Что влияет на скорость вращения колеса?
Кроме силы трения и сопротивления качению (поправляем очки на носу), на то, с какой скоростью будут крутиться колеса вашего велика, будут влиять скорость вращения педалей и передаточное отношение трансмиссии (боже, хватит уже этой физики!)
Чем сильнее вы жмете на педали, тем быстрее они крутятся, а чем больше передняя звезда по сравнению с задней, тем больше энергии передается от педалей на колесо и тем быстрее оно крутится.
«Получается, что достаточно купить велик с большими колесами, самой маленькой задней и с самой большой передней звездой, и я буду ехать быстрее всех?»
В теории — да. Но в жизни немногие смогут быстро и долго крутить педали такого велосипеда — это тяжело.
Профессиональные спортсмены после долгих и утомительных тренировок могут какое-то время быстро ехать на велосипеде, на котором спереди стоит звезда 53T, а сзади 11T. То есть передаточное отношение у такого велосипеда почти 5 к 1! Это очень много, и по Минску простому комьютеру на таком велике будет ехать очень непросто.
104T спереди и 13T сзади. 8 к 1! | donhoubicycles.com
Вспомните старые советские «взрослики» — обычно на них ставили 46T спереди и 19T сзади, передаточное отношение получалось 2.4 к 1, но даже на таком велосипеде в горку без подготовки кому-то заехать будет трудно.
Поэтому больше не всегда значит лучше. Оптимальным решением для обычного человека будет ездить на городском велосипеде с несколькими передачами, с диапазоном отношений от 1 до 2.5-3 к 1.
Едем дальше. Даже если крутить педали вам легко, чтобы ехать быстрее, крутить их надо быстро. Это тоже непросто для новичка — если вы будете мельтешить ногами, как сумасшедший, в ваших мышцах быстро увеличится количество молочной кислоты, и вы больше не сможете поддерживать нужную скорость — вы почувствуете боль и жжение в ногах, организм будет требовать это прекратить. Профессиональные спортсмены могут держать каденс в 100 или даже 120 оборотов, но каденс городского велосипедиста обычно в пределах 60-80.
Основные марки современных шоссейных велосипедов
Шоссейный велосипед Merida RACE LITE 901 и Merida RACE LITE 903. Данные модели велосипедов предназначены для скоростной езды по качественному асфальту и укатанному грунтовому покрытию. Рамы у этих моделей изготовлены из алюминиевого сплава, а вилка облегчена при помощи использования карбонового материала.
Указанные модели имеют соответственно 18 и 20 скоростей. Навесное оборудование японской фирмы Shimano. Стоимость варьируется от 900 до 1100 долларов США.
Шоссейные велосипеды Сube.
Все модели вышеуказанного ряда созданы для покорения скоростных вершин. Практически все они имеют современную алюминиевую раму, разработанную для шоссейных гонок, а также применяется навесное оборудование Shimano и ободные тормоза v-brake.Количество скоростей у данных моделей варьируется от двадцати до тридцати. Стоимость — в пределах 1100 — 1450 долларов США, в зависимости от конкретной модели.
Гоночный велосипед Victory.
За счёт алюминиевой рамы имеет оптимальные параметры веса и жёсткости.Велосипеды данной фирмы имеют 14 скоростей, навесное оборудование от Sunrun, тормоза от v-brake. Велосипеды вышеуказанного модельного ряда представляют недорогой бюджетный класс велобайков.Ценовая категория варьируется от 190 до 250 долларов США
Цена на шоссейные велосипеды Victory привлекает внимание начинающих велосипедистов, что делает их довольно популярными и продаваемыми моделями.
Шоссейные велосипеды Стелс.
Данный бренд стал популярным в России благодаря отношению цены и качества.Велосипедный ряд фирмы Стелс тоже предназначен для начинающих шоссейников. На моделях установлена алюминиевая рама и металлическая вилка, которая смягчает определённое количество ударов. Навесное оборудование от Shimano, ободные тормоза.Ценовая категория данной группы велобайков находится в пределах 300 долларов США, что само собой привлекает множество покупателей.
Модный велосипед Audi bike.
Очень качественный и модный велобайк.Производитель автомобилей постарался и сделал отличный велосипед. Карбоновая рама и руль делает шоссейный велосипед очень лёгким и в то же время надёжным. Лучшее навесное оборудование от Shimano.Стоимость данной модели превышает 5000 долларов США, что существенно сказывается на количестве продаж.
Гоночный велосипед Тrek.
Данная фирма представляет широкий ряд шоссейных велосипедов,начиная от бюджетных и заканчивая профессиональными моделями. Рамы применяются алюминиевые с карбоновыми вилками, навесное оборудование от Shimano.Ценовая политика компании Тrek начинается от 300 долларов США, поэтому каждый велосипедист может подобрать себе подходящую модель велосипеда.
- Шоссейные велосипеды Merida с облегченной рамой и дополнительным оборудованием высокой точности:
- . Популярный модели.
Как выбрать велотрусы с памперсом для езды на велосипеде – советы
Идеальные велотрусы должны только слегка облегать тело, не передавливая, ощущаться как вторая кожа.
При выборе велотрусов нужно обращать внимание:
- Не на престижность бренда, а на соответствие модели вашей фигуре.
- Не стоит экономить на себе, дорогая вещь прослужит дольше и комфорта будет больше. Но не нужно приобретать вещь за 100 долларов, если вы катаетесь нечасто и недолго.
- Желательно произвести обкатку, потому что даже дорогая вещь может оказаться неудобной.
- Присмотритесь ко швам, они должны быть мягкими.
- Нижняя латексная полоска, держащая штанины, может вызвать раздражение. Поэтому, для жаркой погоды, особенно девушки, должны выбирать одежду не с обычными полосками, а с точечными или макаронинками.
- Для длительных дистанций более подходят модели с лямками. Спадать не будут и на живот резинка не надавит.
- Выбирайте, сообразуясь с нашими советами: стать прямо, согнуть одну ногу на 90°. Если резинка осталась на месте, приобретайте вещь не думая.
- Полезная мелочь велотрусы с карманами, они имеют защиту от влаги.
- Необходимо примерять разные модели даже одного производителя.
Уход за велотрусами
Необходимо стирать после каждой поездки. Большинство производителей допускают стирку в машинке-автомате. Внимательно читайте информацию на бирке. И желательно сушить их на воздухе, лучше на солнце.
Чтобы ультрафиолетовое излучение уничтожило возможные бактерии, которые остались еще после стирки в прохладной воде. Нельзя стирать вместе с вещами, имеющими зацепы: молнии, кнопки, липучки и т. д. Это может привести к зацепам, а со временем на их месте образуются дырочки. Лучше всего вложить перед стиркой в мешок.
Тормоза
Снизить скорость или применить экстренное торможение и пережить его без негативных последствий Вам поможет правильный выбор велосипедного тормоза. Существует 3 основных разновидности по типу механизма
Барабанные тормоза
Это самая распространенная разновидность. Находится непосредственно внутри втулки и приводится в действие при попытке прокручивания педалей назад. При эксплуатации в режиме ровного рельефа практически неубиваемы, не требуют дополнительного обслуживания и стоят недорого. Однако существуют и минусы. Прежде всего, это перегрев в условиях длительного спуска при продолжительном нажатии, что ведет к перегреванию и смерти втулки в целом.
Ободные тормоза
Тормоз работает при помощи лапок, которые прижимают тормозные колодки к ободу и за счет создающегося трения останавливает движение колеса. Управляется механизм непосредственно с руля путем нажатия на ручку который натягивает или ослабляет тросик. Из-за того что механизм находится непосредственно снаружи, его легко обслуживать: менять колодки или регулировать тормоза. Однако такая конструкция также не лишена недостатков. Прежде всего это неэффективность использования в условиях повышенной влажности, а также износ обода и частая замена тормозных колодок.
Дисковые тормоза
Для современных великов довольно распространенный вид тормозной системы это дисковая. В основе этой системы лежат диски, которые установлены на заднее и переднее колеса, при зажиме колодками которых происходит остановка. Торможение может осуществляться как при помощи тросика, т.е механическим способом, так и при помощи гидравлической системы.