Экскурс в историю
История фикса берет начало с 1817 года, когда немецкий профессор барон Карл фон Дрез придумал первый двухколёсный самокат – дрезину. Современный вид транспортному средству придал английский изобретатель Лоусон, дополнивший конструкцию в 1878 году цепной передачей. Массовое производство велосипедов, похожих на современные аналоги, началось в 1884 году. Но велосипедный бум возник еще раньше: 1869 состоялись первые официальные велогонки на деревянных велосипедах без привода.
Маршрут в 120 км от Руана до Парижа преодолели 120 участников, первым со средней скоростью 11 км/час пришел 19-летний англичанин Джеймс Мур. В 1893 в Чикаго на велодроме состоялось мировое первенство . В России первые гонки на ипподроме в Москве прошли 24 июля 1883. С 1891 года всероссийские чемпионаты проводились на велотреке на Ходынском поле. Таким образом, уже в начале ХХ века велосипеды делили на дорожные и спортивные модели.
Велотрек ─ кольцо овальной формы, покрытое деревом или бетоном. Длина трассы ─ 130-500м, наклон на поворотах 42°, на прямых участках ─ 12,5°. Ширина полосы трека ─ от 5 м, одинаковая по всей длине. Гонки на велотреке ─ особый вид соревнований, предполагающий достижение высокой скорости на моделях велосипедов с соответствующими характеристиками.
Существует несколько типов гонок. Зарождению fixed gear движения способствовал Кейрин, придуманный в 1948 году японскими спортсменами. В заезде одновременно стартуют 6-9 гонщиков. Одновременно впереди со скоростью 25 км/час передвигается мотоцикл, который обгонять нельзя. Постепенно мотоциклист наращивает скорость до 50 км/час и за 600—700 м уходит с трека. Последние 2,5 круга велогонщики развивают мощный спринт, достигая на финише скорости 70 км/час.
Стоит отметить, что в Японии многие спортсмены подрабатывали велокурьерами, поэтому идея езды по городским улицам на велосипеде на равных с автомобилями не давала покоя. Несколько велокурьерских служб в крупных городах появились в конце 19 века и в США. Япония и Азия переживает велосипедный бум и сегодня, где с 70-х годов прошлого века курьеры пересели на трековые велосипеды. В 80-х их примеру последовали и курьеры США.
Члены международной федерации велокурьеров устраивают профессиональные состязания — т.н. AlleyCat, где участники проезжая контрольные точки, стремятся приехать на финиш первыми, хотя награждают там и последнего.
Велосипед, пожалуй, самый экологичный вид транспорта, а трековую модель отличает еще и скорость. Архисты-экозащитки, не признающие автотранспорт, пересаживаются на велосипеды, в частности, трековую их разновидность с адаптацией ее под условия городских улиц.
Bike punks, гоняющие на велосипедах в любую погоду на любое расстояние, оценили трековые велосипеды за легкость и скорость. Хипстеры и другие модники ценят в fixed gear велосипедах простоту и возможность сделать из байка арт-модель, украсив его на свой лад.
Фикс не так просто освоить неподготовленному человеку, поэтому их владельцы всегда на высоте из-за страха остальных перед физическими перегрузками.
У фиксеров много своих клубов, к примеру американский MASH, снявший культовый фильм о субкультуре. В Англии прославился FixedGearLondon, собирающий fixed gear из любых моделей велосипедов ─ от дамских до горных.
Что лучше – цепная или ременная передача?
Ременная передача в велосипедах отлично подойдет:
- любителям инноваций;
- пользователем городских и парковых дорог;
- велосипедистам, которым не нужно участвовать в велогонках и использовать стиль агрессивной езды.
Спор насчет того, какая передача лучше – цепная или ременная, идет постоянно. Судя по отзывам, небольшое преимущество одерживает байк с ремнем. Но оно объясняется нежеланием слишком сильно загонять велосипед на гонках, любовью покататься в тишине. Любители чистоты также склоняются к ременной передаче.
А вот многие мужчины, которые любят велоспорт, пока не готовы променять цепь на ремень. Поэтому однозначного ответа на вопрос «что лучше?» нет.
Велосипеды, имеющие в оснащении ременной привод, постепенно завоевывают все большую популярность. Происходит вытеснение обычных байков. Как говорится, «медленно, но верно». И не удивительно – ремень надежнее, крепче обыкновенной велосипедной цепи. Такому байку не страшны бездорожье и грязь.
Переключать передачи можно даже во время повышенной нагрузки, не вращая педали. Но нужно не забывать, что все же цепной привод эффективней. Поэтому любителям спорта велосипед с ременной передачей не подойдет. Такой транспорт будет удобен, в первую очередь, при езде по городу.
Основные категории велосипедов
Велосипеды традиционно делятся на ряд категорий в зависимости от того, для чего они используются. Приведём самые популярные:
- Дорожные. Лёгкие велосипеды с откидным рулём и узкими покрышками для езды в основном по асфальту. К этой категории относятся шоссейный, туристический, разделочный велосипеды.
- Горные. Прочные байки с плоским рулём и широкими шипастыми шинами для езды по узким грунтовым дорогам. Категория включает в себя хардтейл, двухподвес, велосипед для даунхилла, фэтбайк.
- Гибридные. Они подходят для езды и по шоссе, и по бездорожью. На универсальных байках есть возможность ставить как узкие, так и более широкие покрышки. Сюда можно отнести сам гибрид, циклокросс, гравийный байк, городской велосипед.
- Складные. Они предназначены для поездок на работу, проведения досуга или для туризма, если пространство для перевозки велосипеда ограничено.
- Электрические. Это все велосипеды, работающие от аккумулятора.
- Женские. Любой вид велосипеда, разработанный специально для женщин.
Рассмотрим каждую категорию по отдельности, чтобы понять, какой вид как работает и для чего предназначен.
Доставка с ветерком: как фикс стал эффективным средством передвижения по городу
Практически с момента изобретения велосипеда во второй половине XIX века его начали использовать для доставки мелких грузов. Сложно сказать, где и когда велокурьеры начали использовать именно велосипеды с фиксированной передачей — но в 80-е годы XX века в Канаде и США уже работало множество курьеров, предпочитавших фикс любому другому типу велосипеда. На это были веские причины.
Велик курьера должен быть быстр, прост и недорог в обслуживании. Фикс подходит по всем этим параметрам. У него минимум деталей и нет хрупких частей, которые можно повредить, типа каких-нибудь переключателей скоростей. Определенного ухода требуют не только переключатели, но и тормоза — и их на фиксе в его «классической» версии тоже нет. Мало деталей — меньше вес. Даже со стальной рамой фикс весит 8-10 кг. Стоит он тоже недорого, особенно в сравнении даже с самыми простыми шоссейными велосипедами, не говоря о карбоновых монстрах за тысячи долларов.
Но главное — это движение. Отсутствие обычного тормоза на фиксе предполагает, что ты не должен останавливаться, пока не достигнешь определенной точки. Ты можешь крутить педали быстро и ускоряться — или медленно, тем самым замедляясь. Ты ищешь оптимальный маршрут, вовремя разгоняешься или сбрасываешь скорость в зависимости от происходящего впереди, но останавливаешься только тогда в пункте назначения. Оптимальные маршруты опытных курьеров не ограничиваются обочиной и проложены прямо сквозь трафик.
В конце 80-х группа велосипедистов на фиксах из Торонто, среди которых были сотрудники веломагазинов и веломеханики, каталась в свое удовольствие по родному городу. Они называли себя alley cats — «бродячие коты» в неточном переводе на русский. Решив разнообразить велопрогулки, парни придумали гонку: каждый участник должен в кратчайшие сроки проехать через определенный маршрут, отметившись на специальных чекпоинтах. Для этого нужно было хорошо знать город и не менее хорошо управляться с велосипедом. Это было идеальное развлечение для велокурьеров, и те быстро увлеклись идеей. Гонки получили такое же название — alleycat. По другой версии такое название было связано с тем, что первые гонки стартовали в alleys — узких переулках. Это было частью соревнования — десятки человек в суматохе пытаются найти свой велосипед и поскорее вырваться на просторные улицы города.
В следующие годы аллейкэты вышли за пределы Торонто, добравшись до США, Европы и даже стран Азии. Суть всегда оставалась прежней — это были уличные гонки на фиксах. И в силу специфики передвижения опытных велокурьеров, гонки, как правило, незаконные: ведь если для них специально будут перекрывать улицы, это будет уже совсем другая гонка.
Про аллейкэты снято множество крутых документалок — например, Line of Sight от одного из мэтров велокинематографа, Лукаса Брюнелля. А в начале 2019 года вышел короткий док именно про тех самых «котов» из Торонто — First Cats. Кроме прочего из него можно узнать, как те же канадцы придумали еще пару безумных гонок — например, построив велотрек целиком изо льда, или деревянный трек в форме восьмерки.
Об одном из самых известных аллейкэтов прямо сейчас — нью-йоркском Monstertrack — я не так давно рассказывал. Позже я узнал, что среди участников последней гонки был и русский — и решил задать ему несколько вопросов.
Но прежде чем мы перейдем к нему, не могу не рассказать про еще один тип гонок на фиксах. Первая кольцевая гонка Red Hook Crit прошла в Нью-Йорке 2008 году. Свое название она получила по месту проведения — району Ред Хук в Бруклине. Впоследствии «Ред Хуки» проводились и в Европе, но самое интересное вот что: последние пять лет генеральным спонсором гонки была Rockstar Games. Вы когда-нибудь слышали, чтобы Rockstar что-то спонсировала? Обычно эта компания очень избирательно появляется в публичном поле.
Мы привыкли слушать о ней из каждого чайника, только когда она что-то выпускает — в остальное же время никто из Rockstar не раздает интервью, не ездит по выставкам и вообще нигде не фигурирует. Но на Red Hook Crit логотипом компании завешано просто все, что можно. Почему именно эта гонка? Неужели братья Хаузеры сами катаются на фиксе? Узнать об этом ничего не удалось, но очевидно, что поддержка Rockstar была очень важна: вместе с окончанием пятилетнего договора с компанией у организаторов начались проблемы с деньгами, и в 2019 году они решили взять перерыв.
Retrospec Mantra – ранимая легкость
Плюсы:легкий и маневренныйМинусы:запчасти и покраска легко повреждаются
Любой человек, имеющий в гараже Mantra, будет испытывать неимоверную гордость. Изготовлен с применением аргонодуговой сварки, этот фиксед имеет спартанский вид и универсальную производительность. Его можно использовать как для соревнований и гонок, так же как и для ленивой поездки по городу. Триггер между одиночной шестерней и и фикси-режимом позволяет велосипеду работать без особых усилий его хозяина. Герметичные патроны-концентраторы уменьшают трение для более плавной езды, а это позволяет ездить по городу с еще большим комфортом. Тормоза, педали, ремни, и все остальное можно с легкостью заменить, если такое желание появиться.
Цена: 14400 руб.
Советы
Наличие тормозов – это отличная идея, так как отсутствие ручных тормозов и скольжение оказывает сильное давление на коленные чашечки и увеличивает возможность повреждений колен, а также быстро изнашивает покрышки. Тем не менее, это всего лишь единичное мнение. И большинство из нас ездит и скользит без тормозов годами и не имеет никаких проблем.
Следите за собой во время поездки! Если ваш палец попадет между движущейся цепью и выступом шестерни или зубчатым венцом, то вы можете его лишиться.
Ездить с педалями-платформами или без дополнительных тормозов – не только глупая идея, но и риск получить увечья. Контактные педали и туклипсы, сделанные под ногу велосипедиста, позволяют ему легко скользить.
Так как трение скольжения меньше, чем трение покоя, скольжение увеличивает дистанцию остановки. Если нужно остановиться быстро, лучше крутить педали назад (сопротивляться движению педалей), чем пытаться сомкнуть колени.
Тренируйтесь на безопасной отдаленной местности. Несколько первых поездок поразительны во многих отношениях и намного безопаснее учиться на местности, где не переживаешь о водителе машины, который может вас не заметить.
До поездки: Убедитесь, что ничего (к примеру, шнурки и т.д. и т.п. ) не болтается рядом с цепью. Если что-то попадет в движущиеся части, то в скором времени вы попробуете землю «на вкус».
У велосипедов с фиксированной передачей, как правило, нет втулки колеса с эксцетриковым зажимом (а у заднего колеса ее и не должно быть), поэтому нужно иметь при себе 15мм отвертку, чтобы ослабить болты и отрегулировать натяжение цепи
Натяжение цепи очень важно! Нужно держать ее натянутой. Нет никакой пружины переключателя, которая бы сохраняла натяжение цепи.
Делать растяжку коленей до и после каждой поездки
Велосипедисты на длительные дистанции страдают от боли в коленях и спине, потому что развлекательная и профессиональная поездка отражается на коленях и нижней части спины. Растяжка значительно снизит боль и повреждение. Это также позволяет увеличить мускулатуру возле суставов.
Можно вернуться к контактным педалям, как только вы будете удобно чувствовать себя на велосипеде. Очень часто используются двусторонние педали, которые позволяют ездить в любой спортивной обуви (с шипами на обуви) или кроссовки (заправить шнурки вовнутрь). Или ездить с зажимами (клетки, корзины, и т.д. и т.п.). Это позволяет зафиксировать ногу на педали без специальной обуви. Важно закрепить ногу на педали, если вы хотите эффективно остановиться или замедлить ход.
Потренируйтесь тормозить на мокрой траве в местном парке, пока вы окончательно не убедитесь, что готовы ездить по дороге.
Третья жизнь
Как и у любителей старинных автомобилей у велосипедов с фиксированной передачей во всём мире есть множество поклонников. Возникла целая культура велосипедов «фикс»
Не важно, где владелец приобрёл своего любимца: то ли это старый трековый велосипед, отработавший в спорте много лет; найденный выброшенным на свалке и восстановленный; или приобретённый на дорогом аукционе — сейчас это своего рода направление в искусстве, стиль и просто хороший вкус
Также читать на эту тему:
Проект Google Street View и велосипед. Между задними колёсами располагается блок с аккумуляторами и компьютером для обработки и сбора информации. Для работы на нём необходима достаточная физическая подготовка. За один рабочий день велосипедист может накрутить до пятидесяти километров…
Социальный велосипед. С каждым годом велосипед всё больше завоёвывает мир и неординарные подходы к его использованию всё чаще приходят на смену стандартным. В США проходит испытание пилотная программа социального велосипеда. Идея заключается…
Чоппер. Свои творения они называли Choppers. Это новшество не ускользнуло от инженеров компании Schwinn, разрабатывавшей и продававшей велосипеды на североамериканском рынке. В 1962 году они разработали и запустили в производство велосипед…
Велосипед для десантников. С 1980 года американская компания Montague bikes, специализирующаяся на производстве складных велосипедов плотно сотрудничает с военными. В 1998 году она выпускает свежую модель велосипеда для вооружённых сил Соединенных Штатов. Тактический велосипед…
Одноколёсный велосипед. Первые попытки изготовить появились в конце 19-го века, практически сразу после того, как двухколёсный велосипед начал принимать свои современные формы. Рамой одноколёсного велосипеда является вилка , на которую установлено сиденье…
Цены и бренды Фиксов
В последние несколько лет популярность таких байков среди представителей различных субкультур привела к активизации их производства. Каждый модник считает своим долгом перемещаться по городу на фикси. Поэтому их дизайн стал ярче, красочней и оригинальней. Отличить его от прочих сможет практически каждый. Среди производителей существует много компаний, выпускающих велосипеды этого класса. Особой популярностью пользуется средний ценовой диапазон 300-400$, но можно найти предложения и за 250$, и 2500$.
Среди наиболее распространенных и популярных в нашей стране фиксов выделяются модели марки Fuji Bikes. Расположенные в ценовом диапазоне от 250-400$, они отличаются высоким качеством, небольшим весом и изящным дизайном. Как правило, задние колеса имеют флип-флоп втулку (с одной стороны фиксированную звездочку, а с другой – фривил), которая позволяет превращать Fixed Gear в синглспид с возможностью не крутить постоянно педали. Аскетичность данного предложения нарушает только наличие тормозов, но без них по городу будет ездить опасно.
Оригинальные цветовые решения отличают марку Create, которая выбрала для своих изделий яркую окраску. Простота конструкции, а также ее высокая надежность делает эти байки неплохим выбором. Также есть возможность сделать синглспид. Стоимость находится в пределах 250-300$
Linus Bikes выпускает сразу 3 разновидности фикси: с оригинальной геометрией, классические женские модели и вариации на тему коммутер-байков Франции 60-х годов. Их цена колеблется от 250$ до 400$.
Среди моделей фикси премиум-класса внимания заслуживают следующие производители
- Yamaguchi bicycles
- Republic Bikes
- Bianchi
- Affinity
- Tokyobike
- Cannondale
- Geekhouse bikes
Их творения стоят от 500$ и гораздо выше, но взамен вы получите наиболее легкую, яркую, а также стильную продукцию с неповторимым дизайном и высочайшей надежностью.
Амортизаторы
Для велосипедов предлагается три варианта реализации подвески:
- Ригид – полное отсутствие амортизаторов (разве что только за исключением амортизированных подседельного штыря или седла). Такие байки имеют жесткую переднюю вилку, а встречаются обычно в следующих категориях: шоссейные, городские, дорожные, экстремальные (BMX) и т.д.
- Хардтейл – наличие амортизации переднего колеса. Подобная схема очень распространена, причем наблюдать ее можно на велосипедах практических всех классов (за исключением шоссейных/трековых моделей).
- Двухподвес – амортизация присутствует и спереди, и сзади. Такая конструкция применяется, как правило, на горных велосипедах, предназначенных для экстремальных дисциплин.
Передние амортизационные вилки
«Двухколесники» обычно оснащаются передней амортизационной вилкой, состоящей из рулевой трубы, штанов, ног вилки, короны, гориллы, манжет и амортизаторов (причем последним узлом они в основном и отличаются друг от друга):
- Пружинные вилки – это базовый уровень, устанавливаемый на самые дешевые модели велосипедов. В основе такой конструкции – обычная пружина, которая закрыта в шатуне под резиновой или иной защитой и не выполняет роли демпфера, пропуская все мелкие неровности. Обычно пружинные вилки быстро выходят из строя из-за попадания грязи, а также не имеют настроек (только блокировки) и возможности обслуживания.
- Пружинно-эластомерные вилки – в целом они повторяют предыдущий вариант, однако вместо пружины здесь задействуется полимерный стержень, который выполняет функцию демпфера. Это – достаточно дешевый механизм, отличающийся неприхотливостью, надежностью и простотой обслуживания (периодическая чистка и обновление смазки). Его недостатками являются приличный вес и не самая хорошая амортизация.
- Воздушные вилки – в данном случае используется воздушная «пружина»: при возникновении нагрузки на вилку штоком приводится в движение поршень, который сдавливает воздух внутри герметичной емкости. Такой тип амортизации обеспечивает хороший уровень комфорта, а также отличается надежной конструкцией и выгодной стоимостью. Среди его минусов – небольшой срок эксплуатации.
- Воздушно-масляные вилки – тут уже в роли демпфера выступает масляный картридж. Подобная подвеска «щеголяет» большим количеством регулировок и отлично подходит для постоянного катания и кросс-кантрийных гонок, однако имеет не столь длительный срок службы (как у пружинных механизмов) и стоит достаточно дорого.
- Масляно-пружинные вилки – устройство, которое объединяет в себе масляный картридж и стальную пружину, а применяется исключительно на спортивных велосипедах. Такие вилки – одни из самых качественных и надежных, но и наиболее дорогие.
Задняя подвеска
Что касается задней подвески, то она, как правило, является стезей спортивно-профессиональных байков (те компоненты, которые можно увидеть на дешевых «двухподвесах» скорее выполняют функцию «вау-эффекта») и наиболее часто встречается в двух вариантах исполнения:
Однорычажные – обладают очень простой конструкцией, в которой ось вращения заднего колеса напрямую сопряжена с рамой, без каких-либо линков. В данном случае ось вращается вокруг единственного шарнира, в результате чего траектория движения заднего колеса представляет собой дугу окружности с центром в шарнире
Такие подвески привлекают внимание своей неприхотливостью и надежностью, но при этом обладают не самыми лучшими «ходовыми» характеристиками (например, они изрядно «подтупливают» во время торможения).
Многорычажные – в такой системе задняя ось соединена с остовом посредством нескольких рычагов (т.е. не связана «напрямую» с передним треугольником)
Ось вращается вокруг «виртуальной точки», которая может смещаться во время работы подвески по определённой траектории (как правило по «C-образной» кривой). Такие решения позволяют минимизировать влияние педалирования и торможения на «паразитное» раскачивание.
Красиво и быстро – на фиксе возможно всё
Велосипеды фикс появились как транспорт для курьеров. Только так они смогли передвигаться по городу быстро и на приличные расстояния. Когда мода дошла до России, наши умельцы стали переделывать старые советские велы под фиксы. Грубо говоря, есть «старт-шоссе». Из него убираются все скорости, ставится трековая фиксированная втулка, и получается фикс. Производители, заметив ажиотаж, начали выпускать фиксы в массовое производство.
Красота – это личное восприятие каждого. Однако растущая популярность данного велосипеда – факт неоспоримый. Возможно, дело в хипстерах, предпочитающих определенный ретро-стиль в одежде и аксессуарах, которые отлично сочетаются с фиксом.
Как работает фикс велосипед
Велосипед с фиксированной передачей лишён свободного хода. За счёт работы простого механизма (втулки и барабана) традиционные по конструкции велосипеды не прекращают двигаться даже тогда, когда ездок перестаёт крутить педали. У фиксов же нет барабана, а на втулку с резьбой установлена звёздочка, передающая усилие на педальный механизм.
Именно поэтому велосипедист на таком велосипеде обязан вращать педали без остановки, причём делать это можно как вперёд, так и назад. Чтобы остановиться, нужно переменить направление их вращения. В случае экстренного торможения велосипед идёт юзом, так как сопротивление ног блокирует заднее колесо. Так выглядят классические «глухари», но более современные модели фиксов всё же оснащены дополнительным ручным тормозом.
Чтобы упростить себе жизнь, владельцы подобных велосипедов нередко пользуются системой Toe Clips, помогающей удерживать ноги на педалях. Туклипсы препятствуют соскальзыванию стопы и помогают контролировать процесс управления.
Особенности и преимущества
Велосипеды фиксед гир — это модели с фиксированной передачей, их скорость прямо пропорционально зависит от кручения педалей. Здесь, в отличие от стандартных вариантов, не получится отдохнуть и некоторое время ехать за счет свободного вращения колеса. Фривила в подобных моделях нет, как нет и системы торможения. Fixed gear появился еще в начале ХХ века, когда активно развивались велогонки и организаторы были заинтересованы в объективном результате, зависящем от сил спортсмена, а не от качественных характеристик велосипеда.
Велик фикс имеет ряд преимуществ, которые не могли не оценить сторонники этого вида спорта:
- Высокая скорость. На японских гонках «Кейрин» фикс велосипед развивал скорость 70 км/ч.
- Контроль движения заднего колеса. Его можно застопорить в любой момент, не опасаясь инертной скорости.
- Двунаправленное движение вперед-назад. Это позволяет совершать различные трюки, что немного непривычно после обычного велосипеда. На последнем от движения назад может сорвать цепь.
- Подходит для езды по городу, участия в велогонках, сочетая в себе функции двух типов.
- Всесезонное использование. Тотальный контроль скорости движения позволяет безопасно эксплуатировать велосипед зимой в гололед.
- Высокая тренировочная эффективность. Отсутствие передач позволяет укреплять мышцы, ведь движение происходит только при педалировании. Чем интенсивнее крутятся педали, тем быстрее едет велосипед. Это отличная тренировка для мышц ног.
- Минимальный тормозной путь. Мгновенная реакция велосипеда фиксед гир на движение ездока, отсутствие езды по инерции позволяет быстро остановиться.
- Легкость конструкции. Маленький вес позволяет развивать высокую скорость и легко транспортировать велосипед.
- Простота и доступность в обслуживании. Отсутствие сложных конструкций (ручного тормоза, передач) освобождает от лишних переключений, дополнительного ремонта транспортного средства.
Применение и популярность в разных странах
Fix велосипед достаточно популярен во многих странах и связано это с относительно низкой ценой на эту модель, простотой ухода и совершенно удивительными возможностями езды.
Бум на фиксы прошел в Японии и как пожар перекинулся в Америку и ряд Европейских стран. В нашей стране движение фиксеров еще не достигло апогея, но уверенными шагами движется в направлении увеличения любителей минимализма и езды в чистом виде.
Цена. Фикс имеет минимальную комплектацию, обеспечивающую главное – возможность езды. У этого вида велосипедов нет дорогостоящих элементов, таких как многоступенчатые звёзды, системы тормозов и «перекидки» скоростей, что существенно снижает стоимость.
Уход. Какой велосипед требует меньше всего ухода? Ответ – фикс! Само собой, что минимум деталей значительно упрощает и уход за фиксом, который, по сути, нуждается только в регулярной смазке и мойке.
Изначально фикс велосипеды пользовались огромной популярностью у почтальонов и рассыльных, так как дополнительных вложений этот велосипед не требовал годами, а скорость доставки увеличивал.
Возможности езды. Изначально фиксед велосипед был задуман как трековый, постепенно набирая популярность у велосипедистов, для которых не подходит спокойная езда.
На фиксе можно выполнять ряд эффектных трюков, останавливая педали на полном ходу и пуская велосипед юзом. Для этого, конечно же, необходимо иметь очень хорошее чувство равновесия и дистанции, чтобы не случилось аварийной ситуации или несанкционированного падения.
Тип вилки
Если с ригидными вилками все понятно (она жесткая, стационарная неамортизированная), то амортизационные имеют некоторые особенности.
Пружинная вилка
Самый малоэффективный вариант амортизационной вилки. Максимально ненадежен, имеет низкий уровень гашения и люфт. Если подытожить то вообще не рекомендуется к эксплуатации.
Пружинно-эластомерная вилка
Представляет собой пружину с вставленным внутрь эластомерным материалом. Уровень гашения не на много лучше пружинной. При низких температурах вилка становится абсолютно неэффективной из-за того, что материал, попросту, твердеет. Рекомендация та же — оно вам не надо
Воздушная вилка
В качестве средства гашения используется воздух. Легко регулируется путем подкачки. Обладает очень хорошим уровнем проглатывания кочек, обеспечивая комфортную езду. Самым существенным недостатком является низкий срок службы поршня и самих манжет. В продолжительных поездках по не самой ровной дороге может вас подвести.
Воздушно-масляная вилка
По сравнению с воздушной вилкой внутрь трубки добавлен масляный картридж. Этот вид отлично зарекомендовал себя в режиме экстремальной эксплуатации, что говорит о ее высокой износостойкости. Устанавливаются в основном на спортивные типы велосипедов.
Пружинно-масляная вилка
Самый надежный и качественный тип вилок. В основе лежит масляный картридж и стальная пружина. Качественные вилки этого типа обычно имеют достаточно высокую цену, что является их самым существенным недостатком.
Производители втулок: плюсы и минусы
Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:
- Shimano,
- SRAM,
- Sturmey-Archer,
- Rohloff.
Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.
Скоростной агрегат от Rohloff в разрезе
Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.
Амортизация (ригид, хардтэил, двухподвес)
Под этим пунктом в характеристиках велосипеда имеется ввиду тип амортизации. Данных типов всего три.
Ригид (Rigid) – стандартная классическая схема, которая появилась еще на самых первых двухколесных транспортных средствах. Она подразумевает в себе конструкцию велосипеда с полным отсутствием амортизации, исключением может быть амортизированное седло с пружинами и амортизированный подседельный штырь. На велосипедах ригид устанавливается жесткая передняя вилка. По данной схеме выполняются все шоссейные велосипеды, дорожные, некоторые городские, круизеры и фэт-байки, а также BMX и т.д.
К преимуществам такой схемы можно отнести жесткость конструкции, что позволяет осуществлять более эффективное педалирование за счет отсутствия раскачки велосипеда. Плюс к этому велосипеды rigid обычно легче конкурентов с амортизаторами. Ну а недостаток – дискомфорт во время езды по ухабистой дороге.
Хардтеил (Hardtail) – схема амортизации велосипеда, при которой последний, имеет амортизационную переднюю вилку и жесткий хвостовик. Такая схема очень популярна и может встречаться практически на каждом из типов велосипедов (кроме шоссеров).
К преимуществам можно отнести более комфортную езду по ухабистым дорогам, чем у схемы ригид, за счет снижения вибрации, которая передается на руки велосипедиста от руля. Недостатки – менее эффективное педалирование (если вилка имеет блокировку хода, то этот недостаток можно не считать) и увеличение веса за счет более тяжелой амортизационной вилки.
Двухподвес – велосипед, который имеет два амортизатора, спереди и сзади. Передний реализован также как и на хардтейлах, а задний представляет собой, обычно, вид маятника (смотри картинку).
Такая схема амортизации используется как на обычных горных велосипедах, так и на специализированных, которые используются для даунхилла.
Плюсы – комфортная езда и снижение нагрузки на позвоночник при прыжках. Минусы такие же, как и у хардтейлов, только еще более выражены.
Рама велосипеда
Тип рамы продолжает решение вопроса с дальнейшей эксплуатацией велосипеда, т.к. от нее зависит, в каких условиях на нем будет ездить комфортнее всего.
Тип рамы. Подвеска
Ригидная рама. Велосипеды на ригидной подвеске не имеют амортизаторов, а также более дешевые в изготовлении. Основной недостаток – очень жесткая (неудобная) езда по пересеченной местности – даже легкому бездорожью.
Хардтейл (Hardtail) — наиболее распространенный тип рамы велосипеда. Основным отличием велосипедов Хардтейл является возможность установки амортизации переднего колеса, за счет установки амортизационной вилки, но в тоже время отсутствие амортизации заднего колеса. Такой тип рамы используется в основном у горных, туристических и гибридных велосипедах.
Двухподвес. Велосипеды на этом типе подвески имеют амортизацию как переднего, так и заднего колес. Плюсом является полный комфорт при передвижении по бездорожью, а минусом – ограничение по весу. Например, с весом в 120-130 кг вряд ли велосипед прослужит долго, особенно если на нем частенько ездить. Кроме того, отремонтировать двухподвес будет стоить дороже, нежели ригид или хардтейл. И еще, в добавок, на ровной поверхности, велосипеды на первых двух типах рам ездить будут быстрее, нежели двухподвес, если конечно другая техническая оснастка будет одинаковая.
Мой выбор – хардтейл, а вы уже дорогие читатели смотрите, что Вам больше по душе.
Из какого материала состоит рама
Рамы современных велосипедов делаются из следующих материалов:
Сталь. Самая распространенная – Хром-молибденовая сталь (CrMo 4130 или 30ХМА).
Преимущества: надежность и прочность, долговечность, упругость, дешевизна в изготовлении, простота в ремонте.
Недостатки: вес и подверженность коррозии.
Алюминиевый сплав. Фактически, алюминиевый сплав пришел на смену стальным рамам, хотя для удешевления велосипеда сталь все еще используется с успехом. Большинство велосипедов среднего и выше среднего ценового диапазона построены именно на алюминиевых рамах. Основные марки алюминиевых сплавов 7075, 7005, 6061.
Преимущества: меньший вес, хорошие антикоррозийные свойства, простота в изготовлении.
Недостатки: в отличие от стальных рам, алюминиевые имеют меньший срок эксплуатации.
Титан. Сплав титана используется в более дорогих рамах.
Преимущества: упругость, надежность рамы (в 2 раза надежнее стальных и в 3 – алюминиевых рам), устойчивость к коррозии, маленький вес (в среднем – 1,4 кг).
Недостатки: цена
Углепластик (Карбон). Этот тип рам в основном устанавливается на дорогих велосипедах типа: дорожники, трековые, шоссейники, гибридные. Они очень легкие и дорогие, а также бояться точечных ударов.
Преимущества: легкость, дизайн.
Недостатки: хрупкость, цена.
Лично я предпочитаю велосипед на алюминиевой или титановой рамах. Все зависит от бюджета.
Размер рамы: Как выбрать велосипед по росту?
К выбору размера рамы велосипеда нужно отнестись очень серьезно, т.к. от этого зависит дальнейший комфорт при катании. Ведь если правильно подобрать себе велосипед по росту, ездить на нем будет намного проще, да и ноги будут уставать намного меньше.
Некоторые марки велосипедов имеют свои размерные сетки, но я предлагаю Вам средние значения, которых придерживаются большинство производителей.