Какие бывают велосипеды
В природе существует или одноподвесный, или двухподвесный велосипед. Но есть еще и третий класс – бесподвесные. У таких транспортных средств вообще нет амортизаторов. У них жесткая вилка. К бесподвесным велосипедам относятся все городские, складные и детские двухколесные друзья.
Под одноподвесом принять считать обычный горный велосипед. Характерная их особенность – это жесткая рама и вилка, которая отчасти амортизирует удары. По-другому их еще называют хардтейт, что в переводе означает «тяжелый или крепкий хвост».
Ну и двухподвесы. Англичане называют их фулы (фул суспеншен), что означает «полная подвеска». У них есть два амортизатора, которые спасают нижнюю часть велосипедиста от больных приземлений.
Для чего нужен двухподвес
Эксплуатация двухподвесного велосипеда распространена при экстремальном спорте. Такому транспорту не страшны грязь, коряги, ямы. Кросс-кантри – гонки по пересеченной местности, это крутые спуски, сложные подъемы, скоростные участки. Максимальная защита и безопасность обеспечивается велосипедисту и транспорту. Поэтому спортсмены выбирают двухподвесные “горники”.
Среди такого транспорта выделяют профессиональные и начальные горные фулы. Двухподвесы для новичков стоят до 40 тыс. руб. Профессиональные — 50-120 тыс. руб., в зависимости от хода подвески, экстремальности езды.
В категории профессиональных фулов существуют:
- Кросс-кантри (ход до 130 мм);
- Ол-маунтин и Эндуро (ход до 160 мм);
- Фрирайд и даунхилл (ход до 200 мм).
Байки начального уровня чаще оснащены стальной рамой и отличаются более тяжелым весом, по сравнению с горными хардтейлами (на 2-3 кг). Удобный двухподвес для города — Stark Jumper Disc. Другие модели бренда в каталоге https://www.velopiter.ru/cat/velo/0/0/10/1.htm
Виды двухподвесных велосипедов
Теперь вы знаете, что кататься с двумя подвесками – это в удовольствие, быстро, здорово, а также эффективно. Далее давайте обсудим наиболее распространенные виды велосипедов, которые имеются в продаже. В целом их можно разделить по длине хода системы подвески. Длина может варьироваться от 25 мм бесшарнирного варианта для относительно ровной езды до 300 мм для скоростного спуска.
Если просто, то двухподвесные велосипеды делятся, в основном, на коротко-, средне- или длинноходные. Ниже описание каждой модели:
Короткоходные велосипеды обычно используются для езды по пересеченной местности. Это одни из самых распространенных моделей, и они больше всего похожи на хардтейлы. Их длина хода от 25 до 100 мм, у них быстроходная, плотная геометрия, и они самые легкие из всех имеющихся двухподвесов, вес которых всего от 10 до 12,5 кг. Короткоходные модели превосходно подходят для подъема в гору и часто у них есть амортизаторы, которые можно заблокировать, когда во время поездки до определенного пункта требуется крутить педали с наибольшей эффективностью или нужна максимальная мощность на ровной местности.
Среднеходные велосипеды часто используются для всех видов внедорожной езды. Они завоевали популярность из-за своей универсальности. Их длина хода от 100 до 150 мм, к тому же ее можно регулировать на вилке и заднем амортизаторе, что облегчает подъем. Плюс ко всему, такие велосипеды могут похвастаться более стабильной геометрией, что позволяет быстрее спускаться. Среднеходные двухподвесы, в основном, собраны из более долговечных деталей, их колеса с более толстыми шинами, благодаря чему можно справиться с непростыми маршрутами. Многие велосипедисты согласны, что такие модели представляют собой идеальный баланс легкости (11,5 – 15 кг), длины хода и мощности.
Длинноходные велосипеды, в основном, используются для скоростного спуска или фрирайда, и их предпочитают любители экстрима. Эти массивные модели с длиной хода от 175 до 300 мм и слабо проработанной геометрией, что обеспечивает стабильность на высоких скоростях. Составные части особо прочные, шины широкие с усиленными боковинами. Гидравлические дисковые тормоза огромного диаметра в 8 дюймов, что является нормой для максимального контроля скорости. На многих длинноходных велосипедах применяется одна звездочка и направляющая, чтобы удерживать цепь от спадания во время жесткой езды.
Для чего это нужно?
Представьте себе наезд на обычном велосипеде с только передней амортизацией, например, на ветку или камень. Вилка сжимается, смягчая удар в руки, а дальше, при наезде на эту же ветку задним колесом, оно получает почти неамортизированный толчок. Если бы у вас был бы двухподвес, этого удара вы бы почти не почувствовали.
Двухподвесные велосипеды бывают разными — это, прежде всего, зависит от той дисциплины, где они будут использоваться. Отличия можно заметить в конструкции подвески (количество соединений, рычагов и траектория перемещения колеса вверх-вниз) и в ее ходе — расстоянии, на которое может перемещаться заднее колесо, а следовательно, и в размере препятствий, которые оно может безболезненно преодолеть.
Двухподвесы бывают для кросс-кантри, трейла, олл-маунтин, слоупстайла и, наконец, даунхилла. Конечно, это далеко не все вариации.
Мы остановимся на самой последней — двухподвес для даунхилла — скоростного спуска с горы. Причем заметьте, именно с горы, а не с горки. Спуск с горы хоть и пролегает по специальной трассе, но она изобилует огромными валунами, корнями, сыпучими поверхностями, грязью или даже снегом.
Это максимально жесткое испытание как для велосипеда, так и для райдера. Требования к прочности техники и ее возможностям очень высокие. Например, стандартный ход передней вилки обычного велосипеда — около 100 миллиметров. При этом диаметр ног вилки — той части, которая перемещается при амортизации — 28-30 мм. В даунхилле редко используются вилки с ходом меньше 180 миллиметров (а чаще всего 200, бывает и 300) и диаметром ног 35-40 миллиметров.
Обычно сзади такой велосипед имеет аналогичный ход подвески. Получается эдакий мотоцикл без мотора. Разумеется, для скоростного спуска нужны очень хорошие тормоза и увеличенные в диаметры тормозные диски. Разумеется, что все это стоит немалых денег. И на первый взгляд может показаться, что все это великолепие абсолютно не имеет никакого смысла в наших краях. Так ли это, мы решили выяснить у хозяина такого велосипеда, который перемещается на нем в Тамбове.
В этот раз в нашем тест-драйве двухподвес от фирмы Norco. Модель Team DH, которая была выпущена в 2011 году. Для тех лет (хотя и для наших дней тоже) это был топовый велосипед с навесным оборудованием, которое позволяет выдерживать все те нагрузки, о которых в красках было рассказано выше. Прогресс не стоит на месте, и хозяин байка менял запчасти в соответствии со своими потребностями. Так что в этот раз мы тестируем не чистый сток.
Для начала — внешний вид.
Согласитесь, что велосипед выглядит здорово. Брутальный внешний вид, …
…широченная резина,…
…широкий руль приковывают взгляд.
Отдельно можно заметить, что владелец подбирает детали в общей красно-черной цветовой гамме.
На велосипеде установлена вилка FOX 40 RC2. Надо один раз увидеть это чудо инженерной мысли, чтобы влюбиться. И это не технофетишизм.
Вилка работает невероятно отзывчиво, съедая все неровности поверхности: бордюры, камни — все как по ровному асфальту. Задний амортизатор от той же фирмы. На велосипеде стоят четрыхпоршневые (чаще всего у обычных тормозов два поршня) гидравлические тормоза Shimano Saint.
Они невероятно мощные. Легкого нажатия на ручки одним пальцем достаточно для почти мгновенной остановки. С такой мощью нужно быть осторожным и очень внимательным. Подчас столкновение с препятствием будет не таким ощутимым, как эффект от резкого торможения. Если без шуток, то после небольшого привыкания они дают невероятное чувство контроля над любой поверхностью, где едет ваш велосипед.
Широкие ободья велосипеда и широкие покрышки делают из Norco Team DH почти вездеход. Конечно, не такой, как фэтбайк, который был у нас в тестах раньше, но тоже впечатляет. На велосипеды такого типа устанавливаются довольно широкие рули — 700-800 миллиметров шириной (против 550-650 у среднестатистического байка). Это дает дополнительную помощь в управлении и делает его более плавным. За прочность приходится платить не только кровно заработанными рублями, но и весом — велосипед весит около 17 кг. Это не слишком много, но бывает и меньше. Однако это совсем не минус. Тяжесть приятна и добавляет уверенности при езде вниз.
Виды подвесок
Внимательно изучая двухподвесы, необходимо ориентироваться на виды амортизаторов, устанавливаемых на заднее колесо. Тип используемых амортизаторов всегда определяет нюансы создаваемой рамы.
Консольные
Настоящая разновидность амортизаторов появилась самой первой. Начало выпуска относится к 1980 годам. Можно догадаться, что конструкция отличается очень простым исполнением. К тому же она предлагается по доступной цене. К сожалению, уровень надёжности оказывается чуть меньше, чем у других вариантов амортизаторов. Более того, транспортное средство ограничено минимальным ходом и велосипедист не вправе полностью погрузиться в мир активности, свободы.
Подключение основано на специальном маятнике, который устанавливается к раме по одной оси. При этом предполагается соединение маятника и амортизатора. Простая конструкция всё равно пользуется популярностью, ведь многие велосипедисты стремятся к экономии.
Важно отметить наличие частичного ограничения профильными патентами, которые не позволяют продолжить развитие амортизатора, улучшать плюсы и устранять минусы разновидности конструкции. Наличие ограниченных возможностей в доработке сумело превратиться из первоначального недостатка в преимущество, ведь именно благодаря такому факту производители начали активно предлагать новинки для почитателей активного образа жизни
Многорычажные
Большинство современных велосипедов выполняются на основе многорычажной конструкции. Настоящая разновидность идеально подходит для массового использования.
Многорычажные модели не способны быть стабильными, но при этом производители стараются предложить нечто новое и улучшить начальную основу. Доработки затрагивают уровень функциональности и особенности дизайна создаваемых велосипедов.
Конструкция предполагает обязательное соединение колеса с рамой. Для соединения используются шарниры и рычаги. Сложное исполнение системы приводит к увеличению веса, подорожанию готового транспортного средства. Ещё один нюанс — это отсутствие долговечности большинства моделей, ведь многорычажная конструкция всегда предъявляет особенные требования к выпуску транспорта.
Треугольник
Система, выполненная в формате «треугольник», является старой и дорогостоящей. Трансмиссия предполагает обязательное наличие заднего маятника, который приводит к образованию подрессоренного треугольника. Система отличается минимальной нагрузкой на используемую цепь и специальными звёздочками
Важно отметить, что отличие позволяет приспособить транспорт к серьёзным требованиям, увеличить его срок эксплуатации. Однако треугольник приводит к серьёзному увеличению веса велосипеда и постоянному техническому обслуживанию
Недорогие модели
Отдельно стоит написать о дешёвых моделях. Производители пишут о различных методах экономии: стальная вместо алюминиевой рама, больший вес, которым компенсируется низкая цена.
Отзывы специалистов на редкость единодушны: дешевые двухподвесы не стоит покупать никогда.
При выборе двухподвесного или одноподвесного велосипеда за одну цену, если эта цена ниже 1 000 долларов, следует выбрать хардтейл.
У двухподвеса очень много критических точек, на которых просто нельзя экономить:
- Качество амортизатора – работа амортизатора постоянна, и нагрузка велика – здесь требования даже выше, чем к передней вилке, так как принимаемая сила выше.
- Шарнирные соединения – нагрузка на раму идёт по разным векторам, и при экономии на соединениях они очень быстро разбалтываются, разрушая всё с ними связанное: и рычаги, и амортизатор, и трансмиссию.
- Трансмиссия – цепь, звёзды и переключатели испытывают дополнительную нагрузку при постоянном изменении положения и углов, что приводит к быстрому износу.
- Конструкция рамы – большинство – это мужские «треугольники», но бывает и женский вариант, требования к качеству материалов в котором ещё выше.
- Тормоза – большинство двухподвесов оснащаются v-brake и дисковыми тормозами, их приходится оснащать специально для даунхилла или фрирайда.
В сумме, множество требовательных к материалам и качеству элементов резко повышают стоимость мало-мальски достойных моделей, потому при покупке двухподвеса следует ориентироваться на 1 500 – 2 000 долларов.
Электровелосипед Haibike SDURO FullSeven 8.0 500Wh 20-G XT (2019)
Электровелосипед Haibike SDURO FullSeven 8.0 имеет двойную амортизацию (передняя вилка и задний амортизатор), что позволяет с комфортом преодолевать неровности трассы. Алюминиевая рама, высокого качества, выполненная по технологии гидроформинга из сплава 6061, дающая идеальное сочетание прочности и легкости. Дисковые гидравлические тормоза обеспечивают максимально точное и надежное замедление велосипеда. Компактный и более мощный мотор Yamaha PW-X был разработан и создан для требовательного использования ePerformance. По сравнению с двигателем PW, его вес был уменьшен почти на 400 г до 3,1 кг, а также его размер, который был уменьшен на -13%. Батарея надежно фиксируется на раме и блокируется ключом для безопасности. Новый, удобный, компактный и эргономичный дисплей-пульт управления от Yamaha Side Switch 1.7. Обеспечивает все необходимые функции контроля за велосипедом.. Колеса – 27,5 дюймов, что даёт идеальную управляемость на неровных трассах. Максимальная скорость электроподдержки – 25 км/ч. Максимальное удобство управления высотой седла. Регулировка высоты выполняется прямо с рычага на руле, что позволяет оперативно изменять высоту посадки прямо в движении, что очень удобно при экстремальных поездках, дает существенную экономию времени. На левом пере специально предусмотрено посадочное отверстие под установку подножки.
Общие характеристики:
- Бренд HAIBIKE
- Год 2019
- Амортизатор воздушно-масляный
- Материал рамы Алюминий (Alloy)
- Рама aluminium 6061, hydroformed, Gravity Casting Interface, Tapered head tube, thru-axle M12 (1.75) x 148mm, disc brake Post Mount,
- Тип вилки Амортизационная (воздух)
- Ход вилки, мм от 100 до 150 мм
- Блокировка амортизатора Да
- Вилка RockShox Revelation RC Lockout, air, Travel: 120mm, aluminium steerer tube 1 18 – 1 12 tapered, thru-axle Boost
- Диаметр колес 27.5
- Резина Schwalbe Nobby Nic Evo SnakeSkin, 70-584, 27.5 x 2.8 / Schwalbe Nobby Nic Evo SnakeSkin, 70-584, 27.5 x 2.8
- Тормоза Дисковые гидравлические
- Грипсы Haibike MTB grips
- Тормоз Shimano Deore XT M8020, 203mm, 4-piston disc brake / Shimano Deore XT M8020, 180mm, 4-piston disc brake
- Тормозные ручки Shimano Deore XT M8000, aluminium
- Уровень оборудования Профессиональный
- Шифтеры Shimano Deore M6000, rapidfire
- Переключатель передний Shimano SLX M7000
- Переключатель задний Shimano Deore XT M786 Shadow Plus, 20 speed
- Кассета Shimano HG50, 11-36 teeth
- Цепь KMC e10S
- Шатуны 32-44, aluminium
- Количество скоростей 20
- Руль Haibike Components TheBar Plus Plus Plus Gravity 780mm
- Рулевая колонка A-Head Tapered, Cartridge, aluminium
- Вынос Haibike Components TheStem 2, A-head, Bar bore: 31.8mm
- Седло Haibike Components TheSaddle
- Подседельный штырь XLC AllMtn, Remote, telescope, 31.6mm
- Педали MTB platform pedal, aluminium
- Пол/возраст Мужской
- Вес 23
Плюсы
- хороший задний переключатель Shimano Deore XT
- алюминиевая рама;
- отличный мотор Yamaha PW-X ;
- отличная передняя вилка RockShox Revelation RC;
Минусы:
бюджетная подседельный штырь XLC AllMtn .
Средний ценовой сегмент
Двухподвесы в среднем ценовом сегменте — совсем другая история. Средняя цена на них, правда, все равно заметно выше, чем стоимость, скажем, хардтейла (горного велосипеда без заднего амортизатора) того же уровня.
Но в этом случае уместно вспомнить об истинном предназначении таких велосипедов: устойчивость на самых трудных дорогах. Да и не дорогах вовсе — направлениях. Двухподвес проскочит там, где на другом велике будет невозможно удержаться в принципе. Именно поэтому двухподвесы используются в самых экстремальных велодисциплинах, таких как даунхил (спуск на скорость по сложнейшему бездорожью с препятствиями) и кросс-кантри (гонка по пересеченной местности).
Как это работает. Если велосипед без амортизации наезжает на препятствие — камень, корень дерева и т. д., — колесо подбрасывает. И подбросить может очень сильно, в зависимости от размеров препятствия и скорости движения. Мало того что это создает значительный дискомфорт спортсмену, такая езда чревата падениями, а это огромный риск. Амортизаторы двухподвеса позволяют не подпрыгивать на препятствиях, а «отрабатывать» их, сохраняя устойчивость. Вспомните всевозможные багги, предназначенные для бездорожья, мотоциклы, посмотрите «Дакар» — вся техника, которую используют в сложных условиях, имеет очень продвинутую систему амортизации каждого колеса. Велосипед — не исключение.
Модели среднего ценового сегмента — это качественный продукт известных брендов. Используется оборудование продвинутого и практически профессионального уровня. Амортизаторы спроектированы таким образом, чтобы не допускать раскачивания и выполнять свою функцию только на неровностях дороги. Кроме того, зачастую есть опция, позволяющая заблокировать амортизатор в жестком положении — если, например, решите прокатиться по велодорожке
Тормоза — дисковая гидравлика, причем эффективности торможения уделяется повышенное внимание (с учетом уже озвученной специфики этого вида велоспорта)
Короче говоря, такие велосипеды — это почти профессиональный инвентарь. Разве что рамы сделаны из алюминия — карбон слишком дорогой материал для этого сегмента. При этом вес относительно небольшой — порядка 13—14 кг.
Но эти модели нужно использовать по назначению — им скучно на бордюрах. Да и цена просто для велосипеда выходного дня, согласитесь, немаленькая.
Конструкция велосипеда
Двухподвесные велосипеды отличаются от других горных средств передвижения своей конструкцией. Она предусматривает присутствие второго амортизатора, расположенного сзади. Он считается небольшим дополнением, которое добавляет комфорта во время езды. Благодаря нему масса байка увеличивается, а само устройство немного усложняется. Современные разработчики создали софт-тейлы, где амортизаторы имеют минимальный ход и более простую конструкцию, хотя все это и не сказывается на удобстве передвижения. Из-за этого двухподвесы разделяются на прогулочные и профессиональные модели.
Все эти транспортные средства предназначаются для преодоления гор и других неровных поверхностей. При этом у них нет разделения на мужские и женские. От классики они отличаются следующими моментами:
- измененная рамная основа;
- отсутствие дополнительных мелочей (багажник);
- модификация общей конструкции;
- редко попадаются модели с защитными крыльями, необходимыми для езды в условиях города.
Минусы двухподвесных велосипедов
Несмотря на большое количество положительных сторон, двухподвесные велосипеды также имеют негативные стороны. Основные минусы:
- Высокая стоимость. Так как двухподвесы считаются специализированными, профессиональными моделями велосипедов и предназначаются для использования в определенных условиях, то их цена на рынке остается достаточно высокой. Как правило, хороший вариант обойдется покупателю в среднем около 1000 долларов, что сопоставимо с ценой подержанного авто.
- Тяжесть конструкции. Двухподвесные велосипеды имеют большой вес, даже если в их производстве использованы алюминиевые материалы.
- Необходимость частого обслуживания. Из-за усложненной конструкции, велосипеды нуждаются в регулярной профилактике, в противном случае, подвесные системы могут преждевременно выйти из строя.
- Узкоспециализированная направленность. Нельзя назвать двухподвес универсальным велосипедом. Все свои преимущества данные байки все же раскрывают при езде по пересеченной и горной местности. Использовать такой велосипед в городе не рентабельно.
Рейтинг лучших моделей
Среди представленных в продаже моделей двухподвесов прогулочного и спортивного направлений наилучшим качеством отличаются лишь некоторые из них.
Stels
Продукция данной фирмы пользуется заслуженным спросом по всему миру, поэтому конструкторы предлагают потребителю бюджетные и элитные варианты велосипедов. Среди моделей данного бренда стоит выделить Crosswind, Focus MD, линейку велосипедов Challenger V, где на выбор представлены модели с колесами 27 и 29 дюймов.
Stinger
Модели данного производителя выделяются своей доступной стоимостью, однако для профессионального спорта двухподвесы данной бренда не используются. В топе среди имеющихся линеек продукции отдельного внимания заслуживают: Highlander 200 V, Discovery D, Magnum и т. д.
Forward
Велосипеды, которые выпускает отечественный производитель, рассчитаны на использование на сложных трассах с начальным уровнем. Среди предлагаемого ассортимента стоит выделить подростковые модели с колесами 16 дюймов, а также взрослые конструкции Benfica, Raptor.
Также среди проверенных производителей спросом пользуются образцы, предложенные торговыми марками GT, Stark, Trek.
Основные плюсы двухподвесных велосипедов
Среди положительных сторон двухподвесных байков можно выделить следующие:
- Надежность управления. Лучшего варианта велосипеда для гор чем двухподвес трудно найти, не говоря уже о езде по ровным дорогам. Фактор надежности актуален для людей всех возрастов.
- Комфортная езда по пересеченной и горной местности. Как правило, райдер не испытывает серьезных нагрузок на суставы, управляя байком, в следствии чего, у него экономятся силы для совершения дальних поездок.
- Привлекательный внешний вид. Несмотря на конструктивную сложность двухподвесов, внешне велосипеды выглядят вполне изящно.
- Вариации выбора. Имеются двухподвесы как для подростков, так и для лиц старшего возраста. Использование в конструкциях различных видов амортизаторов, а также комплектующих, отражаются на цене велосипеда, тем самым, предоставляют широкие возможности выбора наиболее оптимальной модели.
Лучшие двухподвесные велосипеды
Согласно рейтингам, отзывам в интернете, есть рекомендованные модели, которые удовлетворят большинство велосипедистов:
One-Twenty 9.7000E – для гонок на пересеченной местности. Фирма Merida выпустила этот относительно недорогой двухподвес на отличном оборудовании Shimano. Ход вилки — 13 см, общий вес – 12,8 кг. Другие варианты Merida One-Twenty так же отличаются качеством и средней стоимостью https://www.velopiter.ru/ser/merida/one-twenty/
Voxter 26.4 FS D — хороший вариант для начинающих. Легкая алюминиевая рама, дисковые тормоза Promax. Ход вилки – 10 см. Пружинной амортизационной вилки достаточно для первого знакомства с велосипедным спортом.
Положительные стороны фулов
Двухподвесный велосипед имеет явно некие преимущества перед остальными своими собратьями. Во-первых, у него проходимость намного выше, чем у хардтейла. Вследствие этого можно спокойно рассекать по лесным тропинкам, нашим «убитым» дорогам и многим другим местам. Его подвеска помогает сохранить как велосипедиста, так и сам транспорт в полном порядке.
Очень важный показатель при езде – это сцепление с поверхностью. За счет того что горный двухподвесный велосипед наделен хорошей подвеской, все препятствия, которые встречают колеса на своем пути, как бы обволакиваются. Из-за этого сцепление с дорожным покрытием только увеличивается. По этой причине и увеличивается маневренность байка и способность к торможению. Можно и не говорить, что на двухподвесы ставят прочные и широкие покрышки, нередко с агрессивным протектором, которые также увеличивают сцепление.
Еще один хороший плюс – отсутствие вибраций. Ну, отсутствие – это громко сказано. Скорее всего, все-таки смягчение вибраций. Многие неровности и дефекты дорожного покрытия благодаря хорошим амортизаторам удается скрыть, но все же это не гарантирует полного отсутствия тряски при езде.