Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи
О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.
Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.
Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.
Велосипеды Borant
Borant – современный белорусский производитель велосипедов, велоколес и спортивного инвентаря. Компания образовалась относительно недавно, в 2009 году, однако основатель – Анатолий Борисевич – положил начало фирме еще в конце 1980-х годов.
Производство велосипедов Borant располагается в столице Беларуси – Минске. Продукция постоянно совершенствуется, некоторые из моделей могут использоваться в Международных спортивных соревнованиях, компания гарантирует качество рам, колес и комплектующих. Поставки осуществляются во многие страны СНГ.
Современные линейки спортивных велосипедов Borant:
- Prime;
- TT-Track;
- Union;
- Factor.
Prime – спортивные шоссейные велосипеды высокого уровня. Выпускаются для соревнований по велотреку и соревнований на трассах. Стоимость моделей внушительная, первое место среди представленных линеек.
Ключевые характеристики:
- рама – чистый карбон;
- конструкция «антивибрация» – ультратонкие трубы;
- вес рамы – 900 г;
- многоскоростная трансмиссия;
- шоссейные тормоза клещевого типа;
- навеска Shimano.
Модели прошли сертификацию UCI.
TT-Track – карбоновый трек-байк с фиксированной передачей. Предназначен исключительно для скоростных соревнований:
- вес рамы до 1 кг;
- плоские аэродинамичные трубы;
- простейшая конструкция.
Шоссейный сингспид Borant TT-Track
Borant Union – относительно недорогие модели, если сравнивать их с Prime и TT-Track. Это классические шоссейные велосипеды для обычной жизни: быстрой езды по трассе и соревнований среднего уровня.
Шоссейный байк Union 3500
Характеристики:
- рама – алюминий;
- карбоновая вилка;
- трансмиссия 2 Х 9 (Shimano Sora 3500);
- внешний переключатель;
- слики;
- седло Selle Royal Seta;
Borant Factor – мощные карбоновые шоссейники для индивидуальных гонок. Конструкция рамы:
- широкая нижняя труба;
- уменьшенный задний треугольник;
- мощная вилка;
- утолщенная подседельная труба.
В перпендикуляре этот велосипед будет выглядеть как тонкий диск, рама широкая и тонкая, что обеспечивает отличную аэродинамику. Навесное оборудование – традиционно Shimano, количество скоростей – 22 (система 2 Х 11). Тормоза классические шоссейные, совмещены с манетками.
Сборники пользовали итальянский ”Colnago”
Colnago Super Classic 1970 г.
Что тут говорить, кальнага есть кальнага, мне на нём погонятся не довелось, мелко плавал. Но мечтал о таком каждый. Это был культовый велосипед и остаётся таковым наверное для каждого ветерана. Он давал процента три по сравнению с «Чемпион-шоссе», а если чел на таком велосипеде стартовал вместе с нами смертными, то ему проигрывали уже на старте, т.к. все знали, что элита всех порвёт. Хотя я помню случай как такого элитного гонщика сделали ребята на стартонах в групповой гонке на велотрассе Чабаны под Киевом. Лично видел как он оправдывается перед тренером на финише «Я думал, что самый сильный и расслабился…»
Валерий Лихачев — Олимпийский чемпион и чемпион мира.
Валерий Лихачев — Олимпийский чемпион и чемпион мира на этой самой кальнаге
Обратите внимание, чемпион то без носок. Видимо запас с последнего выезда за границу закончился, а чтобы купить белые носки в советском магазине надо было обладать большим везением
При этом к стартам допускали либо в белых либо без носок. На тренировках тоже никто в цветных носках не ездил и расход белых был настолько велик, что советская лёгкая промышленность не поспевала и приходилось ездить босиком.
КОММЕНТАРИИ
Я буду рад, если вы выскажете здесь своё мнение или зададите вопрос, но, как вы сами понимаете, рад я далеко не всему, поэтому некоторые комментарии буду удалять и вот по каким причинам:
-неаргументированный негатив, на который невозможно аргументированно ответить, типа «Автор некомпетентен и статья мусор».
-комментарий содержит нецензурную лексику или как-то иначе оскорбляет мою тонкую и ранимую душу.
-комментарий не относится к теме данной статьи. Для связи со мной используйте любой способ, опубликованный на странице «КОНТАКТЫ», а не данную форму.
-ответ на комментарий уже содержится на странице «Часто задаваемые вопросы» (FAQ)
Обратите также внимание на то, что комментарии, содержащие ссылки, будут опубликованы только после проверки
Что такое крокодиловодство?
Модернизация велосипедов на основе выпущенных моделях «Украина» «Спорт», «Турист», «Чемпион», «Старт» Харьковским велосипедным заводом.
На этом заводе велосипеды начали выпускать с 1923 года. Первые мастера, которые налаживали производство прибыли на завод из Риги. С того времени производство велосипедов стали наращивать ежегодно до Второй мировой Войны. Миллионы велосипедов были выпущены за предвоенные годы.
Прерванное производство во время войны восстановили с июня 1945 года. Стали выпускать женские и детские велосипеды, которые все усовершенствовались с каждым годом и увеличивался как спрос на них, так и производство. Производились высококлассные спортивные модели.
Очевидно, что дар моделирования и конструирования заложен в каждом, кто осмелится изменить свой велосипед. Что стремятся улучшить мастера крокодиловодства. Какой крокодил они хотят вывести из своего велосипеда.
Изначально видимо улучшения требовали колеса велосипеда, которые сгибались в восьмерку при серьезной аварии. Затем требовали улучшения гоночные спортивные велосипеды, в которых каждый изобретатель стремился к тому, чтобы нарастить скоростные характеристики.
Сейчас многие дают вторую жизнь, старому велосипеду обучаясь мастерству на форумах в интернете.
Популярные блоги:
- sportonline.biz/blog/velosport/28717.html
- sportkot.com.ua/novosti/krokodil-kolesa
- velobaraxol.ukrainianforum.net/f5-forum
Основные отличия
Конечно, советский велосипед в целом имеет те же составные части, что и современные модели.
Однако у них были отличительные черты, которые заметно их выделяют. Среди них:
- Тип рамы;
- Наличие крыльев;
- Наличие багажника;
- Ножной тормоз;
- Отсутствие подножки;
- Особый звонок.
Первое, что бросается в глаза при виде советского велосипеда – оно и выдает модель прошлого века – это рама. Преимущественно она была выполнена в трех видах:
- Верхняя прямая горизонтальная;
- Верхняя выпуклая;
- Нижняя под углом (верхняя при этом отсутствовала).
Агрегаты с последним типом рамы называли «женским велосипедом». Такое название было обусловлено отсутствием верхней рамы.
Садиться на данный аппарат было проще, поэтому он считался облегченным вариантом для женщин.
Конечно, это были всего лишь предрассудки. Данный тип рамы также встречался на подростковых моделях.
Наиболее популярным велосипедом с верхней горизонтальной рамой был «Урал».
Из-за высокой рамы ездить на нем могли только достаточно высокие взрослые люди, преимущественно мужчины.
Он отличался большим весом. Вообще рама советских велосипедов была значительно тяжелее.
Поэтому советских велосипедистов считали особенно стойкими, ведь управлять тяжелым велосипедом без переключения скоростей при подъеме в горку со встречным ветром – это подвиг! Для детей «Урал» был не рассчитан. Но кого из нас это останавливало.
Большинство стремились научиться ездить под рамой, и многим это удавалось. Вот это был настоящее достижение! Советский велосипед так крепко запал в душу потому, что с ним связаны незабываемые воспоминания:
- Радость от управления агрегатом, который весил почти столько же, сколько мы сами;
- Боязнь разбить его при падении, поскольку он был редкостью во многих семьях;
- Огромное количество часов, проведенных с ним на улице, потому что компьютеров и других гаджетов не было и в помине.
Обязательными атрибутами для моделей того времени были крылья и багажник.
Благодаря тяжелой, но прочной и длинной раме, а также багажнику, на одном велосипеде можно было передвигаться втроем: первый человек на раме, второй – на багажнике, а третий – на сидении.
Прочность и надежность крепления багажника даже позволяла ездить на нем стоя, удерживаясь за плечи водителя.
Одним из главных отличий советских велосипедов является тип тормозов. О V-brake и, тем более, дисковых механизмах многие даже не слышали.
Замедлить велосипед можно было, прокрутив педали в обратную сторону.
Эффективность ножного барабанного тормоза была схожа с V-brake на бюджетных моделях современных городских велосипедов.
Он отличался надежностью и долговечностью, поэтому в большинстве случаев данный вид тормозов эксплуатировался наравне с велосипедом до самого конца.
Велосипеды ММВЗ: классика советской велоиндустрии
История
После победы Советского союза над фашистской Германией, немецкие заводы, поддерживающие вермахт, расформировали. Среди них было и предприятие DKW, в годы войны производившее мотоциклы для армии Германии. Ее оборудование было перевезено в СССР, где оно стало основой нового завода в Минске. ММВЗ строился на месте разрушенной фабрики по изготовлению фурнитуры.
В мае 1946 года заработало первое оборудование. За несколько месяцев были полностью сформированы и запущены два цеха, а первый велосипед ММВЗ сошел с конвейера в 1947 году.
К концу года было произведено 6,5 тысяч велосипедов. Так определилась специализация завода.
В начале 50-х годов с конвейера сошли знаменитые велосипеды «Орленок» и «Ласточка», ориентированные на подростков.
Особой популярностью пользовались мотоциклы завода. Их производство началось в 1951 году. Если ХВЗ производил только велосипеды, то минский завод специализировался и на моторной технике. Недорогая продукция ММВЗ была распространена повсеместно.
Первая модель мотоцикла М1А (народное название — «макака») была копией немецкой модели RT125. Конструкция была прекрасно продумала и выпускалась не только минским заводом, но и английским BSA, японской Yamaha, американским предприятием Harley-Davidson и несколькими заводами в Италии.
Стоит отметить, что модель, с незначительными изменениями, также производится и сегодня. За все советское время завода более 30-и модификаций 20-и моделей сошли с конвейера. Также завод выпустил 14 моделей спортивных автомобилей, 12 экспериментальных и миниатюрных моделей.
Современность
В отличие от многочисленных заводов, прекративших деятельность после распада СССР, минский завод продолжает свою работу и по сей день. В каталоге продукции можно найти, дорожные, горные, прогулочные, подростковые, детские, дамские и другие модели. Сейчас бренд имеет приятное название «Аист».
Знакомое название
Все, кто застал советское время, наверняка тут же вспомнили знаменитую любимую многими модель «Аиста». Да, именно в честь нее назван современный бренд минского завода. Сегодня название пишется латинскими буквами. Велосипеды Aist распространены довольно широко и могут конкурировать с недорогими зарубежными аналогами.
Советские велосипеды
Всего за годы существования СССР с конвейера завода были выпущены 19 моделей. Большинство велосипедов обозначалось просто номером, но удачные модификации приобрели красивые названия. Самыми популярными были:
- В-143 «Минск»,
- Мир;
- Дружба;
- Аист.
Велосипед «Орленок» — мечта любого советского школьника
В середине прошлого века в СССР каждый без исключения школьник мечтал об этом легендарном велосипеде — «Орленок». Этот велосипед являлся самым желанным подарком для любого подростка от 7 до 15 лет.
В сознании советского школьника «Орленок» был, порой, несбыточной мечтой и наивысшей наградой за старания.
Это был красавец-велосипед, примерно с такой же рамой, что и на «Украине», а высотой доходил до груди среднестатистическому советскому подростку. На велосипеде были установлены колеса диаметром в 24 дюйма.
Об истории советского велосипеда «Орленок», его моделях и их технических характеристиках читайте в данном материале.
Турист
Прототип шоссейного велосипеда «Турист» называли роллс-ройсом от вело промышленности СССР. Отличительной особенностью «Туриста» выступало наличие переключателя четырех скоростей, чем другие байки похвастать не могли. Как несложно понять из названия, модель создавалась для длительных походов, и в таких условиях наличие скоростей играло важную роль для путешественников. Так как владельцами «Туристов» обычно были взрослые, для ребенка было счастьем проехаться хотя бы на раме этого велосипеда. Привлекало еще и то, что в заводской комплектации велик сразу поставлялся с подседельной сумкой, насосом и багажником, а иногда — еще и с динамо-машиной и фарой.
Отличался «турист» еще и рулем, который в народе прозвали «баранкой». Как и у современных шоссейников, такой руль позволял менять положение рук, чтобы дать отдых разным частям тела – преимущественно спине. Здесь же, на руле, располагались рычаги ручного тормоза.
«Зич-1»
На авиационном заводе им.Чкалова выпускался велосипед «Зич-1». Он был настолько хорош, что вскоре стал предметам мечтаний почти всех детей 40-х годов, поскольку он являлся наиболее технически совершенным (и, кстати, дорогим) среди аналогов того времени. Столь дорогую покупку могли себе позволить лишь представители партийной номенклатуры, научной интеллигенции, а также крупные военные чины.
Первый «Зич-1» появился в 1946г. и сразу стал культовым. Многие велолюбители оценивают его, как лучший за период 30-х – 70-х годов. Он не только имел оригинальный на то время дизайн, но и был оснащен ручными тормозами и устройством для переключения скоростей. Кроме того на переднем крыле «Зич-1» находилась фара, которая питалась за счет небольшого генератора.
Дорожные синглспиды советской эпохи
Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.
Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.
Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.
Технические характеристики:
- открытая прямая рама;
- 20-дюймовые колеса;
- дорожные покрышки;
- ножные тормоза;
- высокий регулируемый руль;
- щиток для цепи, крылья;
- вес порядка 10 кг.
Школьник – спутник детства
Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.
Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.
Красивый и крепкий «Орленок»
«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.
Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.
«Аист» в советском прошлом
«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:
- складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
- разборная конструкция;
- ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.
Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах. «Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.
Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!
«Урал», как классическая музыка, живет вечно
А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.
«Кама» – всеобщий любимчик советского народа
Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.
10 «неубиваемых» велосипедов с маркировкой «сделано в СССР» (11 фото)
Двухколесные легенды советских дворов, улиц и площадей, а также сельских колхозных просёлков.
1. Украина. ХВЗ
Велосипед для взрослых дорожный “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове. Назначение: для туристических поездок, деловых и прогулочных поездок по дорогам с различным покрытием.
2. Урал. ПВЗ
«Урал». Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.
3. Турист. ХВЗ
«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.
5. Старт-шоссе. ХВЗ
Велосипед 155-411 “Старт-шоссе” изготавливался по заказу Федерации велоспорта СССР Харьковским велосипедным заводом им. В. И. Петровского. Годы выпуска: 1976–1979 и 1981–1986.
6. Салют. ПМЗ
Велосипед «Салют» является символом советской велосипедной индустрии. Этот двухколесный байк умеет складываться на две части, что явно облегчает транспортировку и делает его удобной туристической моделью. Сама конструкция рассматриваемого велосипеда напоминает «Каму». Главным отличием между ними являются увеличенные колеса «Салюта».
7. Школьник. ГАЗ
«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.
8. Орлёнок. ШВМЗ (в дамском исполнении)
«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже — ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).
9. Кама. ПМЗ
«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне — это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.
10. Аист. ММВЗ
«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом — Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.
«Москва-80»
Название велосипеда говорит само за себя, поскольку он был создан в канун проведения в СССР олимпиады в 1980г. Предполагалось, что именно на них должна была выступить на соревнованиях советская сборная, однако позднее этого так и не случилось. Знатоки говорят, что «Москва-80» были лучшими моделями 70-х – 80-х годов.
Велосипед был изготовлен с применением отечественных алюминиевых и титановых сплавов. Вес модели едва превышал 8,0 кг, что является оптимальным для велогонок. Именно на велосипедах марки «Москва-80» ездили такие сборные команды таких стран, как Киргизия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония и Украина.
Дорожные синглспиды советской эпохи
Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.
Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.
Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.
Технические характеристики:
- открытая прямая рама;
- 20-дюймовые колеса;
- дорожные покрышки;
- ножные тормоза;
- высокий регулируемый руль;
- щиток для цепи, крылья;
- вес порядка 10 кг.
Школьник – спутник детства
Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.
Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.
Красивый и крепкий «Орленок»
«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.
Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.
«Аист» в советском прошлом
«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:
- складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
- разборная конструкция;
- ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.
Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах. «Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.
Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!
«Урал», как классическая музыка, живет вечно
А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.
«Кама» – всеобщий любимчик советского народа
Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.
Днепр — безграничные проходимость и тюнинг
Детища Киевского мотозавода, мотоциклы СССР Днепр относятся к тяжёлому классу. Как лучший советский мотоцикл этой марки показал себя агрегат Днепр-11. Двухцилиндровый четырёхтактный движок, четыре передачи, включая заднюю, номинальные 105 км/ч и фактические 140 максималки, коляска, оснащённая тормозом, и блестящие внедорожные качества, перед которыми меркнет недостаток в виде значительной прожорливости.
Мотоцикл Днепр 11
Ещё одно достоинство, которое отличает советский мотоцикл Днепр, – простота тюнинга. Именно из-за неё можно до сих пор встретить агрегаты Днепр на дорогах России, а то и обнаружить на именитом мотофестивале. Определённо, стоит взглянуть на модернизацию этих мотоциклов СССР – фото порой поражают воображение!
«Орленок» в СССР
Велосипед советский «Орленок» относится к группе подросткового транспорта. Выпускал мечту подростка литовский завод. Эта марка велосипеда значительно превосходила агрегат «Школьник» как по техническим характеристикам, так и по особенностям дизайнерского оформления. Этот «литовский красавец» был самым желаемым подарком на день рождения или Новый год каждого советского мальчишки.
Особенностями рассматриваемой модели являются:
- Эргономичность. Модель была правильно разработана и комфортна в эксплуатации. Кроме того, пользовался этот велосипед спросом и у жителей многоэтажных домов, ведь заносить его было гораздо проще, нежели предшественников.
- Идентичность велосипедов для взрослой категории населения. В основе конструкции «Орленка» присутствуют каретка, втулки и профиль обода в том же количестве, что и взрослого агрегата. Поэтому тот, кто становился владельцем этого железного коня, выглядел взрослым в глазах друзей-подростков.
- Простота модернизации под мотобайк. Истории известна масса случаев, когда обычный подростковый «Орленок» становился мотовелосипедом, на котором можно «вышивать» на относительно высоких скоростях, не прилагая практически никаких усилий – достаточно было пару раз крутануть педали.
«Тахион» — спортивная мечта
Советский спортивный велосипед – предмет вожделения мальчишек. Каждый хотел, чтобы у него был такой велик, которого не было у сверстников. Тогда его владелец приобретал большой авторитет среди друзей и получал выгодные предложения взамен на разрешение прокатиться. Ну, кому такое не понравится?!
Создателем «Тахиона» является Реджинальд Воронцов. Чтобы охарактеризовать советский велосипед, достаточно дать определение названию модели. Итак, тахион представляет собой частицу, которая движется со скоростью, превышающей скорость световых потоков в вакууме. Вот и получается, что «высокоскоростная» особенность была изначально заложена в агрегат этой марки. Просуществовал «Тахион» на рынке немного более 10 лет. В конструкцию входили импортные элементы. Вес железного коня составлял 9,5 кг. Такие габаритные характеристики были достигнуты благодаря применению таких материалов, как титан, сплавы из алюминия. Кстати говоря, вышеперечисленные материалы активно используются и в современном велопроме.
В общей сложности было выпущено около 400 велосипедов марки «Тахион», которые отличались друг от друга техническими характеристиками. Но какие бы характеристики ни были свойственны той или иной модели, для целей эксплуатации обычными людьми он предназначен не был. Призвание «Тахиона» — спортивная жизнь и соревнования. Цена такого спортивного коня находилась в пределах 7000 рублей.
Старые советские велосипеды — легенда нашего времени!
Размеры и технические характеристики
Вес велосипеда составлял чуть более 12 кг, а его габариты рассчитаны на нагрузку до 70 кг. База модели довольно короткая – всего 975 мм, при этом высота рамы – 440 мм. Большая звездочка, ведущая цепь имела 44 зуба, а на маленькой их было 19. Сама цепь состояла из 100 звеньев. На заднее колесо надевалась тормозная втулка свободного хода. Передний тормоз отсутствовал.
В первичной комплектации «Орленка» верхняя рама была двойная, причем за сиденьем она разделялась и плавным изгибом переходила в вилку заднего колеса. Многим владельцам велосипеда это нравилось, так как с такой широкой и выгнутой рамой его удобно было поднимать и переносить. Впоследствии модернизированная модель стала слегка уменьшенной копией велосипеда «Украина» с прямой рамой.
Диаметр колес велосипеда – 24 дюйма или 533 мм. Ширина покрышки – 37 мм. Высоту руля и сиденья можно было регулировать, фиксируя в нужном положении.
Первый советский велотранспорт
Первый велосипед советский был выдан на обзор мировой общественности уже более 85 лет тому назад. Выпускался этот транспорт Харьковским велозаводом. Кстати, этим же заводом выпускались советские велосипеды, фото которых представлены ниже.
Детали, которые входили в комплектацию первого двухколесного, были исключительно зарубежного производства, страной-экспортером выступала Англия. Причем расчет был не валютой, а драгоценным металлом (золотом). В 20 веке отечественные конструкторы стали создателями новой советской модели велосипеда, и назывался он «Украина». Все его комплектующие были уже отечественного производства.
Кама
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.
У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Орленок» – мечта о велосипеде
Продолжаем наши велосипедные пятницы! Всем (хотя уже не всем) с детства знакомые подростковые велосипеды «Орленок» (для мальчиков) и «Ласточка» (для девочек) начали выпускать в 1950-х годах. Сначала производство этих двух моделей освоил Минский велосипедный завод, а затем их начали делать на Шауляйском велосипедно-моторном заводе Литовской ССР. «Орленок» превратился в «Эрелюкас», а «Ласточка» – в «Крегждуте», заводские номера моделей – В72, В74М, В82 и В84М.
Первая классическая изогнутая рама «Орленка» имела двойную верхнюю трубу, плавно переходившую в верхние перья задней вилки. По дизайну она была гораздо интереснее поздней и очень хорошо отражала реальность: советские дети не рисковали оставлять велосипеды на улице, а затаскивали их по лестнице в квартиру, и конфигурация рамы позволяла удобно разместить велосипед на плече.
Поздние модели выпускались с рамой, скопированной с брутального туристического велосипеда В110 «Украина» (ХВЗ), – только уменьшенного размера. Рама стала более «скучной», но зато теперь «Орленок» еще меньше отличался от взрослого велосипеда.
На подростковой модели можно было ездить как по шоссе, так и по проселочным дорогам. Велосипеды были хорошо укомплектованы: к ним полагалась аптечка для ремонта шин, масленка, насос со шлангом и насосодержателем, сумка с инструментами и звонок.
Мальчикам полагался багажник, а девочкам – сетка на заднее колесо, защищающая юбку от попадания в спицы.
Самые серьезные юные велосипедисты могли за дополнительную плату получить в комплект генератор с фарой, счетчик пройденного расстояния, зеркало заднего вида и щиток для цепи.
«Орленок», особенно ранние модели с гнутой рамой, был хорошей основой для экспериментов юных изобретателей – например, из него выходил отличный мотовелосипед.
«Орленок» стал по-настоящему легендарным велосипедом – его можно увидеть практически во всех советских детских фильмах (давайте вместе вспомним в х) и наверняка – на фотографиях из семейного архива.
Вот, что вспоминают тогдашние счастливые обладатели «Орленка»:
«Если бы меня в конце 1974 года спросили – какое событие в твоей жизни самое яркое, то я бы точно знал, что ответить: покупка велосипеда. День, когда мы с отцом пошли в «Детский мир» и приобрели мне двухколесного друга синего цвета, запомнился мне так, словно он был решающим в моей судьбе.
Я катил только что купленный велосипед, держа его за свернутый руль, и торжественно молчал, распираемый гордостью и радостью, не до конца веря в реальность происходящего. А хромированные крылья сверкали на солнце, пуская зайчики. Мне казалось, что все встреченные нами люди с улыбкой и некоторой завистью смотрят на меня и мое первое в жизни серьезное средство передвижения.
Ведь это был не какой-нибудь «Школьник», а полноценный «Орленок»! Или, как было написано на раме, «Ereliukas»».
Приходите на выставку «Изобретая велосипед»! Она открыта с 5 июня по 30 сентября
Время работы:
вторник – пятница 10:00−20:00 суббота – воскресенье 10:00−21:00 понедельник – выходной день