Трансмиссия
Трансмиссия – это совокупность механизмов, соединяющих педали с колесами. Ее основные элементы – цепь, задние и передние звезды (или кассеты)
Трансмиссия подвержена наибольшему износу при использовании в грязи, воде и без смазки, потому очень важно вовремя чистить и смазывать цепь
Чистить трансмиссию необходимо сразу, как только вы заметили грязь. Проведите по цепи пальцем – если он грязный, значит, настало время чистки.
Смазывать цепь необходимо каждые 100 км пути, либо каждый день, если вы ездите по мокрой поверхности или под дождём, либо раз в две недели, если велосипед почти не используется. О том, как проводить чистку и смазку, мы расскажем ниже.
Базовый набор инструментов
Если вы голодны, то сможете насытиться даже и без ложки/вилки, но велосипедист, пытающийся устранить неисправность «голыми руками» – так же бесполезен, как и стоматолог для пациента, когда пытается ему помочь, не имея под рукой соответствующего оснащения. Чтобы быть действительно способным позаботиться о своем двухколесном друге – вооружитесь хотя бы самыми нужными инструментами.
В необходимый минимум входят:
- Два молотка – один из них должен быть массой не более 200 г, а ориентировочный вес второго – 500-600 г. Иногда они используются поочередно, иногда одновременно, но в целом нужны для выправления деформированных деталей, забивания/выбивания клинков, шайбочек, болтов и т. д.
- Тиски – выбирайте модель с мобильной фиксацией как к верстаку, так и обычному столу. Они необходимы в большинстве видов работ, поскольку позволяют надежно закрепить любую деталь в самом удобном для обработки положении и на оптимальном для лучшего обзора расстоянии.
- Пассатижи-плоскогубцы – рабочие плоскости этого инструмента должны быть оснащены зубчатыми выемками, облегчающими захват круглых и/или скользких (из-за смазки) деталей.
- Две отвертки – одна должна быть с прямым шлицем (длина лезвия около 5-7 мм), а вторая – с крестообразной головкой (примерно такого же размера).
- Бородок с толщиной наконечника не более 2 мм. Вырубать или пробивать вы им ничего не будете, но при расклепке цепи (когда понадобится аккуратно выбить штифт) – он окажется весьма полезным.
- Два напильника – один должен быть полукруглым, а второй – обычным трехгранным. Выбирайте так называемые личные модели (то есть со средней насечкой, обычно это №2 или №3). Они пригодятся для обработки, например, седельного замка (когда «родные» насечки сотрутся и потребуется пропилить новые), а еще без такого инструмента не обойтись после подтягивания спиц (когда приходится обрабатывать их выступающие концы)… да и во многих других ситуациях.
- Гаечные ключи – один большой разводного типа и набор шестигранников.
К этому списку можно было бы добавить еще одну позицию – не совсем инструмент в прямом смысле, а скорее «девайс», – это эргономичная щетка для цепи/кассеты, особо рекомендуемая бывалыми велосипедистами. Делаются такие гаджеты из износостойкой и жесткой нейлоновой щетины различной толщины и весьма эффективно справляются со своим предназначением – если уж не превращая помывку цепи и кассеты в «сплошное удовольствие», так по крайней мере делая эту процедуру не столь утомительной.
Осмотр технического состояния
Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:
- каждодневных, непосредственно перед поездкой;
- еженедельных;
- ежесезонных.
Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.
Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. Рулевая колонка должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.
Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.
Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:
- проверку регулировки тормозов;
- подтягивание шатунов к каретке;
- проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
- смазку деталей по необходимости.
Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.
От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.
Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.
Обязательная перед и после велосезона:
- втулки на дефекты и неисправности;
- целостность ободьев и спиц;
- на наличие повреждений в звездочках;
- измерение износа цепи.
В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.
Цепь и звезды
За велосипедной цепью следует обязательно ухаживать: чистить и смазывать. Если этого не делать, то со временем цепь покроется мелкими частицами грязи и песка, которые будут как наждачная бумага «стачивать» как передние, так и задние звезды. В свою очередь, это потребует полной их замены.
Цепь также имеет свойство растягиваться. Так что ее замена это вопрос времени. Для тех, кто катается мало, только в теплую погоду, этот срок займет несколько лет. Для остальных же велосипедистов нужно следить за тем, что происходит с длиной их цепи. Сделать это можно самыми разными способами: например, с помощью инструмента для измерения растяжения цепи, или измерить длину участка в 100 звеньев (она не должна быть более 129,5 см).
Особо ленивые владельцы велосипедов могут ориентироваться на километраж — производить замену цепи каждые 2000 км. Однако, это абсолютно условная и очень усредненная величина. При должном уходе и качестве цепи, указанное расстояние не является столь существенным поводом, для замены.
Для смазывания цепи потребуется две жидкости: одна для обезжиривания, а другая для смазки. Существуют специальные смазки для велосипедной цепи. С ними обработка цепи займет от силы минут 15.
Выжимка для цепи.
Звезды велосипеда так же необходимо чистить. На них остается много грязи, которая прилипает во время езды. Чистку звезд (и передних, и задних) нужно производить вместе с чисткой цепи.
Мойка велосипеда, чистка и смазка деталей
Уход за велосипедом – это не только его постоянная проверка, но и обслуживание всех тех деталей, которые находятся в эксплуатации. Наибольшему износу подвержены те механизмы, которые близко контактируют с дорогой:
- втулки колес;
- каретка;
- звезды и переключатели;
- цепь.
Втулки колес нельзя мыть под напором. Нужно избегать прямого попадания туда воды. При мойке велосипеда после грязи и дождя их нужно аккуратно обойти влажной тряпочкой, затем тщательно промазать. Поездки по сухим пыльным дорогам также оказывают воздействие. Смазка высыхает, может набиваться пыль. Поэтому, даже если велосипед не требует мойки, втулки протереть и затем смазать желательно.
- проверка герметичности;
- удаление грязи и песка с оси между шатунами и стаканом;
- нанесение небольшого количества смазки в эти области.
Эта несложная процедура спасет от проникновения грязи в подшипники каретки, что увеличит срок службы узла.
Переключатели должны содержаться в исключительной чистоте. Несмотря на их защищенность от внешних условий, грязь все равно может проникать туда. Чтобы точно быть уверенным в долгой службе устройств, их нужно тоже время от времени протирать чуть влажной тряпочкой.
Уход за велосипедной цепью и звездами – это обязательная процедура, независимо от условий и частоты катаний. Безусловно, вычищать грязь после экстремальных поездок по бездорожью придется чаще, но и простые любители кататься в городе расслабляться на этот счет не должны. Цепь и звезды моются и смазываются одновременно. При ручной очистке щетками велик придется разобрать. Если же используется цепомойка, разборка не нужна.
И конечно, комплексная мойка, особенно после тех же дождевых поездок. Мойка из-под шланга и, тем более, керхера, требует обязательной смазки всех узлов, где это необходимо:
- рулевая колонка;
- подседельные пружины;
- кареточный узел;
- цепь и звездочки;
- края колесных втулок.
При гайковом закреплении колес после разборки велосипеда можно нанести немного смазки на резьбу оси, чтобы гайки легче закручивались, а сама ось не проворачивалась.
Ухаживать за горным велосипедом – это еще и держать в исправном состоянии амортизаторы. Со временем пружины проседают, демпфер выходит из строя. Также они требуют регулировки. При возникновении неисправностей амортизационной вилки или заднего подвеса лучше обратиться в мастерскую и там устранить проблему.
Уход за звездами
Для бесперебойного функционирования звезд также немаловажен регулярный уход. Многоскоростной велосипед требует частого мытья и чистки, так как между звездами имеет свойство собираться грязь, смешавшаяся со смазкой, может наматываться трава, попадать мелкие камешки. При наличии мини-мойки можно промыть звездочки водой, затем взять универсальную щетку и произвести тщательную очистку узла. Затем смочить длинную узкую тряпку в керосине или ином растворителе и, поместив ее между соседними звездами, вычистить остатки грязи.
После того, как звезды полностью высохнут, необходимо их смазать любым подходящим средством. Чтобы провести качественное обслуживание системы звезд, велосипед потребуется разобрать, сняв с него колесо.
Как правильно ухаживать за велосипедом?
Велосипед – прекрасный уличный транспорт, который подарит незабываемые ощущения от поездок, прибавит сил и здоровья, а также быстро доставит в нужную географическую точку. Сочетание всех этих прелестей достигается не только продвинутой маркой велосипеда, но и его исправным техническим состоянием.
Периодический осмотр всех основных узлов, своевременная замена вышедших из строя и поддержание в рабочем состоянии уже установленных деталей, а также правильное хранение – все это позволит избежать крупного затратного ремонта и максимально продлит срок службы велосипеда. В этой статье разберем, как ухаживать за велосипедом правильно.
Полезные советы при мойке велосипеда
Чтобы удалить самую въевшуюся грязь и даже ржавчину (например, помогает, если байк всю зиму хранился во влажных условиях, например, в гараже, и сильно запаршивел) – отлично помогает чудо-жидкость WD-40. Это проникающая смазка, используемая как сильнейший растворитель. Также WD-40 помогает, когда надо разъединить прикипевшие друг к другу металлические детали, например, резьбовые соединения. Для этого надо залить их жидкостью, скажем, на ночь. Аналогичный продукт есть и у компании Liqui Moly — LM40 и LM47 — проникающие смазки, содержащие, помимо масла и керосина (основных компонентов «вэдэхи») присадки, снижающие трение и увеличивающих срок службы деталей (растворение ржавчины, долговременная защита от коррозии, продление жизни пластиковых и резиновых кожухов и т.п.).
Во время мойки велосипеда избегай попадания на него прямых солнечный лучей, так как жаркая погода и солнце «высушивают» раму, способствуя появлению на ее поверхности трещин. Можно использовать шланг, однако уменьши напор до минимума и не направляй струю на втулки колес, каретку, переключатели передач и рулевую колонку.
Никогда не стоит мыть велосипед перед катанием, т.к. задержавшаяся в «рубашках» и других узлах вода при низкой температуре замерзнет, нарушив работоспособность этих узлов.
После зимних покатушек перед тем, как занести байк в теплое помещение, лучше оставить его на 10 минут в тамбуре и за это время очистить с него снег и грязь веником. Если ты катался на велосипеде по лесу, и на нем нет солевой грязи, то достаточно будет протереть его досуха чистой тряпкой. В противном случае его следует помыть генерально, лучше всего с автошампунем.
После принятия теплой ванны с пеной и аромомаслами любимым велосипедом, ее (ванную) саму отмывать надо, и лучше всего отмоет ванну от масляной грязи автошампунь!
В многодневном походе, когда нет ни Fairy, ни машинки для чистки цепи К тому же, чистая цепь ровно час остаётся чистой, а затем или дождь пойдёт, или песчаная буря. Именно тогда цепь и начинает нещадно стачиваться. Единственный выход — просто протирать её зубной щёткой и тряпкой и щедрее смазывать маслом! Кстати, ещё одно наблюдение в длительном походе: если цепь была очень грязной, то при сухой погоде через час-два езды, грязь сама отваливается, и цепь становится сухой и чистой (аж, блестит), тогда её нужно просто смазать.
Для ленивых самый простой способ – мыть велосипед в автомойке. Только сделать в компрессоре давление поменьше — и вперёд. Там есть возможность сразу с шампунем мыть, а потом просто смыть чистой водой. Итого процедура занимает 2-3 минуты. После этой процедуры остается протереть велик тряпочкой и смазать его. Потом, правда, жалко дальше на нём ехать – уж, очень чистый.
Помни, чистый велосипед — первый шаг к наличию исправного велосипеда.
Так с чего же начать уход за велосипедом?
Чтобы ваш двухколесный друг всегда радовал вас приятными путешествиями и внезапно не отказал во время поездки, стоит перед дорогой его тщательно осматривать.
Более того, перед каждой поездкой стоит проверять состояние тормозной системы. Механизм должен срабатывать максимально быстро. В ином случае, потребуется дополнительная настройка.
Руль тоже должен быть отрегулирован перед дорогой. Он должен быть перпендикулярен направлению колеса.
Важно! Если ваш велосипед предназначен для повседневных поездок, то в этом случае руль должен находиться на одинаковой высоте с седлом. Если у вас спортивно-туристический велосипед, то сидение необходимо отрегулировать выше руля
Перед и после каждой поездки стоит обратить внимание и на давление в шинах. Этот фактор отвечает не только за комфортную и удобную езду, но и за безопасность на протяжении всего путешествия
Эти моменты должны проверяться при ежедневном осмотре.
Полезные советы
Если велосипед относительно чистый, можно ограничиться простым протиранием полотенцем с мыльной водой. Такой подход хорош для полевых условий, выгоден в условиях недостатка свободного времени.
Удалить смазку с велосипедных звеньев можно используя:
- кисточку и растворитель;
- жидкое мыло;
- спрей на керосиновой основе.
Чтобы после промывки равномерно нанести смазку необходимо делать это вовремя вращения колес. Тюбик со смазкой при этом необходимо держать под наклоном, излишки убираются ветошью. Если у вас нет навыков полировки металлических поверхностей, внимательно следуйте инструкциям. Автомобильные воска и полироли содержат подробные инструкции по применению.
В процессе мойки проведите осмотр всех узлов и соединений велосипеда. Подобная диагностика поможет устранить различные неполадки по окончании всех процедур.
Если в обиходе нет специального шланга, его легко заменить ведром.
Несколько способов мытья велосипеда
Я предпочитаю мыть велосипед на берегу какого-либо водоема. Никакой грязи дома! Беру с собой тряпки, иногда еще и судок для того, чтобы можно было набрать воду. Начинаю мыть в велосипед лежащий на одной стороне, потом вымываю другую сторону. В трудно вымываемые места лью воду, чтобы грязь размокла и вымылась сама по себе. Если велосипед попал под дождь, переворачиваю на руль и седло, чтобы вымыть раму внизу. Цепь мою хорошо смоченной тряпкой или с помощью цепемойки. После мытья лучше протереть велосипед сухой хлопчатобумажной тряпочкой, чтобы не оставалось высохших капель и разводов. Я обычно этого не делаю, на моей раме этого всего не видно.
Минус в таком способе мытья в том, что не каждый раз захочется ждать пару часов, пока велосипед высохнет. Ведь после мытья нужно его смазать. А смазывать мокрый велосипед нецелесообразно.
А все таки, чаще приходится мыть велосипед дома. Если вы живете в частном секторе, все просто – поставил вел на улице и мой себе спокойно так же, как и на речке, поливая водой везде, где нужно.
В квартире же мыть велосипед сложнее. Я мыла обычно на кухне или в коридоре, там, где лежит линолеум. Ну и моешь как – аккуратненько, чтобы сильно не «насвинячить», и быстро все вытереть после себя. Поэтому эффективность такого мытья сводилась к минимуму. И буквально недавно узнала о том, что можно помыть его в ванной прямо из-под душа. Правда, для этого нужно снять колеса.
Дело в том, что некоторые загрязнения просто водой не отмоешь
Цепи, звезды, да и впрочем все остальное лучше мыть основательно, хотя бы иногда (раз в 2 месяца – это не часто, поэтому можно уделить внимание своему лучшему помощнику). Поэтому, снимаем колеса, включаем душ, и поливаем наш велосипед! Сполостнули – теперь берем ведро, наливаем теплую воду и… средство для мытья посуды! И с помощью мочалки и щеток для труднодоступных мест вымываем всю засевшую грязь
Есть места на велосипеде, попадания воды в которые лучше избегать. Поэтому когда поливаем и вымываем, обходим их стороной. Втулки колес, в которых находятся подшипники, лучше протереть влажной тряпочкой, чтобы в них не добралась вода. Смотрим, чтобы вода не затекла в раму внутрь, чтобы избежать коррозии, поскольку высыхать попавшая внутрь вода будет долго.
Мойка цепи велосипеда должна быть основательной. Посмотрите на цепь после длительных покатушек по внедорожью. В масле собирается грязь. Это все лучше смыть и заново смазать. Поэтому цепь хорошо моем мыльным раствором.
После того, как намылили велосипед, смываем из душа теплой или прохладной водой всю пену. Даем велосипеду высохнуть и наносим смазку.
Уход за переключателями
Периодическое обслуживание переключателей передач не слишком отличается от правил, по которым осуществляется уход за звездами. Переключатель, установленный на велосипед спереди, нуждается лишь в регулярной очистке, для которой профессионалы советуют применять специальные составы или жидкость WD 40. Ролики заднего переключателя имеют свойство забиваться грязью, что негативно влияет на велосипед и возможность его нормальной эксплуатации. Техобслуживание заднего переключателя также включает в себя его тщательную очистку при помощи щетки и универсального растворителя.
Как помыть цепь
Благодаря чистой велосипедной цепи, вам будет легче переключать передачи. Если она грязная, этот процесс будет проходить медленнее, а также это повлечет износ вашей трансмиссии.
- Включите низкую передачу и откатите велосипед назад, пропустив через неё влажную тряпку. Иногда этого достаточно, чтобы цепь очистилась.
- Если этого мало, нанесите на неё обезжиривающее средство и дайте впитаться в течение трех — пяти минут. Не переборщите, т.к. оно очень едкое. Затем прокрутите цепь, чтобы проверить работает ли она.
- Намочите щётку или тряпку и помойте всю цепь, удалив остатки обезжиривающего средства и грязи. Убедитесь, что очистились все звенья.
- В завершение, протрите сухой мягкой тряпкой каждое звено, чтобы быть точно уверенным, что не осталось средств.
Примечания (FAQ)
КАК ПРОВОДИТЬ КОСМЕТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ВЕЛОСИПЕДОМ (РАМА, МЕТЧАСТИ).
Мне кажется можно мыть обычной губкой и обычным моющим средством. Если есть шланг — удобнее потом смывать моющее средство из шланга. Хранить велосипед в грязном состоянии категорически не рекомендуется, особенно если на него попадает влага или на нем остается влажная грязь.
ИМЕЕТ ЛИ СМЫСЛ СРАЗУ ПОЛНОСТЬЮ ПРОМЫТЬ ЦЕПЬ ОТ СМАЗКИ? Сам я считаю что смазку с цепи надо убирать. Если не ошибаюсь, там наносится специальная смазка для хранения. Смывать ее надо как раз потому, что на нее налипнет много грязи.
КАКИЕ СМАЗКИ НА ВАШ ВЗГЛЯД БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ? Я считаю что надо использовать специализированные смазки для велосипедной цепи — в соответствии с погодными условиями. (Есть смазки для сухой погоды, есть для мокрой и т.д.) Мне нравятся те смазки, которые закапываются прямо в пин. Аэрозоли не нравятся потому, что смазка попадает на другие детали, где она совсем не нужна. Тефлоновые смазки (типа TF2) хороши для постоянно трущихся деталей с небольшой нагрузкой или силой трения — цепь, звезды. Литиевые смазки Weldtite хороши для подшипников и внутернних рабочих элементов узла каретки.
КАК УДАЛИТЬ ПРИЛИПШУЮ СМАЗКУ? Можно воспользоваться бензином или ацетоном.
Основы технического обслуживания велосипеда
- осмотр перед поездкой,
- крепежные болты,
- чистка и смазка основных деталей.
Кроме того, не стоит упускать из виду регулярное техническое обслуживание у веломеханика. При постоянной езде на велосипеде необходимо два раза в год выполнять настройку велосипеда, чтобы гарантированно работали все детали в комплексе; регулярно проверяются и обслуживаются спицы, подшипники, механизмы переключения передач и тросики.
Эти детали велосипеда должны обслуживаться и корректироваться опытными механиками. В велосипедных магазинах представлен большой выбор инструментов, смазочных и обезжиривающих материалов для велосипеда.
По теме: 15 основных инструментов для велосипеда
Как правильно чистить и смазывать цепь на велосипеде
Первым делом поговорим о велосипедной цепи. Человек, который в этом не разбирается, может задаться вопросом, а что же с ней может случиться, она же из железа сделана?! Когда-то на это и внимания не обращали, смазали и ездили свободно по деревне. Но все зависит от количества езды. Если использовать велосипед редко, и ездить только в сухую хорошую погоду, то цепь часто менять не придется. Но вот если использовать его как регулярный транспорт для передвижения, или кататься в экстремальную и плохую погоду, то тут уже другой вопрос. При частом катании детали имеют свойство изнашиваться, и чаще всего, это относится именно к цепи.
Цепи в современных велосипедах рассчитаны примерно на 2000 км, но если за ней хорошо ухаживать, то может прослужить и дольше. Когда цепь теряет свою основную функциональность, она будет часто спадать, вытянется и начнет протирать зубчики на звездах системы. Если вовремя не устранить эту проблему, то придется менять всю кассету, включая звездочку. А такая процедура обойдется гораздо дороже, чем замена цепи. Определить износ цепи можно разными способами. Некоторые велосипедисты используют линейку или специальные измерительные средства, опытные специалисты могут определить износ на глаз. Если цепь оттягивается от звездочки легко и свободно, то она потеряла свою прочность, и, следовательно, требуется замена.
Для того чтобы продлить срок службы своего велосипеда, в первую очередь нужно регулярно чистить цепь. Для этого можно использовать специальную машинку для чистки цепи, но при частом использовании на такую процедуру просто не хватит времени. Самый лучший и быстрый способ — это чистка с помощью тряпки. Ее непосредственно можно смочить в раствор керосина или Уайт спирта, и хорошо протереть цепь, прокручивая при этом педали. При появлении свободного времени не ленитесь полностью снять цепь с велосипеда, и немного подержать ее в растворе керосина.
Следующая процедура – это смазывание цепи. Средств для этого сегодня существует предостаточно, и каждый выберет для себя что-нибудь подходящее. Но самой популярной и часто используемой смазкой есть масло Weldtite. В данного производителя есть как дешевые аналоги, так и более дорогие средства для смазки. Не рекомендуется использовать для смазки Солидол или Литол, после их нанесения на цепи будет оседать еще больше пыли и грязи, что негативно отразится на ее работе. Смазка цепи процедура очень простая. Для этого необходимо использовать или маленькую бутылочку с узким горлышком, или обычный шприц. Приставляем его на краешек цепи и вливаем жидкость в звенья. После этого нужно прокрутить несколько раз педали, что бы масло разошлось по всей длине цепи, и удалить лишние пятна. Все, цепь смазана и готова к использованию.
Зимой
Зимние холода и снег – тяжёлое испытание не только для человека, но и для его велосипеда. В это время года многие детали быстрее всего приходят в негодность от холода. Поэтому уход за велосипедом подразумевает частую проверку технического состояния байка.
Цепь очень сильно страдает от снега с солью, песком и различными реагентами, которыми посыпают дороги, поэтому мыть и смазывать её надо хотя бы три раза в неделю. А лучше – после каждой поездки. Также от реагентов страдают и подшипники, раза два за зиму втулки колёс и каретку следует разбирать, чистить и смазывать, а иногда и заменять детали, которые успели прийти в негодность.
Смазка на морозе густеет, и это усиливает нагрузку на детали. Поэтому не стоит сильно перенапрягать своего железного коня. От холода многие элементы, такие как резиновые сальники во втулках, замерзают и теряют эластичность, поэтому их также надо чаще проверять и при необходимости менять.
Как правильно ухаживать за велосипедом?
Велосипед – прекрасный уличный транспорт, который подарит незабываемые ощущения от поездок, прибавит сил и здоровья, а также быстро доставит в нужную географическую точку. Сочетание всех этих прелестей достигается не только продвинутой маркой велосипеда, но и его исправным техническим состоянием.
Периодический осмотр всех основных узлов, своевременная замена вышедших из строя и поддержание в рабочем состоянии уже установленных деталей, а также правильное хранение – все это позволит избежать крупного затратного ремонта и максимально продлит срок службы велосипеда. В этой статье разберем, как ухаживать за велосипедом правильно.
Как мыть велосипед?
В сухую погоду такая необходимость возникает редко, а вот после покатушек в грязь и слякоть велобайк однозначно будет нуждаться в очистке. Можно ли мыть велосипед? Если не лить на него ведрами воду, то, конечно, да. В идеале процесс мойки лучше провести на улице или в гараже.
Чем можно мыть велосипед и что для этого понадобится:
-
емкость с теплой водой;
-
несколько тряпочек;
-
щетка (можно использовать б/у зубную);
-
моющее средство (можно стандартное, для мойки посуды).
Если на велоцепи есть замок, лучше снять его и почистить отдельно, чтобы грязь не попала в ролики. Начинать мойку стоит с нижней трубы, т. к. именно там находится наибольший пласт грязи. Затем нужно пройтись по остальным частям рамы. В местах с затрудненным доступом (например, кареточный узел) можно орудовать старой зубной щеткой. Колеса можно снять и промыть отдельно. Во время мойки стоит избегать «уязвимых» мест вела, например, подшипников, вилки. Напоследок нужно насухо протереть веломашину сухой тряпочкой.
Осмотр технического состояния
Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:
- каждодневных, непосредственно перед поездкой;
- еженедельных;
- ежесезонных.
Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.
Для дисковых тормозов важно: точная регулировка, минимальный зазор, чистейшая поверхность диска
Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. Рулевая колонка должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.
Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.
Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:
- проверку регулировки тормозов;
- подтягивание шатунов к каретке;
- проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
- смазку деталей по необходимости.
Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.
От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.
Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.
А лишнюю смазку и грязь аккуратно подтереть чистой тряпочкой
Обязательная перед и после велосезона:
- втулки на дефекты и неисправности;
- целостность ободьев и спиц;
- на наличие повреждений в звездочках;
- измерение износа цепи.
В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.
Осмотр технического состояния
Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:
- каждодневных, непосредственно перед поездкой;
- еженедельных;
- ежесезонных.
Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.
Для дисковых тормозов важно: точная регулировка, минимальный зазор, чистейшая поверхность диска
Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.
Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.
Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:
- проверку регулировки тормозов;
- подтягивание шатунов к каретке;
- проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
- смазку деталей по необходимости.
Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.
От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.
Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.
А лишнюю смазку и грязь аккуратно подтереть чистой тряпочкой
Обязательная перед и после велосезона:
- втулки на дефекты и неисправности;
- целостность ободьев и спиц;
- на наличие повреждений в звездочках;
- измерение износа цепи.
В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.
Как правильно смазывать?
Смазка необходима следующим деталям:
- Велосипедной цепи, кассетам и звёздам. Для того, чтобы всё это смазать, достаточно смазать цепь и несколько раз провернуть педали;
- Тросику и шарнирам на тормозах, а также точке входа троса в рубашку. При смазывании этих деталей надо быть предельно осторожным, чтобы масло не попало на обод, потому что в противном случае тормозить велосипед больше не будет;
- В переключателях скоростей необходимо смазать все движущиеся детали;
- Кареточный узел и подшипники колёс лучше всего обработать более густой смазкой.
Чтобы предохранить детали от быстрого износа, их необходимо периодически смазывать. А перед этим следует помыть и тщательно высушить велосипед.
Лучше всего для смазки подойдёт обычный спрей WD-40, однако можно воспользоваться и простым маслом или даже просто солидолом. Некоторые велолюбители покупают специализированные масла в магазинах и точках обслуживания велосипедов.
Для удобства нанесения можно взять шприц. Масла должно быть достаточно, но не слишком много. Нежелательно, чтобы оно текло из всех деталей – это приведёт лишь к быстрому загрязнению. Излишки смазки можно аккуратно вытереть салфеткой.