Нормативные документы, регулирующие размер выплат по ОСАГО
Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.
ПОДРОБНЕЕ: Электронное ОСАГО в «СОГАЗ», купить электронное ОСАГО в «СОГАЗ», рассчитать электронное ОСАГО в «СОГАЗ»
Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.
Вид травмы | Выплата по ОСАГО пассажирам легкового транспорта | Выплата по ОСАГО пассажирам коммерческого транспорта |
Получение инвалидности | от 250 до 500 тысяч рублей | от 1 до 2 миллионов рублей |
Повреждения черепа | от 25 до 375 тысяч рублей | от 60000 до 1,4 миллиона рублей |
Повреждения органов зрения | от 25 до 75 тысяч рублей | от 100 до 300 тысяч рублей |
Повреждения органов слуха | от 15 до 25 тысяч рублей | от 60 до 200 тысяч рублей |
Повреждения органов дыхания | от 25 до 300 тысяч рублей | от 40 до 1200 тысяч рублей |
Повреждения сердечнососудистой системы | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Повреждения органов пищеварения | от 15 до 250 тысяч рублей | от 60 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мочевыделительной и половой системы | от 25 до 250 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мягких тканей | от 25 до 200 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения опорно-двигательного аппарата | от 10 до 300 тысяч рублей | от 20 до 1200 тысяч рублей |
Осложнения в результате травм | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Кровотечения | от 25 до 50 тысяч рублей | от 100 до 200 тысяч рублей |
Как страховые считают выплату по ОСАГО?
Чтобы выплатить положенную сумму пострадавшему лицу, СК придется сначала рассчитать итоговую сумму. Для определения ущерба, причиненного автомобилю, страховые компании принимают в учет определенные показатели:
- дату аварии и регион, где она произошла;
- марку автомобиля;
- номер запчасти, которой был нанесен ущерб;
- номер материала, который требуется для ремонта;
- стоимость нормо-часа ремонтных работ.
При изменении даже одного пункта или в случае неправильного отражения фактической информации, сумма существенно меняется, и зачастую не в пользу пострадавшего. Чтобы избежать такого итога, обратившемуся в СК гражданину следует внимательно следить за работой оценщика и отмечать информацию, которая вносится в отчет. После составления отчетности, эксперт обращается к ЕМРУ для определения размера денежной выплаты. Здесь применяется специальная формула:
где:
- РК — размер компенсации к выплате;
- СР — стоимость ремонта;
- СМ — стоимость материалов;
- СД — стоимость запчастей, подлежащих замене.
Для выполнения расчётов стоит воспользоваться специальным калькулятором, где определяется стоимость каждой детали отдельно
Во время определения каждого показателя во внимание принимается среднерыночная стоимость деталей и материалов, которые необходимы для восстановления. Цены на ремонтные работы тоже должны учитываться
Максимально возможное отклонение от среднего показателя может составлять не больше 10%.
При расчетах учитываются лишь те повреждения, которые были нанесены во время ДТП, а для этой цели используется специальный поправочный коэффициент, который рассчитывается по крайне сложной формуле. Показатель в любом случае будет всегда меньше единицы.
Самым крайним случаем является ситуация, когда общий размер компенсации превышает стоимость автомобиля. Здесь, компания может выдать средства не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. В остальных ситуациях выбирается вариант, при котором пострадавшее лицо получит возможность восстановить свою машину до работоспособного состояния. Еще до получения возмещения каждый страхователь вправе запросить калькуляцию расчета выплаты. В этом документе должны быть представлены все обязательные расчеты с указанием итоговой суммы компенсации за каждую поврежденную деталь.
Завершая статью, можно сделать несколько выводов о том, как рассчитать сумму возмещения при ДТП. Конечно, лучше доверить такие действия экспертам, прошедшим специальную подготовку и имеющим определенные навыки в работе, однако не всегда страховые компании работают добросовестно, и стоит проявлять бдительность во время осмотра машины и записи необходимых сведений. Дополнительную помощь может оказать онлайн-калькулятор для определения причиненного ущерба, которым автовладелец может воспользоваться в любое удобное время.
Расчет расходов на ремонт
Поврежденная при ДТП машина – это огромная статья денежных вложений, которые, порой, превосходят первоначальные предположения
При расчете расходов на ремонт во внимание берутся:
- Все поврежденные детали кузова автомобиля;
- Его запчасти, находящиеся вне зрительной досягаемости;
- Отдельные механические агрегаты ТС;
- Лакокрасочное покрытие, при условии, что общее состояние движимой собственности не расценивается как «тотально уничтоженное»
- Количество израсходованных материалов;
- Сама работа.
Вне зависимости от того, по какому методу проводится оценка ущерба (онлайн РСА, или при личном посещении эксперта), дата на заключении должна совпадать со днем, когда произошла авария. Иначе такой документ будет признан недействительным. А если на изувеченном транспорте уже присутствовали царапины и вмятины, зафиксированные в полисе, то их СК в подсчет размера компенсации убытков не возьмет.
Базовая краска + лак
Если автомобиль будет окрашиваться краской, требующей дальнейшего покрытия лаком, то лака может потребоваться больше, чем базовой краски. Лаком необходимо создать определённую толщину, так как он является защитным покрытием. К примеру, если на окраску кузова уйдёт порядка 2 литров базовой краски, то лака может потребоваться 3 – 3.5 литра. Даже если лака уйдёт меньшее количество, лучше его брать с запасом и разводить не весь сразу, а по мере расхода. Оставшийся, не разведённый лак пригодится в дальнейшем при покраске любой машины.
Вообще, количество лака зависит от площади, которая будет лакироваться, а не от количества базовой краски. Количество краски и лака могут и совпадать.
Что такое Единая методика расчета ущерба?
Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.
Единая методика расчета регулируется следующими документами:
- Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
- Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
- БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.
Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.
Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.
Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.
Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:
- Уменьшение нагрузки на судебные органы.
- Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
- Унификация расчетов.
- Стабилизация экономической модели ОСАГО.
- Повышение надежности страховых компании.
Структура ЕМРУ
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Подробнее о затирке испортившегося лакокрасочного покрытия
Перед началом затирки необходимо авто расположить под светом и осмотреть части кузова. Все царапины, трещины и выбоины пометить маркером.
Теперь, когда мы установили все неровности, которые есть на кузове, берем наждачную бумагу 60-100 и стамеску 5 мм. Тщательно затираем дефект до металла. Стараемся не увеличивать область затираемой поверхности, чем она меньше, тем проще будет ее исправить и довести до общего цвета. Зона периферии между целой частью авто и дефекта должна быть незаметной, без царапин, волн и отслоений. Сколько краски нужно для покраски автомобиля, зависит от качества подготовленной поверхности.
Перед покраской необходимо произвести уборку, вытереть всю пыль как с авто, так и из-под него, иначе при нанесении лакокрасочного раствора пыль осядет.
Что делать, если выплата по договору ОСАГО от СК невозможна?
Если СК объявлена банкротом или у нее отозвана лицензия, участник ДТП может обратиться в РСА и пригласить эксперта рассчитать ущерб. Приглашение отправляют заказным письмом по почте. После проведения экспертизы составляют акт. Расчет компенсации на основании экспертного заключения пострадавший получает через 10 дней. Далее нужно подать исковое заявление в суд. Если решение будет положительным, его следует направить в РСА. Выплата компенсации осуществляется в течение двух недель.
Несмотря на запутанность и сложность расчетов, утверждение ЕМРУ уменьшило количество недовольных выплатами потерпевших. Расчеты стали более прозрачными, участник ДТП может проверить их самостоятельно или привлечь независимых экспертов.
Распространенные вопросы автовладельцев
У владельцев авто возникает много вопросов, связанных с уходом за транспортным средством после покраски. Ответим, на самые распространенные.
Сколько сохнет машина после покраски?
Время, необходимое для кристаллизации, отличается у разных красок. Только акриловая краска на авто высыхает быстро, для остальных средств время высыхания составляет 14—28 дней. Такое же количество времени, как и краска, сохнет лак на машине. Чтобы узнать время высыхания конкретного продукта, ознакомьтесь с инструкцией на упаковке.
Когда можно мыть машину после покраски?
Машину можно аккуратно вымыть после окончательного высыхания краски. Срок, необходимый для кристаллизации каждого состава, производитель указывает на упаковке. Первые 2—3 мойки выполняют особым способом.
Как правильно мыть авто после мойки?
Первая мойка авто после покраски должна быть щадящей для лакокрасочного покрытия. Ниже приведены основные правила ее проведения:
- При первой мойке лучше не использовать моющих средств. Если кузов сильно загрязнен, можно использовать специальные моющие средства для авто. Нельзя мыть машину после покраски бытовыми средствами (стиральным порошком, мыльным раствором и другими), так как они вступают в реакцию с невысохшей краской и вызывают ее потускнение.
- Для первой мойки можно использовать только мягкие губки. Щетки, даже с мягкой щетиной, оставят на поверхности следы. Не используйте губки, которыми автомобиль мылся до покраски. Содержащиеся в их порах частички грязи царапают свежую краску.
- Нельзя мыть машину после покраски с помощью аппаратов высокого давления. Используйте шланг, из которого с маленьким напором подается холодная или слегка теплая вода. При отсутствии шланга, может пригодиться садовая лейка, только учтите, чтобы тщательно ополоснуть поверхность понадобится много воды.
- Не сушите автомобиль после окрашивания естественным путем. Соли кальция и магния, содержащиеся в водопроводной воде, при высыхании образуют белесые пятна и разводы, которые въедаются в автомобильный лак. Лучше промокнуть (не вытереть!) кузов после мойки мягкими салфетками.
Как правильно мыть машину после окрашивания?
В первый раз после покраски авто моют следующим образом. Поверхность кузова смачивают водой со шланга или лейки. На влажную губку наносят моющее средство, аккуратно протирают автомобиль, после чего тщательно ополаскивают. Лучше обработать одну сторону автомобиля, а после ополаскивания — другую. В этом случае моющий состав не засохнет и легче смоется.
Не трите поверхность с усилием. Засохшие загрязнения лучше размочить, промыть проточной водой и только после этого обработать губкой.
Где и когда лучше мыть авто?
Мойку лучше проводить в закрытом помещении или в затененном месте, придерживаясь таких правил:
- Нельзя мыть авто, постоявшее под прямыми солнечными лучами, лучше подождать, пока кузов остынет. При контакте холодной воды и горячего покрытия, краска тускнеет.
- Не мойте авто под прямыми солнечными лучами. Капельки воды представляют собой маленькие линзы, которые преломляют солнечный свет и вызывают появление на поверхности белесых пятен.
- Мыть автомобиль на сильном ветре нельзя по двум причинам. Первая — ветер поднимает пыль, которая повреждает новое лакокрасочное покрытие, на нем появляется так называемая «паутинка». Вторая причина избегать ветра — поток воздуха вызывает быстрое высыхание моющего раствора и появление белесых разводов, которые трудно смывать.
- На лакокрасочное покрытие негативно влияют низкие температуры, поэтому владельцы стараются отложить окрашивание на теплый период. Если проведение покраски было все же необходимым, воздержитесь от мойки как можно дольше.
Когда можно полировать машину после покраски?
Полировка деталей автомобиля устраняет возникшие при покраске дефекты и защищает новое лакокрасочное покрытие. Полировка машины проводится только после окончательной кристаллизации лака или краски. Это связано не только с риском повредить свежую краску, но и с тем, что большинство дефектов проявляются после высыхания.
Первую полировку после покраски надо проводить особенно аккуратно
Полировка авто бывает защитной и абразивной. При защитном методе в поверхность кузова втирают специальный состав — полироль для авто. Если после покраски на поверхности кузова появились дефекты, необходима абразивная полировка. При этом методе неровности шлифуются полирующими машинами с применением абразивных паст. После покраски полировку начинают на минимальных оборотах машины.
Правила покраски
Мы уже говорили о том, что на расход продукта влияют погодные условия, место проведения работ и т.д. Вот несколько важных правил:
- температура воздуха, окрашиваемых элементов, краски и лака должна находиться на одном уровне;
- нельзя нагревать краску или элементы вашего авто перед тем, как его покрасить;
- избежать потеков позволит достаточная выдержка по времени;
- чтобы краска легла ровно, нужно использовать «липкую салфетку», которая устранит частички мусора и пыли;
- наденьте специальный костюм и маску для защиты лица
Если вы немного потренируетесь на старых запчастях, то поймете, что в покраске нет ничего сложного. После удачно проведенного апгрейда останется лишь хорошенько отполировать машину и можно снова садиться за руль!
Московский автомобильно-дорожный государственный университет , г. Москва. Уровень образования: Высшее. Факультет: АТ. Специальность: Инженер спец. Автомобили и автомобильное хозяйство. Опыт работы в автомобильной отрасли (мастером-консультантом…
Как рассчитать ущерб после ДТП с помощью онлайн калькулятора
Бесплатная и самая доступная оценка ущерба автомобиля после ДТП – калькулятор онлайн. Их появление вызвано желанием страховых компаний и всего бизнеса идти в ногу со временем и экономить любые ресурсы. Таким путем анализ повреждений обходится значительно дешевле. Пострадавший тоже получает от этого выгоду. Ему больше не нужно суетиться с бумагами и другим аспектами оценки на месте.
Единая методика, применяемая для расчета ущерба, была разработана специалистами Российского Союза Автостраховщиков (РСА), при этом официальным автором остается Центробанк
Такие калькуляторы давно находятся в разработке. Развитие интернета только способствует этому, но внедрение калькуляторов начало происходить сравнительно недавно. Существуют единицы сервисов, которые могут предоставить всю необходимую информацию. К тому же люди старой закалки с опаской доверяют интернету свои данные, поэтому услуга полезна и актуальна новому поколению.
Чтобы получить справедливый и правильный расчет, необходимо обладать полной информацией о характере повреждений, износе деталей и товарной стоимости автомобиля. Чтобы воспользоваться калькулятором, не нужно его долго искать.
Онлайн калькулятор ущерба автомобиля после ДТП генерирует итоговую сумму выплаты по страховке учитывая такие данные:
- информация о ремонте: необходимо указать в каком регионе будет производится ремонт, вписать марку и модель авто, год выпуска и даже цвет;
- информация о конкретных ремонтных работах: многие калькуляторы предоставляют список возможных работ из которого нужно выбрать необходимые. Стоимость будет базироваться на средней по региону цене (данные РСА);
- информация об оценке:некоторые калькуляторы просят добавить другие расходы, которые были вызваны ДТП;
- информация об износе деталей и товарной стоимости автомобиля: эти данные можно взять из оценки эксперта и включить в заявку.
Самый примитивный калькулятор выдает приблизительную сумму и часто она далека от реальности. Развернутый поиск дает возможность установить более точную сумму выплаты и даже апеллировать этим в страховой компании, если они преуменьшили урон.
По каким критериям рассчитывается ущерб на калькуляторе
Калькулятор ущерба по ОСАГО при ДТП предлагает такой алгоритм оценки ущерба, который включает количество повреждений и степень их серьезности.
Подсчитываются все сломанные детали, учитывая их износ. Полученное число умножают на 8 тысяч (средняя цена за ремонт одной детали). К полученной сумме добавляют коэффициент утраченной товарной стоимости. После прибавляют мелкие расходы (экспертиза, эвакуация, стоянка и любые другие, которые потребовались после ДТП). Онлайн калькулятор руководствуется данными РСА при расчете ущерба после ДТП. Итоговая сумма выплаты зависит от множества факторов.
Как и в физической процедуре, так и онлайн, происходит анализ таких нюансов:
затраты на ремонт: эксперт должен составить полный список повреждений. Цена ремонтных работ должна соответствовать той, что была зафиксирована в день ДТП. При подсчете руководствуются рыночными ценами по региону в соответствии с ценами РСА;
детали: цены также берутся с сайта РСА. Существуют калькуляторы, которые могут сгенерировать цену каждой детали
Необходимо обратить внимание и на износ комплектующих, которые были повреждены. Это влияет на сумму выплаты по страховке;
окраска: если в результате повреждений были испорчены окрашенные поверхности, они подлежат оценке;
товарная стоимость: от любого ДТП товарная стоимость автомобиля падает
Многие калькуляторы детально подсчитывают убытки такого вида.
Грамотный калькулятор подсчитывает ущерб не хуже реального эксперта. Это хороший способ подстраховаться и получить хоть какое-то представление о масштабах выплаты. Многие страховые компании вводят калькуляторы на свои официальные страницы в интернете.
И если другие ресурсы – это лишь приблизительный подсчет, то страницы страховых компаний дадут возможность оценить ущерб, подсчитать затраты на ремонт и получить выплату не посещая офис компании. Данная услуга еще не доработана, но есть возможность протестировать калькулятор ущерба при ДТП онлайн.
Что делать, если страховая занижает размер выплаты
Если вы уверены, что при расчете величины страховой выплаты допущена ошибка, можно обжаловать действия СК. Для этого выполняются следующие действия:
- Оценка ущерба. Владельцы транспортных средств, не согласные с размером компенсации, имеют право заказать проведение независимой экспертизы. При этом необходимо предупредить СК о начале процедуры минимум за три дня. Страховщику владельцы полиса сообщают дату и место, где пройдет новая экспертиза.
- Отправка досудебной претензии. Страховщику направляется заявление, к которому прикладывается акт независимой экспертизы. В документе указываются размер ущерба согласно новому акту и требование выплаты компенсаций на основании новых данных.
- Подача иска в суд. Если компания, с которой заключен договор обязательного страхования ОСАГО, отказывается признать новый размер ущерба, владелец полиса направляет иск в суд и копию страховщику. Вместе с иском подается пакет документов. Обязательным приложением является акт независимой экспертизы, ответ страховщика с отказом в выплате страховки по досудебной претензии.
- Получение решения суда. Отслеживать этапы прохождения судебного дела можно на сайте суда, куда подан иск. После рассмотрения дела заявителю направляется решение, где указывается, будет выплачена увеличенная компенсация или нет. Если заявитель не согласен с решением, подается апелляция.
- Получение денег. Деньги выплачиваются по исполнительному листу. Получить его можно в судебной канцелярии, если суд решил дело в пользу истца. Исполнительный лист передается в СК, где и производятся расчеты. Обычно деньги зачисляются на счет застрахованного лица в течение нескольких дней.
Кроме суммы на ремонт автомобиля, можно включить в иск и компенсацию морального вреда. Зачастую суд принимает решение произвести все выплаты согласно иску.